суббота, 20 сентября 2008 г.

Россия. Нам будет жаль, если Обама не станет 44-м президентом США?

В американском политическом фольклоре есть такая поговорка: «Вице-президент – это парень, который сидит на ступенях Белого Дома и ждет, когда подстрелят президента». Выборы-2008 эту поговорку частично опровергли.

В демократическом обществе существует два возможных пути для политика. Первый и обычный – это предложить избирателям наиболее востребованный политический проект, основанный на изучении общественных настроений. Этот путь достаточно прост и наиболее распространен. Этим путем идут практически все кандидаты и политические партии в странах «развитых демократий». Разница между конкурентами в этом случае заключается преимущественно в «обертке», в которую этот проект завернут. «Обертка» – это личностные качества политиков, включая их пол и цвет кожи, и выбор политтехнологий проведения избирательных кампаний.

Второй и крайне редкий – это предложить электорату свой собственный проект, до уровня которого кандидату или партии, обращающимся к избирателям за поддержкой, предстоит этих самых избирателей «подтянуть».

Разумеется, ни один из этих путей никогда не выступает в чистом виде, но всегда представляет собой конгломерат избирательных слоганов, состоящий из собственных идей, перемешанных с общественными чаяниями и предпочтениями. Отличие первого пути от второго – в процентном соотношении собственного политического продукта с результатами опросов общественного мнения.

После Второй мировой войны только один президент был ярким представителем второго пути. Его звали Джон Кеннеди.

В нынешней избирательной кампании Обаму неспроста так часто сравнивают с JFK. Проблема Обамы заключается в том, что для успешной реализации политического проекта под номером два его автор должен обладать несравнимо более сильными личностными характеристиками, чем автор традиционного проекта. Достаточно ли у Барака Обамы таких качеств – это и есть главный вопрос Election-2008.

Ситуация в Демократической партии была достаточно предсказуема еще в самом начале праймериз. Было ясно, что главными конкурентами являются Обама и Клинтон. Преимущество бывшей первой леди находилось в границах статистической ошибки и его оказалось недостаточно для победы.

МАККЕЙН В КУСТАХ

Иначе складывалась предвыборная борьба у республиканцев. Ни один из политических аналитиков не оказался в состоянии предвидеть победу Маккейна. Все сходились на том, что при всех его плюсах (героическая биография и солидный опыт работы в сенате), у него есть слишком серьезные недостатки для республиканского избирателя: недостаточная консервативность в религиозно-моральных вопросах и преклонный возраст. Никогда еще в истории США президентом не избирался кандидат, переваливший за седьмой десяток. Однако штаб пожилого сенатора сумел значительно смягчить его недостаточный протестантский фундаментализм, а второй недостаток в условиях отсутствия явного лидера в республиканском истэблишменте оказался преимуществом. Менее удачливые претенденты на кресло в Белом Доме просто сошлись на мысли о том, что коль скоро в 2008 году им придется уступить кому-то, то лучше будет уступить на четыре года, чем на восемь. Вряд ли Маккейн будет претендовать на второй президентский срок, так что и Джулиани, и Ромни еще смогут вернуться к борьбе на выборах 2012 года.

СЕНАТОР БАЙДЕН – НЕУДАЧНЫЙ ВЫБОР

В американском политическом фольклоре есть такая поговорка: «Вице-президент – это парень, который сидит на ступенях Белого Дома и ждет, когда подстрелят президента». Выборы-2008 эту поговорку частично опровергли. Во-первых, потому что один из кандидатов в вице-президенты вовсе не парень, а во-вторых, потому что в той же связке, где парень заменен на «девушку», вероятно (и это, очевидно, учитывается всеми участниками электорального процесса), что сидящая на ступенях Белого Дома дама может заменить президента и без всякой стрельбы. На сегодняшнем этапе можно с уверенностью сказать, что Маккейн сделал правильный выбор своего вице, а Обама – нет. Понятно, что Обама имел целью дополнить свою нетрадиционную и слишком яркую личность фигурой Байдена, олицетворяющего традиционные американские ценности и являющегося ветераном американской внешней политики (именно в отсутствии такого рода опыта укоряли Обаму конкуренты).

Пока (хочу подчеркнуть, именно – пока!) расчеты демократов не оправдались. Джо Байден настолько хорошо известен в США, что никакими сенсациями из его биографии порадовать электорат пресса не может. Несколько «поправил» это положение сам Байден, сделав несколько странных для столь опытного политика заявлений. Так, 9 сентября на избирательном митинге в Миссури он, обращаясь к сенатору от этого штата Чаку Грэму, сказал: «Встань, пусть тебя люди увидят!». Парализованный сенатор в это время сидел рядом с Байденом в инвалидном кресле. Свою визави, Сару Пэйлин, он обозвал вице-губернатором Аляски, а в интервью 10 сентября и вовсе признался, что Клинтон была бы лучшим выбором на пост вице-президента, чем он. Как ехидно заметила демократическая The New York Times, «это, пожалуй, заметили в США все, кроме Обамы».

Понятны мотивы Обамы, отказавшегося от тандема с Хиллари Клинтон не только по причине личных напряженных отношений с ней, но и желая уравновесить свой цвет кожи представителем белого мужского англосаксонского большинства. Вот только предвидел ли он потерю голосов белых женщин, переметнувшихся после выбывания Клинтон в лагерь Маккейна?

ШОУ «НАГЛОЙ БИБЛИОТЕКАРШИ»

Зато выбор Сары Пэйлин республиканцами (снова хочу подчеркнуть, пока!) приносит Маккейну дополнительные баллы. Ее присутствие на политическом татами превратило предвыборную гонку в явление поп-культуры. Образ агрессивной американской домохозяйки оказался чрезвычайно востребованным в обществе. Обамомания в США сменилась Пэйлиноманией. Созданный ею (или ее имиджмейкерами) образ «наглой библиотекарши», как это назвала газета The Boston Herald, попал, что называется, в «десятку». Продажи титановых оправ для очков марки Кавасаки (серия 704, цвет 34), которые носит Пэйлин, выросла в четыре раза. В салонах красоты выстроилась очередь желающих сделать прическу, уже получившую название «госпожа губернатор». Туфли фирмы Naughty Monkey, в которых Пэйлин появилась на съезде Республиканской партии, продаются как горячие булочки. Пресса называют ее первой женщиной на политической сцене, которая одновременно является секс-символом. И никакие произносимые ею глупости и пещерный уровень политической грамотности не могут (пока!) изменить этого факта.

Почему, оценивая Байдена и Пэйлин, я настойчиво повторяю «пока»? Потому что впереди главные события предвыборной кампании – теледебаты. Здесь неизбежно наступит время реванша демократов. Теледебаты могут изменить расклад сил, поддерживающих кандидатов в президенты, более чем кардинально. Здесь будет засчитана в зачет только содержательная часть предвыборного антуража. Особую опасность для республиканцев представляют дебаты кандидатов в вице-президенты. Джо Байден просто не может проиграть их Саре Пэйлин. Многоопытному ветерану политической борьбы нужно только выиграть дебаты красиво, тактично, не унижая мадам губернатор и не тыкая ее носом в ее полную игноранцию. Предупреждением для Байдена должен послужить обвал общественной поддержки Обамы после его рискованных заявлений в адрес Пэйлин. После того как она на предвыборном митинге задала публике вопрос: «Чем отличается такая женщина, как я, от питбуля?» – и сама ответила: «Губной помадой», – Обама заявил буквально следующее: «Если завернуть несвежую рыбу в свежую газету, она все равно будет вонять. Если намазать губной помадой свинью, она все равно останется свиньей». После бури протестов в прессе, он, правда, пояснил, что имел в виду «несвежую» программу Маккейна, но поплатиться несколькими процентами голосов потенциальных избирателей ему все же пришлось. То же относится и к дебатам Обама–Маккейн. Малейшее неуважение к седовласому ветерану и демонстрация своего несомненного интеллектуального превосходства будут стоить Обаме кресла в овальном кабинете.

На сегодняшний день позиции Обамы в президентской гонке, несмотря на опросы общественного мнения, фиксирующие 2-3-процентное преимущество Маккейна, выглядят все же несколько более предпочтительными. Реальная картина выглядит следующим образом: из 539 выборщиков на стороне Обамы – 238, в том числе 172 наверняка и 66 с высокой степенью вероятности, на стороне Маккейна – 227, в том числе 148 наверняка и 79 с высокой степенью вероятности. 73 выборщика (это штаты Невада, Колорадо, Нью-Мексико, Мичиган, Огайо, Вирджиния и Нью-Хэмпшир) пока не определились в своих предпочтениях. Электоральную ценность из них представляют лишь три – Мичиган ( 17 выборщиков), Огайо ( 20 выборщиков) и Вирджиния ( 13 выборщиков). Остальные штаты в силу малочисленности населения и, соответственно, небольшого количества выборщиков ( 3-4), интереса не представляют. Обама лидирует в традиционно демократических либеральных штатах – Калифорнии ( 55 выборщиков), Нью-Йорке ( 31 выборщик) и в родном Иллинойсе ( 21 выборщик).

Маккейн пользуется поддержкой традиционно консервативных южных штатов: Техас (34 выборщика), Миссисипи ( 6 выборщиков), Алабама ( 9 выборщиков) и, разумеется, самого северного штата, Аляски ( 3 выборщика).

ЧЕМ БЛИЖЕ ФИНИШ, ТЕМ БОЛЬШЕ КИЧА

Чем ближе финиш гонки, тем более острые средства применяют участники забега. Консервативная New York Post на днях обвинила Обаму в том, что он во время своего июльского визита в Ирак упрашивал иракского министра иностранных дел Хошияра Зебари отложить переговоры с США по договору о пребывании американских войск в Ираке до оглашения результатов президентских выборов в ноябре. Имелось в виду, что Обама, придя в Белый Дом, попал бы в сложное положение, будучи вынужден изменять условия этого договора, что было бы совсем не просто. Штаб Обамы, естественно, опроверг эти обвинения, хотя в публичных заявлениях перед этим признавал, что было бы лучше подписать такое соглашение с Ираком после ухода Дж. Буша с поста президента.

Таких взаимных обвинений будет еще много, и победа в выборах будет достигнута, вероятно, с минимальным перевесом. Пока же «show must go on», а нам всем остается лишь наблюдать за этим торжеством политического кича.

Просто по-человечески будет жаль, если Обама проиграет воинственному ветерану Овальный кабинет. И даже не из прагматических соображений (кстати, вряд ли справедливых) о том, что с Обамой России будет проще договориться. Маккейн – фигура несамостоятельная, не говоря уж о мадам Пэйлин. При нем править будут наши старые заклятые «партнеры» из неоконсервативного Американского Института Предпринимательства, особенно предприимчивые на ниве политической коррупции. Обама же, как говорят о нем в США, – visionary, что с некоей натяжкой можно перевести, как «провидец, мечтатель, пророк». Неважно, является ли он на самом деле таковым. Важно, что так его воспринимает Америка и большая часть Европы. На самом деле, с идеалистами договариваться всегда сложнее, чем с прагматиками. Но если оглянуться и посмотреть, куда завели российско-американские отношения прагматики-неоконы, хотелось бы что-то в них изменить.

Комментариев нет: