среда, 17 декабря 2008 г.

В 2009-м страна останется без пенсий и соцвыплат?

Татьяна Катриченко, Анна Нерус, «Главред»

В метро на эскалаторе разговаривают две пожилые женщины. Точнее, одна – говорит, а вторая – слушает.


«Что за страна? Людей смешивают с грязью, а они молчат, – возмущается пенсионерка. – Вот Черновецкий сделал проезд по две гривны, а люди не протестуют. Если он скажет платить десять, тоже согласятся! Украина взяла огромный кредит у МВФ и уже половину потратила…». «Куда это?», – удивляется условная собеседница. «Как куда? Отдали банкам, а те продают нам доллар по девять гривен, – не унимается первая. – Скоро голод вообще наступит. Люди грызть асфальт будут. А я поеду к себе в село, посажу картошку и тыквы. Проживу как-то, даже если пенсию платить не будут».

Очевидно, пенсионерка быстро сориентировалась в ситуации, услышав вчера в вечернем выпуске новостей информацию о бюджетном дефиците. Вчера Президент Украины Виктор Ющенко на экстренном заседании с главами областных государственных администраций сообщил, что государству нечем платить пенсии, так как в стране существует дефицит бюджета Пенсионного фонда.

В связи с этим Президент предлагает, во-первых, экономить на всем, во-вторых, создать сбалансированный госбюджет и местные бюджеты. А также говорить о сокращении государственного аппарата как в столице, так и на местах. Если же уже сегодня ничего не начать менять, по словам Виктора Андреевича, то Украина окажется в критическом состоянии.

Уже сегодня стране нахватает 30 миллиардов гривен, из которых 13,4 – это недофинансирование Пенсионного фонда, а 16 ¬– дефицит государственного бюджета. Но самое опасное – у правительства нет источников для покрытия возникшего дефицита. Поэтому Ющенко снова раскритиковал правительство Юлии Тимошенко, которое стремится к «несбалансируемому бюджету». Отказались и от бюджета, предложенного министром финансов.

«Проект бюджета, представленный Минфином, был отклонен и не воспринимается правительством, – сказал Виктор Ющенко. – Что опасно, Кабмин требует продолжения популистской бюджетной политики, оптимизации показателей экономического развития, которые не подкреплены реальными расчетами. Это – новая опасность для развития экономических и бюджетных процессов государства».

Если все так и будет продолжаться, то уже в начале следующего года к 30 миллиардам прибавится еще десять, а пенсионный фонд – четыре. Это означает, что пенсионеры вполне реально могут недосчитаться пенсий, а так же на время могут забыть про ранее запланированные индексации. «Нас ждут значительные испытания по оптимизации бюджетных расходов», – резюмировал президент.

Президентские прогнозы на 2009-й неутешительны. К концу следующего года дефицит может составить все 80 миллиардов, из которых половина – дефицит в пенсионном фонде. Следовательно, и в будущем нечем будет финансировать даже социальные выплаты – зарплаты, пенсии и пособия по безработице даже на нынешнем уровне.

Стоит так же добавить, что в 2009 году увеличится и количество безработных – такими будут считаться около 5 миллионов украинцев (ныне их 694,8 тысяч).

Тем временем экономические эксперты так же в один голос заявляют, что единственным методом борьбы с колоссальным дефицитом бюджета в будущем году будет тотальная экономия. Хотя их мнения и разошлись: на чем именно придется экономить. Одни говорят, что экономить надо путем сокращения кадров, другие предлагают свести «на нет» расходы на покупку, например, дорогих авто.

Александр Жолудь, эксперт-экономист Международного центра перспективных исследований:

Я считаю, а так и прописано в меморандуме МВФ, в следующем году не будет очередных повышений пенсий. Будут их индексации, точно так же как и прочих доходов на уровень инфляции, в соответствии с существующим законом. Без сомнения, будут и социальные выплаты. При этом я считаю, что на сегодняшний день некоторые социальные программы, которые ведут к временному увеличению затрат бюджета, реализовать практически невозможно.

Безусловно, надо экономить. Прежде всего необходимо провести нормальный аудит всего того, что происходить в стране, так как, несмотря на кризис, у нас остается достаточно высокая непрозрачность и бюджета, и межбюджетных отношений. Только после того, как это все станет более-менее прозрачным, можно будет определять, что именно делать дальше. Достичь прозрачности просто – хотя бы за счет того, что все центральные органы и местные органы власти, которые работают с бюджетом, должны оглашать ежемесячные данные по его исполнению с детальным расписанием всех статей расходов. Данные должны быть доступны в Интернете. Гражданам важно знать, что происходит с деньгами, которые они уплатили в качестве налогов. А вообще что-то определенно сказать сложно, надо смотреть бюджет.

Ярослав Жалило, президент Центра антикризисных исследований:

На сегодняшний день один из определяющих моментов в условиях потерь значительной части внешних рынков сбыта – максимальное стимулирование внутреннего потребления, в том числе за счет сохранения уровней дохода населения. Другими словами потребительский спрос должен отчасти заместить потерянный экспорт. При этом сохранение доходов работающих людей и тех, кто получал социальные выплаты, – один из приоритетов, который нужно реализовывать. Возможно, даже меры эмиссионного характера, перераспределения ресурсов. Так делают в других странах мира – берут у богатых и отдают бедным. В то же время я предполагаю, что, особенно в контексте предвыборной ситуации, пенсионерам ждать ничего плохого не приходиться. Конечно, мы уже не будем иметь такую безудержную динамику зарплат бюджетникам, пенсий. Они же медленно, но все же росли в предыдущие годы.

Что касается задуманных ранее социальных программ, то их нужно было пересмотреть еще до момента «придумывания», потому что наша страна с 2004 года очень прочно увязла в социальном популизме и постоянном соревновании в «придумывании» социальных программ. Поэтому нынешняя ситуация –очень удобный случай, практически не беря на себя политической ответственности, сославшись на какие-то внешние форс-мажорные факторы, привести социальные обязательства государства в соответствии с ее экономическими возможностями. Если верить расчетам некоторых экономистов, то предусмотренные социальными обязательствами выплаты составляют приблизительно три бюджета Украины, причем даже не в кризисный период. Поэтому они и так уже реализовывались не в полную силу. Так же закон о бюджете каждый год ограничивали те или иные выплаты. Были случаи недоисполнения тех обязательств, которые взяло на себя государство. В нашей ситуации нужно честно сказать, что мы можем, а что – нет, от чего надо отказаться, а что можно отсрочить на некоторое время.

В сложившейся ситуации, прежде всего, нужно экономить на излишних расходах на содержание государственного аппарата. Я ни в коем случае не утверждаю, что, допустим, необходимо сажать на голодный паек чиновников, потому что голодный чиновник – намного хуже, чем сытый чиновник. Голодный чиновник – это, во-первых, прямой путь к утечке ценных кадров из госуправления, а, во-вторых, прямой путь к развитию коррупции. Крайне ошибочно считать, что нужно им не платить, пока они не начнут хорошо работать, – часто ситуация оказывается обратной. Кроме того, у нас масса других расходов, которые можно было бы сократить. Это касается приобретения автомобилей, или каких-то расходов на реконструкцию зданий. В этом отношении придется затянуть пояса. Но надо экономить не на людях, а на условиях работы.

Во-вторых, важно говорить о введении целевого характера социальной поддержки. Не секрет, что сегодня, по расчетам экономистов, порядка 60% социальной помощи получают люди, которые без нее могли бы обойтись. Классический пример – человек официально зарегистрирован безработным, а фактически он функционирует в теневом секторе. Или еще пример – кто-то получает минимальную зарплату, а на самом деле берет в бухгалтерии деньги в конверте и при этом является получателем той или иной социальной помощи, жилищных дотаций на коммунальные услуги и т.д. Вот подобную практику, наверно, стоит отменить. Надо ввести определенный доходный ценз.

И третье направление касается не столько экономии, сколько концентрации дополнительных ресурсов. У нас на сегодняшний день просто отсутствует налогообложение недвижимости. Это приводит не только к деформациям на рынке жилья, но и довольно высокому социальному расслоению. Введение такого дополнительного налога позволило бы увеличить ресурсы, прежде всего, местных органов власти и соответственно уменьшить необходимость в дотациях, субсидиях из центрального бюджета.

Эксперт: Ющенко вынужден будет активизировать сотрудничество с ПР

Политолог Кость Бондаренко считает, что после создания коалиции НУНС, БЮТ и Блока Литвина Президент Украины Виктор Ющенко вынужден будет активизировать сотрудничество с Партией регионов.

Как передает УНИАН, об этом он сказал сегодня на пресс-конференции.

По словам эксперта, после юридического оформления коалиции НУНС, БЮТ и Блока Литвина стало понятно, что Президент фактически потерял контроль над фракцией «Наша Украина – Народная самооборона».

По его мнению, после этого Ющенко и его окружению в Секретариате Президента необходимо будет пересмотреть тактику своих действий. В частности, по словам Бондаренко, Президент вынужден будет перейти к более тесному сотрудничеству с Партией регионов, в частности, с той ее частью, которая лояльна к Ющенко.

При этом Бондаренко напомнил заявление лидера Партии регионов Виктора Януковича о том, что его партия дает новосозданной коалиции 100 дней на решение экономических проблем, а иначе готова организовать масштабные акции протеста. По мнению политолога, Секретариат Президента будет этому активно способствовать по своей вертикали.

Кроме того, политолог прогнозирует, что в своей борьбе с правительством и новосозданной коалицией Президент будет активно использовать свое право вето на законы, которые примет парламент.

По словам Бондаренко, таким образом Ющенко будет пытаться демонстрировать, что парламентское большинство является недееспособным.

Атлантизм в інтер’єрі кризи

Олександр Сушко, Інститут Євроатлантичного співробітництва, журнал «Главред»

Глобальна економічна криза по-новому ставить питання відповідальності західних політичних еліт перед своїми народами та рештою світу


Здійснення мрії про єдиний справедливий світ, що є багатоманіттям не конфліктуючих між собою національних версій «справедливого світу», відкладається.

Розквіт лівацького популізму, націоналізму та поширення політичного ісламу в країнах третього світу, збереження авторитаризму в Китаї та його відродження в Росії не залишають надії на те, що якісні зміни в напрямку нової політичної етики та відповідального ставлення до майбутнього прийдуть зі світу, що розвивається.

Ще недавно можна було сподіватися, що швидке економічне зростання стане тим каталізатором, що сприятиме зростанню запиту на відповідальне ставлення до навколишнього світу. Але – гора народила мишу. Нічого, окрім химерної, з подвійним дном, ідеології «багатополюсного світу», з-за якої виразно стирчать вуха претензій на регіональну гегемонію, не з’явилося. У світі, який прийнято вважати «не-західним», з’явилось чимало хлопців з кулаками, язиками, амбіціями і високою самооцінкою, однак їхні претензії на лідерство і змістовний бік пропонованого ними лідерства у більшості випадків не викликають нічого, окрім бажання закрити вікна та зробити двері міцнішими.

Можна з високою імовірністю припустити, що лідери масштабу Махатми Ганді не будуть затребувані світом, що розвивається, в осяжній перспективі. Тим більше тепер, коли глобальна економічна криза змусить переосмислити райдужні прогнози щодо багатьох випадків, які ще вчора видавались «економічним дивом».

За цих умов консолідація кимось вже неодноразово списаного з рахунків Атлантичного світу (Європа + Північна Америка) виглядає життєвою необхідністю світу. Непасіонарність та досвід Заходу можуть стати тим необхідним ресурсом виходу з кризи, якого бракує войовничим «багатополюсникам» на Євразійсько-Латиноамериканських просторах.

Йдеться не про «євроцентризм» і не про «вищу природу» західної цивілізації. Йдеться про більшу здатність виробити раціональну та дієву відповідь тим кризовим явищам світопорядку, які зумовлені як економічною кризою, так і загрозливою поведінкою перегрітих пасіонаріїв Сходу та Півдня.

Протягом останніх десятиліть основними чинниками руйнації атлантичної єдності були антиамериканізм (який нерідко мав поживний ґрунт у зовнішній політиці США), національні амбіції країн Європи та, як це не парадоксально, успіхи Заходу в досягненні економічних та соціальних стандартів. Закінчення холодної війни зумовило зникнення страху, який тримав Захід разом, а раціональний потяг до єдності (позбавлений чинника страху) не завжди переважав ревнощі та підозри. Благополуччя спонукало до національного замикання, зосередження на внутрішньому порядку денному. Зник запит на лідерів, які б мислили глобально і відповідально водночас. Зникли державні діячі, вищі кабінети наповнилися політиками, що думали переважно про майбутні вибори.

Економічна криза породжує депресію, що може бути порівняна зі страхами холодної війни. Відчуття захищеності і комфорту зникає навіть у благополучних країнах. Більше того, тривожні відчуття саме в благополучних країнах є сильнішими через більшу роль інформаційних технологій, що виступають мультиплікаторами депресивних настроїв. Знижується довіра як до традиційних інститутів держави, так і до потужних міжнародних утворень на кшталт Європейського Союзу. За таких умов можна очікувати зростання запиту на солідарність і відповідальність Західного світу загалом, безвідносно до інституцій.

Крім глобальної кризи, до ренесансу атлантизму штовхають і суто політичні чинники. Перемога Барака Обами на президентських виборах у Сполучених Штатів відроджує сподівання на те, що політика США стане менш односторонньою, більш зорієнтованою на співпрацю та пошук консенсусу. Звісно, партнерами з можливого консенсусу тут виступають насамперед країни Європи.

У країнах Західної Європи (можливо, за винятком Іспанії) зараз також знаходяться політичні сили, зорієнтовані на відновлення трансатлантичних зв’язків. Повернення Франції до військової структури НАТО навесні 2009 року може стати добрим знаком. Суперечки між «старою» та «новою» Європою можуть втратити свою гостроту.

У свою чергу, падіння репутації Росії після серпневої війни з Грузією зменшує її можливості для продовження політики вбивання клину між Європою та Америкою та гри на трансатлантичних суперечках. Китай же не демонструє будь-якого бажання долучатись до російських ігор такого типу.

США та Європа окремо не можуть бути бездоганними світовими лідерами: комусь бракує гарного іміджу, комусь – ресурсів та політичної волі. Але разом узяті США та Європа ще можуть забезпечити солідарне лідерство принципово нового типу, засноване на привабливості власного досвіду та власних стандартів, – але для цього треба не лише рятувати власні банки, а й пропонувати комплексні рішення, зумовлені глобальним характером світової економіки і провідною роллю саме Заходу у творенні такої економіки.

А що ж у такому випадку з Україною? Усе і просто, і складно. Україна зовсім не пасіонарна, проте їй бракує досвіду. Україна раціонально прагне стати частиною Заходу, проте є неоднорідною і частково, на рівні емоцій, тяжіє до войовничого Сходу.

Однозначно лише те, що Україна гранично зацікавлена у трансатлантичній солідарності і подоланні суперечок між «старою» Європою та США. Тільки за таких обставин можна розраховувати на те, що ця країна не лише впорається з кризою та виконає свої внутрішні завдання, а й на практиці, в суспільному, політичному та економічному сенсі, стане частиною Заходу – того благополучного і непасіонарного «старого Заходу», який вже не перше століття намагаються списати з рахунків.

Ермолаев: Противостояние между Ющенко и Тимошенко обострится

Эксперты допускают возможность проведения одновременно президентских и парламентских выборов в 2009 году.

Как передает УНИАН, в частности, политолог Андрей Ермолаев сегодня на пресс-конференции отметил, что новосозданная парламентская коалиция – это «консорциум по спасению Юлии Тимошенко».

По словам эксперта, все участники этой коалиции фактически признали политически целесообразной пролонгацию работы Тимошенко в должности премьер-министра. По его мнению, это также подтверждает и то, что программа действий коалиции, по сути, является программой действий Кабинета министров, принятие которой будет означать предоставление правительству иммунитета от отставки как минимум на один год.

Ермолаев прогнозирует, что в ближайшее время можно ожидать обострения противостояния между Юлией Тимошенко и Президентом Виктором Ющенко. По мнению эксперта, критической точкой этого противостояния может стать конец февраля, когда будут подводиться предварительные итоги как деятельности коалиции в целом, так и ее мероприятий по противодействию экономическому кризису.

Политолог допускает, что результатом этого противостояния может стать проведение одновременных президентских и парламентских выборов.

Яценюк будет наступать по всем фронтам

Виталий Червоненко, «Главред»

Долгожданной презентации партии Арсения Яценюка не случилось.

Вместо того чтобы помпезно представить публике свой новый политический проект, Арсений Петрович скромно рассказал о формировании общественного движения «Фронт перемен», на основе которого в будущем может создаваться партия.

Бывший спикер Верховной Рады решил не устраивать из создания общественного движения «Фронт перемен» яркого шоу, как накануне поступил его коллега по фракции Анатолий Гриценко. Арсений Яценюк собрал уважаемое общество в столичной гостинице «Русь» на круглый стол по поводу трудовой миграции, на котором перед журналистами рассказал о своей общественной инициативе. Подробно о движении «Фронт перемен» он не рассказывал, отправив всех читать программные принципы этого движения в авторской статье в одной из киевских газет под названием «Я открываю Фронт перемен», а также на сайте - www.yatsenyuk.org.

«Я начал с инициативы, которая называется «Фронт перемен». Это первый шаг во имя того, чтобы объединить людей, которые хотят изменений, умеют проводить изменения, способные на это, и имеют желание, независимо от возраста. А следующим этапом, конечно, будет создание партии», - заявил вчера Арсений Яценюк.

При этом он отметил, что условием формирования партии является наличие общественного запроса на нее: «Если есть общественный запрос, и я увижу с помощью этого «Фронта перемен» его наличие, то следующим шагом будут мои региональные поездки и формирование политической партии".

«Партия за счет sms»

Впервые Арсений Яценюк упомянул о собственной политической силе в сентябре, когда демократическая коалиция окончательно распалась и страна серьезно заговорила о новых досрочных парламентских выборах. Еще 5 сентября политконсультант Арсения Петровича Кость Бондаренко впервые предположил, что «возможно создание собственного политического проекта Асрения Яценюка. Правда, пока непонятно, будет ли он возглавлять уже существующую партию, или намерен создавать новую».

Немного позже, когда коалиционные переговоры БЮТ с Партией регионов стали заходить в тупик и выборы становились все реальнее, сам Арсений Петрович начал публично рассказывать о своих партийных планах.

«Нужно около себя собрать людей, показать, что ты хочешь сделать. Для этого нужно время, нужны люди, нужно выстраивать идеологию. Если я почувствую, что есть команда, есть возможность принять участие в досрочных выборах, если таковые состоятся, то, конечно, я это сделаю» - заявлял Яценюк на «Свободе на Интере» в конце сентября.

«Я не хочу, чтобы это был политический проект в форме акционерного общества. Основной ориентир моей политической силы будет рассчитан на молодых, энергичных и по духу украинцев», - немного позже рассказывал Яценюк в Черновцах.

«Уже сейчас могу легко сформировать пятерку своей партии. Эти люди не были в большой политике, не заседали в парламенте. Это простые люди, которые представляют нас, украинцев, они способны достичь результата и не перебегали из партии в партию. Классический набор патриотов за деньги я тоже исключаю. Но никаких имен пока не назову» - рассказывал о кадровом потенциале собственной партии Арсений Петрович.

«Чем больше денег идет на избирательную кампанию, тем больше их воруют. Я это как бывший банкир говорю. Мы соберем деньги публично, в том числе с помощью sms. А затем опубликуем список всех, кто их отправлял. Это если люди хотят перемен. Если нет, они могут голосовать за кого угодно, старая палитра партий остается» - делился с общественностью секретами будущего финансирования своей политической партии Арсений Петрович.

При этом тогда еще спикер Верховной Рады отрицал, что возможными спонсорами его партии могут быть Виктор Пинчук, Сергей Тарута, Ринат Ахметов и Петр Порошенко. По словам Яценюка, партия будет финансироваться ее рядовыми членами, а не олигархами.

Относительно идеологии своей будущей политической силы Арсений Петрович рассказывал следующее: «Это будет усовершенствованная форма регулируемого государством либерализма».

План А - партия в декабре

Пока Арсений Яценюк занимал должность главы Верховной Рады, разговоры о создании его партии шли достаточно вяло, без единой привязки к конкретным временным рамкам.

Однако после своей отставки со спикерской должности 12 ноября Арсений Петрович стал более конкретным в своих партийных планах. Уже 15 ноября бывший председатель Верховной Рады объявил о намерении презентовать собственную партию уже в первой декаде декабря: «Я надеюсь, что мы где-то в первой декаде декабря сможем презентовать политический проект», – говорил Яценюк, - «Я буду формировать, и я этим уже занимаюсь, я формирую политическую силу перемен в стране».

Источники «Главреда» сообщают, что уже на то время у Арсения Яценюка был конкретный план относительно конкретной партии. Еще 18 октября Народная трудовая партия на своем съезде была переименована в партию «Демократический фронт». С таким названием это политическое образование и должен был возглавить Арсений Петрович, и это подтверждали источники «Главреда» в самом «Демократическом фронте».

Те же источники сообщали, что приблизительно к 20 декабря 2008 года Арсений Петрович должен быть избран председателем этой партии, а уже после этого должно было состояться официальное ее представление для общественности. В то время уже было понятно, что досрочных выборов в 2008 году не будет, однако многие политики рассчитывали, что они еще могут состояться в феврале-марте 2009 года. До них как раз можно было и успеть.

Сам будущий политический проект Арсения Петровича – Народная трудовая партия, а в настоящее время «Демократический фронт» – начал свое существование 26 июня 2007 года. Первым (и на данный момент единственным) председателем партии стал Иван Вашкевич. Этот человек имел не очень яркую политическую карьеру – в 2002 году он был кандидатом в народные депутаты Украины по списку блока Демократической партии Украины - Демократического союза. На тот момент он был помощником-консультантом народного депутата Валерия Акопяна. Одним из лидеров этого блока был Александр Волков.

На официальном сайте Минюста партия зарегистрирована по адресу г. Киев, улица Госпитальная, 12, комната 14/2. Однако по этому адресу «Главреду» не удалось найти даже табличку с названием партии, а охранники дома по указанному адресу о такой политической партии слышали впервые.

Но фигура самого Ивана Вашкевича и местонахождение офиса в нашей ситуации не столь важны, ведь понятно, что Вашкевич - не более чем техническая персона в будущей партии Арсения Яценюка, а партия во главе с экс-спикером найдет себе соответствующие помещения. Зато неизвестная, почти фантомная партия, является наилучшим материалом, из которого можно вылепить собственный проект с чистого листа.

С другой стороны, региональных представительств у «Демократического фронта» тоже маловато, в Интернете можно найти информацию только об отделении партии в Полтаве. Отсутствие региональной сети в партии – это уже большая проблема, для преодоления которой необходимо немало усилий и ресурсов.

Информацию о связи Арсения Яценюка с новопереименованной партией «Демократический союз» впервые опубликовала газета «Коммерсантъ» 2 декабря 2008 года. Со ссылкой на Валерия Пустовойтенко журналисты написали, что именно на базе «Демократического фронта» Арсений Петрович и перестраивает собственную политическую силу.

Правда, сам Валерий Пустовойтенко опроверг «Главреду» информацию, что он якобы говорил о связи Демократического фронта с Арсением Яценюком. Валерий Павлович отметил, что его слова просто исказили, а с Арсением Петровичем он общался по поводу сотрудничества в формате партии НДП, на что получил негативный ответ. Более того, информацию о связи «Демократического фронта» с Арсением Яценюком опроверг советник бывшего спикера Кость Бондаренко: «Я вам со всей ответственностью заявляю: Яценюк никакого отношения к ней не имеет», - заявил Бондаренко.

Как бы то ни было, а презентация партийного проекта Яценюка планировалась на декабрь, по данным «Главреда», где-то в двадцатых числах. Однако ситуация в парламенте продиктовала свои требования. Вопросы досрочных парламентских выборов отложили как минимум на несколько месяцев. В стенах Верховной Рады реально возникли договоренности о формировании коалиции трех, которые уже воплотились в формальное фракционное объединение.

План Б – партия в феврале

Политическая ситуация, скорее всего, внесла свои коррективы в партийные планы Арсения Петровича. Запуск собственного политического проекта в то время, когда выборы отложили на неопределенный срок, стало бы достаточно лихорадочным шагом со стороны Яценюка. Партию можно готовить, но официально засветить ее сейчас – это, как минимум, сделать фальстарт.

Намного производительнее запустить общественное движение, которое будет готовить нужное Арсению Яценюку общественное мнение. Параллельно, в этом общественном движении можно формировать команду для предстоящей организации партии, можно формировать и отрабатывать идеологические и программные положения будущей политической силы. Кстати, представленная Арсением Яценюком программа «Фронта перемен» о 17 первоочередных вызовах для Украины уже теперь по содержанию очень мало отличается от программы политической партии.

Для общественного движения уже сегодня можно искать офисные помещения и формировать региональную сеть представительств.

Не удивительно, что Арсений Яценюк пошел именно таким путем – перенести объявление о создании своей партии, но объявить о создании общественного движения «Фронт перемен». По сути, разницы между этими двумя организационными формами нет, а формально – она огромна - возглавив партию, отступить назад уже достаточно сложно.

Общественное же движение уже через несколько месяцев, когда наступит соответствующая политическая ситуация, можно будет легко трансформировать в политическую партию. Более того, сам Арсений Яценюк сказал, что когда вызреет общественный запрос, такая метаморфоза обязательно произойдет.

Пока же прекрасным источником финансирования «Фронта перемен», который будет готовить старт политической партии, станет фонд Арсения Яценюка «Open Ukraine». Огромный баннер фонда Яценюка на сайте «Фронта перемен» как раз и указывает на это. Партию так финансировать было бы трудно. Да и мобилизовать народ как-то лучше на «справедливое» общественное движение, а не на какую-то политическую партию.

Источники «Главреда» в руководстве партии «Демократический фронт» утверждают, что промедление с презентацией Арсением Яценюком связано именно с отсрочкой проведения досрочных парламентских выборов и «политической ситуацией в стране». Однако председательство Арсения Яценюка в этой партии – это только вопрос времени. Ведь все организационные моменты уже решены, к февралю Арсений Яценюк официально возглавит партию, и где-то к началу-середине февраля стоит ждать официальной презентации его партии – «Демократического фронта».

Возможно, игра слов – общественное движение «Фронт перемен» и партия «Демократический фронт» не случайно. Ведь общественная организация «Фронт перемен» логично «вызовет» в обществе потребность в более сильной организации – партии Демократический фронт. Сформируют такую партию «снизу», с помощью структур «Фронта перемен». И тогда уже можно начинать наступление по всем «фронтам».

Ющенко не сможет забрать депутатские мандаты у НУ-НСовцев?

Лишить членов фракции “Наша Украина – Народная Самооборона” депутатских мандатов может только межпартийный съезд блока НУ-НС. Об этом в интервью УНИАН сказал первый заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Андрей МАГЕРА.

Как сообщал УНИАН, сегодня Президент Украины Виктор ЮЩЕНКО в интервью нескольким изданиям заявил, что съездом партии "Народный Союз Наша Украина" была признана невозможность возобновления коалиции этой политической силы с БЮТ. В.ЮЩЕНКО выразил надежду, что депутаты-"нашеукраинцы", которые нарушили это решение и поддержали создание парламентской коалиции в составе фракций НУ-НС, БЮТ и Блока Литвина, будут исключены из партии и списка народных депутатов по решению съезда. «Мы на следующей неделе проводим второй этап съезда, и, убежден, что съезд определится с тем, как отнестись к тем людям, которые поддержали коалицию вопреки съезду, как этих людей исключить из партии, как этих людей исключить из списка народных депутатов. Это любая политическая сила сделала б», – сказал В.ЮЩЕНКО.

А.МАГЕРА заметил, что не хочет комментировать высказывания Президента, поскольку не слышал их лично.

В то же время он напомнил, что, в соответствии с украинским законодательством, полномочия народного депутата Украины, среди других оснований, могут быть досрочно прекращены по решению съезда политической партии или межпартийного съезда блока политических партий, по спискам которого он был избран. При этом основаниями для такого решения съезда может быть не вхождение депутата во фракцию, или выход из нее.

“Если мы говорим о депутатах, которые были избраны по списку избирательного блока “Наша Украина – Народная самооборона“, то такое решение (о досрочном прекращении депутатских полномочий – УНИАН), при наличии вышеназванных мной оснований может принять только между партийный съезд соответствующего блока”, - сказал А.МАГЕРА.

Справка УНИАН. Из 37 членов фракции НУ-НС, которые поддержали создание коалиции с БЮТ и Блоком Литвина, членами партии "Народный Союз Наша Украина" являются: Валерий БОРИСОВ, Эдуард ЗЕЙНАЛОВ, Юрий КЛЮЧКОВСКИЙ, Руслан КНЯЗЕВИЧ, Николай МАРТЫНЕНКО, Александр ТРЕТЬЯКОВ, Ольга ГЕРАСИМЬЮК.

Литвин знает, что на следующей неделе в Верховной Раде будет штурм

Председатель Верховной Рады Украины Владимир ЛИТВИН считает необходимым до конца этого года принять бюджет-2009 и не допустить его отсутствия в следующем году.

Как передает корреспондент УНИАН, об этом он заявил сегодня во время встречи с общественностью Ржищева во время своей рабочей поездки.

По словам В.ЛИТВИНА, ряд политиков сегодня выступает за то, чтобы не принимать бюджет, и чтобы каждый следующий месяц финансировался на уровне 1/12 от общего бюджета предыдущего года.

По словам председателя ВР, если парламент не примет бюджет на следующий год, то Украина не сможет сделать внешние заимствования, без которых будет тяжело выжить. «Лучше плохой бюджет, чем отсутствие бюджета», - сказал спикер.

В.ЛИТВИН отметил, что следующая неделя в ВР будет достаточно сложной. «Будет штурм, будет горячая дискуссия и будет большое противостояние», - сказал председатель ВР.

Он добавил, что бюджет-2009 должен быть выписан с учетом всех экономических реалий настоящего.

Как сообщал УНИАН, 10 декабря премьер-министр Юлия ТИМОШЕНКО заявила, что правительство намерено в ближайшие дни подготовить проект государственного бюджета на 2009 год.

Ю.ТИМОШЕНКО подчеркнула, что бюджет будет строиться на “сложных” макропоказателях, которые были разработаны с учетом негативного влияния мирового кризиса на украинскую экономику.

Сегодня, 17 декабря, народный депутат от БЮТ Андрей КОЖЕМЯКИН заявил, что проект государственного бюджета Украины на 2009 год уже завтра будет находиться в Верховной Раде Украины и будет рассматриваться профильным комитетом.

Он также сказал, что документ может быть вынесен на голосование уже в пятницу, 19 декабря.

Между тем Кабмин на сегодняшнем заседании не рассматривал вопрос об утверждении проекта государственного бюджета на 2009 год.

Как сообщил министр обороны Украины Юрий ЕХАНУРОВ, было принято решение перенести рассмотрение документа на следующее заседание правительства.

У Ющенка разведали, что Тимошенко пишет два бюджета: разница - 86 миллиардов

Президент Украины Виктор ЮЩЕНКО обеспокоен тем, как правительство готовит проект государственного бюджета на 2009 год, в частности тем, что рассматриваются два варианта законопроекта, макропоказатели которых довольно сильно разнятся.

Как передает корреспондент УНИАН, об этом сегодня на брифинге сообщил руководитель Главной службы социально-экономического развития Секретариата Президента Роман ЖУКОВСКИЙ.

«Большую обеспокоенность Президента вызывает наличие фактически двух проектов бюджета, которые кардинально и принципиально отличаются», - сказал Р.ЖУКОВСКИЙ.

Он отметил, что один из проектов раздавался членам Кабмина «в каком-то тайном режиме» и таким же образом обсуждался. «Этот проект предусматривает более реальную ситуацию, но почему-то не публичную, и разница этого бюджета с тем, который подавался в сентябре, по доходам составляет больше 86 млрд. грн.», - сказал представитель Секретариата Президента.

Вместе с этим Р.ЖУКОВСКИЙ отметил, что к этому документу есть ряд вопросов - в нем предусмотрено 250 млн. грн. выплат на погашение задолженности вкладчикам Сбербанка. Однако доходная часть этого варианта документа вполне реальная, добавил он.

Также вопросы у Секретариата Президента вызывает и то, что в Кабмине обсуждается два варианта прогноза ВВП. Один на уровне падения на 5%, второй на уровне роста 0,4%. При этом в Секретариате реальным называют показатель падения роста ВВП на 5%.

Вместе с этим Р.ЖУКОВСКИЙ отметил, что Кабмин готовит проект госбюджета, исходя из курса 1 долл./7,5 грн.

Р.ЖУКОВСКИЙ также отметил, что считает невозможным на сегодняшний день брать за основу сентябрьский вариант проекта госбюджета 2009 года и дорабатывать его с учетом нынешней ситуации в связи с тем, что в этом случае документ придется фактически составлять заново.

Как сообщал УНИАН, 10 декабря премьер-министр Юлия ТИМОШЕНКО заявила, что правительство намерено в ближайшие дни подготовить проект государственного бюджета на 2009 год.

Ю.ТИМОШЕНКО подчеркнула, что бюджет будет строиться на “сложных” макропоказателях, которые были разработаны с учетом негативного влияния мирового кризиса на украинскую экономику.

Сегодня, 17 декабря, народный депутат от БЮТ Андрей КОЖЕМЯКИН заявил, что проект государственного бюджета Украины на 2009 год уже завтра будет находиться в Верховной Раде Украины и будет рассматриваться профильным комитетом.

Он также сказал, что документ может быть вынесен на голосование уже в пятницу, 19 декабря.

Между тем Кабмин на сегодняшнем заседании не рассматривал вопрос об утверждении проекта государственного бюджета на 2009 год.

Как сообщил министр обороны Украины Юрий ЕХАНУРОВ, было принято решение перенести рассмотрение документа на следующее заседание правительства.

Опрос: Каждый шестой украинец готов выйти на улицы с протестом

Каждый шестой украинец в случае резкого ухудшения материального состояния в связи с экономическим кризисом готов принять участие в акциях протеста.

Об этом свидетельствуют данные социологического опроса, который был проведен Киевским институтом проблем управления им. Горшенина.

Согласно исследованию, в случае резкого ухудшения своего материального состояния готовы принять участие в митингах, акциях протеста, забастовках 15,7% опрошенных; постараются найти другую работу, занятие - 45,3%, постараются получить государственную материальную помощь - 16,8%, выедут на заработки заграницу - 11,9%, ничего не будут делать - 10,9%, затруднились ответить - 17,1%, другие действия назвали 3,1%.

По данным опроса, финансово-экономический кризис коснулся 77,1% опрошенных, не коснулся - 12,7%, затруднились ответить - 10,3%.

Директор Киевского института проблем управления им. Горшенина Кость Бондаренко не исключил, что политики будут спекулировать на различных акциях протеста. В частности, он напомнил, что Партия регионов уже анонсировала проведение акций протеста.

Одни готовы выйти на митинги с плакатами, а другие - на баррикады с оружием в руках.

Бондаренко также не исключает, что попытки использовать протестные настроения населения будут и со стороны правых и левых политических сил, а также некоторых институтов власти.

"15% - вроде бы цифра небольшая, и люди в большинстве не готовы выходить на улицу. Однако для мировой практики напряжение в 15% уже является чрезвычайно высоким, поскольку 7-8% - это уже критический показатель", - сказал он.

Вместе с тем он отметил, что у людей, готовых выйти на улицу, различная степень готовности принять участие в акциях протеста. В частности, одни готовы выйти на митинги с плакатами, а другие - на баррикады с оружием в руках.

Политолог также напомнил, что в Украине с 1993 года политические силы используют социальную неудовлетворенность в политических целях. В частности, он уточнил, что в августе-сентябре 1993 года "некоторые нынешние народные депутаты вывели шахтеров, чтобы свалить правительство Леонида Кучмы".

В кризисных условиях, когда население готово выйти на улицу не только за деньги, этот фактор будет использоваться политиками.

"После этого из года в год недовольство людей используется, чтобы давить на институты власти", - добавил он.

"Думаю, что в кризисных условиях, когда население готово выйти на улицу не только за деньги, этот фактор будет использоваться политиками", - считает он.

По его словам, пик социальной напряженности обычно приходится на весну или осень. Поэтому, по его мнению, "сложная напряженная ситуация в Украине может сложиться к апрелю".

Всеукраинское исследование проводилось с 25 ноября по 5 декабря в 160 населенных пунктах. Всего было опрошено 2 тыс. респондентов в возрасте от 18 лет. Погрешность репрезентативности исследования составляет 2,2%.

Как сообщалось, Министерство внутренних дел Украины просит граждан не поддаваться на призывы политиков относительно незаконных акций протеста и предупреждает о личной ответственности за участие в таких мероприятиях.

По материалам: Интерфакс-Украина

Стоимость доллара на межбанке перевалила за девять гривен

Котировки на межбанковском валютном рынке в среду снизились до 8,90-9,15 гривен/доллар.

Как сообщили участники межбанковского валютного рынка, торги открылись в диапазоне 8,65-8,90 гривен/доллар, после чего выросли до 8,90-9,15 гривен/доллар.

По словам дилеров, большинство сделок проходит по курсу, близкому к 9,10 гривен/доллар. НБУ решил продавать 17 декабря доллары на межбанке на аукционе.

В то же время стоимость доллара США в обменных пунктах Киева достигла 9,20 гривен, а евро - 13 гривен.

По материалам: УНИАН, Українські новини

Она сделает всех. Счастливыми… Стандартная «разводка» женщины с косой.

Юлия Тимошенко в очередной раз перешла в оппозицию к Президенту. Ход беспроигрышный, поскольку абсолютное большинство населения страны считает главу государства… Как бы это помягче сказать. Читать и плакать!

Юлия Тимошенко в очередной раз перешла в оппозицию к Президенту. Такой вывод можно сделать на основе ее недавнего телеобращения к народу

Всего за семь с половиной минут (в отличие от многочасовых публичных размышлений гаранта нации) она внятно объяснила всем: страшный финансовый «ужос» стучится в двери, однако украинцам здорово повезло. У них есть Юлия Владимировна, которая сделает их счастливыми. В отличие от некоторых, готовых принести страну в жертву ради мифического второго президентского срока.

Янукович помнит о том что Путин два раза поздравлял его с президентвом и научит украинцев «любить свободу»!

Ход беспроигрышный, поскольку абсолютное большинство населения страны считает главу государства… Как бы это помягче сказать. В общем, лучше процитировать наиболее рейтинговые вопросы, которые задаются гаранту нации на интернет-форумах. 16 декабря Виктор Ющенко планирует провести итоговую пресс-конференцию.

Какие изменения ждут правительство Тимошенко

Я не понимаю, какой в этом смысл, но, тем не менее, сбор вопросов начался. Более чем уверен, что 99% из написанного никогда не будет озвучено. А жаль, поскольку креатив получился весьма и весьма показательный.

Чтобы он не пропадал, приводим десятку вопросов, получивших наибольшую поддержку пользователей:

"Виктор Андреевич! В связи с кризисом начались повальные сокращения на предприятиях и в организациях. Скажите, вы, случайно, под сокращение не попадаете? А то мы очень надеемся… ";

"Господин Президент! На чем экономит ваша семья в условиях нынешнего экономического кризиса? Вы в чем-то себя ограничиваете?";

"Кем вы станете, когда вырастете?";

"Вы покупаете в „Макдональдсе“ эконом-предложение с „колой“ или с мороженым-рожком?";

"Уважаемый Виктор Андреевич, а подскажите, как вам удалось добиться такого редкого сочетания внутренней и внешней красоты?";

"У вашей жены была мечта — микроволновая печь. Об этом вы сказали лет шесть назад в одном из своих интервью. Она сбылась? Помощь не требуется?";

"Вы опять принесете с собой на пресс-конференцию свой трон?";

"А куда убежите с награбленными деньгами?";

„Вы обещали в 2004 году посадить бандитов в тюрьмы. Почему мы еще на свободе?“ Подпись: "Бандиты";

„Будет ли на судне „Фаина“, захваченном пиратами, открыт избирательный участок во время досрочных выборов президента?“.

После прочтения данного интернет-творчества самый разумный шаг — отменить запланированное мероприятие и хотя бы не злить народ. Как минимум. Но зная манеру поведения гаранта нации, можно уверенно прогнозировать: маленькие украинцы будут иметь счастье видеть и слышать многочасовое шоу.

То ли дело Тимошенко. Актриса. Говорит коротко и по делу. Обещает беречь новую парламентскую коалицию как зеницу ока. Буквально грудью. Теперь у нее есть Владимир Литвин, который нужен всем, а понадобился, в конечном счете, Юлии Владимировне. В связи с вновь открывшимися обстоятельствами программа Тимошенко „Украинский прорыв: стань азиатским тигром уже сегодня“, временно отменяется.

Вместо нее будет реализовываться концепция „Национальное развитие, стабильность и порядок“. Во всяком случае именно так собираются назвать создаваемую коалицию „на троих“. Спикер уже есть, а коалиции пока нет. Идет согласование документов. Появилось предложение: закрепить в будущем соглашении пункт о запрете на проведение конституционной реформы. Прикол заключается в том, что у коалиционного прототипа нет даже 226 голосов, не говоря уже о 300. Но запретить все же надо. Мало ли что.

Коалиционные переговоры могут затянуться. Хотя, в принципе, от того, будет подписан итоговый документ или нет, почти ничего не зависит. Поскольку в коалиции представлена партия Президента, это говорит о ее потенциальной нежизнеспособности. Тимошенко удалось сделать красивый политтехнологический ход, однако он не решает проблему политического кризиса.

Избрание спикера с помощью голосов фракции Компартии всего лишь разблокировало законодательную деятельность парламента. Формально Верховная Рада вправе принимать законы, поскольку есть человек, который может поставить свою подпись под итоговыми документами. Однако устойчивого большинства как не было, так и нет и, скорее всего, уже не будет.

Именно поэтому Юлия Владимировна начала в открытую играть на оппозиционном поле, озвучивая законодательные инициативы, которые не могут не получить поддержку у депутатов. Кто же из парламентариев, находясь в здравом уме, проголосует против проектов, предусматривающих повышение уровня социальной защиты населения в условиях кризиса? Тимошенко делает ставку на то, что и истинная оппозиция в лице Партии регионов будет вынуждена присоединиться к решениям коалиции.

Она действует в формате оппозиционной силы. Тем самым, элементарно передергивая понятия, премьер-министр пытается поставить „регионалов“ в неудобное положение. Не проголосовали за антикризисные инициативы — „враги народа“. Проголосовали — собственными руками спасают Тимошенко, поскольку взваливают на себя ответственность за экономический курс.

Стандартная „разводка“ женщины с косой. Она временно перехватила инициативу и теперь попытается реализовать следующие задачи:

1) провести кадровые назначения. В частности, сменить глав Фонда государственного имущества и Антимонопольного комитета, назначить нового министра экономики и руководителя транспортного ведомства;

2) показательно „опустить“ руководство Национального банка. С этой целью на ковер вызывается „фотолюбитель“ Владимир Стельмах. Почему фотограф? А это гарант нации встал на защиту главы Национального банка. По его словам, „все депутаты и вся страна должны понимать, что НБУ не устанавливает курс гривни, он его фотографирует“. Дожили, нас всех снимают. Скрытой камерой. Только в конце, к сожалению, никто не выйдет и не скажет, что курс 7,50 за доллар — это всего лишь неудачная шутка;

3) принять бюджет на 2009 год;

4) добиться одобрения Верховной Радой антикризисной программы деятельности правительства. Зачем это надо? Чтобы на протяжении года парламент не мог рассматривать вопрос о выражении недоверия правительству.

Но нетрудно заметить, что перехват инициативы — временное явление. Можно сделать упомянутые ходы, однако продолжения они не получат. У новой псевдокоалиции, которая играется сегодня в оппозицию, нет потенциала для преодоления вето Президента. Мало кто сомневается в том, что даже если коммунисты сольют голоса в поддержку государственного бюджета на 2009 год,

Президент его в любом случае не подпишет. Аналогичная ситуация сложится и с антикризисными законами. Что дальше? В очередной раз менять формат коалиции и пытаться заманить в партнерские объятия Партию регионов? Не получится. Даже несмотря на сверхтехнологические изощрения Юлии Тимошенко, уйти от ответственности в конечном счете не удастся.

Она получила некоторую свободу маневра, однако проиграла в долгосрочной перспективе. Даже очередной сеанс показательного спарринга с Ющенко не поможет. Уникальная способность Виктора Андреевича объединять страну с помощью негативного отношения к своей скромной персоне не сыграет на руку Тимошенко, поскольку она неадекватно оценивает глубину экономического кризиса.

„Образ врага“ в данном случае уже не работает, поскольку врагом становится власть как таковая. Кто у власти, тот и враг. В этом отношении хочется выразить сочувствие Владимиру Литвину, ввязавшемуся в коалиционную авантюру. Сделать рейтинг на костях экономики не получится, а иметь в качестве партнера Тимошенко — это политическое самоубийство в чистом виде.

Александр ЮРЧУК (Киевский ТелеграфЪ, № 50, 12-18 декабря 2008)

Украина в НАТО? с НАТО? без НАТО?

Брюссельского саммита министров иностранных дел стран НАТО Украина и Грузия ждали полгода. В апреле 2008 года на встрече в Бухаресте им пообещали вернуться к вопросу о предоставлении Плана действий по членству (ПДЧ) в Альянсе в декабре 2008-го.

Брюссельского саммита министров иностранных дел стран НАТО Украина и Грузия ждали полгода. В апреле 2008 года на встрече в Бухаресте им пообещали вернуться к вопросу о предоставлении Плана действий по членству (ПДЧ) в Альянсе в декабре 2008-го. Но за восемь месяцев произошли изменения, разрушившие надежды на положительный результат, пишет сегодня Владимир Кацман в немецком издании «Европа-Экспресс».

Еще за несколько дней до брюссельского саммита ситуация вокруг предоставления Грузии и Украине ПДЧ начала накаляться. США, как всегда, настаивали на положительном решении, ссылаясь на то, что влияние России в регионе стало слишком сильным. Госсекретарь США Кондолиза Райс заявила в день открытия саммита: среди членов Альянса есть тактические разногласия, но она уверена, что никто из них не хочет видеть Украину и Грузию за бортом евроатлантической интеграции. В ответ президент Франции Николя Саркози выразил сомнение по поводу готовности этих стран к ПДЧ. По словам Саркози, Грузия все еще слишком нестабильна в военном плане, а Украина не может побороть политический кризис. По сути, в НАТО по вопросу ПДЧ наметилось разделение на два лагеря. Так же было и в апреле 2008 года на саммите в Бухаресте. Но теперь позиции Киева и Тбилиси намного слабее, чем тогда: свое влияние в Восточной Европе начала возобновлять Россия. Кроме того, экономический кризис серьезно изменил взгляды стран — членов НАТО. Полгода дипломатических, военных и внутренних политических ошибок привели к тому, что Украина и Грузия оказались вне процесса интеграции в НАТО.

4 апреля 2008 года на закрытии саммита в Бухаресте генеральный секретарь Альянса Яап де Хооп Схеффер заявил, что Украина и Грузия станут членами НАТО… когда-нибудь. Это случится обязательно, но неизвестно когда.

Партнеры

В Киеве сразу восприняли это заявление как обещание предоставить ПДЧ в декабре. Хотя глава Альянса обещал только вернуться к этому вопросу, если ситуация в регионе не изменится. Однако именно это и произошло. Перед саммитом министров обороны в Будапеште 9-10 октября 2008 года Киев преподнес НАТО первый «подарок» — распалась правящая коалиция. С этого момента украинский парламент перестал нормально функционировать. Альянс отреагировал очень сдержанно. Генеральный секретарь НАТО, выступая в Будапеште, говорил совсем о других вопросах и даже не упоминал о расширении на Восток. Только на второй день совещаний он выразил надежду, что ситуация в Украине нормализуется. Европейские политические лидеры были более радикальны в своих высказываниях. Канцлер Германии Ангела Меркель в одном из своих выступлений заявила, что такие события не приближают Украину к Альянсу и свидетельствуют о том, что говорить о ПДЧ для Киева преждевременно. В ответ на это украинские политики стали целенаправленно: углублять кризис. Наконец, к саммиту в Брюсселе преподнесли Европе новый «подарок» — отставку спикера парламента, который был назначен демократической коалицией. Европа уже не знала, как на это реагировать. Эксперты информационного агентства Reuters назвали ситуацию в Украине «политическим хаосом».

Тогда в игру вступила и Россия. Кремль никогда не скрывал, что будет препятствовать вступлению Украины в НАТО. Именно его активная позиция повлияла на решение в Бухаресте. Теперь же Москва нашла совершенно другой подход к вопросу давления на страны Альянса. Почти перед самым саммитом в Брюсселе Россия заявила о том, что Украина не заплатила за поставленный в октябре и ноябре газ. Кроме того, «Газпром», как государственный монополист, пригрозил Киеву обратиться в суд, возможно, даже международный.

Теперь в глазах всей Европы Украина стала еще и ненадежным партнером. И если завтра она не оплатит долги, то Россия может отключить ей газ. А это означает и отключение газа в Европе.

В то же время украинские политики не предприняли шагов к прекращению политического противостояния, и потому во многом еще до открытия брюссельского саммита НАТО вопрос ПДЧ был решен не в пользу Украины.

Перед тем как отбыть в Брюссель, министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко заявил, что решение по поводу предоставления ПДЧ не изменит направления внешней политики Украины. Эти слова явно свидетельствуют о том, что дипломат уже и не надеялся на положительный ответ НАТО. После завершения переговоров в Брюсселе министр также был настроен позитивно и благодарил НАТО за предоставление Индивидуального плана действий, но при этом в его заявлении членство в Альянсе отошло на второй план. Примечательно, что за три дня до начала саммита парламент Великобритании обязал своего министра иностранных дел разработать новые предложения для Киева и Тбилиси, если ПДЧ не будет им предоставлен.

Так и случилось: 3 декабря в итоговом обращении после заседания комиссии Украина — НАТО генеральный секретарь Альянса заявил, что теперь для Украины будет разработан новый ежегодный национальный план по внедрению реформ. Как и Грузия, Киев получит индивидуальный план действий для партнерства с НАТО. Также будет усилено военное сотрудничество между Киевом и Альянсом. Глава НАТО лишь раз упомянул в своем выступлении ПДЧ, да и то для того, чтобы заявить, что новый национальный вариант сотрудничества будет соответствовать стандартам плана действий, вот только даты, когда Украина вступит в НАТО, там не будет. Кроме того, конкретный текст документа будет разработан позднее. Яап де Хооп Схефер больше внимания в завершающем выступлении уделил истории сотрудничества между Украиной и НАТО, чем его перспективам.

Германия и Франция вообще заявили в ходе заседания, что политически Украина и Грузия не готовы к вступлению в Альянс. Вопрос предоставления ПДЧ надо отложить теперь уже на неопределенный срок. После этого европейские участники НАТО наложили вето на вопрос о расширении НАТО на восток в обозримом будущем.

Когда результат саммита стал известен, представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин заявил, что это решение — большая победа российской внешней политики и теперь отношения между Москвой и Альянсом серьезно улучшатся.

Документ, который предложили Украине на саммите, является приемлемым для всех сторон, кроме Украины. Теперь Киеву придется дожидаться, пока в Брюсселе разработают новую процедуру для индивидуального плана действий. Ведь пока это один из немногих прецедентов, когда стране предоставляют такой нестандартный вариант сотрудничества. Похоже, даже в НАТО пока не знают, как поступить с Украиной. Некоторые аналитики из США уже назвали этот план действий способом потянуть время перед тем, как дать ответ Украине и Грузии. Тем более что этот документ будет принят не ранее весны 2009 года и будет выполняться как минимум год. Кроме того, его выполнение не гарантирует членства в НАТО. Таким образом, Альянсу удалось отложить вопрос о членстве Украины более чем на год или даже дольше.

Рейтинг зарплат глав государств. Ющенко не доплачивают

Самым высокооплачиваемым главой государства в мире на сегодняшний день является премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун, годовой доход которого в зависимости от размера дополнительных выплат может колебаться от $2 млн до $2,5 млн.

Самым высокооплачиваемым главой государства в мире на сегодняшний день является премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун, годовой доход которого в зависимости от размера дополнительных выплат может колебаться от $2 млн до $2,5 млн.

Об этом пишут европейские СМИ со ссылкой на исследование американской консалтинговой компании «Hay Group». Сингапурские чиновники при этом получают самые высокие в мире зарплаты — это объясняется желанием искоренить коррупцию и сделать госслужбу привлекательной для талантливых молодых людей. Но в будущем году бюджет премьера сократится примерно на 20% — так казна решила отреагировать на бушующий в мире финансовый кризис.

Ближайший преследователь Сянь Луна — президент США, зарабатывает ежегодно $400 тыс. Если же учесть все выплаты, положенные ему, то в год набегает $596 тыс.Такова была зарплата Буша-младшего и такой она останется у Барака Обамы.

Как сообщает Лига, немногим меньше получает канцлер ФРГ Ангела Меркель — ее годовой доход после вычета налогов составляет 242 тыс. евро. Чуть меньше, примерно 231 тыс. евро в год, получает президент Франции, являющийся, кроме всего, еще и миллионером, Николя Саркози. Он успел увеличить содержание незадолго до перехода нынешнего кризиса в активную фазу: решение об изменении его ежемесячной зарплаты с 7 тыс. до 19,3 тыс. евро было утверждено чуть более года назад.

Третьим в компании лидеров стран ЕС оказался премьер Британии Гордон Браун, на банковский счет которого из казны ежегодно поступает 187 тыс. фунтов стерлингов (216 тыс. евро). «Авторитет власти и доверие к ней со стороны населения Западной Европы в последние десятилетия неуклонно снижались. Нынешний экономический кризис только усилит эту тенденцию. Несоответствие между рекомендациями властей затянуть пояса и сохранением высшими чиновниками “докризисных” зарплат вызывает еще большее недоверие и, как следствие, социальную нестабильность», — заявил в этой связи преподаватель психологии МИЭПП Станислав Бышок.

Однако российским лидерам эти проблемы пока не грозят — после вычета налогов зарплаты Дмитрия Медведева ($7800) и Владимира Путина ($ 6200) сильно уступают не только доходам их коллег из G-8, но и значительной части предпринимательского корпуса России.

Однако на фоне ряда руководителей других стран СНГ российское руководство обеспечено вполне неплохо: меньше обитателей Кремля получают лидеры Украины, Беларуси и Молдовы. Говорить о реальности доходов глав центральноазиатских республик нельзя — официальные зарплаты не отражают их истинных доходов.

Президент Украины Виктор Ющенко в 2006 году задекларировал доходы в размере 1 млн 141,382 тыс. грн (для сравнения, в 2005 году — всего 288,02 тыс.грн.). Эту сумму Ющенко получил в качестве дивидендов, процентов и роялти. Зарплата составила 489,080 тыс. грн, доход от научной, преподавательской, творческой деятельности, авторское вознаграждение (гонорар) — 504 873,75 грн. Сумма денежных средств на счетах Ющенко в банках и других финансово-кредитных учреждениях составляет 1 млн 341,318 тыс. грн. Согласно декларации о доходах, Президент владеет земельным участком общей площадью 131 тыс. 385 кв.м. и жилым домом площадью 656,7 кв.м. У Президента также есть в собственности квартира площадью 371,9 кв.м.

ПР отомстит БЮТ за «измену» через профсоюзы и обленерго

Отключения горячей воды и газа в Киеве, за которыми могут последовать такие же отключения и в других регионах, усилят наши акции по устранению неэффективного правительства, — считает председатель профсоюза ООО ЭКО Николай Голота.

Отключения горячей воды и газа в Киеве, за которыми могут последовать такие же отключения и в других регионах, усилят наши акции по устранению неэффективного правительства, — считает председатель профсоюза ООО ЭКО Николай Голота.

Как сообщалось ранее, Федерация профсоюзов Украины начинает всеукраинскую акцию протеста в связи с обострением экономического кризиса. 17 декабря забастовки пройдут в регионах, а 23 декабря – в Киеве. Об этом объявил новый глава ФПУ — народный депутат-регионал Василий Хара.

Эту же акцию поддержали лидеры Партии регионов, заявившие о намерении возглавить акцию с трибуны парламента. Радикализация настроений и «жажда мести» Тимошенко в ПР произошла после неожиданного маневра БЮТ, создавшего коалицию с НУНС и Блоком Литвина.

Вместе с тем, Партия регионов испытывает трудности с мобилизацией людей и поэтому начала задействовать для межпартийных разборок до сих пор не применяемые в Украине ресурсы – профсоюзные структуры и обленерго. Профсоюзы, по замыслу регионалов, должны обеспечить людей на акции, а обленерго, пребывающие во многих регионах под контролем регионалов, должны обеспечить периодические отключения гарячей воды, дабы простимулировать возмущения людей «действиями власти». В частности, такая технология и была опробована во время отключения тепла в Киеве, где обленерго находится под контролем депутата от ПР Василия Хмельницкого. Акция ФПУ, намеченная на 17 декабря, должна содержать требования «прекратить отключения тепла» в столице.

Вместе с тем, действия профсоюзов 23 декабря – это только репетиция более масштабной акции Партии регионов, намеченной на 100 дней работы коалиции. Сторонники Янковича обещают смести это правительство и коалицию, если на этот срок оно «не справится».

Люди Литвина уже присмотрели себе несколько интересных должностей

На сегодняшний день Блок Литвина претендует на пост руководителя «Укрзализныци» и ряд других должностей в структуре исполнительной власти.

Как сообщил УНИАН источник во фракции блока, кроме должности главы «Укрзализныци» Блок Литвина претендует на должность главы Госкомрезерва, ГК «Хлеб Украины», «Укртрансгаз», Госкомзем.

Источник отметил, что решение об этих кадровых назначениях может быть принято на сегодняшнем заседании правительства.

При этом источник уточнил, что Блок Литвина не претендует на должности министров, в том числе и министра транспорта и связи.

Как сообщал УНИАН, 16 декабря в Верховной Раде Украины было подписано соглашение о создании коалиции в составе фракций Блока Юлии Тимошенко, блока “Наша Украина – Народная самооборона” и Блока Литвина.

Тимошенко возьмет в Кабмин членов клуба миллиардеров?

Эксперты прогнозируют, что после создания парламентской коалиции в правительство войдут Виталий ГАЙДУК и Сергей ТИГИПКО.

Такое мнение эксперты высказали в рамках проведенного Центром исследований политических ценностей “АКСИА” экспертного опроса “Кого в правительстве коснутся кадровые изменения после создания новой парламентской коалиции?”.

В частности, президент Центра социальных исследований “София” Андрей ЕРМОЛАЕВ отметил: "Уникальная ситуация, когда создается коалиция, которая даже в своем соглашении признает монополию правительства на определение дальнейшей программы действий, а не определяет эту программу”.

Он отметил, что “на момент создания коалиции правительство Ю.ТИМОШЕНКО фактически пережило интеллектуальный дефолт”. “Не утверждены макропоказатели и не выполняется прогностическая функция, утрачен контроль над оперативным управлением. Как утверждают эксперты Национального банка, на 2/3 правительство несет ответственность за ситуацию на монетарном рынке. Устами Виктора ПИНЗЕНИКА Министерство финансов фактически признает, что не владеет ситуацией относительно выполнения бюджета и бюджетных разрывов".

"Ротация в правительстве на фоне специфической коалициады – это попытка “под шумок” заменить дисквалифицированную команду новой командой”, - сказал А.ЕРМОЛАЕВ.

По его мнению, кадровые изменения состоятся в ряде отраслевых министерств. Эксперт не исключает, что это будут Министерство транспорта и связи, Министерство топлива и энергетики.

“Скорее всего, будут изменения в финансово-экономическом блоке, возможно, что лишь в Министерстве экономики, хотя, может, и в Министерстве финансов. Претерпит изменений, безусловно, вице-премьерский блок”, - констатировал эксперт.

Среди возможных назначений А.ЕРМОЛАЕВ назвал представителей клуба миллиардеров и мультимиллионеров. “В правительстве могут появиться Виталий ГАЙДУК, Сергей ТИГИПКО...”, - прогнозирует политолог.

Председатель правления Центра прикладных политических исследований “Пента” Владимир ФЕСЕНКО выразил мнение, что ожидать кадровых изменений следует не только в правительстве, а также и в отдельных министерствах. “Меняться будут не только определенные люди на правительственных должностях, но и на должностях заместителей министров, и думаю, что также в кадровый пакет будут включены некоторые руководящие должности в центральных органах исполнительной власти”, - отметил политолог.

Говоря о конкретных кадровых изменениях, эксперт добавил, что окончательный вариант еще будет согласовываться. “Известно, что будут предоставлены определенные кадровые презенты Блока Литвина – возможно одна-две министерские должности”, - сказал В.ФЕСЕНКО. В связи с этим, эксперт назвал очень вероятной замену в интересах Блока Литвина должность министра транспорта и связи.

Он также допустил, что политической силы Владимира ЛИТВИНА должны отойти должности в отдельных структурах исполнительной власти: Государственном комитете земельных ресурсов, возможно в таможне, налоговой, Укрзализныци.

В.ФЕСЕНКО отметил, что будет усиливаться профессиональный состав правительства. “Юлия ТИМОШЕНКО, скорее всего, ответит на критику относительно экономического блока правительства, но не путем замены Виктора ПИНЗЕНИКА и Богдана ДАНИЛИШИНА, а через назначение их куратора на должности вице-премьера”, - сказал политолог. Он также допустил, что это могут быть кандидатуры С.ТИГИПКО или В.ГАЙДУКА.

В свою очередь директор политико-правовых программ Центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова Юрий ЯКИМЕНКО заметил: ”Сейчас можно говорить о замене должностей министра транспорта и связи, и некоторых изменениях в финансово-экономическом блоке правительства. Также могут быть пересмотрены определенные кандидатуры министров, внесенных по квоте “Нашей Украины”.

Эксперт допустил, что к кандидатурам на замену попадут вице-премьер Иван ВАСЮНИК, и, “возможно, возникнут вопросы относительно министра юстиции”.

“Министры по квоте Президента, конечно, останутся его прерогативой, и в случае переутверждения нового состава правительства, он имеет полную свободу относительно того, какую кандидатуру подать. Ну и, безусловно, что Блок Литвина будет претендовать на серьезные позиции”, - подчеркнул Ю.ЯКИМЕНКО

Говоря о возможных кадровых изменениях в составе правительства, президент Аналитического центра “Открытая политика” Игорь ЖДАНОВ выразил надежду, что со своих должностей будут сняты непрофессионалы – люди, не выполняющие на должном уровне свои функции. “На их места должны прийти профессионалы. От конкретных фамилий воздержусь, скажу лишь, что очень вероятное назначение нового вице-премьера, который будет отвечать за экономическую политику”, - сказал политолог.

Как сообщал УНИАН, вчера председатель фракции БЮТ в Верховной Раде Иван КИРИЛЕНКО заявил, что премьер-министр Украины Юлия ТИМОШЕНКО будет вносить кандидатуры на должности в правительстве, предварительно согласовав их с коалицией.

Криль понял, для чего подписали коалиционное соглашение

Лидер партии “Единый Центр”, народный депутат Игорь КРИЛЬ заявляет, что коалиционное соглашение – это лишь гарантия сохранения рабочих мест премьер-министра, председателя Верховной Рады и министров.

Как сообщили УНИАН в пресс-службе партии, по его словам, “вместо плана выхода страны из экономического кризиса, которым должно было стать коалиционное соглашение, мы получили очередную версию «Украинского прорыва». Создается впечатление, что авторы соглашения живут совсем другими проблемами, нежели украинское общество".

И.КРИЛЬ отметил, что в то время, «когда в стране зашкаливает уровень безработицы, в коалиционном соглашении об этом – только общие декларации».

Он отметил, что сейчас в Украине около 8% безработных, а рост их количества эксперты прогнозируют на январь-февраль 2009 года. "За этой цифрой – благосостояние каждой шестой украинской семьи. И в это время, когда армия безработных ежедневно увеличивается и увеличивается, правительство продолжает не замечать этого, сосредоточивая свое внимание на борьбе за власть", – заметил И.КРИЛЬ.

Народный депутат напомнил, что “Единый Центр” еще в октябре предлагал ряд конкретных мер, которые помогут в борьбе с ростом безработицы: снизить начисление в фонд оплаты труда с 37% до 15%, активизировать большие государственные проекты, связанные со строительством, в частности – строительство социального жилья, системно подходить к предупреждению безработицы, то есть одновременно поддерживать и работодателей, и непосредственно безработных.

"Стоит позаимствовать опыт других стран, в частности немецкого правительства, которое предлагает предоставлять дотации предприятиям, избегающим массового сокращения работников", – отметил И.КРИЛЬ.

Экономический кризис уже коснулся 77% граждан Украины (опрос)

Украинцы пессимистически оценивают свои перспективы, подавляющего большинства экономический кризис уже коснулся лично.

К такому выводу пришли эксперты Института Горшенина после проведения всеукраинского исследования «Социальная защищенность украинцев».

Согласно переданным агентству УНИАН результатам исследования, экономический кризис коснулся 77% граждан Украины.

Эксперты отмечают, что в то же время материальное самочувствие населения изменилось несущественно по сравнению с тем, каким оно было в начале этого года. Более все люди сегодня боятся не потери работы или сбережений, а существенного снижения уровня жизни, то есть покупательной способности.

79% опрошенных почувствовали на себе повышение цен, чаще стали случаи задержки зарплаты, на что жалуются 29% респондентов. Свыше 20% опрошенных указали на уменьшение зарплаты. В семьях 14,8% респондентов кто-то потерял работу, а 6% опрошенных указывают на прекращение работы предприятия, на котором они работали. Потеря работы почти одинаково характерна как для государственного, так и для частного секторов занятости.

Не коснулся кризис 12,7% респондентов, хотя никаких последствий его совсем не чувствуют лишь 2,4% опрошенных. Те, кого кризис не коснулся, есть как среди обеспеченных людей, так и среди бедных.

На вопрос «Коснулся ли Вас экономический кризис?» утвердительно ответили 90,8% из числа тех, кто характеризует свое материальное состояние как «Еле сводим концы с концами»; 83,1% тех, кому хватает пищу, но не больше; 71,1% из тех, кому в целом на жизнь хватает, но не на ценные вещи; 58,6% из тех, кто материальных проблем не испытывает, за исключением особенно дорогих покупок вроде жилья, дорогого автомобиля; и 41,4% из тех, кто не чувствует никаких материальных проблем.

В Институте Горшенина также пришли к выводу, что сегодня каждый третий взрослый украинец не работает. Так, по данным исследования, в Украине сегодня не работает 33,6% взрослого населения. Из них пенсионеров – 61,7%, безработных - 9,2%, домохозяек - 8%, студентов - 10,3%. Поскольку уже сегодня, на начальном этапе кризиса, многие предприятия останавливают свою работу (6% респондентов констатировали закрытие своих предприятий, учреждений, в целом же потеряли работу около 15% граждан), и свыше 40% опрошенных боятся потери работы, не без основания, очевидно, количество неработающих и безработных значительно вырастет, отмечают эксперты.

Характеризуя возможные последствия мирового экономического кризиса для украинского общества, респонденты в первую очередь указывают на неизбежность увеличения безработицы, снижение доходов людей и в то же время – на повышение цен. Прогнозируется резкий рост количества бедных, социальной напряженности и преступности.

Около трети работающих респондентов считают, что в результате кризиса их предприятие утратит свои позиции (25% ответов) или же обанкротится (5% ответов), и еще 30% не могут определиться с ответом, что будет с их предприятием через год-два, что тоже нельзя оценивать как оптимистичное настроение. Около 40% респондентов сохраняют оптимизм, характеризуя завтрашний день своих предприятий. Перспективы государственных и частных предприятий оцениваются респондентами приблизительно одинаково, а у владельцев бизнеса надежд на будущее больше.

Эксперты отмечают, что свои личные жизненные перспективы на ближайшие годы люди оценивают достаточно пессимистически: лишь пятая часть опрошенных считает, что изменения будут позитивными. Ухудшений ожидает почти половина опрошенных (46,6%). Оценка жизненных перспектив тесно связана с изменениями в доходах людей: оптимистичные представления у той небольшой части респондентов (4,3% опрошенных), чьи доходы в последнее время выросли. Пессимистические представления о будущем – у тех 45,6% респондентов, чьи доходы уменьшились. Кого уже коснулся кризис, у того заметны пессимистические настроения по поводу своих жизненных перспектив.

*** Всеукраинское социологическое исследование «Социальная защищенность украинцев» было проведено Институтом Горшенина в рамках годовой программы исследований 2008 года «Проект страны» с 25 ноября по 5 декабря.

Всего, согласно всеукраинской выборке, с учетом основных социально-демографических характеристик населения Украины, были опрошены 2000 респондентов в 160 населенных пунктах, которые представляют взрослое население Украины, в возрасте от 18 лет. Квотами в выборке были: возраст, пол, образование и тип населенного пункта, в котором живет респондент.

Погрешность репрезентативности исследования не превышает 2,2%.

Блок Литвина подписал соглашение о коалиции с тремя предостережениями

Фракция Блока Литвина в Верховной Раде подписала соглашение о создании коалиции с предостережениями.

Об этом сообщается в переданном УНИАН заявлении депутатской фракции «Блок Литвина» относительно подписания 16 декабря соглашения о создании коалиции «Национального развития, стабильности и порядка».

“Неуклонно придерживаясь положений своей предвыборной программы, которую поддержали избиратели, Блок Литвина подписал Соглашение о создании коалиции с предостережениями, о чем наши партнеры по коалиции были предварительно предупреждены”, - говорится в заявлении.

По словам ее авторов, в частности, в разделе «Приоритетные задачи в сфере экономики» к пункту «Создание полноценного рынка земли» предостережение Блока Литвина заключается в том, что это не должно касаться земель сельскохозяйственного назначения, поскольку реализация полноценного рынка земель сельскохозяйственного назначения в кратко- и среднесрочной перспективе приведет к скупке и сосредоточении главного богатства Украины в руках латифундистов и иностранцев, что Блок Литвина считает недопустимым.

Также Блок Литвина считает преждевременной реализацию пункта 2 раздела «В сфере защиты прав и свобод граждан» о принятии закона о признании участников национально-освободительных движений борцами за независимость Украины (в части, касающейся ОУН-УПА).

Кроме того, предостережение Блока Литвина относительно раздела «В сфере внешней политики» заключается в том, что оптимальным и наиболее отвечающим национальным интересам Украины, внешнеполитическим выбором является активный нейтралитет нашего государства, подчеркивается в заявлении.