понедельник, 12 января 2009 г.

Станислав Белковский: «Путин, Миллер и компания рубят сук, на котором сидят»

Юрий Онышкив, «Главред»

Российское руководство пошло в очередной артиллерийский наскок на газовом фронте против Украины.

Владимир Путин сообщил, что Украина своими действиями сорвала исполнение меморандума от 2 октября, а значить теперь цена на газ для Украины может быть только рыночной - 470 долларов без каких-либо переходных периодов. Более того, по словам Путина именно Виктор Ющенко сорвал переговоры по газу 31 декабря 2008 года, а вся украинская власть преступна и именно Украина хочет сохранения схемы поставок газа в Украину через посредников.

Дмитрий Медведев, в свою очередь, заявил, что Россия не даст больше Украине красть свой газ и наживаться на его перепродаже предприятиям втридорога.

В это время Европа продолжает мерзнуть без газа, а в Украине в связи с недостатком голубого топлива останавливаются еще не добитые кризисом промышленные предприятия.

«Главред» решил узнать альтернативное мнение о происходящей между Украиной и Россией газовой войне с российской стороны. Свою позицию по поводу происходящего на газовом фронте в интервью «Главреду» рассказал известный российский политолог, глава Института национальной стратегии Станислав Белковский.

Станислав Александрович, какова ваша оценка действий украинских властей в нынешнем газовом конфликте с Россией?

Действия украинской власти в этом конфликте я оцениваю как полностью компетентные и адекватные ситуации. Я считаю, что впервые за последние три года украинская власть ведет себя полностью правильно. Украинская сторона четко осознает свои козыри. Это и наличие запасов газа в хранилищах, это и снижение потребления газа украинской промышленностью в связи с экономическим кризисом, а главное, это понимание того, что по техническим причинам Россия не может перекрыть Украине газ. Для поддержания транзита в Западную Европу в Украину нужно поставлять газ, как для страны-транзитера.

Сегодня, в отличии от 2006 года, и Президент, и премьер-министр, и достаточно компетентный глава «Нефтегаза» Олег Дубина все эти вещи прекрасно понимают. Поэтому они совершенно оправданно и осмысленно занимают жесткую позицию.

Какие могут быть последствия для России от газового конфликта с Украиной? Боится ли она реакции Европы?

Россия не боится в силу того, что на сегодняшний день газовыми вопросами с российской стороны занимаются люди некомпетентные. Это касается и Владимира Путина, чья некомпетентность на посту премьера уже неоднократно проявлялась, и, конечно, главы «Газпрома» Алексея Миллера, который свой потолок компетентности пробил еще на посту главы Балтийской трубопроводной системы в конце прошлого десятилетия. У них нет понимания, сколь губительны для «Газпрома» как корпорации и для России как страны долгосрочные последствия этой газовой войны.

Первым последствием газовой войны для России может быть интенсификация строительства газопровода «Набукко» как альтернативного маршрута для транспортировки центральноазиатского газа в Европу в обход России. Дальше, можно получить гораздо более жесткую позицию ЕС и отдельных стран Балтийского бассейна в отношении строительства Североевропейского газопровода. Его теперь будет значительно сложнее построить. Но главное, что нас ждет – резкая активизация усилий в Европе по развитию альтернативной энергетики и снижение зависимости Запада от традиционных углеводородных энергоносителей.

При том всем своими действиями во время газовой войны Путин, Миллер и компания активнейшим образом рубят сук, на котором сидят.

По вашему мнению, какая истинная цель «Газпрома» в газовом противостоянии между Москвой и Киевом?

Истинную цель пока что тяжело сформулировать, так как, по-моему, она еще не ясна самому Газпрому. Потому то, что сейчас делает Путин и Миллер, противоречит интересам Газпрома как корпорации. Думаю, что они ведут все к тому, чтобы создать некую схему с участием посредника, который имел бы возможность выхода на европейский спрос и рынок газа. Эту возможность имеет «РосУкрЭнерго». Цены на европейском спотовом рынке газа в разы выше, чем на рынке долгосрочных контрактов. И как раз выход на спотовый рынок является основой бизнеса «РосУкрЭнерго». Думаю, что заключение прямого контракта между «Газпромом» и «Нефтегазом» Украины приводит к потере аффилированными с руководством «Газпрома» посредниками такой возможности. Таким образом, исчезает возможность доступа к центрам неучтенных прибылей. Другого рационального объяснения этому я не вижу, так как любые другие объяснения относятся к области иррационального и психологии – ненависти Владимира Путина к украинской власти и политической элите в целом.

Когда поставки газа в Европу возобновлятся?

Думаю, что именно в этой ситуации Украине торопится некуда. У нее выигрышная позиция. А России торопиться есть куда. Конфликт долго не продлится. В ближайшие если не дни, то недели конфликт разрешится.

Какое у вас впечатление от реакции Европы на этот конфликт? Какие страны поддерживают Киева, а какие Москву?

Европа ведет себя достаточно нейтрально, но, в целом, солидаризируется с Украиной, потому что видит абсолютно агрессивную и некомпетентную позицию Путина и его команды. То есть тут дело не в каких-то долгосрочных геостратегических приоритетах, а в том, что само содержание и поведения «Газпрома» отталкивает от себя европейских политиков и наблюдателей.

Может ли причиной этого конфликта быть то, что сейчас Газпром находится в тяжелом финансовом положении?

Думаю, одним из факторов данного конфликта может быть тяжелое финансовое положения Газпрома, которое пока еще не проявило себя. Долговая нагрузка Газпрома явно несопоставима с его доходами, особенно в условиях падения цен на нефть и привязанных к ней цен на газ. Это связано с тем, что в связи с холодной зимой возросло потребление газа в самой России. И, возможно, Газпром пытается выиграть время для того, чтобы поставить больше газа российским потребителям и, таким образом, не допустить к энергетической катастрофе в раде регионов России. Это может быть еще одним рациональным мотивом поведения Газпрома в этой ситуации на ряду со стремлением не допустить ухода аффилированного посредника со спотового европейского рынка газа.

Комментариев нет: