пятница, 6 июня 2008 г.

Тимошенко напугана ситуацией в стране


Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко пугает ситуация, сложившаяся в Украине на сегодняшний день. Об этом она заявила в пятницу на заседании научно-экспертной коллегии по проблемам социально-экономического развития страны.

«Меня пугает сегодня ситуация, я честно вам говорю. Пугает, потому что политики теряют ответственность за свои слова, за публичные посылы, за свои решения, которые носят ситуативный и может быть даже вредящий на этом этапе для страны характер, но они имеют определенную политическую целесообразность», - заявила Тимошенко.

Тимошенко также заявила, что ей сложно спрогнозировать, когда будут проходить следующие выборы в стране. В связи с этим она отметила, что на сегодняшний день для развития страны крайне необходимо использовать научный и интеллектуальный потенциал нации, сообщает «УНИАН».

«Я не знаю, как будут меняться местами команды в нашей бурной политической жизни. Я не знаю, честно говоря, и спрогнозировать очень сложно, когда и как будут проходить очередные выборы, но в стране должна быть какая-то команда, которая при всех изменениях и штормах является носителем преемственности, стабильности и самое главное прогнозируемости», - заявила Тимошенко, обращаясь к членам научно-экспертной коллегии.

«В нашей стране собственно есть все: прекрасные ресурсы, прекрасные интеллектуальные люди, есть Верховная Рада, правительство, общественность, есть академия наук, есть очень много талантливых и умных людей с блестящим образованием… У нас, мне кажется, нет только одного – механизма по объединению в одно целое и наших возможностей, и нашего интеллектуального потенциала, и наших ресурсов, и просто нужно отработать общий командный путь, который может дать Украине результат», - сказала Тимошенко.

Она отметила, что объединять интеллектуальный потенциал для того, чтобы он работал на благо страны, необходимо независимо от политической ситуации, которая складывается в стране.

«ForUm»

Инфаркт коалиции

Инфаркт коалиции

Два депутата из парламентской коалиции сегодня покинули ее ряды. Однако, по мнению большинства экспертов, пережив клиническую смерть, она все же юридически продолжит существование.

Нынешняя парламентская неделя началась оптимистично – с работы. Однако уже в пятницу коалиция оказалась на грани распада – депутат-«самооборонец» Юрий Бут и его коллега бютовец Игорь Рыбаков написали заявления о выходе из коалиции.

Первая реакция на событие – смерть парламентского большинства. Но когда ситуацию обдумали, то поняли, что не все так однозначно. Ведь с одной стороны, есть Конституция, дающая право выхода из коалиции только фракциям. С другой - есть временный регламент, который в случае уменьшения численности коалиции до 225 депутатов предполагает конец существования большинства.

Депутатский корпус и эксперты разделились во мнениях – одни склонны ссылаться на Конституцию и игнорировать регламент, другие же считают, что регламент имеет законную силу, и коалиция прекратила существование. Конечно, «регионалы» в нынешней ситуации придерживаются версии о смерти коалиции, а сами коалицианты верят в продолжение ее существования. На руку большинству сейчас играет Конституционный суд, который несколько месяцев назад признал неконституционным существованием регламента в виде постановления Верховной Рады. Зато Партия регионов уже говорит о начале консультаций по переформатированию коалиции.

Чем закончится юридическая казуистика, еще увидим, возможно, всех рассудит Конституционный суд. Ближайшие дни покажут - переживет коалиция сегодняшний «инфаркт» или за ним последует клиническая смерть, которая приведет к созданию нового большинства, а может, и к проведению новых досрочных выборов.

Своей трактовкой юридической коллизии с «Главредом» поделились члены регламентного комитета Верховной Рады «регионал» Александр Ефремов и бютовец Валерий Камчатный, а также эксперты Виктор Мусияка, Вадим Карасев и Михаил Погребинский.

Александр Ефремов, глава регламентного комитета Верховной Рады, Партия регионов:

Александр Сергеевич, после сегодняшних заявлений двух депутатов о выходе из коалиции в парламенте заговорили о ее распаде. По вашему мнению, как главы регламентного комитета, коалиция существует?

В статье 66 временного регламента Верховной Рады говорится о том, что если в коалиции стало меньше 226 депутатов, то она перестает юридически существовать. Я удивляюсь, почему Яценюк об этом не объявил.

Коалиция формировалась на основании личных заявлений 227 депутатов. Выход двух человек из коалиции означает, что их осталось 225. Коалиция с сегодняшнего дня не существует.

Ваш коллега по комитету, господин Камчатный, говорит, что выход двух депутатов из коалиции не является основанием для распада большинства. Кто же прав?

Не хочу комментировать выступление Камчатного. Есть другая ситуация. Руководитель фракции НУНС заявил, что депутаты, вышедшие из коалиции, до вечера заберут свои заявления. Сейчас мы ведем консультации с членами коалиции по поводу того, что у них там происходит. Еще вчера было видно, что разброд в коалиции есть, и результативных голосований не будет. С утра мы увидели то, что увидели. Если депутаты своих заявлений не отзовут, то начнется отсчет месячного срока для формирования новой коалиции. Если ее не сформируют, то Президент сможет распустить парламент.

Кто может создать новую коалицию?

Это будет сложный процесс. Но без него никуда, ведь новые выборы можно сразу исключить. Нужно будет формировать коалицию национального спасения, чтобы все пошли на уступки. Вариантов новой коалиции может быть несколько. Предсказывать их сегодня не могу, нужны предварительные консультации.

Если коалиция будет настаивать на том, что она юридически существует, то каким образом можно разрешить правовой спор?

Есть Конституционный суд, который может прояснить ситуацию. Будет спор – направим обращение к нему. Но я думаю, что регламент действует и на него можно посылаться.

Валерий Камчатный, заместитель председателя регламентного комитета ВР, БЮТ:

Хочу напомнить, что субъектами коалиции являются фракции. Депутаты не могут выйти из коалиции в единоличном порядке. Заявления, которые сегодня предоставили депутаты Бут и Рыбаков, не имеют никаких юридических последствий. Мы уже советовались с юристами на заседании фракции, пересмотрели Конституцию и временный регламент и пришли к выводу, что коалиция как насчитывала 227 депутатов, так и насчитывает. Депутат не может выйти из коалиции, он может выйти только из фракции. Заявлений о выходе из фракции не было. Поэтому заявление о выходе из коалиции не имеет никаких правовых последствий.

Будут другие последствия. Мы понимаем, что сегодняшние заявления депутатов фактически демонстрируют неподдержание политической линии коалиции. Возможно, они не станут голосовать за согласованные решения большинства. Логично, что теперь некоторые законопроекты будут голосовать не только члены коалиции, но и представители других фракций. То есть, с юридической точки зрения, мы спокойны, а с политической – есть о чем думать.

К сожалению, действующее законодательство не дает возможности применить к двум выходцам из коалиции императивный мандат и привести новых людей. Будем советоваться и думать, как поступать дальше.

А как относительно ссылки на 66 статью регламента, которая предполагает распад коалиции в случае уменьшения численности менее 226 депутатов?

Эта ссылка неуместна.

Как будете согласовывать позицию с коллегами по регламентному комитету, ведь у Александра Ефремова, главы комитета, другое мнение?

Не знаю, как будем согласовывать. Пока не вижу оснований для рассмотрения этого вопроса в регламентном комитете. Если поступит представление относительно рассмотрения, то будем что-то решать. Сейчас таких оснований нет. С господином Ефремовым пока не говорил.

Почему Арсений Яценюк закрыл заседание, если формально коалиция не распалась?

Закрыл его он по одной причине – Партия регионов заблокировала трибуну. А он в таких ситуациях закрывает заседание и проводит политические консультации по разблокированию.

Виктор Мусияка, народный депутат нескольких созывов, эксперт по конституционному праву:

Два депутата из коалиции написали заявления о своем выходе из нее. Конституция гласит, что только фракции могут выходить из коалиции, а временный регламент позволяет депутатам выходить из нее в одиночку, и если коалиция насчитывает менее 226 депутатов, то большинство прекращает существование со всеми правовыми последствиями. Проясните юридическую коллизию?

На мой взгляд, заявления депутатов о выходе из коалиции не имеют никакого юридического значения. Для того чтобы выйти из коалиции, депутаты должны подать заявления о выходе из фракции. Коалицию создают фракции, поэтому юридический статус коалиции не изменился. Если же депутаты подадут заявления о выходе из фракции, то лишатся мандатов, и на их место придут следующие по списку.

Но ведь есть временный регламент?

Не принимайте во внимание регламент. Считайте, что его нет, ведь Конституционный суд признал неконституционным существование регламента в виде постановления. Он должен быть принятым законом. То, что депутаты приняли постановлением, не суть важно с точки зрения Конституции.

В данном случае действуют положения Основного Закона, а не регламента. Создавать и выходить из коалиции могут только фракции. Юридически – коалиция существует.

Вадим Карасев, директор Института глобальних стратегий:

Выход двух депутатов из коалиции означает юридический запуск развала коалиции, но не сам юридический развод. Решение о прекращении существования коалиции принимают фракции, входящие в нее. Некоторое время коалиция еще будет существовать, но не будет голосовать. Это будет продолжаться до тех пор, пока НУНС и БЮТ не примет решение о «разводе». Поскольку сейчас два депутата вышли из коалиции, то они просто не будут принимать участие в голосовании на стороне коалиции.

Единственное, что может сохранить правительство и коалицию – поддержка не коалиционных фракций. Теперь правительству нужно будет предлагать такие законы и кадровые решения, чтобы их поддерживали представители оппозиции. Может быть парадокс, что коалиция будет существовать, но большинства у них не будет.

Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:

Юридически коалиция еще существует. Фактически, после заявлений о выходе двух депутатов, в коалиции ничего не произошло. Она и так была полумертвой. Я не вижу причин рассматривать ситуацию как критическую точку. Это очередной шаг Балоги по провоцированию Тимошенко хлопнуть дверью. Это главная функция сегодняшних действий. Он хочет лишить повода говорить о фактическом существовании коалиции. Теперь будут говорить, что у Тимошенко нет 226 голосов в парламенте. Сегодня был очередной шаг в подрывной работе Виктора Ивановича.

Можно сейчас ссылаться на временный регламент ВРУ, ведь он предусматривает развал коалиции, когда там будет меньше 226 депутатов?

Регламент не является юридическим основанием. Он существует для их внутренней жизни. Для нас важна Конституция, и там сказано о прекращении существования коалиции только, если одна из фракций из нее выйдет. Для решения фракции нужно большинство голосов внутри этой самой фракции. Юридически, сегодня ничего не изменилось. Даже если из коалиции 30 человек выйдет, она будет продолжать существовать. Фактически же, коалиции как не было, так и нет.

Сегодняшние события ускорят переформатирование большинства?

Я не верю в возможность переформатирования коалиции в этом составе парламента. Думаю, мы будем еще долго видеть позиционные бои и временные компромиссы, когда Партия регионов все чаще становится на сторону Секретариата Президента.

Виталий Червоненко, «Главред»

Цена на газ для Украины с 1 января вырастет в 2 раза

Цена на российский газ для Украины с 1 января 2009 года увеличится почти в 2 раза.

Об этом сообщил сегодня глава МИД РФ Сергей ЛАВРОВ после переговоров президентов двух стран, на которых обсуждалась проблема поставок газа в Украину, передает ИТАР-ТАСС.

"Цены на газ центральноазиатских стран, который попадает в Украину через территорию России, с 1 января 2009 года будут соответствовать европейским ценам, рассчитываться по стандартным формулам, - напомнил С.ЛАВРОВ. - Это решение обуславливает и переход на рыночные цены. Цена для Украины в этой связи увеличится почти вдвое".

Президент Украины Виктор ЮЩЕНКО на встрече с Президентом РФ Дмитрием МЕДВЕДЕВЫМ заверил, что Украина хочет быстрее перейти на рыночные цены на газ. "Такая позиция объективна, мы ее разделяем", - сказал в беседе с журналистами С.ЛАВРОВ.

Напомним, в 2008 году Украина покупает газ по цене 179,5 долл. за тыс. куб. м.