четверг, 23 апреля 2009 г.

От учений НАТО ждут больших неприятностей

«Нет сомнений, что силы, участвующие во внутригрузинском политическом противостоянии, попытаются использовать присутствие иностранных военных на территории Грузии в своих интересах. Такое развитие событий, чреватое опасными провокациями»

В МИД Южной Осетии серьезно озабочены политической и военной поддержкой, которую руководство НАТО продолжает оказывать Грузии. «Нет сомнений, что силы, участвующие во внутригрузинском политическом противостоянии, попытаются использовать присутствие иностранных военных на территории Грузии в своих интересах. Такое развитие событий, чреватое опасными провокациями, может быть обусловлено стремлением всех участников грузинского внутриполитического кризиса привлечь к решению собственных проблем и реализации реваншистских устремлений любую помощь, в том числе из-за пределов Грузии», – говорится в распространенном накануне заявлении МИД РЮО.

В связи с опасным развитием ситуации, чреватым новой дестабилизацией в кавказском регионе, МИД Южной Осетии обращается к руководству НАТО, странам-членам Альянса с призывом «трезво оценить целесообразность проведения военных учений на территории Грузии, являющейся главным источником напряженности в регионе, сделать правильные выводы из событий августа 2008 г. и отказаться от опасной политики втягивания государства-агрессора в состав военного блока». Вместе с тем республика оставляет за собой безусловное право на любое противодействие угрозе повторения трагических событий августа 2008 г., говорится в заявлении.

Обеспокоенность предстоящими натовскими учениями вчера выразила и Госдума РФ. Член комитета по международным делам Семен Багдасаров заявил об антироссийском характере мероприятия «по своей географии и по составу участников».

В российском МИД считают, что отговорки НАТО на предмет безопасности учений для России (которую Альянс даже приглашает в Грузию в качестве наблюдателя) звучат не убедительно: на самом деле речь идет о решении целого комплекса задач, повышающих боевой потенциал Вооруженных сил страны-агрессора.

Дмитрий Медведев высказался на сей счет еще 17 апреля, заявив о том, что решение НАТО провести учения в Грузии не способствует сближению с Россией и грозит осложнениями. «Уверен, что это не добавит позитивных эмоций народам Южной Осетии и народу Абхазии – такого рода действия явным образом направлены на военную демонстрацию, на наращивание мускулов, на наращивание военной компоненты. А в ситуации, когда и так все в достаточно напряженном состоянии, это решение представляется близоруким и непартнерским», – заявил российский президент.

Постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин на днях призвал руководство Альянса отменить «провокационные» учения, не способствующие разрядке ситуации на Кавказе. Попутно он не исключил возможности провокаций с грузинской стороны в ходе учений против самих натовцев. Эти провокации, уверен постпред, «уже спланированы» – а «потом пальцем покажут на нас, что якобы мы это организовали». Если НАТО не прислушается к этим аргументам и все же рискнет, то возьмет на себя полную ответственность за безопасность собственных военнослужащих. «Если с ними что-то случится, имейте в виду – мы вас предупреждали», – подытожил Рогозин.

В том, что эти опасения небеспочвенны, сомневаться не приходится. Во всяком случае, в передергивании фактов грузинская сторона в последнее время упражняется весьма активно. В частности, недавний инцидент с наблюдателями ОБСЕ, задержанными югоосетинскими пограничниками на территории Южной Осетии за незаконное пересечение грузино-осетинской границы, был преподан грузинским МИД как похищение этих лиц «вооруженными бандформированиями Цхинвальского марионеточного режима».

На самом деле двух нарушителей границы всего лишь доставили в МИД ЮО и провели с ними разъяснительную беседу: представитель президента по вопросам постконфликтного урегулирования Борис Чочиев указал им на незаконность их действий и сделал предупреждение о непозволительности подобного в дальнейшем. После этого раскаявшихся нарушителей отвезли на место задержания, и тем же днем они оказались в Грузии.

В Тбилиси, тем не менее, не поленились раздуть из мухи слона и заявили о том, что «факты нападения на наблюдателей ОБСЕ со стороны оккупантов и контролируемого ими этнофашистского режима принимают все более системный характер». «Очевидно, что за всеми этими преступными действиями стоит намерение оккупантов и их марионеток не дать возможность наблюдателям ОБСЕ и других международных организаций выполнять свои обязанности в соответствии с возложенным на них мандатом», – утверждает грузинская сторона.

Более того, в то время как Грузия совместно с США, Евросоюзом, ОБСЕ и ООН не ослабляет усилий по своевременному запуску «механизма превенции инцидентов и реагирования на них», «Россия и марионеточный режим Цхинвала не только препятствуют задействованию указанного механизма, но и продолжают планирование и осуществление крайне опасных действий с оккупированных территорий Грузии», – говорится в заявлении. Ответственность за эту «циничную провокацию» целиком возлагается на Россию, «которая осуществляет полный контроль на оккупированных территориях Грузии», в связи с чем в адрес РФ должно последовать немедленное осуждение со стороны государств-членов ОБСЕ и «всего международного сообщества».

Коль скоро в преддверии международных «резонансных» мероприятий в ход идут формулировки вроде «планирования и осуществления крайне опасных действий с оккупированных территорий Грузии», ничего хорошего от предстоящих событий ждать не следует в принципе. Налицо попытки грузинских властей в превентивном порядке выставить себя потенциальной жертвой «крайне опасных действий», объяснить всему миру, кто тому виной, и заранее оправдаться в глазах международного сообщества за возможный ответ на предполагаемую атаку. А еще лучше – пользуясь случаем, втянуть в разборки «гостей».

«Саакашвили поставил перед собой цель, он давно уже пытается внутренний грузинский конфликт преобразовать в интернациональный конфликт. Он для этого и расстрелял наших военнослужащих – для того, чтобы нас втянуть в войну в августе. Он для этого пытался американскую морскую пехоту высадить на территории Грузии, втянуть американцев против их собственной воли в эту войну. Это человек опасный просто для мира», – считает Рогозин.

Кстати, суть «угрозы» Саакашвили в присущем ему параноидальном ключе изложил еще две недели назад. «Некоторые военные авторитеты в России думают напасть на Грузию сейчас, а позже заявить, что это я вторгся в Россию дабы отвлечь внимание своей оппозиции», – выдал грузинский президент один из возможных сценариев развития сюжета. Беда в том, что в нынешней ситуации Михаилу Саакашвили действительно нужно отвлечь внимание масс от себя на «внешнего врага», а потому вторая часть его сентенции звучит вполне убедительно. Осталось доказать остальным правдоподобность первой части – что, судя по тональности тбилисских заявлений, сейчас и делается.

Украина. Дороги из кризиса

Чтобы поднять украинскую экономику, нужно строить, уверены в Кабмине. Строить стадионы, ЛЭП, газокомпрессорные станции, мосты, тоннели, эстакады и, главное, дороги. В ближайшие годы правительство намерено закатать в асфальт 118 миллиардов гривен

Чтобы поднять украинскую экономику, нужно строить, уверены в Кабмине. Строить стадионы, ЛЭП, газокомпрессорные станции, мосты, тоннели, эстакады и, главное, дороги. В ближайшие годы правительство намерено закатать в асфальт 118 миллиардов гривен и соорудить 3,5 тысячи километров дорог по всей Украине. Чем же новые пути сообщения помогут украинской экономике, а на что и надеяться не стоит?

В порядке панацеи

Украине нужны масштабные инфраструктурные проекты, твердят в один голос чиновники и политики. Они якобы создадут внутри страны спрос на металл, стройматериалы, рабочую силу. Самым крупным проектом должно стать строительство дорог европейского уровня по всей Украине. Именно дороги выполнят в будущем роль кровеносных артерий, которые доставят необходимый денежный кислород для задыхающейся экономики.

Юлия Тимошенко признала строительство дорог важнейшим из искусств в условиях кризиса, поскольку это даёт шанс для развития других отраслей. По её словам, одно рабочее место в сфере строительства дорог, даёт возможность создать шесть рабочих мест в других отраслях.

Глава «Укравтодора» Вадим Гуржос уверен, что при дорожном строительстве появляется до десятка тысяч новых рабочих мест на каждый миллиард инвестиций, оживают производители дорожной техники и стройматериалов, население становится более мобильным, увеличиваются перевозки товаров и материалов, растет туризм.

Политических партии также изобразили автобаны на своих антикризисных стягах. Лидер Украинской народной партии Юрий Костенко недавно рассказал об антикризисной программе своей политсилы. УНП предлагает брать займы на 30-50 лет для широкомасштабного строительства дорог – всех без исключения: магистральных, межобластных и межрайонных. «Через строительство дорог Украина может делать заказ металлургам для производства арматуры, может быть запущена цементная отрасль. Местные песок, гравий, щебень – это также основа для строительства. Появятся рабочие места, а возле строительных площадок начнет развиваться малое предпринимательство», — расписал перспективы Костенко.

Итак, и профильные чиновники, и политики, и глава Кабинета министров едины во мнении — дороги нужны. Какие именно?

Стратегические планы

В прошлом году Кабмин выделил 19 первостепенных дорожных проектов, которые должны быть завершены в ближайшие годы. Согласно планам, правительство намерено построить 3,5 тысяч километров автодорог, 94 моста, 239 путепроводов и 2 туннеля. В первую очередь будут строить Большую окружную дорогу вокруг Киева, трассы Львов-Краковец, Львов-Броды, Киев-Винница, а также Одесса-Рени.

На строительство новых и ремонт существующих дорог только в 2009 году планируется потратить около 19 миллиардов гривен — 12 миллиардов из госбюджета и еще 7 миллиардов заемных средств. Откуда же возьмутся эти деньги?

В последние годы автодорожная отрасль страдала от хронического недофинансирования. В 2007 при потребности в 15,7 миллиарда гривен дорожники получили всего 5,7 миллиарда. В 2008-м уровень поддержки из госбюджета снизился на 28%, Кабмин выделил на дорожное строительство 6,6 миллиарда гривен, но этого, по словам Юлии Тимошенко, тоже недостаточно.

С заемным финансированием в прошлом году тоже возникли проблемы. Новых кредитов на фоне финансового кризиса Минтрансу привлечь не удалось. Кроме того, в 2008 году банк Morgan Stanley потребовал досрочно вернуть 930 миллионов долларов кредита, выделенного в 2007 году «Укравтодору». Официальным поводом послужило снижение кредитных рейтингов Украины, но, по данным газеты «Деловая столица», причиной стало нецелевое использование средств. В результате половину задолженности компенсировали из госбюджета, другую половину продали банку Credit Suisse.

Основные надежды дорожники возлагают на помощь международных финансовых организаций. 7 апреля кредит в размере 400 миллионов долларов сроком на 30 лет выделил Всемирный банк. 300 миллионов долларов из этого транша пойдут на реконструкцию автодороги М-03 Киев-Харько-Довжанский на участке от Борисполя до Лубнов. Еще 100 миллионов потратят на улучшение безопасности движения: установят разделительные барьеры, дорожные знаки, светоотражатели, построят пешеходные переходы и парковки.

С зарубежной помощью правительство планирует построить и Большую киевскую окружную дорогу, только первая очередь которой потянет на 10,44 миллиарда гривен. В марте Кабмин обязал «Укравтодор» организовать для Юлии Тимошенко встречу с представителями крупнейших инвестиционных компаний Европы, Америки, Китая, Японии и Южной Кореи. Премьер надеется убедить инвесторов вложить деньги в строительство Большой окружной.

Большие надежды дорожники возлагают на недавно принятые изменения к закону «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог». Теперь новые дороги смогут строить консорциумы из украинских и зарубежных компаний, а государство при этом возьмет на себя часть рисков и гарантирует инвесторам возврат вложенных средств. Консорциум будет строить и эксплуатировать дороги в течение 20-25 лет, а затем автобаны перейдут в собственность государства.

Мифы и риски дорожного строительства

Новые дороги, безусловно, принесут пользу экономике. Но на многие разрекламированные политиками преимущества от строительства транспортных артерий надеяться не стоит. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные дорожные мифы.

Миф 1: строительство дорог поможет ликвидировать безработицу. Тут обычно вспоминают президента США Рузвельта, который во время Великой депрессии поручил строить дороги, привлекая к этому безработных, которые получили возможность заработать на кусок хлеба и одежду. Однако в Украине XXI века такая методика борьбы с безработицей уже не сработает. Сейчас для строительства дороги не нужны тысячи рабочих с кирками и лопатами.

«Сегодня неквалифицированная рабочая сила на строительстве дорог не нужна. Большая часть работ производится с помощью сложной техники и сравнительно небольшими человеческими ресурсами, — заявил осенью в интервью „Зеркалу недели“ глава „Укравтодора“ Вадим Гуржос. — Да и люди должны работать не за еду и одежду, а за хорошие зарплаты, которые они потом тратят, поддерживая другие отрасли экономики». Однако, согласно исследованию «Зеркала недели», подсчетом даже примерного количество потенциальных рабочих мест, которые появятся при строительстве дорог, ни одно украинское министерство не занимается.

Миф 2: дороги спасут металлургов. К сожалению, создать внутренний спрос на продукцию металлургических заводов за счет строительства автобанов тоже не получится. Дороги не металлоемкие. По словам Вадима Гуржоса, самый металлоемкий проект — мост через Днепр под Киевом возле Украинки — требует всего 90 тысяч тонн металла, что равняется примерно дневному объему производства «Запорожстали». Для создания долговечных автотрасс требуется стальная арматура, но, по словам Гуржоса, «это дело не одного года, поэтому о резком подъеме закупок речи не идет».

Миф 3: дороги помогут строителям. Надежды на то, что отечественные строительные компании получат заказы на прокладку дорог, есть. Но уже сейчас конкуренцию выигрывают заграничные специалисты. Например, трассу Киев-Чоп строили турецкие и македонские компании. К тому же новый закон «О концессии» освобождает инвесторов от необходимости использовать на 90% отечественную рабочую силу и на 70% — украинские стройматериалы.

Миф 4: дороги помогут водителям. Понятно, что лучше ездить по автобану, чем по колдобинам. Но, во-первых, построенные на деньги инвесторов дороги могут быть платными. Во-вторых, чтобы финансировать строительство дорог правительство повысило транспортный сбор, чем вызвало недовольство и протесты автолюбителей.

Миф 5: дороги для простых украинцев бесплатны. Это не так, ведь строительство финансируется из государственного бюджета, в который мы платим налоги. Даже когда дороги строятся за деньги иностранных инвесторов, за это все равно платит налогоплательщик. Большинство государственных структур, занятых в дорожном строительстве, не зря называют «кредитными наркоманами». Кредиты выдаются под проценты и государственные (т.е. бюджетные) гарантии. Сумма госгарантий для «Укравтодора» в 2009 году ограничена суммой в 5 миллиардов гривен. Эти деньги кредиторам нужно будет отдать из госбюджета, если компания не сможет рассчитаться с долгами.

Кроме того, и заемные, и государственные средства при строительстве дорог «уходят в песок». По данным «Инвестгазеты», километр дороги в Украине обходится в 25-30 миллионов гривен, во Франции — не более 3 миллионов долларов. Строительство километра автобана Киев-Одесса за счет кредита Deutsche Bank обошлось Украине, с учетом обслуживания долга, в шесть раз дороже, чем укладка километра той же трассы исключительно за бюджетные средства.

Страны, которые использовали строительство дорог для оживления экономики, делали это за средства бюджета. Снова процитируем главу "Укравтодора": „Строительные материалы, дорожные машины, технологический транспорт, компании-подрядчики — все это, по возможности, находилось в государственной собственности. Таким образом, потраченные на дороги деньги оставались у государства“.

Украина же берет взаймы у других, позволяет иностранным инвесторам использовать их технику, стройматериалы и рабочую силу, гарантирует своим бюджетом оплату всех долгов и процентов. Часть денег, потраченных из бюджета на украинские дороги, конечно, останется в государстве, но значительная доля средств может уйти и за пределы Украины. С другой стороны, жить и ездить по таким дорогам, которые сегодня существуют в Украине, — тоже не выход. Качественные дороги, бесспорно, нужны стране и действительно способны оказать положительное влияние на экономику. Но, как говорится, любишь кататься, люби и инвестора возить.

ЕС договорился с Туркменией о поставках газа в обход России

В ходе пленарной сессии 459 евродепутатов проголосовали за документ, открывающий возможности для вхождения компаний ЕС во внутренний энергетический сектор этой среднеазиатской республики. Однако 162 депутата проголосовали против торгового соглашения

После 11 лет подготовки и острых дебатов Европарламент одобрил вчера поздно вечером новое торговое соглашение между Евросоюзом и Туркменией. В ходе пленарной сессии 459 евродепутатов проголосовали за документ, открывающий возможности для вхождения компаний ЕС во внутренний энергетический сектор этой среднеазиатской республики. Однако 162 депутата проголосовали против торгового соглашения на том основании, что сначала Туркмения должна провести реформы в области прав человека. Руководство Евросоюза и Еврокомиссии надеется, что улучшение двусторонних отношений позволит Брюсселю убедить Ашхабад принять участие в создании газопровода Nabucco. На сегодняшний день у инициаторов этой трассы из Средней Азии через Кавказ к восточной границе ЕС не хватает поставщиков «голубого топлива», чтобы заполнить газопровод и тем самым сделать его экономически целесообразным.

Впрочем, особо убеждать нынешнее руководство республики особо и не приходится — на минувшей неделе исполнительный директор Государственного агентства по управлению и использованию углеводородных ресурсов при президенте Туркмении Ягшыгельды Какаев и председатель правления RWE AG Юрген Гроссман подписали меморандум о долгосрочном сотрудничестве между правительством республики и немецким концерном. «Мы подписали соглашение по разработке и добыче на 23-м блоке туркменского шельфа, — объявил президент Гурбангулы Бердымухамедов. — Это сотрудничество направлено на освоение углеводородных ресурсов». «Речь идет о геологоразведочных работах, создании газотранспортной системы и, конечно, о возможностях транспортировки туркменского газа в Европу, — отметил после подписания договора руководитель концерна. — Один из вариантов газопроводов — через Каспий, и мы работаем над этой возможностью».

RWE AG является акционером проекта сооружения Nabucco, продвигаемого Брюсселем для ослабления энергетической зависимости Европы от России. Не так давно RWE AG в партнерстве с австрийским энергетическим концерном OMF создали Caspian energy company, которая занимается изучением доставки газовых ресурсов каспийского региона в Европу. В настоящее время единственным нефтедобытчиком здесь является англо-арабская Dragon Oil. После 10 лет геологоразведки к разработке нефтегазовых блоков приступила и малайзийская Petronas. Консорциум датской Maersk и германской Wintershall выполняет программу сейсмических исследований в Средне-Каспийском нефтегазоносном бассейне. Ведутся переговоры по различным блокам шельфа с российской компанией «Итера» и омано-канадской «Буриед», отмечает ИТАР-ТАСС. По данным Ашхабада, запасы газа на туркменском шельфе Каспия составляют 6,1 трлн. кубометров, нефти — 12,1 млрд. тонн. Туркмения добывает ежегодно около 75 млрд. кубометров «голубого топлива» и до 50 млрд. продает «Газпрому». Ныне же возникающая проблема кроется в том, что Россия предлагает альтернативные Nabucco проекты, в частности, Nord и South stream.

Президент не хочет выборов. Никаких

По слухам, распространенным некоторыми СМИ, на днях Конституционный суд может признать постановление ВР о назначении даты выборов на 25 октября неконституционным. А новые выборы назначить на 17 января.

Через два дня Виктор Ющенко утратит право на роспуск Рады. Использует ли он последний шанс избавиться от парламента?

По слухам, распространенным некоторыми СМИ, на днях Конституционный суд может признать постановление ВР о назначении даты выборов на 25 октября неконституционным. А новые выборы назначить на 17 января.

– Я допускаю, что КС может вынести такое решение в ближайшее время, вполне вероятно, до конца месяца. Но не позднее, чем за 120 дней до начала избирательной кампании (27 июня. – авт.). В противном случае избирательный процесс остановить будет очень сложно, – такое мнение высказал в интервью «Газете по-киевски» политолог Вадим Карасев.

Но депутаты уже готовятся не подчиниться возможному решению КС.

– Что бы там ни решил Суд, последнее слово будет за парламентом, так как назначение даты очередных президентских выборов – исключительно компетенция народных депутатов. Если парламент снова соберется, нет никаких препятствий для того, чтобы он повторил дату выборов, – сообщил «Газете… » юрист из фракции БЮТ Святослав Олийнык.

Для того, чтобы отнять у парламента право на последнее слово, президент может попытаться его распустить. Но на это у него есть всего два дня. Напомним, 25 апреля до президентских выборов останется полгода, а значит, согласно закону, президент утратит свое право на роспуск Рады. Поговаривали, что основанием для досрочных парламентских выборов может стать положительный вердикт КС по запросу Ющенко относительно того, обязана ли новая коалиция вносить представление на премьера. Но депутаты скептически расценивают такой сценарий.

– Думаю, КС не вынесет никакого решения, которое бы дало Ющенко право на роспуск парламента. Президент не имеет большинства в КС. Кроме президента и верхушки ПР, никто в парламентских выборах не заинтересован. А это не большинство! Если же президент издаст указ о роспуске парламента, с ним будет то же самое, что и с предыдущим – он не будет исполняться, – прогнозирует один из лидеров НУ-НС Тарас Стецькив.

А вот приближенный к Банковой политолог Вадим Карасев противников досрочных парламентских выборов успокоил: по его мнению, президент не будет распускать Раду.

– Что это ему даст? У Ющенко не готова команда для полноценного участия в избирательной кампании. У Тимошенко рейтинг падает, Яценюк еще не успел его набрать. Абсолютный лидер пока один – это Янукович. Так зачем президенту подыгрывать Партии регионов? – заключает Карасев.

Бессмертный нарушил каноны и будет идти до конца

Заместитель главы секретариата президента, руководитель исполкома партии "Наша Украина" Роман Бессмертный подал заявление о возобновлении своего членства в партии.

Об этом он заявил на пресс-конференции, сообщает УНИАН.

Он также подчеркнул, что ни он лично, ни президент не настаивали на том, чтобы он возглавил исполком партии.

По словам Бессмертного, это было решение политсовета.

Отвечая на вопрос, может ли он остаться на руководящих постах в партии, Бессмертный отметил: "Если я нарушил каноны и дважды вошел в реку, то надо идти до конца".

Обновленная партия Ющенко соберется аж летом

Президиум партии "Наша Украина" предложит политсовету партии провести съезд "Нашей Украины" 27 июня.

Об этом журналистам на пресс-конференции сообщил заместитель главы Секретариата президента, глава исполнительного комитета партии Роман Бессмертный.

При этом Бессмертный напомнил, что заседание политсовета партии назначено на 16 мая, сообщает Лига.net.

"Президиум будет предлагать совету партии, чтобы съезд прошел 27 июня, в субботу. Но это только предложение президиума... Согласно уставу, ответ на этот вопрос дает и решение принимает совет партии", - сказал он.

В следующий вторник Бессмертный проведет очередное заседание президиума, на котором также будут обсуждаться эти вопросы.

Ранее президиум НСНУ договорился провести 16 мая заседание политсовета партии и обсудить легитимность решений, принятых на предыдущем съезде НСНУ. Речь пойдет об исключенных из политсовета партии депутатах, которые подписались за создание "коалиции трех".

Декабрьский съезд НСНУ не включил в состав новоизбранного политсовета партии семь народных депутатов - представителей НСНУ, подписавших коалиционное соглашение с БЮТ и Блоком Литвина. При этом парламентариев оставили в составе НСНУ.

Изначально анонсировалось, что следующий съезд "Народный Союз "Наша Украина" примет более жесткое решение об исключении из рядов партии и из депутатского корпуса Верховной Рады народных депутатов, которые подписались за создание "коалиции трех" в парламенте.

Ехануров уверен, что боя Тимошенко против Януковича не будет

Министр обороны Юрий Ехануров считает, что премьер-министр Юлия Тимошенко и лидер Партии регионов Виктор Янукович не выйдут одновременно во второй тур президентских выборов.

Такое мнение он высказал, отвечая на вопросы в разделе "Конференции".

На вопрос, "если во второй тур президентских выборов пройдут Янукович и Тимошенко, то кого поддержите Вы лично, и почему именно так", Ехануров ответил:

"Я уверен, что из названных политиков во второй тур пройдет только один. А потому ни передо мной, ни перед страной не будет настолько безрадостного выбора".

Кроме того, на вопрос, будет ли он что-то советовать президенту Виктору Ющенко по поводу целесообразности баллотирования на президентских выборах, министр сказал:

"Виктор Андреевич решение уже принял. Я это решение уважаю".

Как известно, президент Виктор Ющенко в среду заявил о намерении принять участие в президентских выборах.

Украинская правда