«Газовая война» между Россией и Украиной с каждым днем набирает обороты. Наблюдатели расходятся во мнениях о сроках ее завершения и вероятных «победителях». Свою версию конфликта предлагает директор московского Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин.
— Сегодня в «газовой войне» Украина и Россия как бы поменялись местами — премьер Тимошенко является атакующей стороной, и решает одновременно и свои служебные, и более личные вопросы, связанные как с конкуренцией с Ющенко, который в ходе газового скандала находится в нелепом положении перед своими партнерами из ЕС, так и с прямым личным обогащением на газовых спекуляциях.
— Михаил Геннадьевич, это серьезное обвинение. На чем оно базируется?
— На фактах, разумеется. Начнем с того, как украинская сторона сорвала переговоры, прислав в самый последний момент переговорщика, как выяснилось, не обладающего необходимыми полномочиями. Этот прием известен еще со времен пакта Молотова-Риббентропа. То есть, это Украина вышла из переговоров, а не ее «выпихнули», а «Газпром» просто в данном случае идет за развитием ситуации, которой управляет не он.
Заметим, Тимошенко накопила запасов газа не менее, чем на полгода, при условиях работы экономики в докризисном режиме. Это было не очень просто сделать, но эти запасы старательно накапливались. При этом нужно учесть, что расходы газа по ЖКХ Украина покрывает из собственных источников, а промышленность сейчас потребляет гораздо меньше, то есть Украина обеспечила себя газом как минимум на 10 месяцев, а в реальности – больше чем на год. Теперь Украина создает панику, искусственно поднимает ажиотажный спрос и вполне может сама продавать излишки своего газа в Европу по завышенной цене.
— Но в среднесрочной перспективе цена на газ скорее будет падать. В чем же спекулятивная игра?
— Дело в том, что цена на газ складывается из трех компонентов. Первый — это цена на газ по долгосрочным контрактам, как та, по которой продает сейчас газ в Европу «Газпром» — эта цена связана с ценой нефти и будет, соответственно, падать. Но доля этих контрактов на рынке – немного более 50%. Второй тип — это примерно 40% поставок по более коротким контрактам, и их цена от цены нефти уже не зависит. И есть спотовый рынок, где цена может быть вообще любой, чаще, разумеется, завышенной — в общих объемах это немного, но для обогащения небольшой группы лиц – вполне серьезно. Вот на спотовом рынке Украина…
То есть, извините, какое это имеет отношение к Украине? Если бы народ Украины, загнанный в угол кризисом и нищетой, воровал бы немного российского газа, этот вопрос вообще можно было бы не поднимать, но к интересам государства Украина и тем более к интересам народа Украины это отношения не имеет. Как, впрочем, и спекуляции «Газпрома» на интересах российского народа тоже не отражаются.
— Вы отвлеклись…
— Извините. Так вот, группа Тимошенко, создав ажиотажный спрос, выбросит на спотовый рынок «излишки» украинского газа — на самом деле это будут не излишки, а то, что выведено из оборота. Ну и то, что украдено у «Газпрома», разумеется. Тимошенко получит хорошие деньги для проведения своей президентской кампании, Ющенко, как уже было сказано выше, окажется дискредитированным перед своими европейскими партнерами. Тимошенко на это наплевать, она ориентируется на США. Ну, а спустя несколько месяцев Украина вернется за стол переговоров с «Газпромом», когда цены долгосрочных контрактов, привязанные к ценам на нефть, станут существенно ниже.
Не знаю, смогут ли они додавить до заявленных 235 долларов или даже до предлагавшихся «Газпромом» 250-ти, но где-то в районе не выше 350, наверно, остановятся — если учитывать еще долларовую инфляцию. При этом, конечно, ЕС окажется в крайне неудобной позиции, и это будет такая своеобразная месть Тимошенко за позицию Европы во время «оранжевой» революции, когда по всей Украине разъезжал Квасьневский, от имени Евросоюза обещал всем — всё, а потом выяснилось, что он не имел полномочий даже здороваться от имени ЕС, а Украина осталась со своими проблемами наедине с собой.
— А как на это посмотрит народ, избиратели?
— Похоже, тут интересов народа Украины вообще нет. Украинцы исправно платят за газ, причем довольно много. При этом их постоянно обвиняют, что они воруют газ, хотя сами граждане, конечно, ничего не воруют, наоборот, они переплачивают за потребляемое ими топливо. И плюс за это за все их еще и держат в постоянном страхе, что вот-вот газ отключат, и они окажутся без тепла и без горячей воды. Этот страх, порождающий ажиотажный спрос, является необходимым элементом успешного торга газом на спотовом рынке, тем газом, который их собственное руководство украло у них же и собирается на этом неплохо заработать, а заодно решить кое-какие свои проблемы.
Я оговорюсь — выступать апологетом «Газпрома» не собираюсь, если г-н Миллер заключит контракт с Украиной на продажу ей газа за 1000 долларов, то нам с вами от этого тоже ничего не перепадет, разве что немного национальной гордости за очередную супер-яхту или победу «Зенита». Но в данном конфликте заинтересованная сторона находится скорее на Украине.
Комментариев нет:
Отправить комментарий