вторник, 18 ноября 2008 г.

Upgrade украинского флота

Олесь Каменский, Севастополь, для «Главреда»

Ожидаемая передача Украине боевых кораблей из состава американского военного флота рискует поднять настроение одним и напрочь испортить его другим.


Осень этого года ознаменовалась новым витком страстей вокруг Севастополя. На этот раз поводом послужило сообщение министра обороны США Роберта Гейтса о том, что Украина и США проводят консультации о возможности передачи в рамках военно-технического сотрудничества украинскому военному флоту американских боевых кораблей. И хотя прозвучало оно 8 октября этого года в македонском Охриде во время заседания совета министров обороны стран Юго-Восточной Европы, вот уже как месяц этот информационный повод продолжает будоражить умы и воображение тех, кто выступает категорически против усиления украинского военного флота. И похоже, что это только начало.

Против, потому что против

Гадать над тем, кто усерднее всех будет отговаривать Киев от попыток усилить свой флот за счет иностранной военной помощи, не пришлось. Реакция Москвы была мгновенной – практически сразу со ссылкой на военных экспертов, в том числе и на анонимных, в российском информационном поле появились многочисленные утверждения о том, что такой шаг для Украины будет губителен и с политической точки зрения, и с экономической.

Политический спектр заявлений был таков: «в планы Запада Украина не входит как сильное самостоятельное государство с развитой оборонной промышленностью», это «угрожает, по меньшей мере, осложнить жизнь Черноморскому флоту России, базирующемуся в Крыму», «США вооружают страны ГУАМ», «после войны на Кавказе США решили действовать «чужими руками», выбрав на роль противовеса России Украину», «усилив собственный флот, Ющенко может получить дополнительный козырь в вопросе вывода ЧФ РФ из Севастополя к 2017 году», «когда встал вопрос о всеукраинском референдуме об изменении статуса Крыма и Севастополя, разговоры о передаче боевых кораблей просто неуместны».

Что касается экономической стороны, здесь в тесной привязке с военным аспектом вопроса из уст российских оракулов звучали мысли о том, что: «передача американских кораблей, и закупка боевых единиц стран НАТО негативно скажутся на военно-промышленном сотрудничестве Украины и России», «это уничтожит кораблестроительную промышленность самой Украины, ее ВПК», «передача боевых кораблей может не только подорвать боевой дух украинской армии, но и повлечь за собой серьезный экономический кризис», «размещение новых кораблей на основной базе в Севастополе вызовет и рост расходов по их содержанию», «сама по себе передача кораблей не решит структурных проблем ВМС Украины, заключающихся в острой нехватке кадров и финансировании, и приведет лишь к увеличению номинального количества кораблей без какого-либо влияния на возможности флота» и что «помимо кадровой проблемы придется решать еще и инфраструктурную: созданная для обслуживания советских кораблей береговая инфраструктура ВМС во многом не пригодна для обслуживания кораблей американской постройки».

Также в Москве получили популярность абсурдные и безосновательные утверждения о том, что «американские корабли поднимут украинские флаги, а служить на них останутся американские военные», а также «что переданные Украине американские военные корабли даже в составе ВМСУ будут вести разведку в Черном море в интересах американского оборонного ведомства». Впрочем, предоставив российским СМИ возможность «самостоятельно» заниматься тем, чем они, в принципе, и не прекращали заниматься со времен кавказских событий августа этого года, российские официальные лица в войне с Украиной взяли тайм-аут. Так, понимая, что все еще впереди, замначальника генерального штаба вооруженных сил России генерал Анатолий Ноговицын по поводу передачи Киеву кораблей заявил, что «Москва будет внимательно следить за тем, какими боевыми единицами пополнятся украинские военно-морские силы». Единственным объективным фактом, о котором упомянули отдельные российские СМИ и эксперты, стало то, что ВМС Украины сегодня находятся в критическом состоянии.

А стоит ли брать иномарку?

По информации источников, близких к переговорному процессу, речь идет о возможной передаче Украине двух фрегатов управляемого ракетного оружия типа «Oliver Hazard Perry» американской постройки. В качестве многоцелевого эскортного корабля дальней морской зоны их строительство было начато в США еще в 70-х годах прошлого века. Основными преимуществами кораблей данного типа является их хорошая мореходность, значительная дальность автономного плавания, достаточно мощное вооружение с акцентом на выполнение универсальных задач – обеспечение противолодочной, противокорабельной и противовоздушной обороны.

В настоящее время в составе ВМС США находится 30 фрегатов этого типа. Еще 9 единиц пребывают в резерве. В рамках программ военно-технического сотрудничества в период с 1994 по 2002 год четыре фрегата типа «Oliver Hazard Perry» Вашингтон передал ВМС Египта, семь – ВМС Турции, один – ВМС Бахрейна. Кроме того, четыре корабля были построены в США для военно-морских сил Австралии.

В отличие от доморощенных политиков, которые по поводу передачи американских кораблей своим собственным ВМС заявили, что это «будет вызывать негативную реакцию Российской Федерации», и что сама передача предназначена для «организации провокаций против ЧФ России», украинские военные моряки более чем положительно отзываются о перспективах прихода на флот так называемых западных образцов вооружения. Поступление этих кораблей в состав ВМС – это шаг вперед, поскольку наше оружие устарело, и это надо признать, говорят люди в форме, которые на сегодняшний день занимаются эксплуатацией стареющих боевых единиц времен советского прошлого. Опровергают они и мифы о том, что ВМС Украины не смогут эксплуатировать корабли и военную технику иностранной постройки.

По словам военных, подготовка экипажей кораблей много времени не займет, поскольку наш плавсостав имеет достаточную квалификацию для обслуживания сложной военной техники. Сюрпризы, которые то и дело подкидывает устаревшая и давно нуждающаяся в ремонте и замене аппаратура эксплуатируемых комплексов и систем вооружения, закалили экипажи. Всевозможные отказы и поломки приучили обслуживающий их персонал вникать в суть работы каждого устройства. А «новая» доселе неизвестная иностранная техника не так уж и сложна в эксплуатации, как ее любит «поливать» отечественный оборонпром пытаясь обеспечить промоушен своему оружию под лозунгом «с ним справится каждый дурак». Но мы то не глупые люди, говорят украинские военные, приводя в пример опыт освоения аналогичных образцов оружия в упомянутых выше Турции, Австралии, Египте и Бахрейне. К тому же американцы не привыкли передавать сложную военную технику не убедившись, что обслуживающий персонал готов к ее эксплуатации.

Вместе с тем ныне эксплуатируемая корабельная техника отечественного производства многократно проигрывает «бэушной» начинке западных кораблей как по ресурсу эксплуатации, так и по своим техническим характеристикам. Прежде всего, это касается средств получения и отображения информации. Не даром сосед ВМС Украины – российский Черноморский флот в условиях стабильного, но все же ограниченного финансирования, встал на путь модернизации средств навигационного, радиолокационного и гидроакустического вооружения отдельных боевых единиц. К тому же отечественные корабельные комплексы оружия в подавляющем большинстве способны осуществлять обнаружение и обстрел всего лишь одной цели, в то время как их заокеанские ровесники, многие из которых прошли модернизацию, – нескольких целей одновременно.

Не в пример лучше на «бэушных» американцах и условия службы личного состава. Эргономика и обитаемость кораблей такова, что на них с равным удобством и комфортом размещаются как офицеры, так и матросы, что особенно актуально в условиях затягивания решения жилищной проблемы военнослужащих контрактной службы при переходе украинской армии и флота на контрактный принцип комплектования. Как это не дико звучит в ХХІ веке, в отличие от отечественных, на иностранных боевых единицах нет проблем со снабжением экипажей горячей и холодной водой, как нет и проблем с кондиционированием внутренних помещений в условиях жаркой погоды и изнурительного климата южных широт.

Что касается роста расходов по линии ВМСУ на поддержание технического состояния двух фрегатов типа «Oliver Hazard Perry», то по прогнозам военных его просто не будет. Как не будет и краха украинского спецсудоремонта в случае замены нынешних кораблей иностранными. Украинское государство уже давно и исправно платит не то что большие, огромные деньги за ремонт кораблей и судов военного флота многочисленным частным фирмочкам и компаниям. Как утверждают люди в форме, в подавляющем большинстве случаев этот ремонт выполняется не качественно – спустя короткие промежутки времени после ремонта техника снова выходит из строя. Рекламации в таком случае предъявить не кому – частник их не принимает.

В целом, нахождение небоеспособных и старых кораблей в составе флота специалисты рассматривают не иначе, как источник расхищения средств из государственной казны, в пропасть которой с нулевым КПД для страны летят миллионы. Для сравнения – ежегодные потребности находящегося в Севастополе ЧФ РФ в финансировании ремонта боевых кораблей составляют порядка 200 млн. американских долларов, что эквивалентно стоимости 2-3 (в зависимости от модификации установленных вооружений) «бэушных» фрегатов иностранной постройки. При этом одни и те же единицы ЧФ вынуждены вставать в ремонт по несколько раз в год, а для обеспечения безаварийных выходов кораблей в дальнюю морскую и океанскую зоны российский флот дополнительно вынужден выделять вспомогательные суда (буксиры).

В свою очередь, западные производители военной техники и вооружения известны во всем мире, и у них принято дорожить репутацией. А это значит, что обслуживание «иномарок» военного флота будет на порядок качественней и эффективнее, да к тому же по сходной цене. Впрочем, двери для отечественного спецсудоремонта окончательно не закроются. Путем лицензирования или кооперации с западными партнерами у него есть все шансы не только не утратить занимаемых позиций, но и повысить свою конкурентоспособность за счет расширения спектра услуг.

Однако не все так гладко. Есть и минусы. Точнее минус один, да и то он скорее виртуальный, нежели реальный – кораблям будет нужен боезапас, который придется покупать за границей. А для этого надо будет найти дополнительные средства и в без того тощем бюджете национального оборонного ведомства. Потребуется боезапас на боевую подготовку, неприкосновенный запас. Флоту придется закупать противокорабельные ракеты «Harpoon» и зенитные управляемые ракеты «Standard», снаряды калибров 76-мм и 20-мм для артустановок «OTO Melara Mk-75» и «Vulcan Phalanx Mk-15», торпеды «Mk-46». Все это надо будет разместить на базах и арсеналах ВМСУ в Одессе, Новоозерном, Севастополе, Феодосии.

Но нет худа без добра. У флота есть реальный шанс заранее планомерно, а не в авральном порядке подойти к решению назревшего вопроса замены своих безудержно стареющих арсеналов. Сегодня ситуация такова, что сроки службы подавляющего большинства снарядов, мин, ракет и торпед, доставшихся ВМС Украины после раздела ЧФ бывшего СССР, истекли. Понимая это, КМУ была принята многомиллионная программа продления ресурса вооружения ВС Украины, в том числе и украинского военного флота. Однако в силу объективных причин программа не в состоянии решить вопрос обеспечения национальных ВМС пригодным для боевого применения вооружением. Главная проблема – несоответствие затраченных государством усилий и средств с одной стороны, и сроков на которые может быть продлено время службы вооружений с другой. Так, в частности, даже с учетом продления сроков эксплуатации, все минно-торпедное вооружение окажется негодным к применению уже в 2016 году, ракетное еще раньше – в 2012-м. И выход тут один: или закупать аналогичные, во многом устаревшие, образцы вооружения у их производителя – России, либо принимать на вооружение новые современные комплексы оружия и все равно приобретать для них боезапас. На этом фоне включение в состав ВМСУ уже в ближайшее время двух американских фрегатов с нехарактерным для постсоветских украинской армии и флота вооружением, и переход к уверенной эксплуатации этой во многом новой военной техники, позволит национальному оборонному ведомству практически безболезненно миновать роковую черту старения своих арсеналов.

К тому же принявшие реальные очертания перспективы перехода на эксплуатацию западных образцов вооружения позитивно отразятся и на реализации Украиной проекта строительства современного боевого корабля класса корвет. Киев уже не единожды заявлял, что начинка, в том числе и оружие, на нем будет иностранная – производства Франции, Италии, Германии и России. А это значит, что с появлением в составе флота кораблей американской постройки у украинских моряков уже сейчас появится возможность получить навыки в эксплуатации доселе нетрадиционного для нашего флота оружия, чтобы к моменту, когда к причалу в Севастополе придет корабль «made in Ukraine» с новым оружием на борту, знать о нем практически все.

Комментариев нет: