суббота, 10 января 2009 г.

Америка поставила на Обаму: США меняют президента и приоритеты

Победа Барака Обамы знаменует собой начало смены поколений американских элит. На смену обанкротившимся ветеранам холодной войны приходят политики, которым предстоит пересмотреть позиции Америки в мире и определить новые приоритеты развития страны.

Выборы президента США, ход и результаты которых стали неожиданностью для всех наблюдателей, безусловно, являются одним из наиболее примечательных событий в мировой политике в истекающем году. Дело даже не в том, что впервые в истории США главой государства стал чернокожий политик. Победа Барака Обамы знаменует собой начало смены поколений американских элит. На смену обанкротившимся ветеранам холодной войны приходят политики, которым предстоит пересмотреть позиции Америки в мире и определить новые приоритеты развития страны.

Президентская кампания 2008 года последовательно разрушила все стереотипы, сложившиеся за последние десятилетия. Впервые кандидаты-фавориты от обеих партий определились не в начале сезона первичных выборов, впервые в качестве серьезных кандидатов на пост президента и вице-президента рассматривались женщины — Хиллари Клинтон и Сара Пейлин соответственно — и, наконец, впервые в истории США президентом был избран чернокожий политик — сенатор от Иллинойса Барак Обама.

«Не следует преувеличивать расовый фактор в победе Обамы», — заметил РБК daily профессор Гарвардского университета Критор Сайдерсинк. Демографическая ситуация в США меняется, признал эксперт. Рождаемость среди белого большинства страны падает, а в цветных диаспорах, напротив, растет, признал эксперт. Иммиграция в США в отличие от прошлых десятилетий также перестала быть в основном белой. Тем не менее рассматривать Барака Обаму как «президента цветных» было бы ошибкой, считает г-н Сайдерсинк.

«Нового президента выдвинуло новое поколение избирателей», — констатировал эксперт. «Ядерный электорат», выдвинувший Обаму, состоит из людей, пришедших в общественную жизнь уже после окончания холодной войны. Это касается как рядовых избирателей, так и активистов низовых партийных структур, под давлением которых руководство Демократической партии было вынуждено отказаться от ставки на Хиллари Клинтон и признать кандидатом Обаму, тоже, кстати, начавшего свою политическую карьеру уже в середине девяностых.

Большинство же избирателей отдали свои голоса «кандидату перемен» после того, как стал очевиден полный провал как на внешнем, так и на внутреннем фронте команды Джорджа Буша, сформированной именно из ветеранов холодной войны и так и не избавившейся от ее стереотипов. Стремление к доминированию в глобальном масштабе и бездумное использование как экономических, так и военных рычагов давления привело Америку в конечном счете к серии проигранных войн, коллапсу национальной финансовой системы и уже признанной стагнации во всех сферах экономики.

«Америка поставила все на Обаму, — констатировала аналитик Московского центра Карнеги Мария Липман. — От нового президента сегодня фактически ждут чуда: появления ощутимых признаков преодоления кризиса в американской экономике и улучшения имиджа США за рубежом, серьезно подорванного за последние годы». Если к концу 2009 года он не сможет предъявить избирателям реальных плодов обещанных им перемен, сегодняшняя эйфория сменится разочарованием, а экономический кризис в США перерастет в политический.

Первые шаги Барака Обамы на посту избранного президента демонстрируют приверженность нового лидера к тактике сдержек и противовесов. В новом кабинете министров США, который приступит к исполнению своих обязанностей в январе, ни одна из групп влияния не занимает доминирующего положения. В частности, внешнюю политику в администрации Обамы будут одновременно курировать госсекретарь Хиллари Клинтон, вице-президент Джозеф Байден и новый посол США в ООН Сьюзан Райс. Сегодня рано говорить, какие изменения претерпит внешняя политика США при новом президенте. Очевидно одно: продолжать внешнеполитический курс Джорджа Буша, заведший Америку в тупик, Барак Обама не будет.

КИРИЛЛ ЗУБКОВ РБК

У Тимошенко с радостью восприняли информацию из секретариата Ющенко

Тема участия «РосУкрЭнерго» не должна доминировать в украинско-российских газовых переговорах.

Как передает корреспондент УНИАН, об этом на брифинге заявил первый вице-премьер-министр Украины Александр ТУРЧИНОВ.

Он подчеркнул, что на сегодняшний день этот вопрос для правительства давно закрыт, и отношения между «Газпромом» и «Нафтогазом» должны строиться без участия каких-либо посредников.

А.ТУРЧИНОВ подчеркнул, что в правительстве считают, что соглашения о поставках газа в Украину могут быть подписаны лишь при соблюдении двух ключевых условий: ликвидация посредников, в частности «РосУкрЭнерго», и параллельное повышение цены на газ и его транзит.

Также А.ТУРЧИНОВ отметил, что в правительстве приветствуют заявления Уполномоченного Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдана СОКОЛОВСКОГО о том, что Президент также выступает за ликвидацию посредников в газовых отношениях между Украиной и Россией.

«Мы с радостью восприняли информацию, которую озвучил СОКОЛОВСКИЙ. Впервые со стороны Секретариата Президента мы получили поддержку действий правительства о ликвидации теневых посредников», - заявил А.ТУРЧИНОВ, выразив надежду, что этой позиции Секретариат Президента будет придерживаться и в дальнейшем.

Балога увидел, зачем Москва "замахнулась на Киев газовой дубинкой"

Глава Секретариата Президента Украины Виктор БАЛОГА уверен, что целью газового шантажа со стороны России является получение контроля над украинской газотранспортной системой и рядом стратегических предприятий.

Как сообщили УНИАН в пресс-службе Президента, об этом он заявил, комментируя резкое ограничение поставок российского топлива в Украину и Европу.

Как отметил В.БАЛОГА, Россия готовила «газовую атаку» на Украину заблаговременно и тщательно, поэтому лишь наивный может поверить в то, что истинной причиной прекращения экспорта российского топлива стали долги за потребленный газ. Поскольку уже после того, как вся необходимая оплата была проведена, Москва сознательно срывала переговоры о заключении нового газового контракта под явно надуманными предлогами, одновременно не прекращалась широкая кампания по дезинформации общественного мнения, констатирует глава Секретариата Президента. “Следовательно, задолженность вовсе не является настолько критическим фактором, способным сделать невозможным достижение договоренностей между двумя странами-партнерами”, - добавил он.

По его убеждению, развернутый Москвой во всех направлениях прессинг и его потенциальные последствия для нашей страны следует рассматривать, по меньшей мере, в трех плоскостях: политической, экономической и социальной. Лишь при таком подходе станет четко понятной логика Кремля и способы противодействия любому давлению с его стороны сейчас и в будущем, отметил В.БАЛОГА.

«Москва, замахнувшись на Киев газовой дубинкой, стремится одним ударом решить ряд тесно переплетенных политических и экономических задач. В первую очередь, создать серьезные проблемы в украинской экономике, которая пока еще остается зависимой от российских энергоносителей. В планах - получение контроля над украинской газотранспортной системой и рядом стратегических предприятий. Именно для достижения этой цели и создан газовый дефицит, который, по замыслу россиян, способен вызвать цепную реакцию в экономике и поставить Украину на грань дефолта”, - заявил В.БАЛОГА.

Между тем, отметил он, по расчетам инициаторов «газового террора», нехватка газа для промышленного Востока, что приведет к остановке крупных предприятий и стремительному росту безработицы, и холод в домах украинцев должны вывести на улицы тысячи недовольных протестующих. Это должно было бы дестабилизировать ситуацию в государстве и дискредитировать его руководство, в первую очередь, Президента Виктора ЮЩЕНКО. «За весь период руководства Владимира ПУТИНА договоры о поставках российского газа со стороны Украины готовил почти неизменный пул представителей, в частности, и нынешний руководитель «Нафтогаза Украины» Олег ДУБИНА. Газовые проблемы в двусторонних отношениях возникли сразу, как только В.ЮЩЕНКО стал Президентом. Таким образом, очевиден сугубо политический, даже личностный, но не экономический подтекст в нынешнем газовом споре», - обратил внимание В.БАЛОГА.

По его мнению, Россия так и не смогла избавиться от сугубо имперского комплекса - влиять и вмешиваться в процессы в странах, которые когда-то входили в социалистический лагерь. Поэтому Москва разыгрывает «газовую карту» для того, чтобы через искусственно созданное напряжение обеспечить себе политические плацдармы в Украине. “Тем более, что некоторые политические силы, в том числе представленные в правительстве и Верховной Раде, уже давно являются проводниками интересов российской власти в нашем государстве”, - отметил В.БАЛОГА.

Глава Секретариата Президента заметил, что перекрытием поставок газа в нашу страну Москва нарушает взятые на себя международные обязательства как гаранта безопасности и территориальной целостности Украины после отказа Киева от ядерного оружия. Россия должна была бы воздерживаться от какого-либо давления на Украину, в том числе и экономического, каковым является одностороннее прекращение поставки газа. “На практике закрытие российского газового вентиля является не только давлением - этот шаг можно сравнить с пытками экономики и населения целой страны”, - подчеркнул В.БАЛОГА.

В этой ситуации, по мнению В.БАЛОГИ, для нашего государства и его народа есть один выход - объединиться на основе интересов своего Отечества как ценностей, о которых нужно заботиться и которые нужно отстаивать независимо от места жительства, политических симпатий, национальности и языка. «Особую сплоченность должна проявить власть (центральная и местная), от действий которой зависит то, как все мы пройдем это сложное противостояние. Сегодня как можно дальше нужно забросить идеологические противоречия и понять, что каждый представитель во власти той или иной политической силы, прежде всего - гражданин Украины. В конечном счете, и власть избрана народом, поэтому только через единенье мы вместе достигнем общей цели - выйти из этого кризиса более крепкими», - подчеркнул глава Секретариата.

Как преодолеть «путинский блеф»

То, что Россия развязала необъявленную войну против Украины, стало очевидным достаточно давно. И произошло это значительно раньше президентской избирательной кампании 2004 года. Ее начало можно отнести приблизительно к концу 1999 года, когда после победы Кучмы на президентских выборах появились признаки переориентации внешней политики Украины в сторону Соединенных Штатов и европейских стран. Именно тогда состоялся «кучмагейт». Многие из экспертов не без основания считают, что в появлении скандальных записей Мельниченко были заинтересованы кремлевские власть имущие, которые хотели дискредитировать Леонида Кучму в глазах западных стран и вынудить его вернуться в лоно России. Дальше же все шло по восходящей.

На войне как на войне, или почему газ исчезает именно зимой?

Пока еще в российской войне против Украины не стреляют пушки и на украинские города не падают ракеты. Но хорошо известно, что сейчас войны довольно часто готовят и даже проводят без выстрелов. Для этого применяют весь арсенал действий, необходимых для достижения своей цели, начиная с формирования образа врага в глазах собственных граждан (вспомним, что Украина в глазах россиян занимает после США и Грузии «почетное» третье место в перечне наиболее враждебных стран) и массированной пропагандистской кампании на международной арене с целью дискредитации соответствующей страны, и заканчивая наполнением страны будущей агрессии шпионами и агентами влияния, и дискредитацией, а кое-где и убийством, политиков этой страны, которые могут помешать реализации планов агрессора поставить ее под свое тотальное влияние.

В условиях растущего недостатка невосстанавливаемых природных ресурсов все более распространенными становятся попытки использовать их как новейшее оружие, с целью осуществления давления на те или иные страны.

Так в арсенале такого оружия, которое все активнее использует Россия, есть газовое оружие. И об этом уже в открытую вынуждены говорить в европейских столицах. Газовые соглашения давно уже перестали быть для российских руководителей лишь бизнес-соглашениями, они все больше обретают политическую расцветку. И потому, не секрет, что окончательное решение об условиях газовых соглашений принимаются не в Газпроме, а в Кремле.

Отключение поставок газа в сильный мороз и выдвижение ультиматумов уже неоднократно использовались Россией раньше. Можно вспомнить хотя бы начало февраля 2004 года. В те дни, шантажируя Беларусь и требуя от ее руководства подписать заведомо невыгодные газовые соглашения, которые предусматривали передачу газотранспортной системы Беларуси Газпрому, Россия прекратила снабжение газа в период наиболее сильных морозов. Лукашенко даже эмоционально заявлял, что такие действия России хуже фашистских зверств во время Великой отечественной войны. Вспоминаются и события первых четырех дней января 2006 года, когда Газпром прекратил поставки газа в Украину. Тогда эти события «при странном совпадении» тоже происходили в условиях невиданных морозов.

Недаром газовые переговоры с Украиной и Беларусью кремлевские власть имущие под любым предлогом затягивают до конца года. Зимой, эти страны, которые, как правило не имеют достаточных запасов топлива, значительно легче вынудить пойти на уступки не только в газовых вопросах, но и во много других, касающихся бизнес- и политических интересов высшего руководства России. Именно поэтому Россия не заинтересована в подписании с Украиной долгосрочных контрактов на снабжение газа и его транзита с прозрачными условиями, которые отвечают принципам Европейской энергетической хартии. Ежегодно, затягивая подписание таких соглашений, кремлевские вожди имеют возможность осуществлять давление на руководство этих двух стран.

Наши «минусы» - их плюсы

Бесспорно возможность использования такого подхода в газовых отношениях с Украиной, связана, как с высокой энергоемкостью экономик бывшего Советского Союза и чрезвычайно большой долей газа в структуре потребления первичных энергоресурсов, так и с непрофессионализмом и коррупцией, благодаря чему сколочено не одно многомиллионное и даже миллиардное состояние, как в России, так и в Украине.

Этому в решительной мере «способствуют» и особенности экономики Украины. В структуре потребления первичных энергоресурсов в Украине газ составляет где-то 41% (нефть 18,4%, уголь 24,3%, атомная энергия и другие - 16,3%), что втрое больше, чем в мире, и вдвое - чем в Европе. Например, Франция в 2005 г. потребила 48 млрд. куб. м. газа, Испания - 30 млрд. куб. м., Польша - 13 млрд. куб. м, тогда как Украина использовала 76,4 млрд.куб.м. газа.

У той же Польши энергобаланс на 65% обеспечивается углем, на 19% - нефтью, и только на 11% - газом, другими видами энергоносителей - 5%. Понятно, что в таких условиях газовый шантаж Польши просто не возможен, тогда как против Украины применить его вполне реально.

При этом, ситуацию, безусловно, осложняет то, что несмотря на общий стереотип, главными потребителями газа в Украине, к тому же очень неэффективными, являются не промышленные предприятия, а население, коммунальное хозяйство и ТЭЦы, которые вырабатывают тепловую и электрическую энергию. Так, в 2007 году из 69,8 млрд. куб. м. в Украине весь промышленный сектор использовал около 26 млрд. куб. м. газа, а население, непромышленные предприятия и ТЭЦ (речь идет о выработке электро- и теплоэнергии для населения) потребили 35-36 млрд. куб. м. газа.

Заниженные цены и тарифы в жилищно-коммунальном секторе и не проведенная реформа в этой сфере, не позволяют использовать энергосберегающие меры и существенно сократить потребление энергоресурсов и эффективно отстаивать национальные интересы в газовом споре с Россией.

Кое-что о рыночных ценах, «назначенных» Путиным В.В.

Что же касается заявления Путина о том, что Россия согласится на рыночную цену на транзит газа по территории Украины в 3-4 доллара, в том случае, если Украина согласится покупать газ по рыночной цене есть 470 дол. в первом квартале 2009 года, то здесь следует отметить, что, как это стало уже нормой, российский премьер прибег к откровенной лжи и блефу, потому что прекрасно знает, что в Европе фактически нет рыночной цены на газ, поскольку большинство контрактов на снабжение газа являются долгосрочными. Цена на газ в них определяется на формульной основе, которая формируется исходя из цены альтернативных видов энергоресурсов в каждой конкретной стране (как правило - это энергетический уголь и мазут). Так вот, на основе расчетов, которые полностью отвечают требованиям Европейской энергетической хартии, которые приводит бывший советник НАК Нафтогаз Юрий Витренко в статье в «Украинской правде», написанной в соавторстве с советником премьер-министра Украины на общественных началах Александром Ковалко, цена на газ для Украины должна составлять не 470$, не 250$, и даже 201$, а 134$ за тыс. куб.

Вот почему Россия категорически отрицает формульное ценообразование на газ для поставок в Украину и привлечение западных экспертов в качестве посредников для обсуждения механизма ценообразования поставок газа в Украину. Она хочет применять какую-то, провозглашенную самой Россией «среднюю рыночную цену» в Европе. В действительности же с учетом резкого падения цен на нефть и другие виды энергоресурсов во второй половине 2008 года газ в Европу поставляется Газпромом примерно по цене от 250 до 300 долл. за тыс. куб. м. газа, исходя из долгосрочных контрактов. И это с учетом доставки его европейским потребителям. Так, например, Сербии в 2009 году Газпром будет поставлять газ по цене около 293 долл. за тыс. куб. м. И данный контракт был заключен еще 14 октября 2008 года, когда цены на нефть не обвалились до сегодняшнего уровня.

Если же говорить о биржевых ценах (хотя биржевая торговля газом не очень развита в Европе), то 6 января 2009 года по состоянию на 17.00 на европейской энергетической бирже Endex (European Energy Derivatives Exchange) со снабжением в Нидерланды на февраль газ предлагался (в пересчете на метрическую систему) по цене около 300$ за тыс. куб. м. газа. При этом цена газа летом 2009 года составит 235$ за тыс. куб. м. И это со снабжением в Европу, с учетом всех расходов на транзит!!!

Не менее лживым является заявление российского премьера и относительно средних рыночных тарифов на транспортировку газа. Потому что сам этот термин тоже является умышленным перекручиванием факта, что тариф на транзит газа определяется отдельно каждой из европейских стран, исходя из большого количества факторов, связанных с функционированием ее газотранспортной системы. Поэтому такой «средний рыночный тариф» является средней температурой по больнице.

По расчетам, уже упоминавшихся выше господ Витренко и Ковалко, минимальное значение тарифа должно составлять не менее 5,11 $ при прокачке тыс. куб. газа на 100 км. по территории Украины. При потому что средний транзитный тариф в европейских странах, которые корректно сравнивать с Украиной, составлял в 2007 году 7,04 долларов. Таким образом Украина только в 2007 году фактически подарила «Газпрому» от 5 до 7 млрд. долл. США.

Формула цены как выход из тупика

Почему же Украина все эти годы так невыразительно защищала свои интересы и что, собственно, делать теперь?

Ответ на вопрос «почему?» банально прост – из-за дикого непрофессионализма и коррупции. Все украинские Президенты, главы правительств, и руководители Нафтогаза (хотя следует отметить, что такая же ситуация и в России) рассматривали газотранспортную систему и торговлю газом как источник личного обогащения и обогащения приближенных к себе лиц. Соответственно, вся система функционирования газовой отрасли Украины настолько не прозрачна и коррумпирована. Кто и столько ворует денег, в действительности, не знает никто, поскольку воруют и, как принято говорить, «зарабатывают» на всех уровнях.

Очевидно, что и в этот раз, как это было в каждой украинско-российской новогодней «газовой» истории, Россия возобновит снабжение газа Украине, а Украина «запустит» транзит газа в Европу. Другого выхода, несмотря на всю остроту нынешнего конфликта, нет у обеих сторон. Мы очень зависимы друг от друга - 80% российского газа в Европу транспортируются через Украину, тогда как Украина 70% своих текущих потребностей в газе покрывает за счет поставок из России. Поэтому, безусловно, эти договоренности будут достигнуты. И деятельное участие Европы в «разруливании» нынешнего конфликта, приезд европейских наблюдателей в наши края и их конкретная работа свидетельствуют, что нынешний «хеппи энд» уже не за горами.

Однако главный вопрос в том, какой и в каком качестве выйдет Украина из нынешнего конфликта. Так как, ввиду сказанного в начале этих заметок, вполне очевидно, что Россия, вернее, нынешняя российская власть, не откажется от поставленных перед собой стратегических целей в войне против Украины. Следовательно, нынешний «эпизод» - далеко не последний в наших «звездных» битвах.

Стратегическим проигрышем для нас будет, безусловно, то, если мы только «запустим» газовый поток в Европу и ничего не изменим в российско-украинских газовых отношениях. А ничего не изменить - это оставить непрозрачными схемы снабжения газа Украине, сохранить посредников в лице РосУкрЭнерго или кого-либо еще, и, главнее всего, сохранить действующие принципы ценообразования на газ: Россия предлагает - мы торгуемся и подписываем.

Именно сейчас, воспользовавшись крайне высокой степенью «интегрированности» европейских стран в газовый конфликт, Украина должна публично настоять на участии европейских стран не только в роли контролера транзита газа, но и реального посредника в переговорном процессе между Украиной и Россией. В этом процессе наконец должно быть принято как база наших взаимоотношений формульное ценообразование на газ для Украины, а также формульное определение транзитного тарифа и тарифа по закачиванию, хранению и подъему газа из газовых хранилищ в полном соответствии с Европейской энергетической хартией. При этом должны быть применены основные принципы такого ценообразования, а именно: цена на газ определяется на основе цен альтернативных видов энергоресурсов, которые используются в Украине, транзитный тариф обеспечивает покрытие текущих и капитальных расходов, обеспечивающих стабильное функционирование газотранспортной системы. При этом тариф не должен включать затраты на технологический газ, необходимый для прокачки транзитного газа. Поставка технологического газа должна осуществляться в пределах определенного норматива поставщиком газа сверх того газа, который необходимо прокачать по территории Украины. В этом случае будет исключена возможность шантажа и провозглашения лживых обвинений в кражах газа.

Реально ли достичь этого?

По крайней мере, впервые за последние годы шанс на это есть. Ведь впервые за очень много лет, учитывая запасы газа в хранилищах, Украина имеет возможность не покоряться газовому шантажу и максимально защитить свои интересы. До сих пор Россия, устраивая очередной газовый «кризис» в разгар зимы, когда у нас не было резервов газа, могла выкрутить Украине руки и вынудить подписать соглашение на любых условиях и с любым посредником. Грубо говоря, если бы нам навязали в роли посредника футбольный клуб «Челси» с его известным владельцем, мы вынуждены были бы пойти и на это, после чего терпеливо выслушивали бы путинские обвинения о том, что он не знает, кто с украинской стороны стоит за этим посредником, а следовательно, «все вопросы к ним», то есть, к нам. Теперь же мы имеем возможность для отстаивания своих позиций, при этом еще и на стратегически благоприятном для нас факторе. И так же, едва ли не впервые Европа может напрямую заявить о своих претензиях к России: именно с Россией, а не с Украиной, евространы имеют прямые отношения о снабжении газа, следовательно, от нее, а не от Украины должны получить ответ, почему газ не дошел до Европы.

А, следовательно, Россия должна договариваться с тем, кто должен обеспечить транзит газа. То есть, с нами. А не наоборот.

Борис Кушнирук

Уполномоченный Президента: Украина идет на все возможные компромиссы

Уполномоченный Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан СОКОЛОВСКИЙ заявляет, что информация о том, что Украина отказывается подписывать трехсторонний протокол по мониторингу транзита газа через ее территорию, не соответствует действительности.

Как передает корреспондент УНИАН, об этом он заявил сегодня на пресс-конференции в Киеве.

«Ни одного слова правды нет в том, что украинская сторона не согласилась подписывать взаимоприемлемый документ, я подчеркиваю – взаимоприемлемый документ», - заявил Б.СОКОЛОВСКИЙ.

Б.СОКОЛОВСКИЙ подчеркнул, что на сегодняшний день международные эксперты работают в Украине, и есть готовность расширить список таких экспертов по предложению России. «Вопрос обсуждается, и Украина идет на все возможные компромиссы», - заявил Б.СОКОЛОВСКИЙ. При этом он отметил необходимость того, чтобы эта группа экспертов работала не только на территории Украины, но и на российских объектах, которые обеспечивают поставки газа в Украину.

Б.СОКОЛОВСКИЙ отметил, что на всех газоизмерительных станциях, расположенных в западной части Украины, представители «Газпрома» работают на постоянной основе, и если Россия хочет увеличить число наблюдателей, то Украина готова на это.

Вместе с этим Б.СОКОЛОВСКИЙ отметил, что представители НАК «Нафтогаз Украины» на сегодняшний день на газоизмерительных станциях на территории России испытывают довольно серьезные сложности в работе. «Проще говоря, их не допускают для выполнения своих служебных обязанностей», - отметил Б.СОКОЛОВСКИЙ.

Как сообщал УНИАН, 9 января "Газпром" опубликовал протокол о создании Международной экспертной комиссии по контролю за транзитом природного газа через Украину, в котором говорится, что комиссия должна иметь право свободного доступа к документации и объектам газотранспортной системы (ГТС) Украины, а также к подземным запасам газа. Этот документ уже подписан российской стороной, однако пока не подписан со стороны Еврокомиссии и Украины.

Премьер-министр Украины Юлия ТИМОШЕНКО вчера, 9 января, сообщила, что Украина готова подписать протокол, предложенный Россией, при условии паритетного представительства в ней украинских и российских экспертов.

«Именно в таком зеркальном варианте, когда обе страны – Украина и Россия имеют одинаковые права относительно доступа экспертов, мы подпишем такой протокол, как можно скорее», - сказала она.

Между тем заместитель министра иностранных дел Украины Константин ЕЛИСЕЕВ сегодня, 10 января, заявил, что сутью протокола о создании такой комиссии является подчинение украинской газотранспортной системы «Газпрому». «Суть такого протокола - это, по сути, подчинить украинскую сторону “Газпрому”, предоставить российской стороне полный контроль над украинской газотранспортной системой и де-факто положить начало процессу экспроприации украинской газотранспортной системы российской стороной», - сказал он.

Также К.ЕЛИСЕЕВ сообщил, что Украина еще не получала официального предложения России о создании международной комиссии по мониторингу транзита природного газа через территорию Украины.

Украина доказала Брюсселю, что РФ сама перекрыла газ - МИД

Украинская сторона во время встреч в Брюсселе доказала, что Российская Федерация сама перекрыла транзит газа в страны Европы, и что поведение российской стороны было неадекватным, заявил заместитель министра иностранных дел Константин Елисеев.

В то же время, Елисеев также высказал мнение, что отказ российской делегации принимать участие в заседании комитета по иностранным делам засвидетельствовал "капитуляцию Газпрома".

Напомним, вчера Ющенко и Тополанек заявили, что Украина и Европейский Союз готовы к созданию трехсторонней мониторинговой комиссии относительно транзита газа как на территории Украины, так и России.

Президент также сказал, что Украина выступает за переход на рыночную цену на газ, и заявил о готовности страны сделать все, чтобы транзит газа был прозрачным механизмом.

Более того, он отметил, что ситуация связанная с прекращением поставок газа в Европу через Украину, была заранее запланированной и подчеркнул, что последние заявления руководства России по газовым отношениям унижают не только Украину, но и саму Федерацию.

Между тем, премьер Чехии допустил, что в связи с падением цен на нефть в последнее время цена на газ может снизиться до $250 за тысячу кубометров.

В то же время, Газпром вчера заявил, что из-за позиции Ющенкo Украина не подписала протокол о создании многосторонней комиссии по мониторингу транзита газа через свою территорию, предложенный Россией.

По материалам: РБК-Украина

Протокол о мониторинге транзита газа не подписан из-за Ющенко - Газпром

Украина не подписала протокол о создании многосторонней комиссии по мониторингу транзита газа через территорию страны, предложенный Россией, из-за позиции Президента Украины Виктора ЮЩЕНКО.

Об этом заявил сегодня в эфире Первого канала официальный представитель "Газпрома" Сергей КУПРИЯНОВ, передает РИА «Новости».

"Мы видим эти заявления (украинской стороны), но протокол о создании многосторонней комиссии по мониторингу транзита газа через территорию Украины так и не подписан, а это значит, что, по-видимому, поставкам нашего газа в очередной раз мешает решение или отсутствие решения Президента Украины", - сказал он.

Ранее сообщалось, что европейские наблюдатели прибыли в Киев 9 января и приступили к осуществлению мониторинга. Однако, как отмечал представитель "Газпрома", до тех пор, пока протокол не подписан всеми сторонами, эти специалисты не имеют статуса наблюдателей. Кроме того, работа по мониторингу должна осуществляться не в Киеве, а на входах и выходах украинской газотранспортной системы и на подземных газовых хранилищах Украины.

Премьер-министр Украины Юлия ТИМОШЕНКО вчера, 9 января, также сообщила, что Украина готова подписать протокол, предложенный Россией, при условии паритетного представительства в ней украинских и российских экспертов.

«Именно в таком зеркальном варианте, когда обе страны – Украина и Россия имеют одинаковые права по доступу экспертов, мы подпишем такой протокол, как можно быстрее», - сказала она после переговоров с главой правительства председательствующей в ЕС Чехии Миреком ТОПОЛАНЕКОМ.

Ю.ТИМОШЕНКО отметила, что украинская сторона настроена на компромисс в переговорах с РФ, чтобы подписать контракты на поставку российского газа и исчерпать конфликт. По ее словам, в скором времени будут подписаны прямые контракты на поставку газа на Украину между НАК "Нафтогаз Украины" и "Газпромом".

Россия заявила, что готова возобновить поставки газа в Европу через Украину сразу после того, как к работе в РФ и в Украине приступит международная экспертная мониторинговая комиссия в составе представителей "Газпрома", "Нафтогаза Украины", Минэнерго России и Украины, компаний - получателей российского газа в Европе и независимой мониторинговой организации.

Саакашвили обвинил Россию в агрессии против Восточной Европы

Президент Грузии Михаил СААКАШВИЛИ обвинил Россию в "агрессии" против Восточной Европы.

Как передает радио “Свобода”, об этом он сказал, выступая на заседании правительства Грузии.

В частности, комментируя ситуацию вокруг поставок российского газа в Украину и в Европу, М.СААКАШВИЛИ заявил, что в Восточной Европе - Софии, Белграде, Киеве и других городах - сложилась катастрофическая ситуация.

"В августе мы подверглись российской агрессии. Сейчас объектом агрессии иными способами стала вся Восточная Европа, и это результат политики умиротворения России, проводимой в течение нескольких лет", - заявил М.СААКАШВИЛИ.

Тимошенко об отключениях тепла и горячей воды населению

Премьер-министр Украины Юлия ТИМОШЕНКО заявляет об отсутствии оснований для прекращения подачи тепла и горячей воды в жилищно-коммунальной сфере.

Как передает корреспондент УНИАН, об этом Ю.ТИМОШЕНКО заявила сегодня в Киеве журналистам после завершения переговоров с премьер-министром Чехии Миреком ТОПОЛАНЕКОМ.

«Нет никаких оснований для того, чтобы население где-то не получало тепло и горячую воду. Если это где-то происходит - это является недопустимой недоработкой местной власти, потому что газ для населения НАК «Нафтогаз Украины» подает регулярно и в полном объеме», - сказала Ю.ТИМОШЕНКО.

Премьер-министр напомнила, что в 2008 году в газохранилищах Украины было накоплено достаточное количество природного газа на осенне-зимний период.

В тоже время, по словам Ю.ТИМОШЕНКО, НАК «Нафтогаз Украины» сократил подачу природного газа для предприятий химической отрасли. «Сокращение подачи газа химическим предприятиям будет осуществляться на протяжении 3-4 дней, а затем планируется возобновить подачу газа в промышленный сектор», - пояснила глава правительства Украины.