понедельник, 5 января 2009 г.

Газиаты

Игорь Томм

Непрерывные заклинания Кремля о братстве украинского и российского народов проходят проверку на истинность в удушливой атмосфере болотных газов.

Очередное новогоднее шоу «Россия закручивает вентиль Украине», со всей очевидностью, готовилось в Москве давно и тщательно. Как показали события и заявления последней недели под это мероприятие были подведены не только материальные ресурсы, но и подготовлена внушительная база для информационной войны, в координатах которой пресловутый доктор Геббельс ныне кажется лишь милым добрым сказочником.

Впрочем, первые признаки того, что Украину ожидает в Новом 2009 году, проявились еще в ноябре прошлого года, когда внушительная делегация «Газпрома» разъехалась по европейским столицам, где на полном серьезе в полуконфиденциальном режиме загодя предупреждала о будущих проблемах с транзитом газа через территорию Украины. Обосновывали россияне свой прогноз невозможностью договориться с НАК «Нафтогаз Украины» из-за существующих миллиардных долгов. Трудно судить, насколько убедительны были аргументы «Газпрома», но можно предположить, что именно этот европейский вояж принес совершенно противоположные результаты. Европа, уже полностью уяснившая, что газ для России является не коммерческим товаром, а инструментом политики, недвусмысленно намекнула Украине, что та может рассчитывать на поддержку «цивилизованного мира» в отношениях с «Газпромом», только если вопрос долгов будет решен максимально быстро и в полном объеме.

И то, что вопрос долгов за газ и условий его поставки в Украину и Европу для России есть важнейшим инструментом «принуждения к покорности», подтвердилось очень быстро. Стоило «Нафтогазу» 17 декабря 2008 года перевести 800 млн долларов в счет погашения долга за российский газ перед «РосУкрЭнерго», как в Кремле наметилась явная паника, переходящая в неприкрытую истерию. Очевидно, что российские правители никак не рассчитывали, что Украина в условиях финансового кризиса и искусственно спровоцированного невероятного падения курса гривни сможет изыскать ресурсы на погашение своих обязательств. Что в свою очередь подрывало основания для гегемонистской политики «Газпрома» на переговорах с «Нафтогазом» о контракте на 2009 год. Потому, мудрствуя весьма лукаво, газовый монополист оперативно, уже 18 декабря, распространил заявление о том, что якобы сам «Нафтогаз» сообщил российским контрагентам о своей невозможности до конца 2008 года погасить оставшуюся часть долга. И в связи с этим «Газпром» в очередной раз предупредил всех европейских потребителей о рисках получения газа после 1 января.

Но, как вскоре оказалось, «Газпром» откровенно врал. Никакого заявления «Нафтогаза» о невозможности погасить долг до 1 января в природе не было. Но это было только начало открытой и циничной информационной войны против Украины.

В разгар переговоров между делегацией «Нафтогаза» во главе с Олегом Дубиной и «Газпрома» во главе с Алексеем Миллером, проходивших в Москве 30 декабря, пришло сообщение, что Украина перечислила «РосУкрЭнерго» оставшуюся часть долга в размере 1,5 миллиарда долларов. Что сразу же послужило сигналом к началу «веселого политического кордебалета».

В тот же день «Газпром» создал «оперативный штаб» по отключению газа Украине, о чем не забыл известить весь мир. А на следующий день, 31 декабря, переговоры с «Нафтогазом» о поставках и транзите газа были прерваны. Прокремлевский рупор РИА «Новости» со ссылкой на анонимный источник в Секретариате Президента Украины оповестил, что это Виктор Ющенко дал команду украинской делегации на срыв переговоров и отозвал ее в Киев. Как вскоре выяснилось, РИА «Новости» откровенно врало. Президент Украины не отзывал украинскую делегацию и не давал указаний на прекращение переговоров.

К слову сказать, уже в наступившем году «Газпром» изменил версию срыва переговоров, сославшись на то, что у делегации «Нафтогаза» не было никаких полномочий на подписание контрактов на 2009 год. Но и это оказалось откровенным враньем.

Попутно ситуация сопровождалось ложью «Газпрома» несколько меньшего масштаба, вроде того, что якобы «Нафтогаз» согласился получить предоплату за транзит газа по старым тарифам, чтобы погасить свой текущий долг, и прочее. Что не добавляло доверия в процесс переговоров

А в самый канун Нового года президент России Дмитрий Медведев вольно или невольно озвучил кремлевскую заветную мечту, на которой, судя по всему, и строился расчет принуждения Украины. Он заявил, что власти Украины, дескать, являются заложниками различных олигархических кланов, что не позволяет достигать с ними конструктивных договоренностей. В связи с чем, он призвал власти Украины к скорейшему принятию «разумных решений», а иначе Медведев пообещал простым украинцам большие трудности. Все это основывалось на утверждении, что украинские деньги до сих пор не поступили на счета «Газпрома» (хотя это уже является его проблемой взаимоотношений с «РосУкрЭнерго» - авт.), а потому у России якобы нет никаких юридических оснований без контракта с 1 января 2009 года поставлять газ в Украину. А под «разумным решением» подразумевалось безоговорочное принятие повышения цены на газ со 179,5 долларов за тысячу кубометров до 250 долларов с неизменяемой ставкой транзита.

Подобные заявления Кремля, не смотря на угрожающую тональность, все же не смогли скрыть нервозность обстановки, в которой они делались. Что явно совершенно излишне, если бы договоренности с Украиной достигались в условиях равноправных и взаимовыгодных отношениях.

Но именно в расчете на противоречия между президентской и правительственной ветвями украинской власти 1 января Россия перекрыла газовый вентиль, предусмотрительно разослав группы журналистов на пункты входа и выхода транзитного газа, дабы следить, а не станет ли Украина воровать его для собственных нужд. Первые отчеты о воровстве «Газпром» обещал предоставить уже через два часа после перекрытия вентиля. Потом срок разоблачения украинских воров перенесли на сутки. Но и это как-то не сложилось ни тогда, ни до сегодняшнего дня. «Нафтогаз» за счет своих запасов умудряется не только снабжать газом украинских потребителей, но и без контракта фактически контрабандно обеспечивать бесперебойный транзит в Европу. Правда, и тут «Газпром» сумел обвинить Украину в том, что та транзитирует газ не за бесплатно, а за счет российского монополиста.

А вот украинская власть, не смотря ни на что, сумела проявить консолидированную позицию в совместном заявлении Президента Виктора Ющенко и премьера Юлия Тимошенко, в котором России напомнили о существующей договоренностях президентов и премьеров двух стран о том, что в случае погашения долгов до 1 января 2009 года, «Газпром» и «Нафтогаз» переходят на прямые поставки газа без посредников, поэтапное, а не скачкообразное, повышение цены на газ и экономически обоснованные транзитные тарифы. Именно о том, что полностью проигнорировано российской стороной в ходе газовых переговоров. Более того, «Нафтогаз» заявил о своей готовности в любой момент продолжить переговоры, если «Газпром» изъявит на то желание, и будет придерживаться договоренностей на высшем уровне.

Однако, ситуация с переговорами сознательно загнана в тупик. И абсурдность позиции «Газпрома» подтвердил …сам «Газпром», заявив, что в связи со сплошными выходными днями в России деньги украинского долга перед «РосУкрЭнерго» будут получены «Газпромом» не ранее, чем 12 января. А потому, дескать, до той даты долг никто не отменял, штрафные санкции продолжают начисляться и о новых условиях контракта речи быть не может. В развитие этой ситуации можно представить, что будет, если правительство РФ и лично Владимир Владимирович Путин решат продолжить новогодние выходные в России еще на один-два месяца. Тогда сумма штрафных санкций достигнет ого-го каких размеров… Хотя, почему Украина должна нести ответственность за расчеты между «РосУкрЭнерго» и «Газпромом» так и остается необъяснимым фактором российской позиции.

Впрочем, пока эта фантасмагория не стала реальностью, роль арбитра в украино-российском конфликте могут и должны взять на себя потребители газа – страны Европы. А их позиция, в отличие от предыдущих лет, оказалась весьма взвешенной и прагматичной. В том смысле, что угрозы «Газпрома» о невозможности поставок законтрактированных объемов газа не принесли должного эффекта. Более того, самый газозависимый партнер России в Европе – Германия - заявила, что даже в случае сокращения на 40% поставок российского газа, она сможет компенсировать недостаток за счет альтернативных источников. Такую же позицию заняли практически и все остальные европейские потребители. А некоторые, как, например, Венгрия, даже опровергли очередную ложь «Газпрома» о том, что Украина сократила им объемы транзита газа.

Не возымели эффекта и призывы «Газпрома» к европейским странам подавать в суд за нарушение транзитных условий Энергетической Хартии, которую Украина подписала, а вот Россия (примечательный момент!) посчитала условия этого договора для себя неприемлемыми, а потому и отказалась от ее подписания. Кстати, Россия не в восторге и от перспективы участия Евросоюза в качестве арбитра и посредника в урегулировании конфликта с Украиной. И тому есть весомые причины. Поскольку уже ни для кого не секрет, что «Газпром» противостояние с «Нафтогазом» перевел из коммерческой в политическую плоскость (чего стоит только упомянутый новогодний спич Д. Медведева), то и арбитраж Европы будет исходить из политической составляющей, что неминуемо принесет России негативные последствия, которые, кстати, уже проявляются в заявлениях ряда европейских правительств.

В результате же недельного жесткого противостояния с Украиной «Газпром», похоже, нашел единый оптимальный для себя вариант выхода из ситуации – подачу хозяйственного иска в Стокгольмский арбитраж. Что в свою очередь с энтузиазмом поддержал «Нафтогаз», выдвинув аргументы для встречного иска. Чем закончится рассмотрение этого спора, предсказать пока сложно. Но уже очевидно, что инициативу в разрешении газового конфликта берет на себя Евросюз, председательствующая в котором Чехия созывает сегодня, 5 января, чрезвычайное заседание представителей стран-членов ЕС для обсуждения российско-украинского газового кризиса. А на пятницу ЕС вызывает в Брюссель представителей «Нафтогаза» и «Газпрома» для детального разбора сути взаимных претензий.

Вполне очевидно, что Россия вряд ли примет любой вердикт ЕС, если он не будет удовлетворять ее политических претензий в отношении Украины, а потому можно ожидать дальнейшего раскручивания газового сюжета и кардинального переосмысления Европой архитектуры энергетической безопасности своей собственной и Украины как неотъемлемой части этой конструкции.

Комментариев нет: