пятница, 25 июля 2008 г.

Союз ради Средиземноморья или Средиземноморье ради Франции?

«Мы мечтали об этом, и теперь Союз ради Средиземноморья стал реальностью... европейская и средиземноморская мечты неразрывны», — так пафосно-искренне прокомментировал практическое воплощение собственной идеи президент Франции Николя Саркози.

На прошлой неделе в Париже состоялся первый саммит новой международной организации — Союза ради Средиземноморья (Union for Mediterranean), инициативу создания которого больше года лоббировал Николя Саркози. И хотя в большинстве отечественных источников название организации подается как Средиземноморский Союз, все-таки корректнее употреблять менее благозвучную версию, вынесенную в заголовок: ведь за дискуссиями вокруг названия проекта кроется концептуальный спор, сопровождавший весь процесс его становления. Первичное предложение Саркози звучало именно как Средиземноморский Союз (Mediterranean Union) — при очевидной созвучности с Европейским Союзом (European Union), что навевало мысли о создании организации, конкурентной ЕС.

Проект с самого начала был призван объединить страны ЕС и государства, имеющие выход к Средиземному морю. По мнению Николя Саркози, Средиземноморский Союз должен был тесно сотрудничать с Европейским Союзом, и с течением времени оба объединения могли бы даже создать общие институты. Такой подход встретил сопротивление Германии, и Франция вынуждена была пересмотреть ряд положений документа, в том числе и первичное название. Парижу пришлось существенным образом выхолостить проект и расширить состав участников, присоединив к средиземноморским членам Евросоюза все страны — члены ЕС, чтобы не создавать даже гипотетической возможности конкуренции двух союзов. Так наконец-то сформировался поддержанный Германией компромисс, оформившийся в решение саммита ЕС 14 марта этого года, когда в Брюсселе было принято формальное решение о преобразовании Барселонского процесса в Союз для Средиземноморья.

Следовательно, Союз ради Средиземноморья получает все наследство Барселонского процесса, начатого в 1995 году, целью которого было содействовать региональному сотрудничеству в Средиземноморском регионе, созданию режима свободной торговли, экономическим реформам, росту инвестиций, преодолению актуальных местных проблем — таких как бедность и нелегальная миграция. Участниками Барселонского процесса поначалу были Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Марокко, Палестинские территории, Сирия, Тунис и Турция. В 2007 году к ним присоединилась Мавритания. У Ливии был статус наблюдателя.

Средиземноморское сотрудничество — непростая тема для ЕС. С одной стороны, эти государства после отказа Марокко в далеком 1987 году (страна подавала официальную заявку на членство в ЕС, которая была отклонена по «географическому критерию») уже не намерены и не имеют оснований ставить вопрос о возможности членства в ЕС даже в отдаленной перспективе. С другой стороны, амбициозный Барселонский процесс, по признанию всех участников, не привел к ожидаемым положительным результатам: реформы в странах Магриба несистемны и выборочны, бедность не преодолена, стабильности не прибавилось, зоны свободной торговли фактически не созданы. Сохраняется значительный дефицит доверия между ЕС и отдельными странами Южного Средиземноморья, особенно Ливией.

Неудачи Средиземноморской политики ЕС очевидны, особенно на фоне того факта, что на протяжении последних десяти лет через финансовый инструмент ЕС для потребностей региона MEDA было израсходовано значительно больше средств, чем на всю восточную политику ЕС (программа TACIS). И сейчас в утвержденном бюджете ЕС на сотрудничество в бассейне Средиземноморья на период с 2007-го по 2013 год выделено 16 млрд. евро, что превышает сумму, предназначенную всем восточным соседям (включая Украину) вместе взятым в рамках Инструмента европейского соседства и партнерства (ENPI).

Однако средиземноморские партнеры недовольны как общим подходом Евросоюза к региональным проблемам, так и объемами финансирования. На одной из недавних конференций высокого уровня по вопросам европейского соседства, высокопоставленный египетский чиновник откровенно заявлял представителям ЕС: дескать, если хотите, чтобы мы оставались в вашей орбите и исполняли ваши приоритеты, платите за это! Этот же чиновник привел абсолютно несравнимые цифры финансовой помощи его стране со стороны Европейского Союза и со стороны Соединенных Штатов (конечно, в пользу последних). Египет, в еще большей степени Израиль и некоторые другие страны региона чувствуют и используют в своих интересах намного больше заинтересованности США, чем аналогичные попытки стран ЕС.

Многие в регионе воспринимают предложенный союз как навязывание искусственной идентичности, не связанной ни с цивилизационными, ни с геополитическими, ни с социокультурными факторами. «Мы не средиземноморцы, мы — арабы», — говорят представители стран Магриба, тем самым подчеркивая свое отличие от европейцев и отсутствие энтузиазма воплощать новосозданную «средиземноморскую идентичность» и играть в «геополитические игры» Парижа.

Кроме того, развитие средиземноморского диалога и далее омрачается нерешенным палестино-израильским конфликтом, дискуссии вокруг которого традиционно загоняли европейско-средиземноморские мероприятия в глухой угол из-за невозможности достичь консенсуса. В последние годы этот «традиционный» региональный конфликт дополнился перманентным острым противостоянием между Ливаном и Сирией.

Африканские партнеры преимущественно говорят о преодолении бедности и прямой помощи самым нищим слоям населения как об обязанности богатых стран перед бедными, о неравных условиях конкуренции и нерешенных вопросах доступа продукции бедных стран на емкий рынок благополучного Евросоюза. Представители ЕС, в свою очередь, подчеркивают неэффективность управления, небрежное использование, а то и хищение, международной помощи, непреодолимую коррупцию, необходимость борьбы с нелегальной миграцией. Общих точек соприкосновения не так уж и много — их несравнимо меньше, чем в отношениях Европейского Союза с восточными соседями, в частности Украиной, где основа сотрудничества (тем или иным образом) — интегрирование соседей в общий рынок, общее социальное и политическое пространство.

Особое место в повестке дня Союза ради Средиземноморья занимает Турция. Длительное время руководство этой страны демонстрировало откровенный скепсис относительно проекта, поскольку считалось, что неформальной целью новой организации будет создание институциональной альтернативы членству Турции в Евросоюзе. Только когда в процессе франко-немецких консультаций идея союза была значительно видоизменена, а Турция получила заверение, что создание новой организации никоим образом не касается переговоров о вступлении в ЕС Турции, ее предостережения были в основном сняты. Однако до последнего дня Саркози лично убеждал турецкого премьер-министра в необходимости принять участие в парижском саммите, что ему в конце концов удалось. В итоговой декларации парижского саммита даже было отдельно констатировано, что проект союза не является альтернативой стратегии расширения ЕС и переговорам о членстве, что подтверждается также присутствием в союзе Хорватии, находящейся на финальных этапах переговоров о членстве в ЕС.

Следовательно, созданному Союзу ради Средиземноморья придется «разгребать» многочисленные вопросы, доставшиеся ему в наследство от не слишком успешной истории Средиземноморской ассоциации.

Что же касается самого саммита, то его можно считать весьма представительским и в меру успешным: были представлены 43 государства Европы, Северной Африки и Ближнего Востока, главы и члены правительств всех 27 государств ЕС, а также руководство стран «средиземноморской дуги» от Северной Африки до Балкан. Стороны договорились регулярно проводить встречи на высшем уровне «для содействия миру, безопасности и благосостоянию в регионе».

Короли Иордании и Марокко, не приехав на мероприятие лично, прислали на него официальных представителей, а ливийский лидер Муаммар Каддафи бойкотировал саммит, призвав сделать это и других. Однако на его призыв не откликнулись, хотя руководство Алжира колебалось до последнего момента. Ливия при Каддафи едва ли станет участником Союза ради Средиземноморья (она фактически не участвовала и в предыдущем Барселонском процессе) — слишком у многих стран — членов ЕС с Ливией недружественные отношения.

На саммите присутствовали президент Сирии Башар Асад и новый президент Ливана Мишель Сулейман. Перед этим Асад и Сулейман встретились лично. Николя Саркози, выступавший в роли посредника при налаживании отношений между Сирией и Ливаном, отметил: «Для Франции это историческое достижение». Саркози также провел переговоры с турецким премьер-министром Реджепом Эрдоганом, а также выступил организатором встречи лидеров Палестины и Израиля — Махмуда Аббаса и Эхуда Ольмерта, во время которой израильский лидер пообещал отпустить часть палестинских заключенных.

Подготовка заключительной декларации продемонстрировала недоверие, господствующее между странами региона. Больше всего споров вызвала формулировка относительно Ближнего Востока. Главы государств и правительств договорились только в целом поддержать израильско-палестинский мирный процесс. Зато упоминаение об образовании государства Палестина поддержали не все. Можно лишь предполагать, какая дискуссия по этому вопросу происходила за закрытыми дверями саммита. То же самое касается и обсуждения ливанско-сирийского конфликта.

Участникам удалось договориться о шести конкретных проектах, в частности относительно очищения моря, использования солнечной энергии, поддержки студенческих (распространение программы Erasmus на средиземноморские страны) и научных обменов, строительства автобанов.

Институционное решение предусматривает, что в организации будут действовать два сопредседателя сроком на два года: один от ЕС и один от других средиземноморских стран. Будет сформирован также секретариат из двадцати сотрудников. Саммиты будут проводиться один раз в два года. При этом дополнительное финансирование проекта из бюджета ЕС на период до 2013 года не предусматривается — все мероприятия будут реализовываться в рамках уже утвержденной сметы Евросоюза на нынешнюю семилетнюю перспективу. Впрочем стороны, как отмечено в итоговой декларации саммита, надеются на частные инвестиции, взносы других стран и международных финансовых институтов.

Создание Союза ради Средиземноморья — дипломатический успех Франции, безусловно, удачно оттеняющий пессимистический старт французского председательства в ЕС, связанный с провалом ирландского референдума относительно Лиссабонского договора. Собственно, успешно воплощенная масштабная инициатива уже на старте председательства в ЕС свидетельствует о том, насколько серьезно нынешняя Франция относится к своему европейскому лидерству и как основательно руководство страны готовилось к своему полугодичному сроку европейского «президентства».

Однако вместе с усилением международного влияния Парижа данный проект предусматривает и рост ответственности за решение большого массива проблем, что, очевидно, потребует времени. В случае неудачи или стагнации проекта большая часть ответственности ляжет на французскую сторону. Едва ли Средиземноморский регион — то поле, где можно получить серьезные дипломатические дивиденды в ближайшей перспективе. Впрочем, большого выбора у Франции нет — ведь речь идет об историческом региональном приоритете и естественной сфере национальных интересов. По крайней мере одну задачу парижский саммит выполнил: как заявил президент Франции, стороны «больше узнали друг о друге».

На Закарпатті втричі зросла групова підліткова злочинність

З початку року в Закарпатській області зафіксоване більш ніж утричі зростання кількості злочинів, скоєних групами підлітків - від 11 до 35 злочинів.

Як повідомила ZAXID.NET 24 липня старший помічник прокурора області з питань захисту прав і свобод неповнолітніх Наталія Кузан, збільшилась кількість вчинених неповнолітніми розбійних нападів, пограбувань, тяжких тілесних ушкоджень, зґвалтувань та хуліганських дій.

Турбує прокурорів також ріст злочинності серед учнівської молоді, збільшення кількості підлітків-рецидивістів.

Н.Кузан також додала, що прокурори в поточному році активізували роботу щодо нагляду за виконанням батьками обов’язків стосовно належного утримання, виховання та навчання своїх дітей. Зокрема, з початку року порушено 38 кримінальних справ за злісне невиконання обов’язків по догляду за дитиною, 4 - за втягнення неповнолітніх у злочинну діяльність та ще 8 справ порушено за обома названими статтями.

Також прокуратури області порушили 48 кримінальних справ щодо захисту прав і свобод неповнолітніх. З цією ж метою прокурорами внесено 116 приписів і подань та принесено 90 протестів. До відповідальності притягнуто 183 посадові особи. За втручання прокурорів відшкодовано 209 тис. грн. Поновлено права 3 731 неповнолітнього.

Путин одним заявлением обвалил акции компании на $5,7 миллиардов

После критического заявления со стороны российского премьера Владимира Путина в адрес российской металлургической компании "Мечел", ее акции упали на 37,6% на Нью-йоркской фондовой бирже (NYSE).

Об этом в пятницу сообщают российские СМИ.

Так по данным Интерфакса, по итогам сессии на Нью-йоркской фондовой бирже в четверг американские депозитарные расписки (ADR) на акции "Мечела" подешевели на рекордные за все время торгов 37,61% - до $22,84 с $36,61.

Капитализация компании сократилась на $5,7 млрд - с $15,2 млрд до $9,5 млрд. "Мечел" утянул за собой вниз и другие российские компании, торгующиеся на NYSE - МТС (падение на 5,47%) и "Вымпелком" (-7,25%).

Перед этим Путин раскритиковал в занижении цен для экспорта.

"Есть у нас такая уважаемая компания "Мечел". Кстати, ее основного владельца Игоря Владимировича Зюзина мы пригласили на это совещание, но он вдруг заболел. Так вот в I квартале текущего года компания продавала сырье за границу по ценам в 2 раза ниже внутренних", — сказал Путин.

"Конечно, болезнь есть болезнь", — отметил Путин и посоветовал владельцу "Мечела" поскорее выздороветь, "иначе к нему доктора придется послать и зачистить все эти проблемы".

Он потребовал от Федеральной антимонопольной службы и Следственного комитета Генпрокуратуры разобраться с экспортными поставками сырья "Мечелом".

Как отмечает газета "Ведомости", так жестко Путин не высказывался ни об одном бизнесмене, кроме Михаила Ходорковского.

Как оказалось, сам Зюзин находится в кардиологической больнице.

Служба протокола Путина вела переговоры с представителями Зюзина, рассказывает источник в аппарате правительства. Ему в "Мечеле" тоже сообщили, что Зюзин в больнице, но диагноз не назвали и не сообщили, каково его состояние.

"Путин был хорошо информирован о ситуации в "Мечеле", у него были данные проверки ФСБ по экспортным отгрузкам руды компаниями "Мечела", которые осуществлялись по заниженным ценам", — сказал источник в правительстве.

Факты продажи кокса по низким ценам были выявлены в ходе подготовки вчерашнего совещания, констатирует источник в аппарате правительства. В материалах Путину, конечно, не было столь жестких формулировок, это своего рода экспромт, продолжает он. Готовил материалы Игорь Сечин, говорит собеседник издания.

ОАО "Мечел" - одно из ведущих предприятий в горнодобывающей и металлургической отраслях, объединяющее производителей угля, железорудного концентрата, никеля, стали, проката, метизной продукции.

В состав ОАО "Мечел" входят предприятия, расположенные в России, Казахстане, Румынии, Литве.

Украинская правда

Прихожанина забрали в милицию за оскорбление Вселенского патриарха

Празднование 1020-й годовщины Крещения Руси в Киеве проходит в целом без нарушений общественного порядка. В пятницу общественный порядок в столице обеспечивает около 2 тыс. сотрудников милиции, сообщили в ГУ МВД в Киеве.

«Был небольшой инцидент на территории Киево-Печерской Лавры», - отметили в пресс-службе.

По данным милиции, на территории Киево-Печерской Лавры Вселенского патриарха Варфоломея встречало около 250 прихожан, один из которых подошел к Варфоломею и высказал негативное мнение о нем. Мужчину сразу же забрали сотрудники милиции и доставили в Печерское райуправление милиции. Там его опросили, определили личность и после того, как было определено, что он не опасен, задержанный был отпущен.

В милиции подчеркнули, что это происшествие не является административным нарушением, поскольку мужчина просто высказал свое мнение, не осуществляя агрессивных действий, сообщает «Интерфакс-Украина».

В Киеве во время торжеств 25-27 июля ограничено движение транспорта в центре столицы, а также по пути следования высоких гостей. Порядок будут обеспечивать 7 тыс. представителей МВД, весь состав Управления Государственной охраны, представители Службы безопасности Украины и МинЧС. Жителям Киева предложено воздержаться в эти дни от поездок на машинах, не выходить на балконы, выходящие на площади и улицы, где будут проезжать гости и проходить различные мероприятия, не открывать окна и не вести фото- и видеосъемку, чтобы «не отвлекать специальные подразделения» от их работы.

Версия для печати

Симоненко ответил «регионалам», что никакой коррупции в назначениях коммунистов нет

Лидер Коммунистической партии Украины Петр Симоненко опровергает обвинение Партии регионов в адрес КПУ относительно коррупции в связи с назначениями Василия Мармазова заместителем министра внутренних дел и Николая Тимошенко председателем Государственного комитета лесного хозяйства.

Об этом он заявил во время пресс-конференции в Черкассах, сообщила «proUA» пресс-служба партии.

В частности, Симоненко напомнил, что Василий Мармазов заместителем министра внутренних дел был назначен на эту должность еще во времена правительства Антикризисной коалиции.

«Заместитель министра – это не политическая, а профессиональная должность. И мы только повернули справедливость, защитив специалиста от необоснованного увольнения от должности», - сказал Симоненко.

Кроме того, Симоненко убежден, что предыдущее руководство Госкомлеса сделало все, чтобы за бесценок распродать украинскую землю, передать леса и заповедники в частные руки и лишить людей возможности свободно пользоваться естественным достоянием.

«Позиция коммунистов относительно необходимости продолжения моратория на продажу земли и проведения беспристрастной и объективной кадастровой оценки земельных ресурсов, а леса – это гигантский земельный ресурс, совпадает с требованиями многих граждан Украины. Именно поэтому, учитывая наши предвыборные обещания защитить национальную безопасность государства и не допустить приватизации земли, особенно иностранцами, мы будем решать эти вопросы, в частности, возглавляя Госкомлес», - сказал Симоненко.

Также он отметил, что запрещение распродажи земель сельскохозяйственного назначения, земель заповедного и лесного фонда, сохранения их в собственности наших крестьян и государства – это один из главных пунктов социально-экономической программы Компартии.

Криль признался в любви к Тимошенко

Лидер политической партии «Единый Центр» Игорь КРИЛЬ заверяет, что любит Юлию ТИМОШЕНКО», однако критиковать ее правительство не прекратит.

Об этом он заявил сегодня во время интернет-конференции на сайте «Лига».

И.КРИЛЬ отметил, что не считает правительство под руководством Ю.ТИМОШЕНКО эффективным. «Популизм этого правительства, с одной стороны, приводит к инфляции, а с другой стороны, ставит на колени экономику. Такое правительство не может работать на долгосрочную перспективу», - добавил он.

По словам И.КРИЛЯ, причиной таких процессов является тот факт, что правительство “возглавляет кандидат в Президенты на следующих президентских выборах”. “Такой премьер будет всегда в конфронтации с действующим Президентом. Его основной целью является не развитие государства, а краткосрочные популистские меры, которые ведут к увеличению его личного рейтинга. Поєтому такое правительство не может быть эффективным по природе его существования”, - сказал лидер “Единого Центра”.

Отвечая на вопрос, почему он лично и глава Секретариата Президента В.БАЛОГА ненавидят Ю.ТИМОШЕНКО, И.КРИЛЬ сказал: «На съезде «Единого Центра» БАЛОГА заявил, что любит Юлию ТИМОШЕНКО. Я могу повторить эти слова от своего имени». При этом он добавил, частая критика действий правительства не связана с любовью или нелюбовью к конкретному человеку.

Винский хочет получить контроль над Укртелекомом

Министр транспорта и связи Иосиф ВИНСКИЙ выступает за перевод «Укртелекома» в управление Министерства транспорта и связи до приватизации этого объекта.

Как передает корреспондент УНИАН, об этом он заявил сегодня журналистам на брифинге.

«Я уверен, что неправильно то, что есть сегодня, когда практически четыре года «Укртелеком» находится без государственного контроля и государственного управления. В результате – полтора миллиарда убытков планируется», - отметил И.ВИНСКИЙ.

Он также сообщил, что уже подготовлены обращения к правительству с просьбой передать объект до его приватизации в управление Министерства транспорта. «Сейчас мы ждем решения правительства», - отметил И.ВИНСКИЙ.

Как сообщал УНИАН, Кабинет министров передал себе от Фонда госимущества Украины полномочия по управлению государственными корпоративными правами «Укртелеком» (распоряжение Кабмина №171-р датировано 16 мая т.г.).

Президент Украины Виктор ЮЩЕНКО своим указам от 20 мая 2008 г.остановил действие распоряжения правительства о передаче Кабинету министров Украины полномочий по управлению корпоративными правами «Укртелекома».

Справка УНИАН. ОАО «Укртелеком» - национальный оператор фиксированной связи (более 10 млн. абонентов), компания оказывает также услуги мобильной связи (более 16 тыс. абонентов).

Доход компании в 2007 году составил более 8 млрд. грн., чистая прибыль – 267 млн. грн.

Число сотрудников в компании на конец 2007 года составляло 105,4 тыс. чел.

Анна Семенович (ФОТО)