суббота, 5 июля 2008 г.

Актуальное интервью: "Валерий Пустовойтенко: Нет во власти людей, которые в своей жизни хоть что-то построили"

Проект "Ющенко-2" может повторить судьбу проекта "Кучма-3". А балоговская партия "Единый центр" прикажет долго жить еще быстрее, чем блок "За единую Украину". К такому выводу пришел экс-премьер Валерий Пустовойтенко, который снова пытается воскресить Народно-демократическую партию.

СРОЧНО НУЖНЫ... ПРЕДАТЕЛИ!

- Валерий Павлович, судя по вашему заявлению, балоговским "единщикам" уже нет смысла собираться 12 июля на свой съезд: вы их уже похоронили...

- Когда партия формируется при помощи административного ресурса и под руководством политика с таким "очень высоким" рейтингом, как у Балоги, то ничего не получится. Это однозначно. В некоторых областях ЕЦ возглавили... предатели. К примеру, во главе харьковской организации "Единого центра" оказался бывший мэр Шумилкин. Тот самый, который ранее состоял в НДП - партии, помогавшей ему стать мэром первый раз. Чтобы победить во второй раз, он уже решил от нас отказаться. А в результате проиграл выборы Добкину. Шумилкин сбежал от нас в 2006 году как раз накануне выборов. Нанес очень сильный удар по городской и областной организациям НДП. А до этого клялся нам в любви и дружбе. Как же я должен относиться к такому "лидеру"?

- Какова сегодня ситуация в вашей партии?

- НДП в разобранном состоянии. Мне уже звонят, чтобы я ее возглавил и готовился к следующим выборам - парламентским и президентским. Для меня это шаг непростой.

- Так ведь из НДП уже уходят...

- От нас уходили уже неоднократно: Ехануров, Бессмертный, Матвиенко, Филенко, Толстоухов... Наша партия уничтожалась при помощи своих же людей. И было много сложных этапов. В 2001 году мы отмечали день рождения Леонида Даниловича. Я его поздравил и уже хотел уйти: к нему ведь была очередь. Но он меня остановил: "Не уходи. Есть разговор". Кучма завел меня в спальню и потребовал... подписаться!

- В спальне? Подписаться? А под чем?

- Под договором о создании предвыборного блока "За единую Украину". Под ним уже стояли подписи лидеров партий. Не хватало только моей. Но у меня было другое мнение: на парламентские выборы-2002 наша партия должна была пойти самостоятельно. Поэтому я вначале от такого предложения Кучмы отказался. А он опять за свое: "Подпиши: у меня же день рождения".

- И вы сделали ему такой подарок?

- Но не в связи с днем рождения. Мне был выдвинут ультиматум. Он мне сказал: "Ты же понимаешь: власть есть власть. Я скажу, чтобы в регионах вас нигде не поддерживали. И вы на выборах не пройдете"...

- Почему вы так мало набрали голосов на выборах-2002?

- Неудачно была подобрана первая пятерка избирательного списка "За единую Украину". Лидеров партий, создавших этот блок, "отодвинули" во вторую пятерку. Когда же пришли в парламент, началось уничтожение фракции НДП. Литвин, которого я ранее выдвинул в лидеры нашего блока, начал создавать свою партию. За счет наших структур, наших людей.

- И вы перестали быть "партией власти"?

- Мы присутствовали у власти. Но это не значит, что мы были при власти. Нас в какой-то мере "разводили". Меня пригласили на учредительный съезд партии Литвина. И у меня в папке было соглашение о сотрудничестве двух партий - Аграрной и НДП. Это соглашение нужно было подписать, но не подписали. Хотя на протяжении долгого времени мы шли рядом. А как только исчезла парламенткая фракция аграрников, исчезла и их партия, и позиция депутатов по отношению к крестьянам. Потом создали "демократическое крыло" в НДП - Зарубинский, Шевчук, Олуйко... И начали заниматься дезорганизацией нашей партии, выходить из фракции НДП. С одной стороны, у нас было предательство, с другой - давление власти.

РАЗ ПОШЛИ НА ДЕЛО, Я И ЯНУКОВИЧ...

- Говорят, что НДП скоро исчезнет...

- Как? Для решения вопроса об обьединении с кем-то или о своей ликвидации нужно провести съезд. У нас же нет кворума ни в политисполкоме, ни в политсовете. Недавно проводился "энный" этап съезда, который открывался более года назад: он неправомочен принимать решения о ликвидации партии, его делегаты уже разбрелись. Если решение о ликвидации НДП примут с нарушением партийного устава, я сам опротестую его в Минюсте.

- Боитесь, что ваши однопартийцы уйдут в ЕЦ?

- Я уверен: из всех членов НДП, которые у нас остались, в ЕЦ может уйти процентов десять. Остальные разбредутся: кто в БЮТ, кто в Партию регионов, кто останется беспартийным. В "Нашу Украину" вряд ли уйдут: она бесперспективна.

- А ваша бывшая соратница Людмила Супрун уже "засватана" балоговскими "единщиками"?

- Не знаю.

- Неужели вы с ней вообще никаких контактов уже не поддерживаете?

- В последнее время практически нет. Думаю, что она допустила стратегические ошибки. Мы предоставляли ей возможность себя реализовать. Но у нее нет политического лица...

- Видимо, "единщики" считают по-другому? Они, наверное, возьмут ее на свой съезд.

- А что съезд? Для него могут снять Дворец "Украина". Или "Восточный зал". Распределят, кто и сколько должен привести людей. Подготовят выступающих.

- То есть организация будет на высшем уровне?

- Ну, это уже детали. А вот насколько будет доверие к этой организации? Лично я в нее не верю. Скептически отношусь к лидеру "единщиков".

- Какого лидера вы имеете в виду: Криля или Балогу?

- Наверное, скрытый лидер - Ющенко. Менее скрытый - Балога. А более открытый - Криль. Кто из них возглавит ЕЦ? Президент может вообще не опираться на партию, если он пойдет на выборы. Это целый комплекс вопросов. Так, с кондачка, делать нельзя. Мы это уже прошли. Еще в 1999 году в НДП была дискуссия: кого поддерживать на президентских выборах? Кучму не хотели, но я его поддержал. Считаю, что это было абсолютно правильно.

- Но это "правильно" вылезло вам боком...

- Поменялась политика. Президент другим стал. Потом были президентские выборы-2004. Снова встал вопрос: кого поддерживать? Мы решили выдвинуть своего кандидата.

- А что же Кучма?

- Леонид Данилович... молчал. Когда заговорили о его третьем сроке, ко мне начали приходить представители политисполкома НДП, которые находились при власти. Они сказали прямо: мол, тебя, Валерий, поддерживать не будем.

- Почему?

- Не хотели из-за меня терять кресла губернаторов. Тех, кто мог бы меня поддержать, "кишнули" бы на следующий же день.

- А как бы Кучма об этом узнал? На выборах голосование тайное...

- Голосование то тайное, но решение о поддержке того или иного кандидата - публичное. Один из моих заместителей позвонил секретарю Донецкой организации: мол, не вздумай поддерживать Пустовойтенко. А Днепропетровская организация НДП приняла "интересное" решение: если Кучма идет на третий срок, поддержать Кучму, если не идет - поддержать Пустовойтенко.

- А с Ющенко и Януковичем тоже переговоры были?

- Были. Мы публично подписали соглашение с Януковичем: у нас были конкретные договоренности о том, где будут работать наши партийцы в случае его прихода к власти. А вот Виктор Андреевич таких предложений не давал: мол, поддержите, а там видно будет. Поэтому партия мне до сих пор этого не может простить: несмотря на то, что властная элита была против, за мою кандидатуру выступило подавляющее большинство организаций НДП. Партийный съезд НДП меня бы поддержал. Но я этого не хотел.

- Что же это вы так поскромничали?

- Представьте ситуацию: я приезжаю в Харьковскую область за поддержкой, а губернатор меня не поддерживает. Еду в Крым, а председатель Совмина, возглавляющий нашу крымскую организацию, - против. Вот такая была "многовекторность".

100 ГРИВЕН ОТ ПИЛИПИШИНА

- Вы заявляли, что не желаете вливаться в ЕЦ. А как насчет создания единого блока?

- Блок создать можно. Допустим, он будет называться "Единый центр - НДП". Но "единщик" Криль уже заявил, что такого объединения не будет. У нас просто отбирают людей. Берут тех, кто уже предавал своих друзей не единожды. И весь этот процесс ведется с абсолютным нарушением нашего партийного устава. Вот если бы с Крилем было подписано такое соглашение: мол, будет то-то и то-то, члены НДП получат места и в центре, и на местах. Как это было с Януковичем. Но он не победил...

- Как же вы могли так ошибиться?

- Мы не ошиблись. Думаю, партия была права. Эта власть не способна управлять страной. Раскол, происшедший в обществе, докатился и до НДП. После первого тура президентских выборов-2004 только часть наших членов решила поддержать Януковича, другие сделали ставку на Ющенко. Это был сильный удар по нашей партии.

- Насколько реален проект "Ющенко-2"?

- Ющенко и Тимошенко будут драться за второй тур. Если он туда выйдет, ее электорат перейдет к нему, если она - то его электорат достанется ей.

- По-вашему, один из них выйдет во второй тур, чтобы сразиться с Януковичем и снова повторить то, что уже было?

- Так настроен электорат. Поэтому Януковичу нужно активнее поработать на своем поле, подтянуть области в центре и на юге. Но его не слышно и не видно. Он ушел в подполье. Партией руководит из "погреба".

- А Тимошенко с ее ораторским мастерством?

- Юлия Владимировна по натуре - разрушитель. Она, к сожалению, не способна объединять людей. У нее много энергии, много инициативы. Но нет стратегических планов. Я их просто не вижу. Тимошенко должна была изложить свою позицию не набором лозунгов, а конкретными предложениями. Больше всего меня волнует экономика. В банковской системе порядка нет. В стране - пять курсов валют! По одному курсу продают, по другому - меняют. Официальный курс - это уже третий. Договора подписывают по четвертому.

Мы забыли о том, что Украина - аграрная республика. После трагедии в Алчевске обещали реформу коммунального хозяйства, но Минкоммунхозу не дали ни копейки. Впереди Евро-2012, а денег на строительство дорог нет. Забыли, что такое самолетостроение. То же самое касается и судостроения. А товары народного потребления? Супермаркеты забиты чужим. Своего фактически нет. А если и есть, стыдно покупать. Мои дети купили на дачу скамейки. "Чьи?" - спрашиваю. Оказывается, немецкие. Мы даже скамеек сделать не можем! А почему?

Страна мертвая. Нет во власти людей, которые в своей жизни хоть что-то построили. А вот заниматься избирательной кампанией, поднимать рейтинг - этого у них не отберешь. Технологии уже отработаны. Мне рассказали, что на киевских выборах каждая партия имела свою базу данных, то есть брали отдельные участки и делили их "по-братски": одному - 130 тысяч голосов, другому - 270 тысяч, третьему - 450 тысяч. И на этой "базе" работают. Подачки делают...

- Какие подачки?

- Да вот накануне выборов супруга мне сказала, что нужно на почте получить 100 гривен от Шевченковской райгосадминистрации. Я удивился: в честь чего? Не поеду! Стыдно... А она говорит, что деваться некуда - деньги уже перечислены.

- Надо было позвонить Пилипишину: чего так мало?..

- Я ему не звонил... Когда я шел в мэры, то работал со всеми. Считал, что избирать нужно честно. А сегодня используют уже другие "технологии". Кандидаты в Президенты тоже заранее определены: Янукович, Тимошенко, Ющенко, Литвин, Витренко, Мороз, Симоненко... До выборов еще два года, а уже все "схвачено"...

Источник: "CN-Столичные новости"

Комментариев нет: