Нередко люди сравнивают Ющенко с Кучмой на исходе его первого президентского срока и делают вывод: у нынешнего президента тоже есть второй шанс.
Общественная поддержка
Казалось бы, разница между примерно 5% поддержки Ющенко, зафиксированными декабрьским исследованием центра "София", и 7% поддержки Кучмы в декабре 1998, полученных центром "Социополис", невелика.
Однако надо учесть ряд факторов:
Кучма занимал четвертое место в рейтинге, а Ющенко – пятое. Кроме того, в подавляющем большинстве исследований конца 1998-начала 1999 место Кучмы было вполне стабильным.
Рейтинги основных его соперников превышали его рейтинг менее чем в два раза. Мороз имел около 13% поддержки, Витренко – 12, Симоненко – 10.
В то же время, различие между рейтингами Ющенко и Януковича (21%) более чем четырехкратное. Преодолеть такой разрыв гораздо труднее…
В исследовании "Социополиса" кроме Кучмы фигурировали также кандидатуры Пустовойтенко (6%) и Ющенко (9%), которые не выдвинули свои кандидатуры, а большинство их сторонников проголосовали за Кучму.
Сумма рейтингов этих трех кандидатов составила 22% . В ноябрьском исследовании "Социса", где в списке отсутствовали Пустовойтенко и Ющенко, рейтинг Кучмы составил 14%. Таким образом, электоральный резерв тогдашнего президента выглядел впечатляюще.
Между тем, в теперешних исследованиях нет кандидатов, чьих избирателей можно было бы недрогнувшей рукой записать в сторонники Ющенко.
Очевидно, что Яценюк, Гриценко и Черновецкий (с суммарным рейтингом 8% по данным "Софии") не откажутся от выдвижения в первом туре.
Таким образом, Ющенко имеет шансы выйти во второй тур только в том случае, если кто-то из двух основных кандидатов откажется от выдвижения. И не факт, что он сможет этим шансом воспользоваться.
Партийный ресурс
Кучма дистанцировался от каких-либо политических партий. Партией власти сначала была партия премьера, потом – главы АП. Рейтинг их не был высок (по сравнению с фактическим влиянием), но в условиях смешанной системы выборов это было не так важно.
В 1998 году рейтинг пропрезидентской НДП составлял 5%, однако резервы пропрезидентских сил были значительно весомее. В частности, за Кучму, в конечном итоге, проголосовало большинство избирателей НРУ (8%), Партии зеленых (6%) и других политических сил.
У Ющенко все иначе.
Во-первых, он сам возглавил партию, нарушив тем самым Конституцию и ограничив возможности привлечения на свою сторону других политических сил. По сути, кроме НСНУ его поддерживает только ЕЦ.
Во-вторых, рейтинг "Нашей Украины" меньше чем у НДП в 1998 году – за блок НУНС намерены голосовать 4% опрошенных "Софией". За действующего президента могут проголосовать также сторонники ЕЦ (0,5%) и, теоретически, "Свободы" (около 2%).
За блок НСНУ и УРП "Собор" в случае отдельного выдвижения блоков Яценюка, Гриценко и Кличко намерены голосовать менее 3% опрошенных. Значимо, кстати, что сумма голосов пропрезидентских партий, в этом случае, составляет 13%! Это, вероятно, свидетельствует об утрате Ющенко авторитета даже среди правых и либеральных избирателей.
В тоже время, Партия регионов имеет 19-20% поддержки, а БЮТ – 17-18%.
Общий вывод: Ющенко не может собрать в свою поддержку столь же электорально влиятельный блок политических партий, как Кучма в 1999.
Административный ресурс
В 1999 и 2009 годах украинская государственность находилась на совершенно разных этапах развития.
В 1999 административная система была на подъеме: недавно созданная, она мотивировала чиновников к сохранению режима, а, следовательно, на высоком уровне находилась исполнительная дисциплина.
Кроме того, большинство должностей занимали управленцы еще советской школы, обладающие определенным уровнем квалификации, хотя и без гарвардских дипломов.
В 2009 году украинское государство находится в плачевном состоянии. "Декучмизация" 2005 года и последующая борьба с влиянием Тимошенко со стороны президента и его секретариата, фактически разрушили вертикаль исполнительной власти.
По оценкам экспертов, сейчас "управленческие импульсы" из Киева доходят только до уровня глав областных и некоторых районных администраций. Даже на своих заместителей могут рассчитывать далеко не все главы ОГА. Нельзя не отметить катастрофическое снижение качества кадрового состава.
Очевидно, что при таком состоянии исполнительной власти делать ставку на административный ресурс недальновидно. Чиновники будут работать на всех.
Соответственно, не стоит затевать кампанию массовых фальсификаций, сравнимых с 1999 и 2004 годами. А без фальсификаций президенту с таким уровнем общественной поддержки лучше не выдвигаться…
Настроения элит
В 1999 году в Украине сложился олигархический консенсус. Практически все представители крупного национального капитала отдавали себе отчет не столько в заслугах Кучмы перед бизнесом, сколько в том, что любой другой президент устроит радикальный передел сфер влияния и, возможно, собственности
Именно поэтому оказалось очень мало бизнесменов, поддерживающих других кандидатов.
Уже в 2004 году крупные бизнесмены "раскладывали яйца в разные корзины". Некоторых из них можно было в один и тот же день увидеть в штабах Ющенко и Януковича…
Сейчас Ющенко является авторитетом только для крайне ограниченного круга бизнесменов - фактически только для Ахметова с Колесниковым, да Фирташа.
Причем трудно не заметить, мягко говоря, недоверие Ющенко к украинцам, умеющим зарабатывать деньги, а не просить подачки. Идеологически Ющенко – компрадор и, как таковой, не может пользоваться поддержкой украинского бизнеса. А в силу ослабления административного влияния, он не особенно интересен и транснациональным корпорациям.
Весьма характерна и ситуация в регионах, где вдруг прекратилась постоянная борьба между клиентеллами Ющенко, Тимошенко и Януковича. Осознав, что Киев их проблемы решать не сможет, они предпочитают объединяться во имя сохранения своего влияния и капиталов.
Кстати, утрата региональными элитами интереса к Киеву – сигнал очень тревожный. Гораздо более тревожный, чем активизация "сепаратистов", об успешной борьбе с которыми рапортует СБУ…
Тем не менее, у Ющенко, все же, есть шанс настроить против своих оппонентов часть бизнес-элиты.
С одной стороны, экономический кризис вынудил его занять проукраинскую позицию в экономических вопросах (хотя, конечно, лучше было бы защищать интересы украинских производителей при вступлении в ВТО, а не ставить вопрос о фактическом приостановлении членства впоследствии).
С другой стороны Янукович не контролирует бизнес в рамках ПР, а часто и идет у него на поводу (этим, судя по всему, объясняется отказ регионалов от коалиции с БЮТ).
Тимошенко сумела договориться с частью украинских бизнесменов, но большинству внушает настоящий ужас.
Идеология
Еще несколько месяцев назад я был склонен полагать, что Ющенко имеет преимущественные шансы на победу – как в силу способности сталкивать лбами своих оппонентов, так и благодаря наличию системной идеологии.
Независимо от оценок этой идеологии, само ее наличие в условиях кризиса представлялось сильным аргументом. Люди всегда голосуют за лучшее будущее.
Хотя в 1999 году у Кучмы цельной идеологии не было, но он предлагал реальные преимущества настоящего и ближайшего будущего, в то время как его оппоненты призывали к возвращению к прошлому.
В 2004 году Ющенко также призывал к лучшему будущему, в то время как его оппонент безнадежно застрял в настоящем.
Видимо сейчас уже и сам Ющенко разочаровался в собственной системе взглядов, как электоральном бонусе, о чем прямо сказал в итоговой пресс-конференции.
Связано это не так с качествами самого идеологического проекта (он, собственно, ничуть не хуже любого другого), а с отсутствием реального продвижения в его реализации.
Если бы Украина получила ПДЧ - реальный, а не "фактический", ООН приняла резолюцию по Голодомору и осудила "российскую агрессию" против Грузии, возможно, Ющенко иначе трактовал бы вопрос о том, стоит ли выдвигаться с таким набором "акцептов".
* * *
Будет ли Ющенко выдвигать свою кандидатуру в 2010? Этого, пожалуй, не знает пока и сам Ющенко. Он, конечно, думает о том, кто еще может вести "его нацию" предначертанным им курсом.
Увы, система взглядов Ющенко имеет настолько сильный личностный "акцепт", что даже идеологически близкие к Ющенко политики - например, Костенко, Тарасюк или Тягнибок - не смогут проводить линию, которая бы его устроила. Не говоря уже о значительно более рациональных Яценюке и Гриценко, хотя, судя по некоторым намекам, Ющенко симпатизирует Яценюку и может, в определенном смысле, считать его "преемником".
В то же время, ни он сам, ни кто-либо из политиков, которых он мог бы определить себе в преемники, пока не могут всерьез рассчитывать на выход во второй тур.
В этих условиях Ющенко остается надеяться на падение рейтингов его основных оппонентов вследствие кризиса, или вмешательство США, которые отдают себе отчет в том, что более проамериканского президента, чем Ющенко, им даже условно демократическим путем не получить.
В любом случае, Ющенко почти наверняка лишен возможности политически дожить до послезавтра, когда, по его убеждению, народ оценит его идеологию. Самое, пожалуй, обидное, что винить в этом кого-либо кроме себя ему некого…
Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга, для УП
Комментариев нет:
Отправить комментарий