вторник, 30 декабря 2008 г.

Тбилиси планирует кровавые теракты в России?

То и дело в российской прессе появляются сообщения о террористических актах, якобы готовящихся грузинскими диверсантами на территории нашей страны.

То и дело в российской прессе появляются сообщения о террористических актах, якобы готовящихся грузинскими диверсантами на территории нашей страны. Как правило, авторы сообщений ссылаются на некие анонимные «компетентные источники» в правоохранительных органах и приводят весьма небесспорную фактуру, временами настолько противоречивую, что у миллионной грузинской диаспоры в России появляется уверенность в том, что на неё нагло клевещут по заказу откуда-то сверху. И создаётся иллюзия, что грузинская террористическая угроза всего лишь миф, раздутый охочими до сенсаций журналистами. Между тем опасность грузинского терроризма отнюдь не выдумки. Ещё летом этого года глава Национального антитеррористического комитета, директор ФСБ России Александр Бортников публично подтвердил информацию о готовящихся терактах в Санкт-Петербурге и Сочи. А осенью представителям спецслужб стала поступать оперативная информация и о возможных терактах в Москве. Так верить или нет тому, что некие эфемерные грузинские национал-патриотические организации, такие как «Патриоты Грузии» и «Алгетские волки», задумали учинить нам новые Беслан и Дубровку? В распоряжении корреспондента «Нашей Версии» оказалась эксклюзивная информация о том, кто из представителей официального Тбилиси собирает дивиденды с террористических угроз в адрес Москвы и насколько реальны эти угрозы.

Наивно было бы думать, что слухи о грузинской террористической угрозе всего лишь «пугалки», запущенные для промывки мозгов обывателей. И в 1990-е годы, и даже раньше, ещё во времена СССР, террористические акты, подготовленные и осуществлённые грузинами, подробно описаны в сотнях томах уголовных дел. Тот факт, что грузинские воры в законе, осевшие в России, помогали деньгами и оружием чеченским террористам, также не требует доказательств, достаточно лишь вспомнить нашумевшее дело Гелы Куледжишвили и Гочи Джинчарадзе по кличке Курша. Несколько лет назад они попали в поле зрения российских правоохранительных органов, организовав банду, нападавшую на водителей грузовых фур. Но, как выяснилось в ходе следствия, бандитизмом дело не ограничивалось: оба вора в законе находились в тесном контакте с представителями чеченского террористического подполья и неоднократно передавали им крупные денежные суммы. В связях с ичкерийскими боевиками были замечены и другие грузинские «законники», например, Сулико Шарикадзе и Коба Ахвледиани. А у связей грузинских воров в законе с чеченскими террористами могли быть самые далеко идущие последствия – вплоть до совместного осуществления террористических актов.

Недавно вся Москва была напугана сообщением о террористическом акте, готовящемся «Патриотами Грузии» (это такая не слишком авторитетная и весьма немногочисленная молодёжно-патриотическая организация из числа «грантоедов» гнезда Михаила Саакашвили). Сообщение напечатали в одной из центральных газет, а чуть погодя дезавуировали, мол, ошибка вышла. Говорят, что слишком уж вознегодовала грузинская диаспора, мол, пресса из нас делает террористов. Чтобы не будоражить страсти, о «Патриотах Грузии» скоренько позабыли. Как выясняется теперь, напрасно.

В опубликованном сообщении, предназначавшемся, если верить напечатанной сверху визе, УВД Восточного округа столицы, говорилось буквально следующее: «ОБОП УВД по ВАО г. Москвы (отдел по борьбе с организованной преступностью УВД Восточного округа. – Прим. ред.) располагает оперативной информацией о намерениях неустановленных членов, выходцев из СКР (Северо-Кавказских республик. – Прим. ред.) и Закавказья, в том числе и радикально настроенных представителей объединения «Патриоты Грузии», совершить ряд ДТА (диверсионно-террористических актов. – Прим. ред.) на территории Российской Федерации, в том числе и Москвы… По оперативным данным, при осуществлении ДТА «Патриоты Грузии» намерены привлекать смертников.

Кроме того, в Москве террористы собираются применить новый метод теракта – массовый расстрел граждан в центре города».

Дальше было так: в пресс-службе ГУ МВД по Москве информацию не подтверждали, но и не опровергали, а начальник московской милиции Владимир Пронин высказался в том смысле, что московская милиция готова справиться с любой чрезвычайной ситуацией, включая опасность терактов, и у жителей города нет причин для паники. «В Москве за прошедшие годы было столько терактов, сколько не было ни в одной столице мира. У нас в этом вопросе богатый опыт, и справиться с террористами нам будет нетрудно», – заявил Пронин, не комментируя так называемый грузинский след.

А что же было на самом деле? Теперь концы найти не так просто, но всё ещё возможно, а до недавнего времени о подробностях операций, вынашиваемых спецслужбами Грузии, легко и просто можно было узнать у их абхазских коллег. В Сухуми с российскими журналистами делились любым эксклюзивом, но, к сожалению, недавно эта благодать закончилась (поговаривают, что не без участия представителей ФСБ РФ). Однако кое-какие факты, проливающие свет на то, что должно было произойти этой осенью в Сочи, Санкт-Петербурге и Москве, от абхазских весьма информированных источников до нас вс ё-таки дошли.

Вначале у оперативников ФСБ города Сочи появились данные о том, что представители ряда «неправительственных организаций» Грузии при поддержке спецслужб этой страны готовят ряд диверсий в регионе. Почему именно Сочи? Очень просто: на территории Краснодарского края обитают несколько грузинских воров в законе. Вообще-то, эта публика лояльна режиму Саакашвили, даже несмотря на то что грузинский президент «законников» особо не жалует. Но бывают случаи, когда о планах грузинского руководства становится известно именно благодаря коронованной воровской верхушке, – тут уж сами догадайтесь, почему так получается. Так вот, теракты были якобы назначены на февраль этого года. А исполнителями диверсионно-террористических актов должны были стать грузины, покинувшие свои дома на территории Абхазии. Но таковых, готовых мстить с оружием в руках, никак не находилось. И тогда руководитель Специальной службы внешней разведки (ССВР) Грузии Анна Жвания, которой доверили разработку террористической операции против России, выступила с предложением использовать для осуществления терактов чеченцев-кистинцев, компактно проживающих на территории Тианетского, Ахметского и Телавского районов Грузии.

Среди кистинцев волонтёров, желающих поработать террористами, тоже не нашлось, и тогда Жвания решила применить метод «не хочешь – заставим». Местные оперативники выявили, что в Ахметском районе проживает некто Иса Мурадов, во время второй чеченской служивший боевиком и несколько лет назад осевший в Грузии у родственников. Ису вычислили, отловили и провели с ним разъяснительную беседу: мол, надо Иса, деваться тебе некуда. А если не согласен – вышлем тебя в Россию, насидишься там. Деваться Мурадову действительно было некуда, и он согласился, а через несколько дней сдался с повинной сухумским милиционерам. При себе у «террориста» были пистолет и несколько гранат, но, по его словам, он должен был получить ещё и взрывчатку – в Сухуми, у некоего доверенного лица. Этим лицом должен был стать другой чеченец-кистинец, гражданин России Рамзан Туркошвили. В его компетенцию входила организация контактов грузинских спецслужб с активными участниками незаконных вооружённых формирований на территории России. Но Туркошвили имел немало контактов и в Абхазии, именно ему были поручены хранение и передача боеприпасов для осуществления теракта. Туркошвили, естественно, обезвредили. План проведения теракта был сорван.

В общем, когда в Тбилиси узнали, как Анна Жвания снаряжала на дело террориста-смертника, её поспешили уволить. Новый руководитель Специальной службы внешней разведки Гела Бежуашвили ошибок своей предшественницы не повторил и стал действовать более адекватными способами. Говорят, что привлечение «Патриотов Грузии» к проведению терактов – именно его разработка.

Подготовкой следующих «акций устрашения», как нам стало известно из компетентных источников в абхазских спецслужбах, формально занимался Бежуашвили при поддержке начальника Специальной службы государственной охраны (ССГО) Грузии Отари Квелидзе. Необходимо отметить, что ССГО подчиняется непосредственно президенту Грузии и представляет собой военизированное соединение специального назначения, в состав которого входит и особое подразделение сопровождения и эскортирования, выполняющее самые пикантные поручения Саакашвили.

Представители грузинской оппозиции называют это подразделение карателями, поговаривают, что его бойцы могут быть причастны и к гибели грузинского премьера Зураба Жвания, и к другим, не менее резонансным убийствам. Одной из основных задач при подготовке терактов было обеспечение алиби организаторов. Необходимо было сделать всё, для того чтобы списать инциденты на деятельность некоего несуществующего подполья, а для этого нужно было это самое подполье создать. К августу 2008 года всё было готово: несколько представителей спецслужб были внедрены в организации «Алгетские волки» и «Патриоты Грузии», именно эти люди должны были стать главными исполнителями терактов. Были разработаны два плана: один из них включал в себя нападение на железнодорожный вокзал города Сочи и на одну из станций метрополитена Санкт-Петербурга. Причём если схемы коммуникаций сочинского вокзала были прорисованы до мельчайших подробностей, с чёткой проработкой, какая группа и каким маршрутом отходит после теракта, где будут находиться оружие и взрывчатка, и прочие мелочи, то питерская операция на бумаге выглядела явно не до конца подготовленной. Тем не менее оба этих сценария были приняты к исполнению и назначены на октябрь. А дальше была пятидневная война, и она внесла в планы грузинских спецслужб значительные изменения.

В ССГО спешно составили ещё один план: на сей раз речь шла о нападении на станцию Московского метрополитена. Детали операции были проработаны ещё хуже, чем в питерском сценарии, но под грохот грузинских установок «Град», поливающих огнём мирный Цхинвали, план был принят. На календаре было 9 августа 2008 года. Теперь-то понятно, что далеко идущие планы спецслужб могли быть реализованы только в одном случае: если бы пятидневной войны не случилось. А тот факт, что ориентировки московским милиционерам поступили, что называется, постфактум, отнюдь не умаляет их значимости. Была информация – её проверяли, а на время проверки окружным УВД Москвы рекомендовали усилить бдительность. Мало ли что могло произойти.

Но был и ещё один сценарий, причём достоверно неизвестно, забраковали его в Тбилиси после пятидневной войны или нет. План разрабатывался с учётом временно возобновившегося авиасообщения между Москвой и Тбилиси, а его разработчики руководствовались материалами уголовного дела 25-летней давности. Мало кто знает, что нашумевший захват самолёта семьёй Овечкиных из Иркутска был далеко не самым громким делом 80-х, связанным с авиаугоном. Была история и пострашнее, просто её удалось успешно замять. И понятно почему: в деле фигурировали дети влиятельнейших семей Грузии.

18 ноября 1983 года в тбилисский аэропорт к рейсу № 6833, следовавшему по маршруту Тбилиси – Ленинград, прибыл свадебный кортеж. Молодожёны Герман Кобахидзе и Тинатин Петвиашвили в сопровождении друзей – Давида Микаберидзе и Иосифа Церетели – отправлялись в свадебное путешествие. Их пропустили без досмотра через депутатский зал: Кобахидзе был начинающим, но уже довольно известным среди местной публики актёром, а одним из родственников невесты числился крупный партийный бонза. Другие члены банды – Григорий Табидзе, братья Каха и Паата Ивериели – присоединились к новобрачным, пройдя через общий зал. Но оружие на борт пронесли именно новобрачные: в их сумках были пистолеты и ручные гранаты. Террористам было от 19 до 27 лет. Через час после взлёта И. Церетели, Г. Табидзе и К. Ивериели направились в сторону пилотской кабины. Остальные, на глазок определив представителей службы безопасности аэропорта, начали стрельбу в салоне, убив одного и ранив двоих пассажиров. Тем временем стрельба шла и в пилотской кабине, террористы убили штурмана-инспектора З. Шарбатяна и ранили бортмеханика А. Чедия. Штурман открыл ответную стрельбу из табельного оружия, убил одного бандита и ранил двоих. Раненых террористов вышвырнули из кабины и заблокировали дверь. А бандиты тем временем убили бортпроводницу В. Крутикову и ранили шестерых пассажиров и вторую бортпроводницу.

Самолёт могли посадить в Ленинграде, но местное партийное руководство настояло на том, чтобы лётчики вернулись в Тбилиси. Почему? Всё просто: влиятельные родители налётчиков справедливо опасались, что вдалеке от дома суд может быть гораздо менее снисходительным, нежели в Тбилиси, где уважаемые люди всегда найдут язык между собой. «Бедных деток» было решено втихую снять с самолёта и где-нибудь спрятать, чтобы по возможности вообще избежать суда. Но в Тбилиси уже приземлились бойцы «Альфы», прилетевшие московским рейсом. Они-то и провели операцию захвата террористов, занявшую по времени восемь минут. В ходе операции был убит ещё один террорист – Д. Микаберидзе. Никто из пассажиров не пострадал. За время следствия, длившегося почти год, при невыясненных обстоятельствах умер И. Церетели. В августе 1984 года перед Верховным судом Грузии предстали бывший врач К. Ивериели, бывший ординатор кафедры хирургии Тбилисского мединститута П. Ивериели, бывший актёр киностудии «Грузия-фильм» Г. Кобахидзе и бывшая студентка Тбилисской академии художеств Т. Петвиашвили. Суд приговорил К. и П. Ивериели и Г. Кобахидзе к расстрелу, а Т. Петвиашвили – к 14 годам лишения свободы.

Об этом деле не писали в «Правде» и не сообщали по Центральному телевидению, поэтому широкого общественного резонанса история не вызвала, о ней и сегодня знают немногие. Но в Тбилиси-то об этой истории, видать, хорошо помнили, ибо план аналогичной операции грузинские спецслужбы озаглавили «Рейс 6833». Согласно этому плану оружие террористам должны были пронести через депутатский зал, но сам захват должен был произойти не через час после взлёта, а примерно за 10 минут до начала снижения над Москвой, чтобы лётчики не смогли изменить маршрут. План предусматривал, что на борт просочатся шестеро террористов: трое из них возьмут под контроль кабину пилотов, а трое оставшихся возьмут на мушку сидящих в салоне. Но чего могли бы потребовать террористы? Явно им не нужно было лететь в Стамбул, как сынкам представителей партноменклатуры 25 лет назад. Так вот, план предусматривал взрыв самолёта в московском аэропорту. Никаких требований, просто шоу, демонстрация, показуха. Вы спросите: зачем, ведь на момент подготовки плана авиасообщение между Москвой и Тбилиси было разблокировано, а война в Южной Осетии ещё не началась? Тем не менее теракт планировался как некая акция устрашения. В чём был её смысл, стоит поинтересоваться у самих разработчиков теракта. Сегодня нам стали известны детали лишь двух операций, которые готовились грузинскими спецслужбами и которые должны были быть выданы за террористические акты, совершённые некими «народными мстителями». Наверняка таких операций могло быть и больше, во всяком случае, в конфиденциальных разговорах и представители ФСБ России, и сотрудники спецслужб Абхазии и Южной Осетии не отрицают, что у них есть информация как минимум о десятке подобных сценариев. Вопрос лишь в том, сколько из них будут воплощены в жизнь.

По словам министра внутренних дел Южной Осетии Михаила Миндзаева, грузинское руководство и сегодня не оставляет планов проведения террористических актов как на территории бывших автономий, так и внутри России. «У нас есть такая информация, но в связи с тем, что у нас действует соглашение с ФСБ России, мы не вправе оглашать детали представителям прессы, – заявил Миндзаев корреспонденту «Нашей Версии». – Скоро вы всё узнаете, операция по окончательной нейтрализации организованного грузинского террористического подполья на территории России находится на заключительном этапе».

Слова Миндзаева косвенно подтвердил и глава ФСБ России Александр Бортников во время недавнего заседания Национального антитеррористического комитета: «По имеющейся у нас информации, террористы готовят акции, чтобы дестабилизировать ситуацию в Кавказском регионе. Складывается впечатление, что некие силы в Тбилиси, которых не устраивает нормальная и плавная передача функций в зонах безопасности вокруг Южной Осетии и Абхазии от российских миротворцев наблюдателям Евросоюза, сознательно идут на обострение обстановки в регионе и через серию терактов пытаются спровоцировать новые военные действия. Наше беспокойство вызывают не только действия грузинских военных, но и активизация их бандформирований внутри России».

По словам главы ФСБ, в текущем году выявлено и пресечено 69 преступлений террористического характера, 36 из которых террористы планировали совершить в местах массового скопления людей.

Справка

Грузинские террористы могут проникать на территорию России из Белоруссии, считает начальник Пограничного управления ФСБ России по Псковской области генерал Иван Бобряшов: «Самая большая угроза на российско-белорусской границе – это незаконная миграция и проникновение лиц, которых мы причисляем к возможным террористам, в том числе из Грузии». Между Белоруссией и Грузией действует безвизовый режим, а поезда из Минска в Москву пограничники вообще не проверяют. Войсковые наряды на российско-белорусской границе выставляют, только если есть оперативная информация о предстоящем перемещении контрабандного груза. По словам Бобряшова, за год псковские пограничники задерживают до 50 жителей Грузии, которые нелегально пытаются проникнуть в РФ.

Комментариев нет: