Владимир Коробов (Херсон)
Приднестровье, бывшее совсем недавно частью Украины и населенное, в частности, 100 тысячами граждан Украины, теснейшими экономическими и гуманитарными узами связанное с Украиной, становится жертвой украинского безразличия.
Общественность Причерноморья озабочена пассивностью Украины в направлении урегулирования приднестровского конфликта. Вместо осмысленного, оригинального и обоснованного плана урегулирования Украина предлагает лишь одесские декорации для представления более успешной дипломатии России и Молдовы.
Увлекшись борьбой за президентское кресло и определением своей позиции в кавказском конфликте, политическая элита Украины проявляет удивительное и нелогичное безразличие к «ближнему» «замороженному конфликту», находящемуся непосредственно у границ Украины и угрожающему ее безопасности.
Приднестровье, бывшее совсем недавно частью Украины и населенное, в частности, 100 тысячами граждан Украины, теснейшими экономическими и гуманитарными узами связанное с Украиной, становится жертвой украинского безразличия. Сохраняя экономическое сотрудничество и весьма символическое гуманитарное сотрудничество с Приднестровьем, Украина официально выступает в качестве посредника в процессе приднестровского урегулирования и участвует в переговорном формате «5+2».
Позади – введение многолетней экономической блокады Приднестровья и отказ от полного суверенитета над приднестровским участком украинской границы в пользу миссии ЕС, меры по информационной и политической изоляции региона. Вся эта тайная политика, направленная на разделение людей, связанных множеством культурных нитей, привела к ограничению прав граждан по обе стороны границы, снижению авторитета Украины на международной арене, экономическим убыткам и политическим провалам.
После «помаранчевой революции» 2004 года многие с надеждой восприняли «план Ющенко» по урегулированию приднестровского конфликта, но как и в вопросе внутренней политики и здесь нас ожидало разочарование, этот план не только не был реализован, но и изменил свое туманное содержание на противоположное.
Сейчас Россия ведет активную политику по достижению мирных договоренностей между Молдовой и Приднестровьем и созданию нового единого молдавского государства (т.н. «план Козака-2»). Понятно, что в случае достижения принципиальных договоренностей, план обязательно будет утверждаться в формате «5+2», и Украина сможет с ним согласиться с весьма важным видом.
Но даже если учесть обреченность московских усилий, граждане понимают, что Украина упускает свой шанс поучаствовать в урегулировании из-за своей недальновидной политики. Причина проста – идеологизация и партизация внешней политики нашей страны, нежелание даже по прагматическим мотивам сотрудничать с Россией на приднестровском направлении. Свою роль в урегулировании Украина могла бы сказать в координации с Россией, но идеология внешней политики («с США во всем и всегда вместе, с Россией – ни в чем и никогда») не позволяет.
Сколько сказано было во время перестройки, что внешняя политика должна быть прагматичной, а не подчиненной идеологии, но украинские дипломаты, воспитанные КПСС и ее «единственно верным учением», упорствуют – идеология должна быть, и ей следует слепо следовать, невзирая на конкретные условия ситуации. В 1992 г. даже украинские «горячие головы» оказались в одних приднестровских окопах с русскими, такова сила понимания национальных интересов! А для чиновников идеология и ее предрассудки превыше всего!
Граждане Украины не знают есть ли политика Украины по приднестровскому вопросу? В чем она состоит? Где об этом можно почитать? Каковы цели Украины в этом вопросе? Как будут защищаться интересы десятков тысяч украинских граждан, проживающих в Приднестровье? Когда, например, будут даны судебные, правовые разъяснения по передаче Джурджулешты другому государству? Что об этом думает Конституционный суд? Работает ли еще комиссия правительства по украинско-приднестровскому сотрудничеству? Чем она занимается? Каковы результаты ее деятельности?
Украина как посредник в процессе приднестровского урегулирования, учитывая некоторую заминку в вопросе места проведения переговоров И.Смирнова и В.Воронина, предложила Москве, Кишиневу и Тирасполю провести двустороннюю встречу в Одессе. Что ж, площадка неплохая! Но вот можно ли удовлетворяться только предоставлением такой площадки? Достаточно ли этого для Великой Украины? Уверен, что нет.
Что можно сделать Украине на приднестровском направлении?
Отменить негласный запрет на осуществление широкого трансграничного сотрудничества в гуманитарной области между жителями Юга Украины и Приднестровьем. Чтобы понять, что такой запрет все еще существует, достаточно проанализировать представительство Украины на праздновании 600-летия Бендер в начале октября с.г. Мэры украинских городов, не говоря уже о чиновниках на госслужбе просто боятся нарушить тайный запрет центральных властей на посещение Приднестровья. Полагаем, это неправильно, сотрудничество в гуманитарной области по европейским стандартам не должно зависеть от политических условий.
Европа – это континент регионов. Мы не должны ждать, когда политики достигнут успехов в своих договоренностях. В условиях свободы и демократии население пограничья, культурная элита и лидеры самоуправления имеют право на самое широкое сотрудничество с Приднестровьем, равно как и с Молдовой в целом. Чиновники должны немедленно прекратить искусственно и тоталитарно препятствовать этому гуманитарному сотрудничеству.
Необходимо руководствоваться в своей политике национальными интересами и соображениями экономической и культурной выгоды, прекратить жертвовать этими интересами в пользу других государств. Следовать идеям экономической свободы, свободы трансграничного сотрудничества.
Предложить России, США, ЕС, Молдове и Приднестровью совместный проект по урегулированию приднестровского конфликта, включая предложение по размещению в Приднестровье украинского миротворческого контингента, наряду с российским. Общность интересов Украины и России в вопросе приднестровского урегулирования очевидна, искусственное замалчивание этого становится неприличным.
МИДу и правительству предоставить населению Украины информацию о позиции Украины по вопросу приднестровского урегулирования и политике в отношении Молдовы и Приднестровья. Провести общественные слушания по этому вопросу на Юге Украины, с целью учесть особые интересы населения региона в этом вопросе. Граждане не знают, как формируется эта политика? Кто ее осуществляет? Какие успехи достигнуты и какие провалы допущены?
Значение приднестровского вопроса возрастает в связи с обострением украинско-румынского территориального конфликта и настойчивыми сигналами с румынской стороны о ее антиукраинских намерениях.
Источник: www.pmr21.info
Комментариев нет:
Отправить комментарий