суббота, 20 сентября 2008 г.

На каких условиях Партия регионов создаст коалицию с БЮТ?

Партия регионов может создать коалицию с Блоком Юлии Тимошенко (БЮТ), если найдет компромиссы по вопросам вступления в Украины НАТО и статуса русского языка в стране, заявил лидер партии Виктор Янукович

Партия регионов может создать коалицию с Блоком Юлии Тимошенко (БЮТ), если найдет компромиссы по вопросам вступления в Украины НАТО и статуса русского языка в стране, заявил лидер партии Виктор Янукович в пятницу в эфире Луганского телеканала «ЛОТ».

«Мы готовы искать компромиссы с любой политической силой, которая согласна работать. Что касается БЮТ, то есть два основных противоречия — НАТО и языковый вопрос», — цитирует слова Януковича украинское агентство «УНИАН».

БЮТ и Партия регионов 2 сентября проголосовали за ряд законопроектов, ограничивающих полномочия президента, после чего пропрезидентская фракция «Наша Украина — Народная самооборона» (НУНС) объявила о выходе из коалиции и заявила, что эти две фракции должны создать новую коалицию. 16 сентября было официально объявлено о распаде парламентского большинства БЮТ и НУНС. Если в течение 30 дней не будет создана новая коалиция, президент имеет право распустить Верховную Раду и назначить досрочные выборы. БЮТ и Партия регионов называют выборы наихудшим из вариантов, однако не спешат создавать новую коалицию.

Янукович напомнил, что его партия требует скорейшего проведения референдума по НАТО. На сегодня более половины граждан Украины выступают против вступления страны в альянс. Тем нее менее, руководство Украины подало заявку на присоединение страны к Плану действий по членству в НАТО, которая не была удовлетворена в апреле на саммите альянса в Бухаресте и будет повторно рассмотрена в декабре.

«Если БЮТ согласен на референдум, чтобы услышать украинский народ, то это снимет одно из разногласий. Но ведь „оранжевые“ подписали письмо по ПДЧ, не спросив у народа. Поэтому я не думаю, что они на это пойдут», — отметил Янукович.

Он также высказал сомнения в отношении компромисса по русскому языку.

«По вопросу языка — мы тоже знаем их позицию. Для второго государственного языка нужно 300 голосов (конституционное большинство для внесения изменений в Основной закон). Но БЮТ на это никогда не согласится. Мы готовы принять закон, чтобы каждый регион мог применять тот язык, который ему удобней, наравне с государственным. Опять же, нужен референдум. И желание БЮТ работать. Тогда объединение возможно », — подчеркнул лидер Партии регионов.

США готовятся спровоцировать Украину?

Чтобы обеспечить победу Маккейна на выборах президента США, госадминистрация готовит ряд громких провокаций на Украине и в Иране. Об этом предупредил вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский.

Чтобы обеспечить победу Маккейна на выборах президента США, госадминистрация готовит ряд громких провокаций на Украине и в Иране. Об этом предупредил вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский.

«Самые опасные события будут в конце октября — в начале ноября, если на Украине не удастся устроить большую провокацию, то начнут большую провокацию в Иране как запасной вариант, но они все сделают, чтобы победил Маккейн», — заявил Жириновский.

По его словам, на президентских выборах в США 4 ноября «будет страшная победа (Маккейна) на фоне большой гибели людей », сообщает РИА «Новости». Вице-спикер Госдумы отметил, что «большой друг России», вице-президент США Дик Чейни на днях объехал «свои владения» — Азербайджан, Грузию, Украину и дал инструкции, где «в очередной раз подпалить пожар».

Напомним, что закавказский вояж Чейни начался провальным визитом в Азербайджан. В Баку его не встречали ни президент Ильхам Алиев, ни премьер-министр Артур Раси-заде. Вместо этого вице-президента в аэропорту ждали первый вице-премьер Ягуб Эюбов и глава МИДа Эльмар Мамедьяров.

Вице-президент США намеревался укрепить позиции Вашингтона в борьбе за каспийские энергоносители, однако Ильхам Алиев оказал заокеанскому гостю холодный прием, дав понять, что Баку не поддерживает идею перенаправить потоки энергоносителей в обход России.

По информации газеты «Коммерсантъ», переговоры оказались довольно тяжелыми. Алиев дал понять Чейни, что ценит отношения с Вашингтоном, но ссориться с Москвой из-за этого не собирается. По некоторым сведениям, это так расстроило американца, что тот даже отказался посетить торжественный ужин в свою честь.

Россия. Нам будет жаль, если Обама не станет 44-м президентом США?

В американском политическом фольклоре есть такая поговорка: «Вице-президент – это парень, который сидит на ступенях Белого Дома и ждет, когда подстрелят президента». Выборы-2008 эту поговорку частично опровергли.

В демократическом обществе существует два возможных пути для политика. Первый и обычный – это предложить избирателям наиболее востребованный политический проект, основанный на изучении общественных настроений. Этот путь достаточно прост и наиболее распространен. Этим путем идут практически все кандидаты и политические партии в странах «развитых демократий». Разница между конкурентами в этом случае заключается преимущественно в «обертке», в которую этот проект завернут. «Обертка» – это личностные качества политиков, включая их пол и цвет кожи, и выбор политтехнологий проведения избирательных кампаний.

Второй и крайне редкий – это предложить электорату свой собственный проект, до уровня которого кандидату или партии, обращающимся к избирателям за поддержкой, предстоит этих самых избирателей «подтянуть».

Разумеется, ни один из этих путей никогда не выступает в чистом виде, но всегда представляет собой конгломерат избирательных слоганов, состоящий из собственных идей, перемешанных с общественными чаяниями и предпочтениями. Отличие первого пути от второго – в процентном соотношении собственного политического продукта с результатами опросов общественного мнения.

После Второй мировой войны только один президент был ярким представителем второго пути. Его звали Джон Кеннеди.

В нынешней избирательной кампании Обаму неспроста так часто сравнивают с JFK. Проблема Обамы заключается в том, что для успешной реализации политического проекта под номером два его автор должен обладать несравнимо более сильными личностными характеристиками, чем автор традиционного проекта. Достаточно ли у Барака Обамы таких качеств – это и есть главный вопрос Election-2008.

Ситуация в Демократической партии была достаточно предсказуема еще в самом начале праймериз. Было ясно, что главными конкурентами являются Обама и Клинтон. Преимущество бывшей первой леди находилось в границах статистической ошибки и его оказалось недостаточно для победы.

МАККЕЙН В КУСТАХ

Иначе складывалась предвыборная борьба у республиканцев. Ни один из политических аналитиков не оказался в состоянии предвидеть победу Маккейна. Все сходились на том, что при всех его плюсах (героическая биография и солидный опыт работы в сенате), у него есть слишком серьезные недостатки для республиканского избирателя: недостаточная консервативность в религиозно-моральных вопросах и преклонный возраст. Никогда еще в истории США президентом не избирался кандидат, переваливший за седьмой десяток. Однако штаб пожилого сенатора сумел значительно смягчить его недостаточный протестантский фундаментализм, а второй недостаток в условиях отсутствия явного лидера в республиканском истэблишменте оказался преимуществом. Менее удачливые претенденты на кресло в Белом Доме просто сошлись на мысли о том, что коль скоро в 2008 году им придется уступить кому-то, то лучше будет уступить на четыре года, чем на восемь. Вряд ли Маккейн будет претендовать на второй президентский срок, так что и Джулиани, и Ромни еще смогут вернуться к борьбе на выборах 2012 года.

СЕНАТОР БАЙДЕН – НЕУДАЧНЫЙ ВЫБОР

В американском политическом фольклоре есть такая поговорка: «Вице-президент – это парень, который сидит на ступенях Белого Дома и ждет, когда подстрелят президента». Выборы-2008 эту поговорку частично опровергли. Во-первых, потому что один из кандидатов в вице-президенты вовсе не парень, а во-вторых, потому что в той же связке, где парень заменен на «девушку», вероятно (и это, очевидно, учитывается всеми участниками электорального процесса), что сидящая на ступенях Белого Дома дама может заменить президента и без всякой стрельбы. На сегодняшнем этапе можно с уверенностью сказать, что Маккейн сделал правильный выбор своего вице, а Обама – нет. Понятно, что Обама имел целью дополнить свою нетрадиционную и слишком яркую личность фигурой Байдена, олицетворяющего традиционные американские ценности и являющегося ветераном американской внешней политики (именно в отсутствии такого рода опыта укоряли Обаму конкуренты).

Пока (хочу подчеркнуть, именно – пока!) расчеты демократов не оправдались. Джо Байден настолько хорошо известен в США, что никакими сенсациями из его биографии порадовать электорат пресса не может. Несколько «поправил» это положение сам Байден, сделав несколько странных для столь опытного политика заявлений. Так, 9 сентября на избирательном митинге в Миссури он, обращаясь к сенатору от этого штата Чаку Грэму, сказал: «Встань, пусть тебя люди увидят!». Парализованный сенатор в это время сидел рядом с Байденом в инвалидном кресле. Свою визави, Сару Пэйлин, он обозвал вице-губернатором Аляски, а в интервью 10 сентября и вовсе признался, что Клинтон была бы лучшим выбором на пост вице-президента, чем он. Как ехидно заметила демократическая The New York Times, «это, пожалуй, заметили в США все, кроме Обамы».

Понятны мотивы Обамы, отказавшегося от тандема с Хиллари Клинтон не только по причине личных напряженных отношений с ней, но и желая уравновесить свой цвет кожи представителем белого мужского англосаксонского большинства. Вот только предвидел ли он потерю голосов белых женщин, переметнувшихся после выбывания Клинтон в лагерь Маккейна?

ШОУ «НАГЛОЙ БИБЛИОТЕКАРШИ»

Зато выбор Сары Пэйлин республиканцами (снова хочу подчеркнуть, пока!) приносит Маккейну дополнительные баллы. Ее присутствие на политическом татами превратило предвыборную гонку в явление поп-культуры. Образ агрессивной американской домохозяйки оказался чрезвычайно востребованным в обществе. Обамомания в США сменилась Пэйлиноманией. Созданный ею (или ее имиджмейкерами) образ «наглой библиотекарши», как это назвала газета The Boston Herald, попал, что называется, в «десятку». Продажи титановых оправ для очков марки Кавасаки (серия 704, цвет 34), которые носит Пэйлин, выросла в четыре раза. В салонах красоты выстроилась очередь желающих сделать прическу, уже получившую название «госпожа губернатор». Туфли фирмы Naughty Monkey, в которых Пэйлин появилась на съезде Республиканской партии, продаются как горячие булочки. Пресса называют ее первой женщиной на политической сцене, которая одновременно является секс-символом. И никакие произносимые ею глупости и пещерный уровень политической грамотности не могут (пока!) изменить этого факта.

Почему, оценивая Байдена и Пэйлин, я настойчиво повторяю «пока»? Потому что впереди главные события предвыборной кампании – теледебаты. Здесь неизбежно наступит время реванша демократов. Теледебаты могут изменить расклад сил, поддерживающих кандидатов в президенты, более чем кардинально. Здесь будет засчитана в зачет только содержательная часть предвыборного антуража. Особую опасность для республиканцев представляют дебаты кандидатов в вице-президенты. Джо Байден просто не может проиграть их Саре Пэйлин. Многоопытному ветерану политической борьбы нужно только выиграть дебаты красиво, тактично, не унижая мадам губернатор и не тыкая ее носом в ее полную игноранцию. Предупреждением для Байдена должен послужить обвал общественной поддержки Обамы после его рискованных заявлений в адрес Пэйлин. После того как она на предвыборном митинге задала публике вопрос: «Чем отличается такая женщина, как я, от питбуля?» – и сама ответила: «Губной помадой», – Обама заявил буквально следующее: «Если завернуть несвежую рыбу в свежую газету, она все равно будет вонять. Если намазать губной помадой свинью, она все равно останется свиньей». После бури протестов в прессе, он, правда, пояснил, что имел в виду «несвежую» программу Маккейна, но поплатиться несколькими процентами голосов потенциальных избирателей ему все же пришлось. То же относится и к дебатам Обама–Маккейн. Малейшее неуважение к седовласому ветерану и демонстрация своего несомненного интеллектуального превосходства будут стоить Обаме кресла в овальном кабинете.

На сегодняшний день позиции Обамы в президентской гонке, несмотря на опросы общественного мнения, фиксирующие 2-3-процентное преимущество Маккейна, выглядят все же несколько более предпочтительными. Реальная картина выглядит следующим образом: из 539 выборщиков на стороне Обамы – 238, в том числе 172 наверняка и 66 с высокой степенью вероятности, на стороне Маккейна – 227, в том числе 148 наверняка и 79 с высокой степенью вероятности. 73 выборщика (это штаты Невада, Колорадо, Нью-Мексико, Мичиган, Огайо, Вирджиния и Нью-Хэмпшир) пока не определились в своих предпочтениях. Электоральную ценность из них представляют лишь три – Мичиган ( 17 выборщиков), Огайо ( 20 выборщиков) и Вирджиния ( 13 выборщиков). Остальные штаты в силу малочисленности населения и, соответственно, небольшого количества выборщиков ( 3-4), интереса не представляют. Обама лидирует в традиционно демократических либеральных штатах – Калифорнии ( 55 выборщиков), Нью-Йорке ( 31 выборщик) и в родном Иллинойсе ( 21 выборщик).

Маккейн пользуется поддержкой традиционно консервативных южных штатов: Техас (34 выборщика), Миссисипи ( 6 выборщиков), Алабама ( 9 выборщиков) и, разумеется, самого северного штата, Аляски ( 3 выборщика).

ЧЕМ БЛИЖЕ ФИНИШ, ТЕМ БОЛЬШЕ КИЧА

Чем ближе финиш гонки, тем более острые средства применяют участники забега. Консервативная New York Post на днях обвинила Обаму в том, что он во время своего июльского визита в Ирак упрашивал иракского министра иностранных дел Хошияра Зебари отложить переговоры с США по договору о пребывании американских войск в Ираке до оглашения результатов президентских выборов в ноябре. Имелось в виду, что Обама, придя в Белый Дом, попал бы в сложное положение, будучи вынужден изменять условия этого договора, что было бы совсем не просто. Штаб Обамы, естественно, опроверг эти обвинения, хотя в публичных заявлениях перед этим признавал, что было бы лучше подписать такое соглашение с Ираком после ухода Дж. Буша с поста президента.

Таких взаимных обвинений будет еще много, и победа в выборах будет достигнута, вероятно, с минимальным перевесом. Пока же «show must go on», а нам всем остается лишь наблюдать за этим торжеством политического кича.

Просто по-человечески будет жаль, если Обама проиграет воинственному ветерану Овальный кабинет. И даже не из прагматических соображений (кстати, вряд ли справедливых) о том, что с Обамой России будет проще договориться. Маккейн – фигура несамостоятельная, не говоря уж о мадам Пэйлин. При нем править будут наши старые заклятые «партнеры» из неоконсервативного Американского Института Предпринимательства, особенно предприимчивые на ниве политической коррупции. Обама же, как говорят о нем в США, – visionary, что с некоей натяжкой можно перевести, как «провидец, мечтатель, пророк». Неважно, является ли он на самом деле таковым. Важно, что так его воспринимает Америка и большая часть Европы. На самом деле, с идеалистами договариваться всегда сложнее, чем с прагматиками. Но если оглянуться и посмотреть, куда завели российско-американские отношения прагматики-неоконы, хотелось бы что-то в них изменить.

Белорусский гамбит: что мы теряем в обмен на непризнанные республики


Роман Липня

18 сентября президент Александр Лукашенко встречался с журналистами сразу двух значимых европейских изданий: Frankfurter Allgemeine и Financial Times. Случайностью это назвать трудно, тем более в свете того, что говорил белорусский лидер. В двух словах - Лукашенко готов поменять "вечную дружбу" с Россией на что-то более интимное на Западе. И это "что-то" напрямую связано с событиями в Грузии и отношением к ним со стороны Европы и США.

Так, журналист Financial Times рассказывает, что президент Беларуси считает «абсолютной глупостью» рассуждения об опасном прецеденте действий России на Кавказе. «Боже упаси Россию попробовать сделать что-нибудь такое против Беларуси. В этом невообразимом случае у Европы будет полное право выступить против России, не гнушаясь никакими методами давления», - уверен Лукашенко.

Президенту Беларуси «явно нравится его дурная слава», пишет Financial Times. «Везет же некоторым, говорит он с улыбкой: могут посидеть за одним столом с «последним диктатором Европы», - пошутил Лукашенко и попросил журналистов рассказать в Европе, что у него «нет никаких диктаторских устремлений, только огромная зависимость от воли народа». И покидать свой пост он пока не собирается, мол, «английская королева вот уже сколько лет у власти».

Пообещав, что парламентские выборы в Беларуси пройдут демократично, Лукашенко особо отметил, что даже «нарушает белорусские законы и убеждает включить в избирательные комиссии больше наблюдателей от оппозиции». В то же время он предупредил ЕС и США, что оценки выборов должны быть объективными.

При этом белорусский лидер указал, что выбирать все равно будет народ Беларуси: «Если хотите измерить нас по своим стандартам, думайте об этом сколько хотите, но не надо толкать нас к этому. Может быть, мы сами придем к выводу, что мы на 80 процентов такие же, как Германия или Великобритания. Это должен быть наш собственный выбор».

Корреспондент Frankfurter Allgemeine обращает внимание, что Лукашенко пытается тянуть с признанием Южной Осетии и Абхазии, несмотря на давление со стороны России, выясняя у Москвы и Запада, «что ему будет за то или иное решение». Однако не исключено, что он надеется всего лишь на новый стабилизационный кредит - речь идет о 2 млрд. долларов - от Москвы и на ее скромность в определении цен за российские энергоносители, заключает немецкий журналист.

При этом Лукашенко говорит о том, что «Америка и Запад пока сильнее России». По его словам, они «использовали свои финансовые и экономические рычаги, а также личные связи» с руководством стран СНГ и ОДКБ, чтобы те не признали Южную Осетию и Абхазию вслед за Россией. «Для некоторых из этих стран отношения с Америкой и ЕС важнее отношений с Россией. Но кто готов поручиться, что ничего не изменится? Ведь сила России растет, ее влияние в бывших советских республиках увеличивается», - заявил белорусский президент.

Анализируя его рассуждения, журналист Frankfurter Allgemeine приход к выводу, что они звучат «почти как просьба»: мол, Запад мог бы поддержать его, если кавказские республики он не признает. «Запад должен помочь Беларуси», - говорит Лукашенко.

За шаги навстречу белорусский лидер требует от Запада ответных услуг. «Я снова и снова задаюсь вопросом, чего еще потребует ЕС, чтобы наладить отношения с Беларусью?» - рассуждает Лукашенко.

Совершенно очевидно, что Лукашенко демонстрирует готовность дрейфовать в сторону Запада, и ясно, что ему с той стороны даны определенные гарантии.

Осторожная разрядка между Минском и Брюсселем началась после того, как Лукашенко выполнил требования ЕС и выпустил на свободу трех последних политзаключенных. Кроме того, он пообещал, что парламентские выборы будут честными и свободными. Министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов в более раннем интервью Frankfurter Allgemeine, не скрывая едкого намека в адрес России, указал, что Минск пригласил наблюдателей ОБСЕ и ни в коей мере не препятствует их работе. Другие государства, "вам прекрасно известно какие", заметил он, поступили бы по-другому. Россия во время парламентских выборов в декабре и президентских в марте сделала невозможной работу наблюдателей. Лукашенко жалуется на то, что на его страну наложены санкции, чего, однако, не произошло, когда критиковались выборы в России.

Перевтілення Польщі


Альона Гетьманчук, Варшава, «Главред»

Аби зрозуміти, наскільки політична криза б’є по зовнішньополітичним сподіванням Києва у європейському напрямку, досить відвідати Варшаву – столицю країни, яка була основним форпостом українського просування на Захід навіть у часи ізоляції Кучми.

І завдяки якій Україна отримала на саміті в Бухаресті єдину задокументовану обіцянку членства в єдиному західному союзі – НАТО.

Ніхто з країн Євросоюзу і НАТО настільки відверто не ставив під сумнів авторитет власної країни і персональну репутацію власних топ-політиків, відстоюючи право України з часом бути в цих двох інтеграційних об’єднаннях. Причому робили це настільки часто, що в якийсь момент у Брюсселі багато хто перестав сприймати аргументи на користь України, якщо вони звучали з вуст представників Польщі. Проте, якщо до останньої політичної кризи аргументи і на користь ПДЧ в НАТО, і на користь перспективи членства в ЄС для України поляки продовжували наполегливо озвучувати, то зараз, складається враження, що вони вирішили взяти тайм-аут і виступити в ролі холоднокровного спостерігача. Деякі ж тези польських дипломатів і експертів почали відверто нагадувати ремарки їхніх німецьких колег.

Те, наскільки нинішнє польське керівництво втомилось відстоювати непевні європейські та євроатлантичні порухи України, вперше стало помітно, як тільки Польща почала виявляти знаки особливої уваги Грузії. Коли президент Качиньські вирушав врегульовувати серпневу кризу в цій країні, виглядало так, ніби він всерйоз націлений приміряти миротворчі шати, в які свого часу «вбирався» Алєксандер Квасьнєвські, вирушаючи врегульовувати кризу в Україні. У Варшаві не упускають можливості нагадати, що і президенти п’яти країн у серпні, і посли країн-членів НАТО разом з генсекретарем Яапом де Хооп Схеффером минулого тижня летіли у Тбілісі саме польським літаком. Здається, дрібниця, але навіть такий внесок має, за задумом окремих польських полісімейкерів, продемонструвати, наскільки серйозними є посередницькі наміри Польщі на східному напрямку.

Ще очевидніше такі наміри проявились, коли польський уряд «взявся» за Білорусь. Нещодавній візит міністра закордонних справ Радослава Сікорського до Мінська позиціонувався у Варшаві як топ-подія ледве не світового масштабу. Незважаючи на попередження білоруської опозиції, що жести Лукашенка зі звільнення політичних в’язнів не мають нічого спільного з демократизацією Білорусі і європейським країнам варто було б для початку хоча б дочекатись призначених на кінець вересня у Білорусі виборів, Польща, судячи з усього, не могла допустити, аби хтось інший першим простягнув Мінську руку, завбачливо бронюючи собі роль посередника між Заходом і Білоруссю. До речі, саме на таку роль три роки тому претендував офіційний Київ.

Цікаво, що саме Радек Сікорські, якому багато хто у Варшаві пророкує велике політичне майбутнє, зробив нещодавно заяву, яку польські експерти від України встигли охрестити як чи не найбільш скептичне висловлювання польської дипломатії з приводу України. Він, зокрема, заявив наступне: «Ми, поляки, дуже симпатизували Помаранчевій революції, але більшість потенціалу і морального авторитету, який мали її автори на Заході, була, на жаль, змарновано».

У той же час, у Варшаві, як і раніше, зберігається повний політичний консенсус щодо інтеграції України в ЄС і НАТО. Щоправда, з новими нюансами. Так, скажімо, тут почала зароджуватись дискусія, куди Україна має інтегруватись у першу чергу: в Європейський Союз чи НАТО. Висловлюються припущення, що президент Качиньські більше націлений якомога швидше бачити Україну в Північноатлантичному альянсі, тоді як прем’єр-міністр швидше акцентує увагу на зближенні Києва з Європейським Союзом. Це не означає, що він проти, наприклад, швидкого запрошення України до ПДЧ в НАТО, просто серед політичної еліти з’явилась думка, що після останніх подій на Кавказі і в зв’язку з відсутністю консенсусу щодо НАТО в самій Україні, їй було б більш «безпечно» просуватись саме дорогою до ЄС.

Це при тому, що це зближення наразі має базуватись, з польської точки зору, виключно на основі запропонованої поляками і шведами ініціативи Східного партнерства, яка, як відомо, в українських дипломатичних колах була сприйнята з легким подивом, бо так чи інакше є частиною Європейської політики сусідства, «заштовхує» Україну в один пакет з іншими пострадянськими країнами і не передбачає у підсумку членства в ЄС. У польському МЗС довелось почути, що після російсько-грузинського конфлікту Польща націлена ще більш активно розвивати цю ініціативу, оскільки тепер її важливість зрозуміли навіть ті країни ЄС, які, на кшталт Іспанії чи Франції, не особливо переймались з приводу того, що відбувалось далі на Схід від Словаччини чи Румунії.

На питання, в чому ж полягає додаткова вартість цієї ініціативи саме для України, представник Департаменту Східної Європи МЗС Польщі Маріуш Машкєвіч відповів досить несподівано: «Ініціатива Східного партнерства націлена не так на Україну, як на ЄС всередині». Про що йдеться? Передусім про непропорційний розподіл коштів, які виділяються в рамках Європейської політики сусідства: більшість із них спрямовуються на північноафриканські країни-сусіди, тоді як Польща хотіла б бачити більш щедру фінансову допомогу для сусідів на Сході, передусім України. «Східним партнерством ми хотіли доказати Євросоюзу, що східноєвропейські країни для ЄС мають більше значення, ніж Марокко чи Туніс»,– пояснює Машкєвіч.

А що стосується сумнівного сенсу такої ініціативи без перспективи членства для України, поляки пояснюють наступне: Польща за те, щоб Україна вступила в ЄС «непомітно». Тобто спочатку виконала всі потрібні умови для такого кроку, а вже потім поставила руба питаня про членство. «І Єлісєєв (заступник міністра закордонних справ – Ред.), і Огризко вже розуміють нашу логіку» – запевняє пан Машкєвіч. При цьому не забувають додати, що Польща взагалі-то ініціювала це партнерство, виходячи з того, що рано чи пізно країни-учасники ініціативи будуть членами ЄС. Причому, поляки, здається, не особливо переймаються тим, що деякі з цих країн (на кшталт Вірменії чи Азербайджану) не особливо й прагнуть стати повноцінними членами Євросоюзу.

У Варшаві цього разу чи не вперше довелось відчути й роздратування «завищеними очікуваннями» України від ЄС. Те, про що раніше полюбляли говорити лише в столицях, розташованих швидше на захід від польської столиці. Цього разу навіть голова українсько-польської міжпарламентської групи в сеймі РП Томаш Ленз, який позиціонує себе як щирий прихильник українського руху на Захід, не приховував свого здивування тим, що Віктор Ющенко начебто їхав до Парижа на саміт з надією отримати перспективу членства, а про українського прем’єра взагалі сказав наступне: «У Тимошенко відчувається брак досвіду в міжнародній політиці. Вона поводиться нервово, намагаючись досягти якихось успіхів швидко. Досягти того, що в міжнародній політиці досягається роками». Цікаво, що такі зауваження висловлював на адресу глави українського уряду представник «Платформи обивательської» – партії прем’єра Туска, з яким у Юлії Володимирівни склались начебто досить довірливі стосунки.

Водночас, пан Ленз був єдиним нашим польським співрозмовником, хто однозначно дав зрозуміти, що Польща й надалі «терпляче лобіюватиме інтереси України, розраховуючи на те, що результат все ж таки з’явиться. Ми знаємо, що це довгостроковий процес» – резюмував польський політик. І загадково додав, що саме польський представник може обійняти пост президента Європарламенту. Йдеться, передусім, про депутата від «Платформи обивательської» Єжи Бузка.

Що стосується НАТО, то тут поляки вважають за потрібне нагадати, що у 1992-1993 роках французи пропонували їм розробити ті чи інші ініціативи, аби покращити безпеку в регіоні, але польські колеги на таку пропозицію відповідали більш ніж однозначно: нас цікавить тільки членство в Північноатлантичному альянсі. «НАТО – це тільки політичне рішення», – в один голос підкреслюють заледве не всі польські співрозмовники. І саме в цьому полягає різниця у баченні цієї проблеми з боку Польщі та тієї ж Німеччини, яка вуалює своє небажання надати Україні можливість виконувати ПДЧ власноручно складеним переліком різних вимог і критеріїв, на чому я більш детально зупиняюсь у своїй наступній статті з Берліна.

Але тут є один важливий момент: сьогодні навіть поляки говорять про те, що якщо українські політичні еліти не будуть всіляко наполягати на ПДЧ, то його не буде не те що в грудні, але й наступного року чи взагалі в короткостроковій перспективі. Тобто питання браку згоди серед політичних еліт України найчастіше називалось у польській столиці як першочергова перешкода до отримання ПДЧ. Причому деякі наші співрозмовники висловлювали думку про те, що якщо не буде тиску і форсування подій з боку саме України, то відступиться не тільки Польща, але й Сполучені Штати. У Варшаві багато хто вважає, що США дійсно хотіли б бачити Україну запрошеною до ПДЧ, але не хотіли б платити за це дуже високу ціну, оскільки потребують німців і французів у Афганістані, а Росію при вирішенні іранської проблеми.

Хоча, звісно, в контексті останніх подій в Україні чимало польських співрозмовників взагалі висловлюють побоювання про збереження курсу на євроатлантичну інтеграцію як такого. І хоча можливий альянс між БЮТ та Партією регіонів у Варшаві намагаються особливо не коментувати, при нагоді згадують – зокрема у сеймі – як приблизно півроку тому маршалок (спікер) польського парламенту Броніслав Комаровський зустрічався з Юлією Тимошенко, і на три його питання про НАТО вона не дала жодної відповіді: робила вигляд, що їх просто не чула. Щоправда, аналітик Олаф Осіца з Європейського центру Натолін стверджує, що насправді для Польщі неважливо, яка коаліція: важливо, який її сигнал – за ПДЧ чи проти. Він впевнений, що НАТО як організація ніколи не допустить політичної поразки – тобто надасть ПДЧ, а його ніхто не виконуватиме.

Крім того, на його погляд, багато залежатиме і від дискусії, яка наразі точиться на Заході навколо того, хто винен у російсько-грузинському конфлікті: Росія чи Грузія. Якщо «виграє» російське керівництво, то Грузії і, відповідно, Україні (бо, як відомо, їхні кандидатури в контексті ПДЧ розглядаються в пакеті) доведеться забути про будь-яке серйозне зближення з Альянсом надовго, якщо Саакашвілі – то євроатлантична ситуація для них буде кращою. Водночас польські експерти, на відміну від деяких українських високопосадовців, не схильні вважати, що російсько-грузинський конфлікт міг зіграти на руку євроатлантичним планам України. Швидше навпаки: все через те, що прийняття Грузії та України в НАТО означало б повернення Альянсу до своєї традиційної функції – захисту від загрози з Москви. Функції, від якої Альянс відмовився у 1990-их роках, приймаючи до своїх лав Польщу, Чехію та Угорщину, що без сумніву було політичним розширенням. Хоча воно зовсім не заважало самим кандидатам орієнтувались при вступі до Альянсу саме на те, що НАТО їх у разі потреби захистить від можливої загрози з Росії.

У випадку України та Грузії, впевнені у Варшаві, це вже має бути і політичне й оборонне розширення, що, звісно, ускладнює ситуацію, оскільки НАТО ніколи не допустить ситуації, коли воно буде протестоване (від слова тест) Росією. Більше того, у Варшаві переконані, що якби Грузія виконувала ПДЧ, то Москва тим паче повторила б свій грузинський рейд, таким чином вбивши двох зайців: вирішила б свої питання у Грузії і продемонструвала, що жодні «заручини» з НАТО пострадянських країн нічого для неї не означають.

Министры от НУНС готовы уйти в отставку - Павленко

Министры, назначенные по квоте блока «Наша Украина - Народная самооборона», готовы уйти в отставку, если будет соответствующее решение партии. Об этом журналистам перед заседанием политсовета Народного союза «Наша Украина» заявил министр по делам семьи, молодежи и спорта Юрий Павленко, передает РБК-Украина.

«Если будет соответствующее решение партии, то очевидно, что мы должны будем оставить свои посты и дальше работать в условиях, которые определит партия, - или готовиться к выборам, или быть в оппозиции. Но это политический процесс, поэтому здесь ничего страшного нет», - сказал он.

В свою очередь министр по вопросам чрезвычайных ситуаций Владимир Шандра отметил, что министры от НУНС готовы работать на своих должностях до момента создания новой коалиции. «Конечно, было бы лучше, чтобы эта коалиция была между БЮТ и НУНС», - сказал министр.

Все леса страны нужно передать Госкомлесхозу - председатель

Все лесные ресурсы Украины целесообразно передать в ведение Государственного комитета лесного хозяйства, заявил в интервью «Зеркалу недели» председатель комитета Николай Тимошенко. Чиновник категорически возражает против возможной приватизации лесных угодий.

По мнению Тимошенко, пребывание лесных ресурсов в Украине в пользовании различных министерств и ведомств вредит лесному хозяйству страны. «Все леса нужно объединить под началом профессионалов Госкомлесхоза», — заявил он.

Чиновник убежден, что его ведомство сможет обеспечить сохранность заповедных лесных массивов. «Проверка фактов незаконных рубок в Карпатах показала — в заповедных лесах деревьев рубят… больше, чем в наших лесах, которые имеют чисто хозяйственное значение. Это парадокс, что лес надежнее сохраняется в лесхозах», — подчеркнул Тимошенко.

Председатель Госкомлесхоза также выразил решительный протест против возможной приватизации лесных угодий в Украине. «У нас прослеживается даже на официальном уровне очень опасная тенденция — часто звучат предложения о приватизации леса. Есть такие решения районных сессий и даже обращение от их имени в Верховную Раду, в Кабмин. Я категорически буду возражать против этого!» — заявил Тимошенко.

Российская разведка действует по всему Израилю

Россия собирает разведданные об Израиле и передает их Сирии, которая делится ими с радикальным исламским движением "Хезболлах". Такое мнение выразил глава службы информационной безопасности Армии обороны Израиля полковник Колонел Рам Дор в интервью израильским СМИ.

К.Рам Дор уточнил, что, по его данным, сеть российской разведки в Израиле охватывает почти всю территорию страны, передает Reuters.

США закрыли 12-й с начала года банк

Федеральные власти США закрыли 12-й по счету банк с начала года. Очередной жертвой финансового кризиса стал небольшой региональный банк Ameribank Inc., имевший 5 филиалов в штате Западная Вирджиния и три филиала в Огайо. Как сообщается в пресс-релизе Федеральной корпорации по страхованию депозитов (FDIC), клиентские счета лопнувшего банка будут переведены банкам Pioneer Community Bank (Западная Вирджиния) и The Citizens Savings Bank (Огайо). Ameribank располагал активами на сумму 115 млн долл., на депозитах банка хранились 102 млн долл.

По законодательству Соединенных Штатов, Федеральная корпорация по страхованию депозитов полностью покрывает страховкой депозиты в пределах 100 тыс. долл., в индивидуальных случаях лимит может быть повышен до 250 тыс. долл.

В 2007 г. федеральные власти зафиксировали всего три случая финансовой несостоятельности американских кредитных учреждений. В 2008 г. проблемы на жилищно-ипотечном рынке и ужесточившиеся условия межбанковского кредитования парализовали финансовую систему страны, приведя к закрытию и банкротству целого ряда крупных финансовых институтов. Так, в июле с.г. федеральные власти закрыли банк IndyMac с активами в 32 млрд долл. А 15 сентября с.г. прошение о банкротстве подал один из старейших американских инвестбанков Lehman Brothers.


РосБизнесКонсалтинг

Клюев: любая новая коалиция будет полезнее для страны

Проведение новых досрочных парламентских выборов без изменения законодательного поля является бессмысленным и бесполезным, считает народный депутат Украины от Партии регионов Андрей КЛЮЕВ.

Об этом он пишет в своей статье для «Зеркала недели».

А.КЛЮЕВ считает, что любая новая коалиция будет полезнее для страны, чем выборы.

«Сегодня уже все признают, что без изменения законодательных правил выборы ничего не изменят, а лишь усилят противостояние и нанесут очередной удар по экономике», - отметил депутат.

По мнению А.КЛЮЕВА, парламентская коалиция любой возможной конфигурации более соответствует экономическим интересам Украины, чем новые досрочные выборы.

«Уверен, что любая работающая коалиция будет для страны полезней, чем очередные выборы. Причем, с точки зрения интересов страны, приемлема любая конфигурация из обсуждаемых сегодня», - отмечает депутат.

А.КЛЮЕВ считает, что даже техническая коалиция в Верховной Раде может помочь в оптимизации украинского законодательства, направленной на гармонизацию отношений между ветвями власти в стране.

«Коалиция может быть даже технической - для решения первоочередных задач: стабилизации экономической ситуации, а также для внесения в законодательство изменений, которые позволят минимизировать конфликты во власти, - подчеркивает депутат. - Важно максимально четко разграничить полномочия и ответственность, устранить раздвоенность исполнительной ветви, минимизировать угрозу авторитаризма».