Провожая 2008-й, високосный год, по народному поверью - не очень благополучный, мы, естественно, хотим заглянуть в следующий. Что готовит нам грядущий 2009 год - Желтого Быка? Бык - животное сильное, а если его разозлить, не поздоровится всем. Не стоит обольщаться и миролюбивым характером быка. Астрологи предсказывают, что в мировой политике будут преобладать авторитарные методы руководства, локальные конфликты, громкие скандалы и очаги нестабильности.
Прогнозировать развитие ситуации в полном объеме сейчас может только очень смелый человек. Поэтому с помощью экспертов «Росбалт» попытался заглянуть в отдельные сегменты политической картины будущего. «Увиденное» выглядит пока не слишком драматично. Эксперты утверждают, что у президента Медведева есть шанс использовать мировой финансовый кризис для того, чтобы активизировать и оптимизировать диалог с партнерами на ключевых направлениях российский внешней политики.
Глобальный экономический кризис вызвал лихорадку перемен по всему миру. Однако, вне зависимости от экономической конъюнктуры, эксперты предсказывают дальнейшую активизацию российской политической деятельности на Ближнем Востоке. Как полагает президент Центра стратегических и политических исследований Виталий Наумкин, «деятельность России на ближневосточном направлении, которая стала особенно заметной в последние два года, будет активно продолжаться».
Эксперт обратил внимание на растущее энергетическое сотрудничество со странами ближневосточного региона, а также на то, что Россия изменила свое отношение к ОПЕК. Кроме того, по мнению Наумкина, «идет определенный прирост российского военно-технического сотрудничества с государствами Ближнего Востока, которое будет продолжено».
Собеседник «Росбалта» также прогнозирует «усиление проблем, связанных с ближневосточным кризисом, с Ираном». По его мнению, «они имеют заметную тенденцию к обострению». В отношении Ирана Россия займет выжидательно-наблюдательную позицию. Сейчас «мяч на стороне США». «Пока неясно, что новый президент США будет делать на иранском направлении, но если Америка не будет выступать с резких диктаторских позиций, то Россия попытается сблизить свои позиции с американскими, поскольку ни РФ, ни США не заинтересованы в появлении нового ядерного государства», - считает Виталий Наумкин.
В свою очередь президент Института Ближнего Востока РАН, известный арабист Евгений Сатановский полагает, что «политика «мирового концерта», когда ведущие страны согласовывают свои подходы и «играют в унисон», закончилась. Ее разрушили США: «политика вице-президента Ричарда Чейни, действия в Грузии, на Украине». «Последние события, особенно экономический кризис, продемонстрировали, что когда мы говорим о координации действий с Вашингтоном, возникает вопрос - насколько это взаимно», - сказал он в интервью «Росбалту».
«Сегодня огромный вопрос - будет или нет нанесен удар израильтянами или американцами по иранским ядерным объектам. На самом ли деле Иран сбросит на голову Израиля первую же атомную бомбу, которую он сделает, или ядерный удар по Израилю - это искреннее, но все-таки не реализуемое желание людей, концентрирующихся вокруг иранского президента?», - задается вопросом Сатановский.
«Еще совсем недавно американские неоконсерваторы оптимистично говорили о том, что Иран сможет создать ядерную бомбу только через несколько лет. Сейчас они называют срок - два-три месяца. Это значит, что в январе-феврале у Ирана будет это изделие, и если решение о военном столкновении Израиля с Ираном вообще возможно, то оно будет принято в ближайшие полтора месяца», - считает Сатановский.
Вместе с тем, эксперт отмечает, что, в конечном счете, Россия не должна спасать никого на Ближнем Востоке, но обязана строить свою политику, исходя из своих эгоистических интересов.
Что касается политики России в общении с государствами Восточной Азии, то, как считает член-корреспондент РАН, заведующий сектором Китая и Японии Василий Михеев, «активизация этих отношений - вопрос политического выбора». По его мнению, экономическое положение России в следующем году будет только усугубляться, и на первый план для РФ выйдут внутриполитические проблемы, поэтому внимание власти к региональной политике, за исключением традиционно ключевых направлений - американского и европейского, может быть ослаблено».
В наступающем году политика России в восточноазиатском регионе будет определяться несколькими факторами. Первый - финансовый кризис, второй - динамика межгосударственных отношений в самой Восточной Азии, и, наконец, третий - политика новой американской администрации по отношению к Восточной Азии, - полагает эксперт «Росбалта».
«Безусловно, ресурсы для осуществления российской внешней политики на восточноазиатском направлении будут ограничены, поэтому эта политика не будет иметь мотиваций для особой активности», - сказал Михеев. Динамика межгосударственных отношений в Восточной Азии будет развиваться под влиянием того же мирового кризиса, но с учетом «традиционных», долголетних проблем. А именно, несмотря на наличие множества спорных вопросов, - финкризис подтолкнет ключевые страны региона - Китай, Японию и Южную Корею к усилению финансового взаимодействия. При этом существует опасность, что Россия может пройти мимо тех возможностей, которые она могла бы извлечь из развивающегося сотрудничества этой тройки.
Наконец, политика Обамы в Восточной Азии. Здесь существует много неясностей. Во многих восточноазиатских странах ожидают, что Обама сможет отойти от концепции американского лидерства, основывающейся на том, что США - общемировой гегемон. Для российских интересов было бы весьма полезно «подтолкнуть» новую американскую администрацию в направлении иной концепции лидерства, назовем ее primus inter pares, которую так ждут в Восточной Азии.
«Давно говорилось, что политика России в Восточной Азии слабая», однако, по мнению Михеева, на позитив в этом направлении в ближайший год рассчитывать не приходится. Эксперт считает, что «у Медведева есть шанс использовать мировой финансовый кризис для того, чтобы активизировать возможности диалога с Китаем, Японией, Южной Кореей». «Вместе с тем, - заключил он, - я не думаю, что президент сможет использовать этот шанс, поскольку главными будут оставаться внутренние проблемы».
А вот в отношениях России с США эксперты прогнозируют медленное, но верное потепление. Как утверждает директор Центра по международной политике Института США и Канады РАН Анатолий Уткин, «в будущем году Запад будет испытывать давление из-за безработицы, уменьшившихся рынков, падения производства, а также социальной напряженности. Экономика будет проблемой номер один. В этом плане ожесточать Россию - означает не иметь возможности полагаться на российские нефть и газ».
По мнению эксперта, в новом году будет достаточно много российско-американских переговоров и контактов, в том числе и на высшем уровне, создан новый режим и формат отношений, которые оборвались с выходом Соединенных Штатов из договора по ПРО. Помимо очевидных плюсов от такого сотрудничества, есть и минусы, полагает эксперт. «Это очень опасно. Наука движется вперед, и теперь существует не только ядерное оружие, говорят и о других методах массового поражения. Я думаю, что сейчас и американцы, и русские заинтересованы в том, чтобы создать режим двустороннего мониторинга», - отметил эксперт.
Напомним, что в декабре 2009 года оканчивается действие договора СНВ 1 (о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений между СССР и США). Это означает, что Россия прекратит уничтожать тяжелые ракеты типа СС-18. Одна такая ракета может уничтожить средней величины европейскую страну.
А вот председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов полагает, что «Россия занимает гораздо более жесткие позиции в отношении США». «Поэтому скорее американцы должны налаживать с нами отношения, а не мы с ними», - сказал Караганов.
По его мнению, уровень недоверия к Штатам в России сейчас высок как никогда. «Я думаю, что отношения будут налаживаться, если не возникнет провокаций вроде грузинской. Характер отношений при этом будет холодно деловым», - сказал собеседник «Росбалта».
Вместе с тем, он отметил существование небольшого шанса, что Барак Обама предложит качественно новую форму сотрудничества и партнерства. «Но это маловероятно в силу того, что он окружен «старой гвардией». У него будет огромное количество более важных проблем, кроме сотрудничества с Россией. Возможно, что российско-американские отношения вообще будут поставлены на третий план», - отметил он. По словам Караганова, он ожидает «более корректных российско-американских отношений».
С 1 января 2009 года председательство в ЕС перейдет от Франции к Чехии. Прага выступает за дальнейшее расширение ЕС, что идет вразрез с позициями Германии и Франции.
Между тем, европейцы готовы рассматривать идею президента России Дмитрия Медведева о создании системы европейской безопасности. Как заявил недавно в интервью «НГ» чрезвычайный и полномочный посол Германии в России Вальтер Юрген Шмид, Европа готова размышлять над предложением России о новой архитектуре безопасности, но «мы находимся в начале пути». «Мы должны продолжать заниматься ею, не предаваясь при этом большой спешке», - добавил он.
Скорее всего, Россия попытается не уделять особого внимания общеевропейским институтам, сосредоточившись на связях с крупными странами-членами ЕС.
На пространстве СНГ будут действовать разнонаправленные тенденции, сказал «Росбалту» заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. «Конечно, большое влияние на развитие ситуации окажет кризис, однако один нобелевский лауреат по экономике не предсказал его развития, я этого делать тоже не берусь, но, безусловно, в такое сложное время страны СНГ будут пытаться искать, к кому «прислониться», - отметил он.
«При этом будет расти понимание того, что ни от США, ни от Европы «толку не будет», кроме огромного и горячего сочувствия. В то же время объективные тенденции будут толкать государства СНГ к тому, чтобы быть поближе к наиболее устойчивой стране - к России. Каждое государство будет поначалу пытаться выживать сама по себе, но потом обнаружит, что без какой-то опоры, а такой опорой на постсоветском пространстве остается Россия, при всех сложностях, которые сама испытывает, - выжить будет невозможно», - сказал Жарихин.
«Конечно, это будет разноскоростной процесс, не все готовы к этому. Для многих красивое слово «незалежность» оказывается привлекательнее, чем «суверенный дефолт». Но, попробовав этого, они поймут, что все-таки лучше пожертвовать незалежностью, чем потерять штаны», - считает он.
По мнению эксперта, с Белоруссией у России в 2009 году отношения останутся хорошими, «если только не думать, что вот уже завтра мы будем одним государством». «Не нужно считать, что есть только российские национальные интересы. Есть еще и белорусские национальные интересы, которые по очень многим позициям сходятся с российскими, но по некоторым - все же отличаются. Не нужно впадать в панику, когда Белоруссия напоминает о своих интересах», - отметил Жарихин.
Что касается Украины, то отношения будут развиваться «ни шатко, ни валко» до тех пор, пока украинская политическая элита не сформулирует свои национальные интересы. Относительно центральноазиатских республик - они в еще большей степени находятся в зависимости от России, и все их попытки проводить многополярную политику, скорее, выглядят чистым политиканством, чем реальной политикой.
В Прибалтике медленно окрепнет убеждение, что какие бы требования ни выдвигали националисты к России, но переместиться на берега Ла-Манша не удастся. Все равно придется соседствовать с Россией, и никуда ни деться от того, чтобы продолжать налаживать отношения.
В целом, в 2009 году Москва будет планомерно претворять в жизнь то, что начато в 2008 году.
Америка не любит РФ, но в любом случае американцы вынуждены будут считаться с российскими интересами, хотя под образ врага, столь необходимый США для претворения в жизнь своих имперских амбиций, Россия подходит идеально.
Европа будет критиковать Кремль, но в последний момент также не решится связываться с Москвой, хотя бы по причине, что Россия имеет в запасе мощные природные ресурсы, а этого пока достаточно, чтобы удачно варьировать в международной политической игре.
Наряду с этим Россия активно возвращается в Южную Америку, а это хороший ответ Америке Северной. Продолжается борьба за разделение мира, и каждая страна будет делать то, что выгодно ей на данном этапе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий