воскресенье, 27 июля 2008 г.

Вера и политика: вечный конфликт

На этой неделе Украина праздновала 1020-ти летие хрещения Руси. В принципе не только Украина праздновала а и весь православный мир, поскольку именно три славянские страны Украина, Россия и Беларусь на сегодня являются оплотом мирового православия. Но, как то вяловато наши соседние страны, а может даже и ревниво смотрели на праздник. Хотя, в целом тому есть логическое объяснение.

Исторически так сложились, что именно на территории теперешней Украина проходил процесс формирования и развития славянства и славянской идеи, как мировоззренческого механизма. Хрещение Киевской Руси в 988 году, стало одним из этапов в формировании славянства. Не вдаваясь в подробности, но все и так знают что данный процесс проходил в насильственной форме, язычники не очень спешили сменять свои обряды на христианские, а поэтому еще долгое время подпольно проводили обряды дохристианской эпохи.

Но сам факт насильственного насаждения религии сыграл злую шутку с Русью. Она так никогда и не стала, и никогда не будет монолитной культурно-политической силой. Вера в этом вопросе играет не последнюю роль. На Западе христианство было не насаждаемо властью (в основе, в начале процесса), а наоборот власть приняла данное учение для того что б через него управлять обществом. Тысячи летняя история показала, что выбор был сделан правильно. И хотя миллионы жертв дальнейшего насаждения христианства нельзя оправдать, в целом религия стала позитивным моментом в развитии Европы как континента, так и каждой из стран по отдельности.

К сожалению, славянский мир не воспринял однозначно христианскую веру, и прошло еще не мало веков, что б она стала государственной религией, реально, а не формально.
В наше время, тот факт, что Москва это лишь продолжение Киевской Руси, колыбели славянства и православного христианства, не совсем по душе России. Историю не перепишешь, но вернуть Украину, или хотя бы ее исконно славянскую (православную) часть в лоно «матушки России», хочется.

Но не тут то было. Украина хочет в НАТО, а тут еще и церковь поместную требует, то есть независимую от Московского патриархата. А это еще хуже чем вступление в НАТО. Вот и получается, что Вселенский патриарх Варфоломей I призывает Украину к церковному единству, одновременно пытаясь не оскорбить интересы Москвы. Но так не может быть на самом деле. И вопрос: готовы ли миллионы православных Украины к отдельной, поместной церкви? Возможно, и готовы. Но священнослужители, в своём большинстве против, а соответственно и прихожан они не станут призывать подобному «раскольничеству». Вот и получается, что вопрос веры переростает в вопрос влияния на общество. Имея в Украине огромную «армию влияния» в лице тысяч священнослужителей Москва может всегда влиять на процессы в Украине. А если это влияние пропадёт? То и Украина будет потеряна. По крайней мере частично. Только вопросы веры во все времена были очень деликатны, к ним нельзя подходить без определённых знаний и высокого уровня морали. Политическая составляющая очень часто брала верх над здравым смыслом в истории развития религии. Но это никогда к добру не приводило. Не даром сказано: «Богу Божье, а Кесарю кесареве».

Виктор Л.