В кулуарах конференции на тему «Украина в изменчивом мире: пути обеспечения безопасности государства», проведенной недавно Центром международных и сравнительных исследований
«Главреду» удалось пообщаться с американским экспертом, президентом Проекта для демократий переходного периода Брюсом Джексоном. Он рассказал о том, почему Украина нуждается в новых политиках, новой конституций и четкой идентичности.
Поскольку вы возглавляете организацию, занимающуюся изучением переходных демократий, интересно было бы услышать ваше мнение по поводу того, до сих пор ли Украина, после 17 лет независимости, все еще остается переходной демократией?
Думаю, Украина пока на начальной стадии переходности. Оранжевая революция до сих пор не завершена. Все еще существуют фундаментальные проблемы внутри страны. До сих пор бытует мнение о разнице между восточной и западной Украиной, и есть необоснованное беспокойство по поводу Крыма. Украина до сих пор стоит перед ошибочным выбором – Россия или Европа. Ответ очевиден – стоит лишь взглянуть на карту – оба направления важны. Поэтому Украина пока находится на первых стадиях современного европейского сознания.
На ваш взгляд, какие показатели будут свидетельствовать о том, что Украина уже прошла период переходной демократии и приближается к уровню консолидированной демократии?
Очень простые – ответственность перед украинскими избирателями. Честно говоря, из уст украинских политиков никогда не слышно этого слова. Звучит лишь ненависть друг к другу. Это подтверждает то, что все замыкается на них, а не на избирателях. Поэтому избиратели должны требовать от политиков ответственности за свои действия и начинать увольнять их за плохую производительность.
Такой случай уже был, когда лидера социалистов Александра Мороза не переизбрали на парламентских выборах 2007 года после его объединения в коалицию с Партией регионов.
Согласен. Также необходимо получить функциональное правительство. По-моему, в Украине не существует Конституции. Ее снова и снова для собственной выгоды интерпретируют то премьер, то президент. Все это непонятная средневековая интерпретация Конституции, когда кто-то делает политический выбор для роспуска парламента или победы над политическим противником. Словом, нонсенс. Это не современная политика, а клановая. В Европе избранный политик может как угодно распоряжаться собственным мандатом, и в итоге он отвечает лишь перед собственными избирателями, а не перед политическим классом. И вам очень хорошо известно, что в Украине лидер партии собирает все карточки для голосования и сам решает, как голосовать. Назвать это представительской демократией невозможно. Поэтому рано или поздно Украине необходимо будет вернуться к написанию современной Конституции. Но это будет не ранее, чем через декаду, потому что писать Конституцию необходимо в условиях стабильности.
В своем докладе на конференции вы упомянули о том, что у Украины не может быть внешней политики, потому что она еще не определилась со своей идентичностью. Не кажется ли вам, что такой идентичностью уже является, к примеру, лозунг о том, что Украина – европейское государство?
О том, что у Украины есть проблема с идентичностью, свидетельствуют заявления украинских политиков, в которых они обвиняют друг друга в государственной измене. Собственно говоря, я никогда не встречал украинца, который бы не говорил о себе как об украинском патриоте, все они просто не думают как граждане одного государства. Говоря о собственной стране, они вспоминают разные блоки, регионы и парламентские фракции. Почти все украинцы патриоты Украины, просто у них нет общего понимания того, что этот термин значит. Украинское МИД остается старомодной организацией, которая сделана на советский манер, и на самом деле далека от веры в то, что украинцы - европейская нация. И причина этого не в уровне сознания, потому что, думаю, в Европе ни у кого нет сомнений, что исторически Украина веками была важной частью Европы. Но эта историческая принадлежность к Европе теперь не находит понимания в среде политической элиты.
Каков, по вашему мнению, может быть оптимальный курс развития украинской внешней политики – попытка совместить интересы России и Европы или выбрать одно из двух?
Единственная важнейшая вещь, которая необходима Украине, – это больше делать для улучшения жизни простых украинцев. Как только Украина начнет это делать, тут же разделит видение Роберта Шумана и Жана Моне (идейные вдохновители объединения Европы. – Ред.), а следовательно, будет пытаться присоединиться к евроатлантическим институтам. Все это уже происходит – Украину приняли в ВТО, она один из главных торговых партнеров ЕС. Но Киеву необходимо перейти от старой советской экономики, базирующейся на металлургии и очень загрязняющей окружающую среду, к современной диверсифицированной экономике, опирающейся на сферу услуг. Это будет происходить даже несмотря на экономический спад, который станет большим вызовом в ближайшие два года.
Поскольку мировой финансовый кризис сейчас сильно ударил по России, можно ли считать, что Москва, спасаясь от кризиса, будет иметь меньше времени реагировать на внешнеполитические шаги Украины, а следовательно, у Киева появится внешнеполитическое преимущество?
Политика – это не футбол, в котором одна команда соревнуется против другой. Это скорее гольф, потому что не важно, как играет твой соперник, а важно только, как играешь ты сам. Страну оценивают не относительно других стран, а относительно общих мировых стандартов. И Украине, как в конечном итоге России и Болгарии с Румынией, еще многое надлежит сделать. Все зависит от того, что страны делают сами безотносительно к другим странам. В конце «холодной войны», например, все думали, что Югославия станет одной из наиболее развитых стран Европы, Словения появилась ниоткуда, а Словакии даже не существовало.
Какой может быть оптимальный выбор для украинского парламентаризма – перевыборы или бескоалиционное существование?
Украинский парламент в действительности не является парламентом. Он больше похож на невзаправдашний конкурс по вольной борьбе. Там только то и делают, что дерутся. Парламент не функционирует. Его обязанность - принятие законов, разработка правил игры для бизнеса и ограничений для правительства. До сих пор парламент этого не делал, поэтому можно с уверенностью говорить, что он функционирует только как политический театр. Что касается выборов, то думаю, тут неправильно понимают их функцию. Целью выборов является испытание идей на избирателях. А в Украине выборы зациклены на личностях, это лишь культы личностей. Главное, кто лучше – Юлия, один Виктор или другой, а не состязание политических платформ. Поэтому они напоминают конкурс красоты. Можно избирать и переизбирать Верховные Рады сколько угодно, но перевыборы сами по себе не приносят изменений, пока не будут разработаны новые политики и подходы.
Политиков, которые не ответственны перед избирателями, все равно постоянно вновь переизбирают. По вашему мнению, это проблема уровня развития гражданского общества?
Политический класс постоянен, никто никогда не бросает политику и никого никогда не «увольняют» за плохую работу. Политики забросили собственных избирателей, и не удивительно, что недовольство электората растет. Рано или поздно избиратели придут к выводу о том, что это недопустимо, и потребуют новых людей с лучшими идеями. Не думаю, что это произойдет в ближайшее время. Возможно, электорат «выбросит из обоймы» нескольких политиков во время ближайших президентских выборов. Честно говоря, я бы их всех выбросил с работы и начал бы все заново. Новое поколение намного моложе, более европейское, глобальное и космополитическое. У них нет постсоветского «похмелья», а пока у вас старая советская, а не протоевропейская система.
Комментариев нет:
Отправить комментарий