суббота, 5 июля 2008 г.

Украина в чёрном списке или о чём молчит Минтранс...



На прошедшей 41-сессии Комитета Парижского меморандума, который подвёл итоги деятельности в 2005-2007 годах, Украина была переведена из "Серого" в "Чёрный" список Парижского меморандума.

Напомню, что Парижский меморандум ввёл "Чёрный-серый-белый" списки для распределения целевых моделей проведения инспекторских проверок. Суда стран, флаг которых находится в Белом списке - считаются безопасными и меньше проверяются. Новые списки вошли в силу с 1 июля 2008 года

Что это означает для украинских судовладельцев? Это означает очередные проблемы. В соответствии с политикой Парижского Меморандума, суда стран, находящихся в т.н. "Чёрном" списке являются целью усиленных проверок инспекторами контроля государства-порта. При обнаружении нарушений судно задерживается до исправления нарушений, а это дополнительные расходы для судовладельца. Более того, в отдельных случаях судам под флагом страны из "Чёрного" списка может быть запрещён вход в воды стран ЕС.

Характерно, что майский Указ Президента Украины о введениии в действие решения СНБОУ "О мероприятиях по обеспечению развития Украины как морской державы" как нельзя кстати. С одной стороны, в нём указывается наличие проблемы. С другой - предлагаются меры неадекватные сложившейся ситуации. К примеру - создание Международного реестра судов Украины. Возможно, теоретически, создание упрощённого режима налогообложения для судов, зарегистрированных в новом судовом реестре и имеет смысл. Но создание дополнительного реестра (реестров) при нахождении страны в "Чёрном" списке Парижского меморандума не даст практически никакого эффекта - привлекательность украинского флага для судовладельцев при этом будет весьма сомнительной.

Присутствие страны в "Чёрном" списке Парижского меморандума - самое яркое свидетельство развала системы государственного управления в морехозяйственном комплексе Украины, причём свидетельство абсолютно политически незаангажированное. Закономерный вопрос, почему Украина находится среди стран, где вопросы безопасности судоходства не решаются? Могу предположить, что многое зависит от качества работы организации, отвечающей за технический надзор за судами. Не зря Парижский меморадум дополнительно проводит ранжирование национальных классификационных обществ.

Характерно также, что несколько лет назад Международная ассоциация классификационных обществ (МАКО) предложила схему по улучшению контроля со стороны государств-флага за техническим состоянием судов. Согласно этой схемы, небольшая группа экспертов МАКО работает с морской администрацией страны и ищет пути исправления ситуации с задержаниями судов инспекторами государства-порта.

Отправной точкой послужило обращение в МАКО Кипра, неудовлетворенного тем, что суда под Кипрским флагом в 2003 году попали в «Черный список» Парижского меморандума. Как отмечает МАКО – схема контроля государства порта является хорошим индикатором выполнения страной своих обязанностей, как государства-флага.

С 2003 года Кипр приложил значительные усилия по исправлению ситуации и, наконец, покинул «Чёрный список» Парижского меморандума, в 2006 году перейдя в «Белый список», что с удовлетворением отметило МАКО.

В свою очередь, МАКО также обращалась с предложениями по исправлению ситуации к морским властям Украины и России, суда которых также не всегда безупречны в техническом отношении (аварии в Керченском проливе в ноябре 2007 г. тому пример). То есть, практически предлагалось «по-белому», чисто установить, что является причиной нарушений и устранить эти «критические» точки.

Так вот, Россия позитивно откликнулась на предложение МАКО, на протяжении 2005-2007 годов плотно взаимодействовала с МАКО и, как результат, на 41-заседании Комитета Парижского Меморандума было отмечено, что Россия перешла из "Серого" в "Белый" список.

Украина к этой схеме, предложенной МАКО, не присоединилась. И, как итог, в этом году - из "Серого" попала в "Чёрный" список Парижского Меморандума.

Но мы этого от чиновников Министерства транспорта и связи Украины не услышим. Им, вероятно, стыдно объявлять о своей несостоятельности.

Автор: Сергей Горчаков

Комментариев нет: