- На этой земле - сказал Смок - можно выстроить отличный поселок.
- Верно! - подтвердил Малыш. - Уединенное место и вид красивый. Кто любит уединение, все так тысячами сюда и кинутся. Это будет самое людное уединенное местечко на Юконе!
(Джек Лондон, "Поселок Тру-ля-ля")
Во вторник пресс-служба Анатолия Гриценко распространила заявление своего шефа. Бывший министр обороны, а ныне председатель парламентского комитета по нацбезопасности сообщил, что не работает над созданием своей политической партии и что "сознательно отклонил четыре предложения возглавить одну из существующих партий".
Необходимо отдельно отметить, как деликатно, но в то же время твердо бывший министр дезавуировал блеф своего недавнего соратника – руководителя МВД Юрия Луценко.
Напомним, что несколькими днями ранее Юрий Витальевич поведал, что "Народная Самооборона" может отправиться на выборы самостоятельно (в "отдельный поход"). При этом он дал понять, что в этом "походе" ему, может быть, составят компанию Виталий Кличко и Анатолий Гриценко.
Ясно, что Луценко вынужден блефовать. В самостоятельном плавании делать ему практически нечего, о чем свидетельствуют результаты майских выборов в Киеве. Единственная надежда "НС" попасть в парламент – это влиться в список Блока Тимошенко – и такой "вариант", по словам министра, рассматривается.
Но, во-первых, у БЮТ избирательный список не резиновый. Во-вторых, Тимошенко несколько раз обжигалась, принимая к себе "из уважения" некоторых политиков – таких, как Лукьяненко и Хмара, – и даже эти одиночки сильно попортили ей кровь разнообразными требованиями и претензиями. А уж на что способен Юрий Витальевич, да еще с командой – свидетельствует плачевная судьба БНУНСа.
Неудивительно поэтому, что предложения по своему трудоустройству в будущем парламенте "Самооборона", похоже, до сих пор не получила.
Во всяком случае - предложения, приемлемого для "самооборонцев". Или, хотя бы, для большинства их парламентской группы. Или, хотя бы, для самого Луценко.
Это заставляет "Терминатора" сильно нервничать, вот он и перешел к шантажу и к блефу.
Суть шантажа понятна: "Народная Самооборона" (или условный блок на базе "НС") гипотетически может оттянуть на себя какую-то часть голосов - в ситуации, когда и десятая доля процента может оказаться решающей.
Причем "тянуть" они будут преимущественно у БЮТ: для остатков симпатиков Виктора Ющенко главный милиционер - просто "зрадник", в то время как только ленивые не писали о ментальной близости электоратов Юлии Владимировны и Юрия Витальевича (ну, когда у него еще был электорат).
Как говорится, - испугали ежика голым рейтингом! Умные наблюдатели еще в самом начале "эпопеи роспуска" отмечали, что с точки зрения БЮТ оптимальным как раз и было бы сплавить "Самооборону" в самостоятельное плавание по уже апробированной модели "Зинченко-2005": дескать, уверены в вашем преодолении всех барьеров и непременно будем теснейшим образом сотрудничать в новой Раде.
Это специфическое отношения к себе сознает, по всей видимости, и Луценко. Поэтому блефует, стремясь представить свою группу куда более перспективной и опасной - в том числе за счет Гриценко и Кличко.
Блеф, конечно, слабенький. Вообразите себе картинку: Луценко со всей своей командой, ещё и вместе с Кличко и Гриценко - загнаны в клетку заведомо непроходного блока! Ради такого зрелища многие готовы уже сейчас пожертвовать "единством демократических сил". В БЮТе – точно готовы.
Но Анатолий Гриценко в эту политическую "братскую могилу" сойдет только в совсем уж безнадежной ситуации. Что, собственно, и является "мессиджем" его заявления. Анатолий Степанович ведь отнюдь не отказывается от переговоров! Он лишь четко обозначил, что переговоры о его политической фигуре надлежит вести не с какими-то левыми "разводящими", а непосредственно с ним самим.
При этом экс-министр тоже не удержался от невинного блефа, слегка завышая значимость своей фигуры: "Сознательно отклонил четыре предложения возглавить одну из существующих партий". Звучит впечатляюще, пока не сообразишь, что вряд ли Гриценко предлагали председательское кресло в "Батьківщині" или в Партии Регионов. И даже в "Нашей Украине" - навряд ли.
Тут надо сказать, что в политической истории Украины блеф, как прием применялся сравнительно редко. Очень уж опасным и обоюдоострым оказывается на поверку это оружие.
В годы своего правления выдающимся мастером жанра был Леонид Кучма. Форменным надувательством был его Указ о референдуме в 1996 году – тот самый, шантажируя которым Верховную Раду он заставил ее в т.н. "конституционную ночь" принять ныне действующий Основной Закон - ту самую Конституцию, которую вот уже сколько лет реформируют-реформируют, да никак не выреформируют.
А изданный годом ранее Указ о всеукраинском опросе от 31 мая 1995 г., с помощью которого Кучма, в нарушение всех норм действовавшей тогда Конституции, принудил Раду принять т.н. "Конституционный договор"?
Это вообще был чистой воды блеф! Утвержденный председателем Центральной комиссии по проведению опроса замминистра юстиции Н.Хандурин в то время просто отсутствовал в стране, - и это при том, что на все отводилось менее месяца - опрос был назначен на 28 июня. Любопытная деталь: финансировать мероприятие было поручено, разумеется, Кабмину - причем как раз из средств резервного фонда.
Но самый свой грандиозный блеф Леонид Данилович проиграл. А ведь, казалось бы, с технической точки зрения все удалось в полной мере. С одной стороны – Виктор Ющенко чуть ли не до последней минуты верил, что "тато" отдаст ему "булаву". С другой стороны – Виктор Янукович не сомневался, что именно он и есть самый настоящий преемник. (Это вообще было гениально задумано – назначение "преемником" именно Януковича – чуть ли не единственного в "первом эшелоне", кто мог проиграть Ющенко).
И Москва и Вашингтон были свято уверены, что именно их креатура уже практически сидит на Банковой. Столкновения и массовые беспорядки были просто неизбежны, а там уж, естественно, - отмена результатов и перенос выборов, и в финале – спаситель Л.Д.Кучма на белом коне.
Именно с таким предложением и выступил в разгар событий очень близкий к Данилычу человек - киевский мэр Омельченко, поддержавший Помаранчевую революцию и весьма содействовавший организации Майдана. И потом на совещании в Конче-Заспе провозгласивший: "Только ныне действующий президент, имя ему Кучма, может продолжать выполнение своих обязанностей для стабилизации ситуации".
Но не сложилось. Слишком уж поверили в свою миссию оба Виктора. А Федорович-премьер уверовал в блеф "преемничества" настолько, что и вел себя соответствующе, чем запугал слишком много народу. "Массовых столкновений" не получилось. Призванные изображать "анти-Майдан" статисты, привезенные из донецких степей, так и не рискнули покинуть Привокзальную площадь и прочие места дислокации – они оказались в несоизмеримом меньшинстве.
В "послекучмовский" период к блефу чаще всего прибегала Юлия Владимировна Тимошенко. С переменным успехом. Были удачи, были и провалы.
С одной стороны - "мини-Майдан", оставленный после роспуска большого Майдана специально для того, чтобы прокричать "Юлю в премьеры!" в день инаугурации Ющенко.
И басня про хранящиеся в турчиновском сейфе подписи депутатов под обращением в Конституционный Суд – на предмет возвращения Ющенко отнятых президентских полномочий. Этот мираж, кстати сказать, работал довольно долго, чуть ли не до самой отставки Тимошенко с ее первого премьерства – до такой степени Виктор Андреевич был уверен, что полномочия ему вернут. Точнее, ждал, что они вернутся к нему сами по себе – как сама собой свалилась ему на голову шапка Мономаха.
И еще - клятвы в вечной преданности, которыми Ющенко склоняли распустить предыдущую Раду. И ведь склонили таки. Но, стоит напомнить, - эта игра стала необходимой лишь потому, что в ходе "коалициады-2006" Юлия Владимировна потеряла гарантированное премьерство.
Тогда она позволила обвести себя вокруг пальца, чересчур заигравшись в надежде руками социалистов избавиться от навязанного ей спикерства Петра Порошенко.
Формально так оно и выглядело. В нарушение коалиционного соглашения, фракция СПУ выступала исключительно против кандидатуры пресловутого "любого друзя". Однако у вождя СПУ Александра Мороза были, как вскоре выяснилось, совсем другие расчеты на весь коалиционный расклад.
Мороз и сам тогда отчаянно блефовал, всячески демонстрируя свою готовность играть при Тимошенко роль младшего партнера и по любому поводу подчеркивая, что именно она – признанный лидер и официальный координатор уже оформленного коалиционного большинства. А сам тем временем вел переговоры с регионалам и даже слетал в Москву, чтобы получить гарантии выполнения договоренностей.
Словом, совсем задурил голову бедной женщине. И выиграл. Как оказалось, ненадолго.
Отдельно стоит восхититься блестящей и совершенно уникальной блеф-операцией, проведенной БЮТ при голосовании за премьерство Тимошенко прошлой осенью. Разнообразные намеки и многочисленные "утечки" создали в Раде полную уверенность, что у кандидата в премьеры - неимоверный "запас прочности" и просто-таки полные карманы "закупленных" депутатов из фракций КПУ и Блока Литвина. Поэтому меры противодействия были избраны совсем в другой плоскости – вроде бессмысленных и дурацких шалостей с системой "Рада".
А всеобщая уверенность в том, что все "уже куплены" позволила Юлии Владимировне сильно сэкономить средства партийной кассы на казавшихся совершенно неизбежными тратах по подкупу народных избранников.
При желании это можно даже рассматривать как своеобразную борьбу с парламентской коррупцией. Или просто как жадность – вплоть до готовности ради экономии идти на любой риск.
Последний (пока что) блеф Юлии Тимошенко провалился с большим-пребольшим треском. Речь идет о киевских выборах. БЮТ с невероятным мастерством держал многодневную паузу, поддерживая иллюзию Секретариата на то, что Тимошенко поддержит Виталия Кличко. И затягивал время – до истечения юридических, и, особенно психологических сроков, в которые постановление ВР о досрочных выборах в столице можно было оспорить в суде.
И лишь когда нужда в конспирации отпала, Тимошенко выдвинула Турчинова кандидатом в мэры города-героя. И проиграла. Весьма вероятно, как раз потому, что основные усилия были брошены на "разводку лохов" с улицы Банковой…
Вместо эпилога.
Осенью 1995 года молодой и амбициозный политтехнолог уговаривал своего многоопытного коллегу свести его с политиками "первого эшелона". Старший товарищ отговаривал и объяснял: - Очень уж они циничные ребята.
Младший аж задохнулся от такого недоверия к своим способностям. - Да такого циничного, как я ещё поискать!
- Да, - согласился старший, - ты тоже циник еще тот. Но они проявят свой цинизм на пять минут раньше.
Валерий Зайцев, "Новые Грани", специально для "УП"
Комментариев нет:
Отправить комментарий