вторник, 23 сентября 2008 г.

Россия ломает американскую игру на Ближнем Востоке

Американская поддержка агрессии режима Саакашвили против Южной Осетии показала, насколько большое значение придают США своему присутствию в Грузии, расположенной в «предполье» Ближнего и Среднего Востока.

Американская поддержка агрессии режима Саакашвили против Южной Осетии показала, насколько большое значение придают США своему присутствию в Грузии, расположенной в «предполье» Ближнего и Среднего Востока.

Как пишет на сайте Фонда стратегической культуры востоковед-арабист, кандидат исторических наук Борис Долгов, очевидные цели такого присутствия – это:

– обеспечение бесперебойного транзита нефти для США по маршруту Баку – Тбилиси – Джейхан;

– выдавливание России с Кавказа и превращение Грузии в плацдарм подготовки сил дестабилизации Юга России, прежде всего республик Северного Кавказа – Чечни, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ингушетии;

– установление контроля над регионами Прикаспия и Центральной Азии;

– использование грузинской территории как площадки подскока при нападении на Иран.

Американские неоконсерваторы, правящие бал в коридорах власти в Вашингтоне, пытаются довершить дело расчленения России, начатое разделом СССР. Любые действия Москвы по обеспечению своей безопасности, в частности, на югоосетинском рубеже объявляются в связи с этим «агрессией», сопровождаются яростными информационными атаками против России вкупе с демонстрацией силы (приход военных кораблей НАТО к берегам Грузии).

Кандидат в президенты США от Республиканской партии Джон Маккейн призвал признать независимость Чечни и некоторых других республик РФ в ответ на признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии.

Кандидат на пост вице-президента от Республиканской партии, губернатор штата Аляска Сара Пэйлин в выступлении 12 сентября по каналу АВС характеризовала действия России в Южной Осетии как «агрессию против маленькой демократической Грузии» и заявила, что не исключает в будущем «выбора в пользу военного конфликта с Россией».

В статье американского сенатора, члена комитета по бюджету и комитета по энергетике Сената США Гордона Празера, опубликованной в сентябре, отмечалось, что в соответствии с секретным соглашением между Грузией, США и Израилем, на территории Грузии были созданы две взлетно-посадочные площадки, чтобы использоваться израильскими самолетами-разведчиками для слежения за территорией РФ и Ирана.

С началом военных действий против Ирана с этих аэродромов должны были взлетать истребители-бомбардировщики Израиля и США, наносящие удары по иранским целям. Российские войска в ходе операции по пресечению грузинской агрессии уничтожили обе площадки.

Территория Грузии очень удобна для нанесения американо-израильского удара по Ирану – и в плане достаточной близости к этой стране, и в политическом отношении. Взлетев с грузинской территории, американские и израильские самолеты, чтобы достичь целей в Иране, должны войти в воздушное пространство либо Азербайджана, либо Армении, что, вероятно, с точки зрения Пентагона, не представляет большой проблемы.

В связи с этим следует указать на политические события, произошедшие достаточно далеко от Грузии, но тем не менее имеющие непосредственное отношение к конфликту вокруг этой страны. Речь идет об официальном визите в сентябре президента Франции Николя Саркози в Сирию.

Визит последовал через несколько дней после выражения поддержки президентом Сирии Башаром Асадом действий России в Южной Осетии и его заявления о том, что Сирия готова предоставить свою территорию для размещения российских ракетных комплексов «Искандер» в ответ на размещение элементов американских ПРО в Польше.

Безусловно, визит президента Франции и его переговоры с сирийским президентом нельзя рассматривать только как действия в интересах США с целью разорвать союз Сирии с Ираном и не допустить ее слишком тесного сближения с Россией. Тем не менее, по информации из французских дипломатических кругов, эти темы обсуждались. Взамен Сирии предлагалась нормализация отношений с Францией, затем с Западом в целом.

Одновременно Саркози выступает участником четырехсторонних переговоров (Сирия, Катар, Турция, Франция) о заключения мира между Сирией и Израилем. Франция в этих переговорах – главный посредник. В интервью сирийскому радио, данному по завершении своей встречи с Асадом, Саркози дал понять, что вероятность военного удара Израиля по Ирану велика.

Для Сирии это, безусловно, серьезнейшая угроза. Если гипотетически представить размещение российских ракет на сирийской территории, то ясно, что Израилю пришлось бы «семь раз отмерить», прежде чем «отрезать» – решиться на военный удар по Ирану (и, возможно по Сирии как союзнице Ирана). Впрочем, не весь израильский истэблишмент поддерживает идею войны с Ираном.

К числу противников войны относится, например, президент Израиля Шимон Перес. В интервью израильскому радио 7 сентября он заявил: «Военная операция против Ирана не нужна. Если США договорятся с ЕС по вопросу экономического давления на Иран, этого будет достаточно, чтобы заставить Иран отказаться от своей ядерной программы».

Новая («после-августовская») система международных отношений, которая сейчас формируется, кладет конец попыткам построения однополярного мира. Хотя новая американо-российская конфронтация отнюдь не неизбежна (двум странам необходимы межгосударственные отношения и полноценные контакты) Россия и США, вероятно, достаточно долгое время будут соперниками и в экономической, и в политической сфере.

В этих условиях России необходимо пересмотреть свой внешнеполитический курс, характеризовавшийся до последнего времени как «прагматизм»: такой курс, учитывающий сиюминутную экономическую выгоду, в новой международной обстановке бесперспективен и обрекает страну на роль аутсайдера.

Для усиления позиций в мире России потребуется очень серьезно подойти к решению своих внутренних проблем, которые никуда не исчезли. Это однобокая сырьевая ориентация российской экономики, огромный разрыв в доходах (по некоторым данным, в десятки раз) между обеспеченным меньшинством и неимущим большинством, чего нет ни в одной развитой (и не только) стране мира, коррумпированность значительной части чиновничьего аппарата.

Чрезвычайно важно для России найти и привлечь союзников. Специально подчеркнем: в качестве таковых могут рассматриваться многие страны Ближнего и Среднего Востока.

Необходимы также активные дипломатические действия одновременно в Восточном и Западном полушариях, способствующие формированию более предсказуемого и уравновешенного мирового порядка, каким может быть только полицентрический мир, заключает Фонд стратегической культуры.

NR2

Комментариев нет: