Сотни лет Россия ощущала себя великой державой, влияющей на ход мировой истории. Это ощущение стало одной из основ нашего самосознания. Но верить в империю сегодня — значит оторваться от реальности и поверить в миф.
Ни качества, ни количества
В 1917 году Российская империя распалась, надорвавшись в войне и не выдержав экономической конкуренции с Западом. Большевизм продлил агонию империи самым кровавым способом, уничтожив одну и поработив другую часть населения, насильно вернув отвалившиеся окраины, построив военизированную и не-эффективную экономику. При этом был нанесён чудовищный удар по генофонду нации. Россия лишилась наиболее активных и способных граждан: одних выбросили за границу, других расстреляли, третьих сгноили в лагерях… Атмосфера страха и тяжёлые испытания породили среди прочего массовый алкоголизм. В 1913 году, перед тем как царское правительство ввело сухой закон, Россия потребляла примерно 2,5 литра спирта в год на душу населения. Сегодня, по разным оценкам, она потребляет от 14 до 16 литров. Хотя ВОЗ считает черту в 8 литров критической, за ней — вырождение народа.
Одним словом, в ХХ веке в России настолько истощился человеческий ресурс, что она уже не способна быть ни великой державой, ни империей. Количественно наш народ сокращается, качественно — ухудшается. Особенно бросается в глаза низкое качество элиты (вспомним бешеную коррупцию), дефицит хороших управленцев и квалифицированной рабочей силы. С таким человеческим капиталом мы не сможем эффективно распорядиться даже теми ресурсами, что у нас есть. Не говоря уже о том, что природные запасы истощаются, а износ машин и оборудования в экономике достигает
Теперь посмотрим вокруг. Под боком у нас Иран, который скоро, вероятно, обзаведётся ядерной бомбой. Рядом — афганские талибы, которые, если бы не США и НАТО, давно бы уже дестабилизировали Таджикистан. Китай подспудно рассматривает наш Дальний Восток как свою территорию, когда-то несправедливо у него отнятую. А у нас во всех дальневосточных регионах живёт всего-то около 6 млн. населения — вдвое меньше, чем в Москве! И китайская миграция расширяется…
Что же делать в такой демографической и геополитической ситуации? Прежде всего — решить сложнейший вопрос с количеством и качеством нашего населения. Это значит, что нужны огромные инвестиции в образование, здравоохранение, инфраструктуру (жильё, дороги, детские сады и проч.). Но бюджет не резиновый. И выбор, на что его тратить, очень простой — пушки или масло.
«Ко мне, креветки, я лобстер!»
Логика воскрешения империи предполагает создание мощной наступательной армии. Сейчас мы гордимся победой над Грузией, хотя даже в этой схватке с довольно слабым противником можно было наблюдать и отсталость управления, и плохое воооружение, и много чего ещё. Но сможем ли мы конкурировать в военном отношении с Китаем? Через несколько лет китайские расходы на оборону будут в разы больше наших. Не истощив свой гражданский сектор, мы не выдержим паритет. И США, и объединённая Европа уже сейчас тратят на оборону в 20 раз больше нас! Чем мы можем ответить? Отправкой самолётов и крейсеров к Уго Чавесу, над которой Запад откровенно смеётся? Или массовым строительством авианосцев, новых подлодок и военно-космической обороны? Если мы выбираем пушки вместо масла, значит, население и дальше будет сокращаться, а качество его падать. Возможно, мы и возродим империю, только жить в ней будет не очень большое количество людей, значительная часть которых окажется вдобавок хроническими алкоголиками.
Перед страной два пути: либо мы снимаем с себя розовые очки, осознаём ограниченность своих возможностей и огромную сложность стоящих перед нами задач, либо пускаемся в имперскую авантюру и обрекаем себя на деградацию. Либо продолжаем показывать фигу Америке, бить себя в грудь и кричать всем вокруг что-то вроде «Ко мне, креветки, я лобстер!», либо пытаемся выжить как популяция хотя бы в сегодняшних границах.
Почём «кузькина мать»?
Выбрав второй путь, мы не можем обойтись без военно-стратегического союзника. Потенциальных союзников у нас три: исламский мир, Китай и Запад. Я убеждён, что из этой троицы лучший для нас выбор — это Запад как наиболее близкая и понятная нам цивилизация. Но мы вновь наступаем на советские грабли, пытаясь соревноваться именно с Западом. СССР был гораздо богаче нынешней России, более того, советский народ был готов к лишениям и жизни в условиях мобилизационной экономики. Но и СССР, ввязавшись в гонку вооружений, разорился вчистую. Кто из нас снова готов жертвовать собственным благом ради того, чтобы показать «кузькину мать» Америке? Только-только людям (и то далеко не всему населению) показали, как можно сносно жить, приучили к полным прилавкам, к доступным кредитам, к поездкам на отдых в Анталью. Если власть снова предложит «затянуть пояса», народ не поймёт.
Да и бывшие республики СССР совершенно не готовы «раскатать пельмени обратно». Не для того республиканские элиты разваливали Союз, чтобы снова лечь под Россию с её имперскими планами. Все почувствовали вкус к самостоятельной жизни! А напомнив Грузии, «кто в доме старший брат», мы лишь ускорили их бегство от Москвы, упрочили желание подстраховаться дружбой с другими центрами силы. Неслучайно доля РФ в торговых балансах стран СНГ неуклонно уменьшается.
Глупо считать, что счастливы в этом мире только огромные и до зубов вооружённые страны. Мир многоцветен и разнообразен! Скажем, разве маленькая Дания пластается перед Вашингтоном или перед Берлином? Ничего подобного. А ведь Дания когда-то тоже была очень большой страной, как и Швеция до Полтавы. Закат своих империй европейцы переживали болезненно — англичане говорят, что «фантомные боли» от утраты колоний преследовали их лет сорок. Но те же датчане и шведы, став «маленькими», выбрали правильную стратегию. Они начали улучшать качество жизни. И в результате стали ведущими странами по производительности труда, по соцобеспечению, по нижайшему уровню коррупции и даже по демократичности межчеловеческого общения. В датском языке, к примеру, вымерло местоимение «вы» — так там обращаются только к королю. В этих маленьких странах исчезли жлобство и чванство, там стало неприлично демонстрировать высокий достаток.
Это пример того, как вместо болезненных переживаний по поводу утраты империи и бесплодных попыток её возродить можно ДЕЛАТЬ СОЗИДАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ. Трезво оценить свои силы и чужие угрозы и строить страну, в которой людям достойно и хорошо живётся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий