пятница, 3 октября 2008 г.

Украинский политический борщ Путину не по вкусу

Газовый торг с Россией переплетается с обвинениями в участии украинских военспецов в грузинском конфликте и междоусобицей бывших героев Оранжевой революции, которая дошла до «самолетного саботажа».

В пятницу мировые СМИ уделяют внимание визиту премьер-министра Украины Юлии Тимошенко в Москву. Стороны согласовали меморандум по поставкам газа на фоне крайне бурной украинской политической обстановки, которую итальянская газета называет «кипящим политическим борщом».

Газовый торг с Россией переплетается с обвинениями в участии украинских военспецов в грузинском конфликте и междоусобицей бывших героев Оранжевой революции, которая дошла до «самолетного саботажа».

Конфликт между премьером Юлией Тимошенко и ее бывшим союзником президентом Виктором Ющенко, пишет La Repubblica, распространяется на все сферы, даже на небесную: вчера дуэлянты обменялись «воздушными ударами».

Президент отобрал у премьер-министра самолет Ил-62, на котором Тимошенко должна была лететь в Москву. В результате Тимошенко опоздала на встречу с Путиным для подписания крайне важного договора о будущих поставках российского газа Украине, вызвав определенное раздражение у российской протокольной службы, указывает издание.

Тайной остается цена на газ, которую Тимошенко прилетела обсудить с Путиным, продолжает La Repubblica. Зима у ворот, и возвращаться в Украину, не сбив высокую цену на энергетическое сырье, означает потерю популярности. Тимошенко рассчитывала на помощь Путина, но напрасно. Путин ее даже упрекнул за поставки вооружений Грузии.

В комментарии The Wall Street Journal «Путин утверждает, что вооруженные силы Украины сражались в Грузии» основное внимание уделено как раз участию Украины в грузинском конфликте.

Россия полагает, что Украина помогала вооружить Грузию до войны, пишет издание, а в четверг Путин заявил: «Техника могла быть поставлена уже в ходе боевых действий и управлялась специалистами из Украины». Он назвал преступлением использование личного состава и боевых комплексов для убийства российских солдат.

Замечания Путина прозвучали, когда Россия и Украина согласились на постепенный, трехлетний переход Украины на закупку российского природного газа по рыночным ценам, указывает издание.

«Стороны подтвердили свое стремление осуществить постепенный переход на рыночные цены в течение трех лет», – сообщила премьер-министр Юлия Тимошенко после переговоров с Путиным под Москвой. По словам Тимошенко, они обсуждали закупки Украиной российского природного газа и транспортировку газа в Европу по территории Украины.

Financial Times обращает внимание, что, по словам Тимошенко, стороны договорились отказаться от посреднических компаний в российско-украинских газовых сделках – сфере, где расчеты идут на многие миллиарды долларов.

После переговоров Путин раскритиковал решение Киева поддержать Тбилиси в период российской интервенции в Грузии, оспорил прозападную внешнюю политику Украины и выразил недовольство внутриполитическими потрясениями в стране, сообщает FT далее. «Надо признать, что сегодняшняя наша встреча вместо того, чтобы проходить на фоне улучшения ситуации, все-таки проходит в довольно сложных условиях», – сказал Путин.

Французская Le Figaro полагает, что Киев и Москва пытаются смягчить разногласия. Главы правительств двух стран договорились постепенно увеличивать цену на российский газ, поставляемый в Украину, с нынешних 179,5 долларов за тысячу кубометров до рыночных цен (около 400 долларов) в течение трех лет. Такой плавный переход позволит избежать ежегодной драматизации и угроз перекрыть кран, пишет газета.

Некоторые аналитики полагали, что Москва в обмен на постепенное и контролируемое повышение цены на свой газ добьется от Тимошенко, пассионарии ненавистной Кремлю Оранжевой революции, чтобы она сформировала в Раде коалицию с влиятельной пророссийской партией бывшего премьер-министра Виктора Януковича, напоминает издание.

Накануне визита в Москву украинский премьер-министр осудила нелегальную продажу оружия Грузии, осуществленную, по ее словам, по непосредственному указанию президента. Согласно упомянутым Юлией Тимошенко документам, попавшим также в распоряжение российской газеты «Известия», Украина поставила Грузии системы ракет класса земля-воздух «Бук-1», сбивавшие российские самолеты в августе.

Принимая украинскую коллегу в четверг, Владимир Путин вбил еще один клин в «оранжевую коалицию», высказав мнение, что «не могло быть большего преступления против российского и украинского народов, чем поставки вооружения в зону конфликта».

Обвиняя президента в незаконной продаже оружия, вспыльчивая Тимошенко, тем не менее, в среду заявила, что готова сделать все, лишь бы сохранить «оранжевую коалицию» и не допустить роспуска парламента, сообщает обозреватель Le Figaro, сочувствуя украинскому избирателю, которому трудно сохранить гражданскую сознательность в гуще таких политических страстей.

Перевод InoPressa

Тимошенко объяснила, о чем так долго говорила с Путиным

Украина и Россия отработали два контракта на поставку и транзит природного газа.

Как передает корреспондент УНИАН, об этом сегодня на Пресс-конференции в Києве сообщила премьер-министр Украины Юлия ТИМОШЕНКО.

Она подчеркнула, что отработка документов проходила вчера в Москве в ходе ее встречи с премьер-министром России Владимиром ПУТИНЫМ, и именно поэтому эта встреча затянулась на продолжительное время.

“Мы прошли каждый пункт контрактов и практически дали поручения нашим службам - НАК “Нафтогаз” и РАО “Газпром”, - чтобы все согласованные нами позиции были учтены”, - сообщила Ю.ТИМОШЕНКО

Она также подчеркнула, что эти контракты рассчитаны, минимум, на 10 лет и “будут подписаны в ближайшие недели”.

Как сообщал УНИАН, 2 октября премьер-министры Украины и РФ Ю.ТИМОШЕНКО и Владимир ПУТИН договорились о подписании контрактов на поставку газа между НАК «Нафтогаз Украины» и ОАО «Газпром» без посредников.

Такой вариант отношений, по словам Ю.ТИМОШЕНКО, определен подписанным Межправительственным меморандумом о сотрудничестве в газовой сфере. «Мы договорились о том, что стороны приветствуют установление с 1 января 2009 года прямых долгосрочных отношений между ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины» по поставкам газа в Украину в объемах, обеспечивающих баланс газа для потребителей Украины», - подчеркнула Ю.ТИМОШЕНКО. Также она сообщила, что, согласно меморандуму, стороны подтверждают стремление к поэтапному переходу в течение трех лет на рыночные, экономически обоснованные и взаимовыгодные цены как на импортированный газ, так и на транзит по территории Украины.

Ранее глава НАК «Нафтогаз Украины» Олег ДУБИНА высказывал надежду, что цена на природный газ для Украины в 2009 году не выйдет за пределы 250-300 долларов за тысячу кубометров.

Сегодня, 3 октября, народный депутат от Партии регионов, экс-министр топлива и энергетики Юрий БОЙКО назвал бессодержательным вчерашний визит в Российскую Федерацию Ю.ТИМОШЕНКО.

«Мне неясна цель вчерашнего визита премьер-министра. Совершенно очевидно, что цена на газ для Украины на 2009 год не может быть определена до завершения переговоров российской стороны с ее среднеазиатскими поставщиками. Пока нет закупочной цены для России – не будет и цены продажи для Украины. Неужели это кому-то неясно?», - сказал Ю.БОЙКО.

Бурджанадзе: Получение крымчанами гражданства РФ может повлечь конфликт подобный кавказскому

Экс-председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе предостерегает, что получение крымчанаами гражданства РФ может привести к конфликту, как это произошло в Грузии в августе 2008 года.

Такое мнение Бурджанадзе выразила на пленарной сессии Второго Университета YES, который проходит сегодня в Киеве.

Говоря о причинах и последствиях вооруженного конфликта между Грузией и Россией, она отметила, что к таким трагическим событиям привела активная политика Российской Федерации в реализации своих интересов на территории Абхазии и Южной Осетии.

Бурджанадзе, в частности, отметила, что ситуацию вокруг этих республик значительно обострило получение российского гражданства южноосетинцами и абхазцами, которые были гражданами Грузии.

"Россия, игнорируя наличие грузинского гражданства у абхазцев и южноосетинцев, активно выдавала им российские паспорта. Такая же ситуация сейчас происходит в Крыму. Но я надеюсь, что это не приведет к такому обострению, как это произошло в Грузии в августе этого года", - сказала Бурджанадзе.

Также она заявляет, что на сегодня Грузии необходима поддержка Украины. "Сейчас нам нужна поддержка со стороны Украины", - сказала Бурджанадзе.

"Я знаю одно, что, несмотря на определенные различия в трактовках или уровнях поддержки, все-таки никто в Украине не ставил под сомнение суверенитет и территориальную целостность Грузии. Это однозначно, остальное уже дело каждого из политиков, в какой мере и насколько радикально они будут оценивать ту или иную позицию", - сказала Бурджанадзе.

По ее словам, сейчас для Грузии очень важна поддержка друзей, поскольку ситуация в стране остается очень сложной.

"Для нас самое важное - чтобы территориальная целостность и суверенитет не подвергались вопросительному знаку, и очень важно, чтобы эта поддержка сохранялась", - добавила экс-спикер грузинского парламента.

Как сообщалось, Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) на своей осенней сессии по итогам трехдневного обсуждения приняла в четверг резолюцию, в которой просит Россию аннулировать ее признание независимости Абхазии и Южной Осетии.

По материалам УНИАН

Корреспондент: Украинские бизнесмены решают дела с помощью паспорта дипломата

Украинские бизнесмены нашли альтернативу депутатскому мандату. Теперь лучше депутатского значка только паспорт дипломата, пишет еженедельный журнал Корреспондент.

Почетное консульство с его особым дипломатическим статусом и возможностью представлять торговые отношения от имени той или иной страны – всегда манило крупных украинских предпринимателей. Как результат, сегодня в числе почетных консулов - самые известные украинские бизнесмены.

Как показало исследование Корреспондента, только часть из них относится к столь почетному званию как к дипломатической службе. Многие же из глав консулатов экзотических стран выступают в роли посредников при торговых операциях. Еще часть рассматривает почетное консульство просто как дорогую игрушку, которой просто можно щегольнуть во время светского приема.

Сегодня, сообщается на сайте МИДа, в почетных консулах ходит чуть ли не весь деловой бомонд Украины.

Все эти люди, по словам юриста российской компании Elma Travel Олега Лемешко, пользуются частичной неприкосновенностью личности, получают дипломатический паспорт и получают право беспошлинного провоза в страну некоторого имущества для нужд консульства.

Очевидно, именно эти обстоятельства помогают строить бизнес почетному президенту Киевгорстроя Владимиру Поляченко, отмечает издание. По словам директора компании- дистрибьютора вин Долмарт Кристины Ксениас, почетный президент Киевгорстроя близок к организации поставок чилийского вина в Украину.

Подробнее о том, кто и как использует данный фактор из и до того небедных украинцев, читайте в новом номере еженедельного журнала Корреспондент от 4 октября 2008 года.

Корреспондент.net

Рада зависла: переговоры в кабинете спикера продолжаются

Вице-спикер Верховной Рады Украины Николай Томенко в 13:00 с президиума парламента огласил еще один перерыв в заседании - до 13:30.

"Уважаемые коллеги, я обречен констатировать, что переговоры все еще длятся, и некоторые их участники от этого даже получают удовольствие. Но никаких результатов пока нет", - сказал Томенко и покинул зал заседаний.

Напомним, что, начиная с егодняшнего дня у Президента есть право распустить Верховную Раду - истек тридцатидневный срок, отведенный Конституцией на создание новой коалиции.

Сегодня с самого утра спикер открыл заседание и сразу ушел на переговоры с лидерами фракций. До сих пор Рада так и не заработала: последний перерыв был объявлен до 13:00.

Кроме того, сегодня Блoк Литвинa заявил о выходе из переговорного процесса по формированию коалиции с НУ-НС и БЮТ.

Вместе с тем, НУ-НС выразил сомнения, что без участия БЛ удастся создать коалицию с БЮТ. БЮТ, в свою очередь, заявил о готовности вести переговоры по формированию коалиции в рамках двух фракций, но допустил, что Президент подпишет указ о роспуске Рады 4-5 октября.

Корреспондент.net

Новая геополитическая реальность


Политклуб, «Главред»
Большая игра, которая началась в Евразии, создает для Украины как ряд новых угроз, так и окно возможностей.

Основные геополитические тенденции были рассмотрены экспертами на круглом столе «Новая геополитическая реальность и актуализация внешних угроз для Украины», который прошел в «Главреде» 30 сентября.

Ю.Романенко. Я рад приветствовать участников и гостей нашого круглого стола. Наша тема – Новая геополитическая реальность и актуализация внешних угроз для Украины. Сегодня наши гости: директор Института Украины (Москва) Евгений Минченко, директор Центра социальных исследований Андрей Ермолаев, Анатолий Зленко, думаю, комментарии излишни, Константин Матвиенко корпорация «Гардарика», Владимир Лупаций (Центра социальных исследований София), Григорий Перепелица (директор Института внешней политики), Андрей Дорошенко.

Будем начинать и вначале у меня для вас две новости – хорошая и плохая. Хорошая заключается в том, что все те вещи, которые мы проговаривали в «Политклубе» последние полгода последние месяцы сбываются с катастрофической частотой. Вторая новость заключается в том, что нас мало кто слушает наверху, поэтому, получается, что наши мессиджы идут в пустоту. Будем надеяться наш политический класс будет более восприимчив к тому, что здесь говорят эксперты.

Почему актуальна рассматриваемая тема. Ситуация, в которой оказалась Украина, является новой для нее, поскольку за последние два месяца произошло два события, которые кардинальным образом меняют внешние рамки. Первое событие - война на Кавказе, обозначившая сдвиг в балансе сил в Евразии. Другое событие – это Вторая великая депрессия, которая принимает все более обостренные черты и будет продолжаться не один год. В связи с этим мы сегодня рассмотрим три вопроса:

1. В чем суть новой геополитической реальности

2. Какие актуализировали старые внешние угрозы и появились новые.

3. Какие шаги нужно предпринять, чтобы их нивелировать

Первым начинает Андрей Ермолаев.

Нейтральный статус Украины - это формула сильного, амбициозного государства, которое имеет свою стать
А.Ермолаев. Учитывая, что наши VIP гости, к чьему авторитету мы прислушиваемся опаздывают, то я буду выступать в качестве группы разогрева, как на рок-концерте.

Начнем с первого – об угрозах вообще. На мой взгляд, страны, которые проходят через постсоветский транзит сталкиваются с тремя типами угроз:

Первый, собственно угрозы постсоциалистического характера, связанные с трансформацией экономики, созданием новых общественных институтов, изменением системы политической организации общества. Эти риски, как правило, могут быть источником внутренних конфликтов, малоуправляемых процессов, изменением социальной структуры и т.д.

Второй тип рисков связан с внешними геополитическими угрозами.

Третий тип связан, прежде всего, с теми новыми угрозами, которые возникают перед национальными государствами и международными союзами в связи с кризисом глобального финансового капитализма.

Предмет нашего сегодняшнего разговора - геополитические риски и угрозы.

Их можно разделить на две группы- первая, связана с проблемами, с которыми сталкиваются постсоветские государства после распада СССР. Это спорность границ, незавершенность их делимитации, конфликтность территорий и проживающего на них населения, разрыв экономических, семейных связей и т.д. В качестве примера такого риска можно привести ситуацию с Азовским морем, где идет сложный процесс согласования границ и шельфа. Можно привести пример Приднестровья, где смешанное население и довольно сложная политическая и экономическая история.

Более сложными и опасными представляются риски, связанные с новым переделом миром после распада СССР. Трагедия Кавказа, Балкан актуализировала проблему разрушения той системы договоренностей и взаимных гарантий, которая формировалась на основании Версаля 1919 года, Ялтинско-потсдамских соглашений и оформления национального мира в Хельсинки в 1976 году.

На самом деле процесс распада этой системы и изменения правил национальной игры начался в конце 80-х-начале 90-х годов прошлого века. Тогда начал изменять геополитический ландшафт поствоенной Европы. Когда начался объединительный процесс Германии, распался СЭВ, получили независимость постсоветские республики. Не смотря на то, что каждая из этих республики получала статус преемника СССР. Тем не менее, внутренняя конфликтность и спорность территориальных, социально-культурных, экономических проблем, которые были «под ковром» в период существования СССР стала актуальной после его распада. Поэтому на самом деле крах международной системы начался с 1990-1991 гг., а сейчас он лишь приобрел жесткие и даже жестокие черты.

В нашем случае Украина сталкивается с целым букетов рисков связанных с новым международным переделом. Причем, в отличие от алгоритма балканизации, который пока еще не проявил себя в украинском формате, мы имеем дело со специфическим феноменом, который я бы назвал алгоритмом «румынизации». В этом случае передел осуществляется в мягкой, мирной и иезуитской внеправовой форме. Это и карта поляка, пересмотр социо-культурных, гражданских границ на Буковине и западноукраинских областях в целом. Ситуация, которая возникла во взаимоотношениях Украины с Румынией по поводу острова Змеиный. Эти прецеденты создают новые, неклассические риски потери территории, геоэкономического и социокультурного влияния.

Таким образом, Украина, в отличие от республик Закавказья и Балкан, втягивается в специфический, невоенный и внешне непроявляемый геополитический гепатит. В ходе которого разрушается ее территориальная целостность, основы суверенитета и социокультурной стабильности. Естественно, политики и эксперты предлагают разнообразные рецепты суверенитета в этих условиях. Наиболее распространенным и популярным сейчас является идея включения Украины в крупные блоки, которые вроде бы гарантируют снятие новых рисков, связанных с новым переделом мира. Самая популярная тема – вхождение в самый сильный военно-политический блок НАТО. Существуют и сторонники включения Украины в систему безопасности ОДКБ. Имеются романтики, которые считают, что достаточно ограничиться региональным блоком ГУАМ, вооружив его соответствующим образом. В общем. блоковый принцип достаточно распространен, есть разные версии этого подхода. Тем не менее, сам по себе прецедент с Румынией показывает, что участие в блоке не только не гарантирует безопасности национальному государству, но и наоборот создает дополнительные риски, связанные с мирным, гепатитным способом перераспределения влияния, а иногда и территорий. Второй подход, который является контрверсийным блоковости – обеспечение нейтрального статуса Украина. Проблема этого статуса состоит не столько в его правообеспечении и формировании соответствующей доктрины нейтралитета, которая требует своей реализации не только в военно-политической сфере, но и милитарной, экономической, сфере большой дипломатии. Сложность этой формулы состоит в том, что это формула сильного, амбициозного государства, которое имеет свою стать, свою претензию не только на милитарное, но и экономическое лидерство, которое способно обеспечить периметральную безопасность и способно использовать такой инструмент в милитарной политике как оружие сдерживание. Это необязательно ядерное оружие. Современные технологии позволяют развивать целый спектр вооружений, которые гарантируют высокотехнологичной стране безопасность также, как они это гарантируют участникам крупного военно-политического блока. Если хотите, идея нейтралитета это вызов национальным элитам их способности заявить о своих амбициях быть сильной страной имеющей самостоятельную позицию и в отношении России, Евросоюза и в отношении других стран и альянсов периметра. К сожалению, хотя это самая интересная и продуктивная идея для экономики и амбиций Украины, у нее очень мало идейных носителей. Очень много идеологов, но мало вдохновителей.

Третье направление, которое рассматривается в качестве своеобразной умозрительной альтернативы – это участие Украины в новых постблоковых системах безопасности, которые, во-первых, оформят новые взаимоотношения возникших и развивающихся после распада СССР и изменить ситуацию в Восточной Европе. Во-вторых, будут способны преодолеть конфликтный и крайне опасный для Украины принцип участия в блоках по идеологическим критериям. Кстати говоря, в целом ряде документов, например, в украино-российском договоре это положение оформлено как статья. Украина и Россия в 1997 году обязались участвовать в создании и развитии новой системы безопасности. Речь шла по тексту документа о европейской системе безопасности. Проблема этого направления заключается в том, что оно включено в большую геополитическую игру, которая уже выливается в противостояние между учредителями НАТО и новыми европейскими амбициозными государствами. Эта игра, как и в случае с нейтралитетом, предполагает собственную амбицию, собственную доктрину, но более того, собственные инициативы и, если хотите, более активное участие в «разведении» ЕС и США. К сожалению, по состоянию на сейчас эта идея остается голословной, поскольку нынешнее руководство Украины проводит политику евроатлантической интеграции, которая делает невозможной участие Украины в строительстве системы общеевропейской безопасности. Это можно изменить, только изменив политику, а изменить политику можно только изменив власть, но это уже вопрос к украинскому обществу. Это я говорю не как политолог, а как избиратель.

Подводя черту, какой же путь обеспечения безопасности Украины и снятия рисков, которые возникают не только в связи с постсоветским форматом, но и в связи с новым переделом миром и глобальным кризисом, возможен.

Из трех перечисленных направлений как минимум два логически связаны между собой. НАТО, будучи системой безопасности, на мой взгляд, подвержено внутреннему кризису. Через два-три года сторонники НАТО с удивлением откроют для себя, что-то, куда Украина намерена была интегрироваться растворяется и видоизменятся. Просто для них мы не будем субъектом этого процесса. Но создание новых систем безопасности будут формироваться на основе принципа глобализма и регионального объединения. То есть, мы с неизбежностью будем связаны с системой, в которой существуют глобальная координация и сетевой, региональный принцип самоорганизации национальных государств или межгосударственных союзов по обеспечению региональной безопасности. В этой связи можно говорить, что есть перспектива у европейской безопасности, у евразийской безопасности. Возможно, будет локализована система безопасности в азиатско-тихоокеанском регионе, но этот путь каждая страна должна пойти по-своему. Для Европы - это проблема выхода из нынешнего финансового кризиса с сохранением и успешностью Лиссабонского процесса, с преодолением нынешнего противостояния в рамках НАТО и превращением его в политический альянс и созданием европейского военно-политического союза. Эти идеи уже европейские политики аккуратно высказывают.

Для России, которая является сторонником большой евразийском системы безопасности, которая сплетена и комплиментарна европейской. Это проблема и развития ОДКБ, который перерастает в большую трансрегиональную структуру в рамках ШОС.

Что делать Украине? Я бы предложил эти два пункта сочетать. Первый этап, это реализация концепции активного нейтралитета на основе двух компонентов – умеренная, продуманная милитаризация обеспечивающая тактическую периметральную независимость в ближайшие несколько лет. Украина ракетная страна, нужна ставка на ракетные технологии, позволяющие использовать оружие сдерживание в пределах разумного и обеспечение технологического и инновационного прорыва, в направлении, которое позволит реформировать армию в ближайшие 3-5 лет. Это перспектива трех-пяти лет минимум.

Второе – это включение в переговорный процесс с позиции страны, придерживающейся активного нейтралитета о создании европейской коллективной системы безопасности. Такая политика будет наверняка восприниматься неконфликтно в Москве, комплиментарно будет воспринята в старой Европе, которая увидит, что Украина перестала играть роль евроатлантического элемента. Самое главное, что этот путь позволит максимально использовать специфический режим выхода из глобального кризиса, потому что милитарные технологии - это всегда путь к технологическим прорывам.

Блоковый вариант, как бы он не был, является дискутивным поскольку он усиливает существующие риски и может создать, как угрозы социального равновесия, так и дополнительные военно-политические риски. Это показала грустная история с Румынией, это показала кавказская война.

Ю.Романенко. А почему ты не обратил внимание на российские риски, которые в украинских масс-медиа рассматриваются как наиболее вероятные? Война с Россией рассматривается уже как достаточно правдоподобный сценарий уже в среднесрочной перспективе.

А.Ермолаев. На мой взгляд, украино-российская война будущего это большой миф, созданный масс-медиа, который решает совершенно другие задача. Не создание условий войны и даже не территориального передела, а условия для изменения характера власти в Украине и в перспективе, возможно, создание более мягкой децентрализованной системы государственного устройства. Грубо говоря, Москва, убедившись в неконструктивности украинских режимов будет делать ставку на эволюцию федерализации, а для этого инспирируются активные информационные кампании, связанные с угрозами. На практике России не выгодна никакая война с Украиной, даже экономическая, по той простой причине, что Украина является своеобразным яйцом, в которой находится игла Российской империи. «Игла» во всех отношениях – здесь и угрозах нарушения внутрироссийского равновесия, и угрозы связанные с новыми геополитическими рисками европейской, наиболее развитой части России, связанные с международной реакцией. Поэтому, все разговоры, связанные с войной России с Украиной являются ничем иным как информационной кампанией.

К. Матвиенко. Безусловно, России не выгодна какая-либо война с Украиной, в том числе и холодная, но если говорить о России как о едином субъекте. Но нет абсолютной уверенности, что Кремль контролирует своих военных. Мы это увидели в Грузии, когда Медведев не раз заявлял о выводе войск и тут же мы видим кадры из Горы, где войска стоят на месте, блокпосты не ликвидируются, продолжается мародерство. Таким образом, нет гарантии, что не возникнет эксцесс, когда из-за какого-то повода не начнется горячая война или ограниченный конфликт.

А.Ермолаев. Константин, я как реагирую на такие заявления. Конечно же, риски, связанные с возможными конфликтами с любой страной по периметру Украины и, тем более, со страной масса взаимных интересов и проблем нельзя исключать. Все же я приведу простой пример. В украинской политике была огромная информационная кампания, связанная с осуждением политики России в отношении Грузии. И ни один из политиков не заявил о том, что в этом же время на территории Пакистана было проведено целый ряд операций, в результате которых погибло десятки людей из-за того, что спецподразделения США занимались поиском террористов.

Дело дошло до того, что мир вновь столкнулся с угрозой реальной ближневосточной войны в середине сентября, когда командующий пакистанской армией заявил, что они готовы к вооруженному отпору в случае очередной спецоперации американских войск. Ни одна демократическая страна в этой ситуации не заявила о том, что было покушение на суверенитет Пакистана, что США инспирируют операцию под названием «Большой Ближний Восток», задача которой изменением политической карты мира. Что на самом деле не Иран, а Пакистан рассматривается, как первый элемент этой спецоперации и что это прямо связано с американскими выборами. Поэтому, я, признавая наличие рисков для Украины, в том числе и по такому пикантному вопросу как Черноморский флот и его пребывание в Севастополе, говорю о том очень важно различать информационные кампании и реальные риски, следствием которых будут конфликты. Пакистан получил конфликт в тот момент, когда весь мир занимался спасением Грузии, потеряв при этом более сотни мирных жителей. Мне кажется, что подобного риска войны с Россией у нас сейчас нет.

Ю.Романенко. Теперь я бы хотел передать слово Евгению Минченко, но прежде хочу дать небольшую вводную. Очевидно, что те сложности, которые имеет Украина в отношениях с Россией напрямую связаны, что взаимодействие этих двух стран непосредственным образом вплетено в контекст российско-американских отношений. Они являются элементом той Большой Игры, которая разворачивается на наших глазах. Грузинская война изменила восприятие российского истеблишмента баланса сил, который сложился до начала кавказской кампании. Ура-патриотические настроения после победы Грузии демонстрируют осознание россиянами собственной силы и значимости, что подталкивает к проведению более динамичной внешней политики. Тем не менее, среди российских элит существуют и другие, более сбалансированные точки зрения.

Я хочу привести цитату Алексея Арбатова, руководителя Центра международной безопасности Института мировой экономики РАН, который заявил:

В отношениях между США и Россией разрешение украинской проблемы является первостепенным вопросом, который является самым опасным в данный момент. Нужно отбросить демагогию о том, что нация имеет право присоединятся к любым блокам с одной стороны, и на право самоопределения в случае с Крымом и Восточной Украиной, с другой. Россия и США должны договориться о правилах, которые помогут избежать кризиса, не нужно тащить Украину в НАТО, а Россия гарантирует ее территориальную целостность. Соотвествено, такой вопрос - такая умеренная позиция, насколько широко может укорениться среди российских элит?

Киев имеет шанс выступить в качестве одного из участников нового блока внутри Европы - это ось Париж-Берлин-Киев-Москва.

Е. Минченко. Добрый день журналисты, я здесь единственный российский аналитик, который выступает в двойном качестве. Как аналитик, и как патриот Украины, т.к. имею украинские корни. Я хотел бы обратить внимание, что есть ястребы, как в Украине, так и в России. По какой то причине у них есть пять позиций, по которым они сходятся и все эти пять позиций являются неправильными.

Позиция первая – мнение о единстве Запада, что есть, мол, некий монолитный Запад и у Украины есть выбор между Западом и Россией.

Позиция два – ЕС и НАТО это в принципе одно и то же. Европейская интеграция равна евроатлантической.

Три – сосредоточенность, на каких то структурных элементах, в частности, натовской перспективе, ЕС и т.д.

Четыре – экстраполяция существующих тенденций на будущее, то есть, то, что происходит сейчас примерно так и будет развиваться.

Пять – это позиция, которую постоянно высказывают представители националистических сил, что Украина – это слабый субъект, что она не может себе позволить самостоятельную игру. На днях я общался с советником Балоги Вадимом Карасевым, который сказал, что Украина слабая и не сможет быть субъектом международных отношений, пока не вступит в ЕС и НАТО. Даже меня это возмутило это.

Пройдемся по всем пяти пунктам:

1. Очевидно, что Запад не является единым. Интересы США и Старой Европы расходятся. Конечно же, Европа сегодня не является таким мощным единым субъектом, который мог бы выступить в противовес США. Но есть очевидные блоки стран – Франция, Германия, Италия, которые занимают отнюдь не американскую позицию и готовы претендовать на роль новых игроков. Есть претендующий на роль нового харизматического лидера Европы президент Франции Николя Саркози. Более того, хочу обратить ваше внимание, что нет единой позиции внутри элиты США. Стоит обратить внимание, что у якобы ястреба Маккейна консультантом является Генри Киссинджер, тогда как у «голубя» Обамы Збигнев Бжезинский. Для меня стало удивлением, когда я на прошлой неделе на СNN увидел Киссинджера, который прямым текстом сказал, что войну начала Грузия. В ситуации, когда некоторые украинские политики говорят о российской агрессии на Кавказе, но в то же время авторитетная часть американского истеблишмента - Киссинджер, Колин Пауэлл, Джеймс Беккер, признают, что первый удар нанесла Грузия. Таким образом, американская элита не едина и у нее тоже есть серьезные сомнения относительно того, куда двигаться дальше. Очевидно, сейчас возможны расхождения по линии НАТО-ЕС. Более того, если в 90-х годах вхождение в НАТО было ступенькой в ЕС, то сейчас, в условиях расхождения с США, натовская перспектива является препятствием для европейской. Мы видим кризис формальных структур, которые существуют в мировом формате, начиная от ООН и заканчивая. НАТО, СНГ, ГУАМ. Мы видим, что ни одна из этих структур не смогла стать инструментом кризисных ситуаций в последнее время.

Хочу обратить ваше внимание, что после 11 сентября, когда союзники США предложили американцам прибегнуть к 5 статье устава НАТО и оказать вооруженную помощь, американцы отказались. Сейчас на смену блоковой системе приходит ренессанс национальных государств, национальных интересов и ключевым инструментом решения тех или иных проблем, являются ситуативные союзы. Я думаю, что разговоры о тех или иных блоках очень сомнительны. Думаю, что в ближайшие 10 лет членство Украины в ЕС совершенно точно не грозит. Соглашусь с Ермолаевым по поводу кризиса НАТО, но у меня большой скепсис относительно единой европейской системы коллективной безопасности.

Более того, насчет того мы сейчас на грани новой Великой депрессии, нового кризиса, который приведет к переформатированию мировой финансовой системы, системы безопасности и, возможно, всего мироустройства.

Что касается невозможности Украины вести самостоятельную игру. Я считаю, что Украина с ее параметрами может претендовать на роль нового лидера Восточной Европы.

Теперь коротко об угрозах. Российская угроза для Украины является, очевидно, мифической. Та позиция, которую озвучил Романенко о том, что Россия гарантирует территориальную целостность Украине, но, конечно же, не хотела бы, чтобы Украина становилась агрессивным по отношению к ней государством - консенсусная позиция российской элиты. Кроме того, есть Будапештские соглашения, которые гарантируют безопасность Украины. Недавно по этому поводу выступал Владимир Путин, который поставил точку указав, что Россия не претендует ни на какую-либо часть территории Украины.

В то же время, реальная угроза для Украины сегодня превратиться в штрафбат Запада. Есть ряд стран, прежде всего, сателлиты США - страны Балтии и Польша, которые заинтересованы в создании буфера безопасности в виде Украины, между собой и Россией. Учитывая, тот факт, что министерство нацбезопасности США разместило доклад, в котором указало, что одним из элементов предотвращения угрозы со стороны России является размещение ядерного оружия вблизи ее границ. Я не исключаю, что могут произойти попытки размещения в Украине ракет. При этом аргумент о том, что украинская Конституция не разрешает размещение военных баз других государств является несостоятельным, т.к. для всех очевидно, что Украина идет конституционной реформе. Кроме того, хотя Конституция Украины запрещает образование наднациональных органов, а Украина стремится в ЕС.

Поэтому, меня очень настораживает тезис некоторых европейских политиков, что после Грузии Украина следующая. Я очень опасаюсь, что администрация Буша будучи «хромой уткой» попытается спровоцировать каким-то образом какие-то столкновения Украины с Россией. Я считаю серьезнейшей угрозой для Украины ее отождествление с Грузией мол «вы две молодые демократии». Очевиден недемократический характер грузинского режима и главное, я очень опасаюсь, что Грузия может превратиться в террористическое государство, став плацдармом диверсионной борьбы на Кавказе. Втягивание Украины в конфликт с Россией возможно только на фоне милитаризации Грузии. Более того, серьезнейшей угрозой для Украины является евроатлантической романтизм, в рамках которого украинские власти готовы идти на уступки по своей территории. Имеется в виду предполагаемое компромиссное решение по шельфу вокруг острова Змеиный Гаагского суда и вообще опасности связанные с проектом Великой Румынии. Обратите внимание, президент Румынии Траян Басеску говорит о возможности возврата Буковины и Бессарабии и никто из официальных лиц Украины не сказал по этому поводу ни одного слова.

А.Ермолаев. НАТО и ЕС также ничего не сказали.

Е. Минченко. Да, когда заявления неофициальных лиц в России по поводу Севастополя тут же получают максимальную огласку в Украине. Опять же, если идет речь о проблеме двойного гражданства с Россией, то официальные власти ничего не говорят о раздаче румынских паспортов в Буковине.

А. Дорошенко. Говорят уже

Е. Минченко. Оксана Билозир сказала, но она депутат ВР, а не представитель исполнительной власти. Более того, серьезной угрозой для Украины может стать дальнейшая исламизация Турции. Я надеюсь в кемалистских традициях армии удастся удерживать ситуацию под контролем и не допустить исламизации Турции. Для Крыма такая Турция - непосредственная угроза. Тот факт, что даже американские эксперты, такие, как Николай Злобин, говорят, что через 20 лет Крым будет мусульманский это уже показатель этой угрозы, которая никак не фигурирует во внутриукраинском дискурсе.

Ю.Романенко. Тем не менее, сейчас возникла такая инициатива как «Кавказская платформа» где Россия и Турция плюс закавказские государства обозначили стремление создать новую региональную систему безопасности.

А.Ермолаев. Но это делают Россия и Турция.

Ю. Романенко. Я это говорю к тому, что в случае успешной реализации проекта на Украине это может отразиться непосредственно, поскольку Россия и Турция могут играть сообща в регионе Черного моря и это будет иметь свою трансляцию на ситуацию в Крыму.

Е. Минченко. Согласен. Более того, я считаю, что Украина не должна быть пассивным участником чужой игры. Я понимаю, когда это американская игра, но когда это польская, румынская, грузинская игра это не совсем хорошо для серьезной европейской страны. Учитывая исторические связи Украина должна принимать более серьезное участие в приднестровском урегулировании. Особенно, если принять во внимание, что там переговоры вновь заходят в тупик, то Украина в лице исполнительной власти могла вы выступить в качестве спонсора мирного урегулирования.

Последнее. Как мне видятся российско-украинские отношения. Мне кажется, что сейчас Киев имеет шанс выступить в качестве одного из участников нового блока внутри Европы - это ось Париж-Берлин-Киев-Москва. Очевидно, что ключевым фактором безопасности Европы сегодня может стать новое сближение старой Европы и России. В этой ситуации Украина может оказаться либо в роли пояса, который разъединяет Россию и старую Европу, или выступить в роли посредника-медиатора между этими двумя полюсами включая, в частности те страны, которые не являются однозначно проамериканскими (Словакия, Венгрия и т.д.). Мне идея нового союза старой Европы-Украины-России кажется очень перспективной, но это окно возможностей будет открыто очень ненадолго Буквально ближайшие год –два. Я очень надеюсь, что эта элита двух стран воспримет эту идею, во всяком случае в России я делаю все от меня зависящее для этого.

Ю.Романенко. У вас прозвучал интересный тезис о «штрафных батальонах США» – Балтия и Польша. Подразумевает ли это, что эти страны могут быть вовлечены в горячую войну с Россией. Вы серьезно рассматриваете такой вариант и если да, то в какой перспективе?

Е.Минченко. Я не исключаю того, что определенные круги США попытаются в качество одного из элементов минимизации финансового кризиса у себя сбросить риски на Европу. Вспомните, что выходом из великой депрессии 20-30 гг. были не рузвельтовские реформы на самом деле, а Вторая мировая война.

Ю.Романенко. Предоставляю слово Владимиру Лупацию.

Главная проблема украинской внешней политики, что она рассматривает себя в контексте российско-украинских отношений

В.Лупаций. Начну с повестки дня. Я считаю, что сегодня война на Кавказе и финансовый кризис не дают никаких контуров новой геоэкономической системы. Мы видим только начало слома старой системы. По большому счету основные мировые игроки еще не определились со стратегией своего поведения и это определение будет происходить в ближайшие полгода. 2009 год будет ключевым с точки зрения того, какой сценарий реструктуризации международной системы и системы безопасности будет выбран. Не смотря на заявления Николя Саркози, который позиционируется как новый лидер Европы, не Николя Саркози будет определять новый миропорядок. В значительной мере это будет зависеть от того курса, который выберут США. Или США, не смотря на реалии и появление процессов, которые они не способны контролировать, начнут эскалацию напряженности в мире и начнут сценарий войны цивилизаций. Второй сценарий подразумевает, что США начнут отходить от единоличного лидерства и попробуют построить систему глобального партнерства для того, чтобы обеспечить свое лидерство путем выстраивания системы глобальных балансов. Третий вариант, самый опасный, который у нас стараются не замечать. В Украине всегда пытаются найти простые решения. Если США падают, то все понятно – однополярная система рушится ей на смену идет многополярная, а значит, нужно просто снова найти к кому прислониться. Классическая схема прятанья головы в песок. В общем, самый опасный вариант, когда на смену однополярной системе придет система многополярного хаоса. Тогда перед большинством игроков будет возникать дилемма – будут ли они способны двигаться вперед в условиях утраты системных ориентиров, к которым привыкли те или иные страны – Запад-Восток, Россия-НАТО и т.д. Не будет этих ориентиров.

Соответственно для нас принципиально важно избавиться от иллюзий, потому что украинская элита принципиально готова принять многополярный мир в качестве базовой модели мира. Потом на этом строить свою стратегию. Это будет уже полный провал в следующем цикле. Для Украины принципиально важно войти в эту иллюзию при строительстве своей стратегии на среднесрочную и, особенно, дальнесрочную перспективу.

Относительно России я соглашусь с коллегами, что прямой конфликт между РФ и Украиной не вполне логично рассматривать «после Грузии» и т.д. Внешние конфликты для России очень часто играют внутриполитическую роль – для мобилизации и т.д. Я думаю, что Грузия это вопрос, которым Россия ограничится, потому что какие-либо новые шаги без согласования с другими геополитическими игроками могут иметь очень большие негативные последствия в геоэкономическом смысле. Поэтому оснований для прямого конфликта Украины с Россией я не вижу.

Второй момент. Главная проблема украинской внешней политики, что она рассматривает себя в контексте российско-украинских отношений. У Украины нет отношений с Россией, потому что она находится в другой лиге глобальной политики. Россия находится в высшей геополитической лиге и соответственно она играет там с США, Китаем, ЕС и т.д. Для того чтобы строить российско-украинские отношения нужно иметь такой же статус, который Украина утратила с момента утери ядерного оружия. Соответственно в любых стратегиях России в отношении Украины последняя выступает инструментальным элементом в решении более глобальных и стратегических проблем России. Россия всегда старается делать ход конем – зачем конфликтовать с Украиной, если достаточно дискредитировать ее скажем в глазах европейских партнеров и все ключевые вопросы, стоящие перед российскими ресурсными монополиями будут решены.

Действительно угроза, которая возможно может быть и у нас есть не рассматривают. Об этом упомянул Ермолаев и Юра – это появление Кавказской платформы. Не исключены варианты, когда появится «ШОС-2» на южном фланге Украины, где основным игроками будут Россия и Турция. Которые в случае разворачивания глобального хаоса могут взять на себя часть функций НАТО и ЕС в Черноморском регионе. Украина в этом случае будет поставлена перед фактом – вступайте в ШОС-2, но в статусе младшего брата. Таким образом, украинская внешняя политика сегодня зациклена на главных геополитических игроках, тогда как угрозы могут прийти с геополитического периметра – с Юга.

Теперь об угрозах.

Первый момент. Ключевая угроза для Украины – не США и не Россия. Самая большая угроза это вариант сговора между США и Российской Федерацией. Пример, наше расставание с ядерным оружием, которые было ключевой точкой, когда несколько ключевых игроков договаривались относительно судьбы Украины. Отсюда главная задача украинской внешней политики не доводить ситуацию до такой точки.

Второй момент. Угрозы с периметра, я сказал об этом выше.

Третий момент. Угроза не того, что Россия увеличит цены на энергоносители, а физический их недостаток в связи дезорганизацией в Средней Азии, скажем. Это может привести к хаосу в мегаполисах. Финансовый кризис, конвертируется конкретно в две проблемы в Украине – кто здесь гарантирует безопасность долларовых накоплений у большей части населения? Второй вопрос – насколько сможет быть работоспособной украинская пенсионная система в условиях дезорганизации бюджета и источников его наполнения.

Ю.Романенко. В твоем выступлении проявилось несколько смысловых пластов, на которые стоит обратить внимание и которые также упоминали твои предшественники. Я имею в виду размывание трансатлантических отношений. Грузинская война обнажила две интересные тенденции. С одной стороны, после вторжения России в Грузии Европа заняла осуждающую позицию. Показательной была позиция Ангелы Меркель на первой встрече с Медведевым после начала конфликта, во время которой она осудила признание РФ независимости Ю.Осетии и Абхазии. Многие европейские и отечественные аналитики указывали, что такая позиция свидетельствует, что американцам удалось создать напряженность в отношениях старой Европы с Россией. Русские, говорили они, испугали Европу и тем самым создали предпосылки для усиления НАТО и укрепления трансатлантических связей.

В то же время, начала проявляться другая тенденция, которая подтверждается конкретными фактами и заявлениями. Здесь стоит вспомнить знаковые выступление Саркози в Тулоне. «Необходимо найти новый баланс между государством и рынком, - заявил он тогда, - Необходимо переосмыслить и пересмотреть всю финансовую и денежную систему мира, чтобы выработать средства регулирования мировой экономики в эпоху глобализации». Финансовый кризис в США, по мнению французского президента, показал, что идея «рынок всегда прав — безумна». Принцип laissez-faire (невмешательства государства в экономику) остался в XX веке. Саркози поддержали другие европейские лидеры, в том числе Ангела Меркель, которая обвинила американцев в безответственности, которая очень дорого обошлась европейской экономике. «Мы слишком долго считали, что рынок сам позаботится о себе, — заявила Ангела Меркель в ходе визита в Австрию на минувшей неделе. — А сегодня даже Америка и Британия требуют большего порядка и большей управляемости финансовой системы».

Многие эксперты увидели за этими заявлениями предпосылки для обособления европейского экономической системы от глобальной систем, что должно привести к большей независимости от американской экономической политики.

Наконец, самое интересное заявление, которое сделал тот же Саркози, относительно необходимости создания общего экономического пространства ЕС с Россией. Отсюда возникает вероятность вечного кошмара для Центральной Европы, которая всегда боялась сговора между Россией и Германией. У всех центральноевропейцев на памяти пакт Молотова-Риббентропа и боязнь оказаться разменной монетой в играх России и крупных европейских акторов.

Отсюда я ставлю вопрос, на которой позже, думаю, ответит и Анатолий Максимович, - как эти разнонаправленные процессы внутри Европы скажутся на Украине? Какие угрозы для нас возникают?

К. Матвиенко. Юрий можно уточнить, под более динамичной внешней политикой России вы подразумеваете ее вторжение в Грузию и поддержку независимости Ю.Осетии и Абхазии?

Ю. Романенко. Почему же? Есть другие тенденции, которые обозначили качественные изменения в российской внешней политике. Например, можно вспомнить доктрину Медведева, которая была обнародована 5 сентября.

К.Матвиенко. То доктрина, а это действия.

Ю. Романенко. Доктрина создает концептуальные рамки для действий во внешней политике России. Американцы уже назвали доктрину Медведева «евразийской доктриной Монро», поскольку там было обозначено постсоветское пространство как зона жизненно важных интересов, где РФ больше прав, чем остальные акторы.

Конец «питерского проекта» существенным образом повлияет на взаимоотношения Украины и России

Андрей Дорошенко. При всех издержках, которые несет сегодняшняя ситуация в мире у Украины появился новый шанс поменять обличье. События, которые произошли в 2008 году, по сути, разрушили инерционную модель международной системы. Однополярность, о которой говорилось выше, была закатом ялтинско-потсдамского мира, который был создан в 1943-1945 гг. Возникла очень интересная ситуация, когда США за счет своей статусности, за счет перевеса в мягкой и твердой силе обеспечивали эту доминацию. Но, по сути, международная система оставалась реликтом холодной войны, реликтом той биполярности. И многие происходящие события в 90-е годы мы рассматривали сквозь матрицу биполярности 1945-1990 гг. Сегодня этот мир ушел безвозвратно. Может развернуться методологическая дискуссия – многополярный это мир или какой-то еще, но это не суть важно.

Итак, на мой взгляд эта ситуация дает нам очень серьезные шансы, шансы уникальные, и в зависимости от того, как у нас этим шансом распорядится наша элита.

Однако, смотря на нашу элиту возникают очень большие сомнения в том, что этот шанс будет использован, не то чтобы на 50 % , а хотя бы на 10-20 %. Вот здесь и проистекает основная угроза для Украины, не Россия, не виртуальные сценарии, о которых говорит господин Минченко, а, прежде всего, неспособность, немощь, непрофессионализм нашей собственной элиты. В том числе, и дипломатического корпуса, чтобы реализовать те возможности, которые дают нам события на Кавказе, и вообще все события, которые были в сентябре 2008 года - финансовый кризис, и т.д.

Помимо этой первой главной угрозы, на которую я обратил внимание, есть еще одна угроза, которая имеет к нам опосредованное отношение, но в тоже время она имеет очень важное значение с точки зрения будущего России и российско-украинских отношений - это конец питерского проекта. Под питерским проектом понимается сформулированное взаимодействие в начале 2000-х годов, во время первого президентства Путина. Его суть звучала следующим образом, что Россия может быть великой державой в рамках западного глобалистского цивилизованного проекта. То есть речь шла о том, что Россия не будет вести никакой конфронтационной политики по отношению к Западу, а ставка делается на энергетическую дипломатию, дипломатию торгово-экономическую. Возможны, конечно, какие-то политические трения, трения культурного и исторического формата. Однако то, что случилось в 2008 году, это, конечно же, несомненно, конец этого питерского проекта. Я обращаю внимание на то, что этот конец был определен самим ходом развития событий, особенно в Грузии, но в то же время я могу утверждать, что Россия абсолютно не хотела этой войны. До последнего в Кремле думали, что это может обойтись миром, что Россия не ввяжется в эту конфронтацию. К сожалению, Москву поставили в такие условия, что РФ вышла на формат конфронтации с Западом. Тем самым был разрушен «питерский проект» как идеологическое обоснование внешней и внутренней политики развития российского государства в последние 10 лет.

Важно отметить, что когда многие журналисты и политологи делали мониторинг внешнеполитической и внутриполитической мысли Российской Федерации, то хорошо было заметно, что основная идея июня-июля 2008 года - это было принятие социально-экономического и программы развития России до 2020 года. Там никто не говорил о конфронтации с Западом и т.д., а события августа 2008 года разрушили этот контекст. Та часть российской политической элиты, которая делала ориентацию на развитие отношений с Западом, на продолжение либеральной модели развития экономики, сейчас вынужденно стала в оппозицию. Тот же Кудрин, тот же Греф и другие идеологи «питерского проекта», а вот те патриоты, которые еще вчера были в изоляции, сегодня задают тон в российской внешней и внутренней политике.

На мой взгляд, именно здесь кроется основная опасность для Украины, потому что повлиять мы на эту ситуацию не можем, мы можем только через косвенные механизмы воздействовать на нее. Нами начинают играть, независимо оттого, кто победит в этой внутренней схватке в Российской Федерации, важно также то, сможет ли Россия не скатиться в формат холодной войны с Западом. Это вторая угроза для Украины.

В чем проявляется это ситуация в рамках третьей угрозы, на которую я также хотел обратить ваше внимание. В новом формате, в независимости от того, какая концепция либеральная или консервативная победит в Российской Федерации, в любом случае России сегодня отступать некуда - позади Москва. Сейчас Российскую Федерацию будут рассматривать на Западе сквозь призму ее победы. Как бы не говорили о Грузии, но это была все-таки победа России по многим параметрам над этим кавказским государством. А если применить более широкий инструментарий, но это была если и не победа России, то, по крайней мере, существенное поражение или неудача Запада. Очевидно, что такие вещи не прощаются, очевидно, что Российская Федерация в этой ситуации будет подвергаться различному давлению со стороны западных государств, потому что для них возник т.н. репутационный момент. Фактически с 45-го года, исключая вьетнамскую катастрофу в 70-х годах, Запад везде выигрывал, в любых геополитических схватках с Советским союзом он выигрывал. Крах в холодной войне - это была еще одна мощная победа Запада. А сегодня Российская Федерация поставила красные флажки вокруг границы исходя из своих жизненных интересов. Репутационное поражение Запада радикализурует, поэтому отступать России сейчас некуда. Каждая новая ее победа будет иметь тактический характер, будет даваться все более тяжелыми усилиями, а вот поражение, если оно случится, может приобрести катастрофический характер. Уже мобилизовано внутреннее мнение Российской Федерации и созданы такие международные условия, которые сегодня толкают Россию на конфронтацию.

Украина конечно здесь как пограничное государство и она оказывается в зоне серьезного репутационного конфликта между Западом и Российской Федерацией. Поэтому апелляция к международному праву бессмысленна. Оно умерло, точно так же как умерла система старых региональных структур, таких как ГУАМ, СНД и так далее.

В заключении хотел бы сказать что, несомненно, уважаемые друзья, что сейчас мы вступаем в новую геополитическую конструкцию, она не нова, может быть это сложное утверждение, но я думаю, что эта конструкция не является новой. В лучшем случае, это будет такое воспроизведение на новом витке истории европейского концерта держав, который был в 19-ом веке после Венского конгресса 1815 года. Здесь основными несущими конструкции такого режима будут крупные государства - Россия, Китай, Индия, США и т.д. В этой ситуации ничего нового для нас нет. Мы на протяжении 90-х лет балансировали на этих противоречиях. Здесь присутствует Анатолий Максимович, который был одним из архитекторов практиков доктрины многовекторности и баланса интересов. Поэтому я не думаю, что для нас здесь есть что-то принципиально новое или что-то принципиально страшное. Все будет зависеть от возможностей нашей дипломатии, от умелости нашего правящего политического класса. Главное не упустить шанс, главное понять и помочь не тупыми конфронтационными шагами по отношению к Российской Федерации, когда фактически идет провоцирование России. Нужно помочь прогрессивным здравомыслящим силам Российской Федерации, с которыми можно было бы нормально вести диалог. В целом я хочу сказать, что нам нужно проводить национальную политику. И главное не упустить шанс, который нам дается в 2008 году. Спасибо.

Продолжение следует

Чорновил намерен уйти из политики

Народный депутат Тарас Чорновил вчера сообщил о выходе из Партии регионов (ПР), назвав причиной своего решения то, что ПР так и не смогла договориться с БЮТ о создании коалиции.

По словам Чорновола, в ближайшем будущем он намерен уйти из политики. «У меня нет «запасного аэродрома», и я планирую в случае досрочных парламентских выборов прекратить политическую деятельность, так как не вижу во всем этом смысла. Это не политика, это мусор», – заявил вчера «Коммерсант-Украина» Чорновил.

Между тем бывшие коллеги Тараса Чорновола по НРУ не верят в искренность его заявлений и считают, что он просто ищет «новый круг деятельности для своего авантюрного характера». «Тарас принадлежит к тем людям, которые везде вступят и со всего выйдут. Он вышел из партии, которую создал его отец, прибился к партии «Реформы и порядок», после нее – к «Нашей Украине» и Партии регионов. Так он и будет прибиваться к другим политическим силам», – уверен народный депутат фракции НУНС Вячеслав Коваль.

Блок Литвина: Россия заморозит Украину

Блок Литвина считает, что подписанный премьер-министром Юлией Тимошенко в Москве меморандум по газу — это лишь намерение, а цена на газ будет установлена ближе к зиме. Как сообщает корреспондент»Росбалта», об этом в кулуарах Верховной Рады заявил депутат парламента от Блока Литвина, член комитета Рады по ТЭК Олег Зарубинский.

«Давать какие-то оценки переговорам Тимошенко в Москве можно будет только тогда, когда будет подписан договор с реальной ценой на газ. А меморандумы и консультации мы уже видели и прекрасно знаем, что это. Оценки можно давать только по факту», — заявил Зарубинский.

«На наш взгляд, было бы лучше, если бы Россия и «Газпром» согласились приступить уже сегодня к реальным переговорам, чтобы выйти на конечную цену газа. К сожалению, я вижу стремление России оттянуть эту дату, и мне кажется, она еще будет долго оттягиваться. Потому что когда наступают холода, то тогда сговорчивей становиться потребитель, то есть Украина. И, очевидно, цену мы узнаем в декабре или январе 2009 года», — считает депутат.

Как сообщалось, депутат от Партии Регионов Анатолий Кинах уже успел заявить, что меморандум, подписанный накануне в Москве, «не является основанием для победных реляций Тимошенко и Украины».

«К сожалению, Тимошенко не привезла четкого ответа, и есть угроза, ведь перед визитом Тимошенко Миллер официально заявил, что уже с сентября среднеевропейская цена на газ составит $500 за тысячу кубометров, а для Украины будет 75-80% от этой суммы. То есть для нас цена будет минимум $400. Тем более, что уже завершен этап подписания контрактов по поставкам газа из средней Азии. Там газ тоже на границе продается по $300», — заверил Кинах.

Стоит отметить, что коллеги Кинаха и Зарубинского по парламенту, представители пропрезидентского блока «Наша Украина — Народная самооборона» (НУНС) были более категоричными. В частности «нашеукраинка» Ксения Ляпина заявила: «Мы можем сказать, что вчерашний меморандум (подписанный Тимошенко и Путиным — прим. ред.) — это не полный успех, а полный «звездец». Мы вычеркиваем «абсолютный успех», а «звездец» оставляем».

Как известно, накануне премьер-министр РФ Владимир Путин и премьер-министр Украины Юлия Тимошенко в ходе переговоров в подмосковном Ново-Огарево согласовали межправительственный меморандум по газу — основу соглашения «Газпрома» и «Нафтогаза».

Стороны также обсудили работу по транзиту газа и совместному использованию излишков газа, скапливающихся в подземных хранилищах Украины.

При этом председатель правления Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» Олег Дубина заявил журналистам, что достигнутые договоренности позволяют надеяться, что цена на импортный газ для Украины в 2009 году не превысит $300 за тыс. кубических метров.

ПР: Тимошенко вернулась от Путина с пустыми руками

Партия Регионов не спешит называть «успехом» газовые переговоры Тимошенко в Москве. Как передает парламентский корреспондент «Росбалта», об этом в кулуарах Верховной Рады заявил депутат фракции ПР, бывший министр экономики в правительстве Виктора Януковича Анатолий Кинах.

«Подписанный вчера Тимошенко и Путиным меморандум не является основанием для победных реляций Тимошенко и Украины. Там задекларированы только намерения, а у нас уже октябрь, надо принимать бюджет 2009 года, формировать политику ЖКХ, тарифов и социальной защиты, давать прогноз на конкурентноспособность Украины, химической промышленности и металлургии. Для этого нужно знать конкретные параметры цены на природный газ с 1 января 2009 года», — заявил Кинах.

Поэтому, считает «регионал», украинскому правительству следовало быть более конкретным.

«К сожалению, Тимошенко не привезла четкого ответа, и есть угроза, ведь перед визитом Тимошенко Миллер официально заявил, что уже с сентября среднеевропейская цена на газ составит $500 за тысячу кубометров, а для Украины будет 75-80% от этой суммы. То есть для нас цена будет минимум $400. Тем более, что уже завершен этап подписания контрактов по поставкам газа из средней Азии. Там газ тоже на границе продается по $300», — заверил Кинах.

«Поэтому мы считаем, что нет повода у Тимошенко делать победоносные заявления», — заключил «регионал».

Стоит отметить, что коллеги Кинаха по парламенту, представители пропрезидентского блока «Наша Украина — Народная самооборона» (НУНС) были более категоричными. В частности «нашеукраинка» Ксения Ляпина заявила: «Мы можем сказать, что вчерашний меморандум (подписанный Тимошенко и Путиным — прим. ред.) — это не полный успех, а полный «звездец». Мы вычеркиваем «абсолютный успех», а «звездец» оставляем».

Как известно, накануне премьер-министр РФ Владимир Путин и премьер-министр Украины Юлия Тимошенко в ходе переговоров в подмосковном Ново-Огарево согласовали межправительственный меморандум по газу — основу соглашения «Газпрома» и «Нафтогаза».

Стороны также обсудили работу по транзиту газа и совместному использованию излишков газа, скапливающихся в подземных хранилищах Украины.

При этом председатель правления Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» Олег Дубина заявил журналистам, что достигнутые договоренности позволяют надеяться, что цена на импортный газ для Украины в 2009 году не превысит $300 за тыс. кубических метров.

Путин: РФ поддерживает украинский народ, но не «мазурика» у власти

Россия будет строить отношения с Украиной по зеркальному принципу. Об этом заявил глава правительства РФ Владимир Путин в ходе пресс-конференции после переговоров с украинским премьером Юлией Тимошенко в Москве, сообщается на сайте российского правительства.

«Мы будем строить отношения с любым государством, включая и Украину, зеркальным образом. На основе взаимности. Это значит, если простым языком сказать, как аукнется, так и откликнется», — пояснил Путин.

Отвечая на вопрос, кого поддерживает Путин — Ющенко или Тимошенко, премьер-министр РФ ответил: «Россия будет поддерживать украинский народ, уважать его выбор. Каким бы он ни был».

По поводу поставок Украины оружия в Грузию он высказался следующим образом: «Я считаю, что не могло быть большего преступления против российского и украинского народов, чем поставки вооружения в зону конфликта».

«Еще несколько лет назад и в голову не могло прийти в страшном сне, что русские и украинцы будут воевать друг против друга. Но это случилось, и это преступление», — сказал Путин.

По поводу инцидента, из-за которого Тимошенко не могла вовремя улететь на переговоры в Москву, Путин пошутил: «Мазурик какой-то утащил самолет...».

Путин прокомментировал также слухи о нем и Тимошенко, в частности о том, что он «финансирует избирательную кампанию». «На мой взгляд это выглядит просто смешно, комично, — заявил он. — Я когда услышал впервые из средств массовой информации о том, что нашу сегодняшнюю гостью обвиняют и в отравлении президента Ющенко... это просто какой-то паноптикум уже, просто смешно. Но это было бы действительно смешно, если бы не было так грустно. Нам очень жаль, очень жаль, что у нашего соседа — большой европейской страны с 45-миллионным населением — никак не прекращаются внутриполитические процессы, которые не позволяют нам выстраивать долгосрочные экономические взаимоотношения».

«Мы заинтересованы в том, чтобы... у нас был надежный стабильный партнер на длительное время... и будем всячески способствовать этому, если от нас что-то зависит», — отметил российский премьер.

Тимошенко напугала Медведева «газовой» революцией

Пресс-служба Кабинета министров Украины вслед за официальным сайтом Кремля опубликовала сообщение о поздней встрече украинского премьера Юлии Тимошенко с президентом России Дмитрием Медведевым. Если россияне весьма сдержанно сообщили о состоявшихся переговорах, то украинская сторона не упустила возможности похвалить главу правительства Украины.

«Медведев положительно оценил динамику развития украинско-российского сотрудничества в экономической сфере. Президент РФ поздравил и поддержал революционные достижения Украины и России по обеспечению Украины природным газом и транзиту российского газа к европейским потребителям», – говорится в сообщении пресс-службы Тимошенко.

Напомним, пресс-служба Кремля сообщила, что на встрече Дмитрия Медведева и Юлии Тимошенко обсуждались достигнутые договоренности в области экономического сотрудничества, в том числе и в энергетической сфере.

Также обсуждалась текущая политическая ситуация на Украине и подходы к формированию европейской системы безопасности.

Как известно, накануне премьер-министр РФ Владимир Путин и премьер-министр Украины Юлия Тимошенко в ходе переговоров в подмосковном Ново-Огарево согласовали межправительственный меморандум по газу — основу соглашения «Газпрома» и «Нафтогаза».

Стороны также обсудили работу по транзиту газа и совместному использованию излишков газа, скапливающихся в подземных хранилищах Украины.

Напомним, вчерашний день стал для украинского премьера трудным: ей не сразу удалось вылететь на переговоры в Москву, так как Государственное управление делами не предоставило премьеру самолет. Правительственный борт был отдан президенту Украины Виктору Ющенко. На совместной пресс-конференции с украинским премьером председатель правительства РФ Владимир Путин посмеялся над этим инцидентом. «Мазурик какой-то: взял и утащил самолет!», — сказал он.

Дубина верит, что российский газ будет дешевле $300

Председатель правления Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» Олег Дубина надеется, что цена на импортный газ для Украины не превысит $300 за тыс. кубических метров в 2009 году в связи с подписанием меморандума о сотрудничестве в газовой сфере между Украиной и Россией. Об этом он заявил журналистам после окончания украинско-российских переговоров в Москве, передает proUA.

В частности, по его словам, один из пунктов меморандума предусматривает постепенное повышение цен для Украины на газ.

Как сообщалось, сейчас монопольным поставщиком газа в Украину является компания RosUkrEnergo, зарегистрированная в Швейцарии, которая, покупает газ у дочернего предприятия «Газпрома» — «Газпром экспорта» и доставляет его на границу России и Украины.

На границе газ у RosUkrEnergo покупает «Нафтогаз Украины» по $179,5 за тыс. куб. м. В 2008 году на Украину должно быть поставлено 55 млрд куб. м топлива. Из этого объема 7,5 млрд куб. м газа «Нафтогаз Украины» продает дочернему предприятию «Газпрома» «Газпром сбыт Украина», работающему на внутреннем рынке Украины с конечными потребителями.

Ставка транзита импортируемого Украиной газа по территории России, Туркменистана, Узбекистана и Казахстана, а также ставка транзита российского газа по территории Украины составляет $1,7 за тыс куб. м на 100 км расстояния.

Накануне премьер Украины Юлия Тимошенко и председатель российского правительства Владимир Путин в Москве подписали меморандум, в котором обозначили намерения по газовым поставкам на Украину на следующий год. В документе, в частности идет речь о формировании рыночной цены «голубого топлива» в течение трех лет, а также о том, что Украина приняла на себя долгосрочные обязательства по бесперебойному снабжению российским природным газом Европы.

Треть украинцев слишком себе льстит? (опрос)

50,7% украинцев считают себя представителями среднего класса, настоящая численность которого на сегодня колеблется от 17,6% до 2,6%.

Таковы данные опубликованы в журнале Центра Разумкова «Национальная безопасность и оборона» № 7-2008, презентация которого состоялась вчера, 2 октября.

Очередной аналитический доклад Центра посвящен изучению представлений украинских граждан о среднем классе, определению его количественных и качественных признаков. Особое внимание в исследовании уделено общественной активности среднего класса как одной из важнейших его общественных функций.

На вопрос «Если украинское общество условно разделить на три социальных класса, то к какому классу Вы себя отнесли бы?» 50,7% граждан Украины ответили, что относят себя к среднему классу, 1,7% считают себя представителями высшего класса, 31% – низшего, а 16,6% было трудно ответить на такой вопрос.

Однако, по дополнительным психологическим и имущественным признакам исследователи определили, что представителями среднего класса на сегодня можно считать только 17,6% жителей Украины.

Если же считать средний класс не только экономической категорией, но и основным двигателем демократических преобразований в стране, предусматривающих его привлечение к общественной деятельности, тогда к среднему классу в Украине можно зачислить только 2,6% граждан, говорится в аналитическом докладе Центра Разумкова.

На вопрос: “Можете ли Вы сказать, что вовлечены в активную общественную деятельность?” утвердительно ответили 11,6% респондентов, ответ “нет” дали 76,2% опрошенных, еще 12,2% затруднились с ответом.

Исследование было проведено социологической службой Центра Разумкова с 19 по 25 июня 2008 года. Были опрошены 2014 респондентов, старше 18 лет во всех областях Украины, Киеве и АР Крым по выборке, которая представляет взрослое население Украины по основным социально-демографическим показателям. Теоретическая погрешность выборки (без учета эффекта дизайна) не превышает 2,3% с вероятностью 0,95.

Результаты исследования размещены на интернет-странице Центра Разумкова.

В НУ-НС объяснили, что если выборы и будут, то из-за Литвина

Народный депутат, член фракции НУ-НС Ксения ЛЯПИНА считает, что выход Блока Литвина из переговорного процесса относительно создания коалиции свидетельствует о заинтересованности этой политической силы в досрочных выборах.

Как передает корреспондент УНИАН, такое мнение она выразила сегодня в интервью журналистам.

По ее словам, Блок Литвина заинтересован в увеличении своего влияния и не намерен ограничиваться какой-то одной должностью.

«У него (лидера блока Владимира ЛИТВИНА) сегодня прямая заинтересованность во внеочередных выборах, и то, что они выходят сейчас из переговорного процесса, означает, что он берет на себя полную ответственность за то, что внеочередные выборы будут, потому что он хорошо понимает, что коалиция двух просто не складывается арифметически», - сказала К.ЛЯПИНА.

Как сообщал УНИАН, 2 сентября в прямом эфире “5 канала” В.ЛИТВИН заявил, что его политическая сила не будет принимать участия в политических “разводах” Президента Украины Виктора ЮЩЕНКО и премьер-министра Юлии ТИМОШЕНКО.

“Блок Литвина решительно осуждает шантаж и ультиматумы, откровенную ложь и циничную полуправду, которая льется из уст безответственных власть предержащих. Мы и в дальнейшем будем занимать исключительно ответственную позицию, и требуем ответственных действий от государственных кормчих”, - сказал он. “При таких обстоятельствах мы считаем для себя неприемлемым участие в циничных политических «разводах», - добавил В.ЛИТВИН.

На уточняющий вопрос, означает ли его заявление то, что Блок Литвина больше не будет принимать участия в переговорах о создании коалиции, В.ЛИТВИН не дал прямого ответа: “Мы будем вести диалог со всем парламентом, со всеми фракциями, но хочу сказать: участия в политических «разводах» мы принимать не будем. Потому что сегодня один ультиматум - проголосовали, однако это ничего не дает, потому что через 10 дней могут все переголосовать”.

Сегодня, 3 октября, член фракции Блока Литвина Олег ЗАРУБИНСКИЙ заявил, что считает нереальным создание коалиции в составе фракций БЮТ, НУ-НС и Блока Литвина. По его словам, Блок Литвина не может принимать участия в консультациях относительно создания коалиции, поскольку они являются прикрытием того, чтобы ни одна политическая сила не успела сделать определенных шагов, «чтобы помешать искусственным досрочным выборам».

В БЮТ указа Ющенко о роспуске ВР ждут в понедельник

Первый заместитель лидера фракции БЮТ Андрей КОЖЕМЯКИН пока не видит конструктива в переговорах по созданию коалиции со стороны “Наша Украина – Народная самооборона”.

Как передает корреспондент УНИАН, об этом он заявил сегодня в интервью журналистам.

По словам А.КОЖЕМЯКИНА, переговоры продолжаются, однако фракция НУ-НС выдвигает новые требования. В частности, требует принятия в парламенте постановления о российско-грузинском конфликте, настаивая на принятии той редакции, в котором действии России расцениваются как агрессия.

«Создается впечатление, что НУ-НС получил какие-то указания, и поэтому конструктива я не вижу», - сказал представитель БЮТ.

При этом А.КОЖЕМЯКИН отметил, что на принятии такого постановления настаивает далеко не большинство фракции НУ-НС.

Делая прогнозы относительно возможного обнародования указа Президента о роспуске Верховной Рады, А.КОЖЕМЯКИН допустил, что он может появиться в понедельник.

«Сценарий может быть такой: в субботу вечером или в воскресенье Президент может обратиться к украинскому народу, а в понедельник мы все будем свидетелями, когда появится указ, в котором будет сказано, что выборы планируется провести 7 декабря», - сказал депутат.

В то же время заместитель лидера фракции БЮТ отметил, что соответствующий указ должен быть обнародован не ранее 13 или 16 октября.

СБУ нашла организаторов транзитного сервера на выборах 2004 года

Служба безопасности Украины установила организаторов и исполнителей фальсификации выборов в 2004 году, которые задействовали виртуальный сервер. Об этом в интервью газете "Сегодня" сообщил и.о. главы СБУ Валентин Наливайченко.

"В рамках этого дела наши следователи допрашивают многих людей, в том числе гражданина Украины Виктора Медведчука. Нами установлены лица, которые это все осуществляли. Было вмешательство в процесс выборов и подсчета голосов. Надо понимать, что этот сервер — это не кусок железа, который СБУ все найти не может, нет, это определенный комплекс действий, приведший к упомянутому вмешательству. И главное, это попытка повлиять на подсчет голосов и несанкционированно менять базу данных", - рассказал Наливайченко.

Глава СБУ надеется, что материалы расследования в ближайшее время будут переданы в суд. "Но есть и второй компонент, гораздо более важный. Мы уже получаем помощь от наших партнеров в Европе, чтобы на очередных (или внеочередных) выборах не допустить ничего подобного, из-за границы или с нашей территории. Чтобы ни одна политсила не могла получить и использовать возможности вмешательства в сервер ЦИК. Так вот, если кто-то думает, что за большие деньги может заказать программу, которая поможет «правильно пересчитать» голоса избирателей, то, заверяю, этого точно не будет", - резюмировал и.о.главы СБУ.