С началом 2009 года меняется председатель Европейского совета. Формальным лидером ЕС вместо Франции на полгода становится Чехия. Многие эксперты сомневаются в том, что чешский премьер-министр Мирек Тополанек в состоянии достойно заменить французского президента
С началом 2009 года меняется председатель Европейского совета. Формальным лидером ЕС вместо Франции на полгода становится Чехия. Многие эксперты сомневаются в том, что чешский премьер-министр Мирек Тополанек в состоянии достойно заменить французского президента Николя Саркози на посту председателя объединенной Европы. Его правительство раз за разом демонстрировало слабость и не в состоянии справиться даже с внутренними проблемами страны.
Чешский кабинет министров чувствует себя в последние месяцы весьма неуверенно. Давление оппозиции нарастает с каждым днем, а критика действий правительства не умолкает ни на день. Оппозиционные партии – социал-демократы и коммунисты – все чаще делают внутреннюю и внешнюю политику кабинета предметом подробнейшего и весьма недоброжелательного разбора.
Чешского руководителя обвиняют в том, что его страна встречает финансовый кризис совершенно неподготовленной, в том, что он «прошляпил» усиление неонацистских группировок в стране и, наконец, его упрекают за слишком проамериканскую внешнюю политику. В таких условиях будущее председательство Чехии в Евросовете рисуется, мягко говоря, не в самых радужных тонах. За свою поддержку оппозиция требует целый ряд уступок, угрожая в противном случае дестабилизировать обстановку и добиться досрочных выборов в стране.
Силу оппозиционных партий Чехии не стоит преуменьшать. Об этом говорит состоявшееся на днях парламентское голосование по поводу продления мандата чешских военнослужащих, занятых в международных миссиях. Стараниями социал-демократов и коммунистов голосование превратилось в очередную демонстрацию бессилия правящего большинства и лично Мирека Тополанека. Оппозиционные депутаты, воспользовавшись противоречиями во фракции консерваторов, перетянули на свою сторону трех коллег-консерваторов и провалили голосование. Мандат чешских солдат не был продлен, и теперь, по крайней мере, теоретически, военнослужащие чешской армии должны быть возвращены на Родину. Исчезло юридическое основание их участия в международных миссиях ООН и НАТО. За продление мандата проголосовали лишь 99 депутатов из 200. Для принятия правительственного предложения не хватило двух голосов.
Больше всех изумился глава чешского Генштаба Властимил Писек. В своем телевыступлении сразу после провалившегося голосования он заявил: «Это очень плохой сигнал нашим союзникам. Не стоило добиваться вступления в НАТО, чтобы при первой же возможности оставлять товарищей на поле боя и бежать, поджав хвосты». Резкие слова, сказанные чешским генералом, может, и не соответствуют принятому в политике дипломатическому этикету, однако выражают мнение не только большинства военных, но и многих граждан страны, даже тех, кто в свое время голосовал против вступления Чехии в НАТО. Непоследовательность политического курса не прибавляет Чехии очков на мировой арене.
Сам Тополанек заявил, что ему стыдно за проваленное парламентское голосование. «По-настоящему проиграли не члены правящей коалиции, а депутаты левого крыла. Если ради узких партийных интересов социал-демократы и коммунисты готовы вывалять в грязи собственную страну – это позор для оппозиции», – отметил он.
Теперь, когда Чехия из-за внутренних проблем не в состоянии исполнить союзнический долг перед странами НАТО, возникает вопрос – может ли она вообще оставаться членом Североатлантического альянса? Именно такой вопрос задал Мирек Тополанек, и ответ на него нашелся только у крайних «левых». Коммунистическая партия Богемии и Моравии объявила, что она и в самом деле готова поставить перед парламентом вопрос о выходе Чехии из НАТО.
Впрочем, вряд ли это предложение будет принято парламентом: социал-демократы давно уже убедились в том, что членство в НАТО оборачивается для Чехии множеством выгод, и не только в военной области. Вот почему они вряд ли захотят «раскачивать лодку» слишком сильно. Лидер чешских христианских демократов, министр иностранных дел страны Кирилл Свобода также немало огорчен провалом голосования. «По моему мнению, это самый настоящий национальный позор, если внутриполитический, межпартийный конфликт ставится превыше интересов государства как целого. Я глубоко разочарован», – заявил он.
И в самом деле, причиной «парламентского переворота» в Праге послужил межпартийный конфликт, далекий от внешней политики Чехии. Социал-демократы отказались поддержать предложение правительства о продлении мандата чешских военных лишь потому, что кабинет министров, в свою очередь, не хотел принимать их предложения в области здравоохранения.
В отличие от коммунистов, так или иначе голосующих против любых действий Чехии, связанных с НАТО, лидеры Социал-демократической партии торгуются с правительством Тополанека. Сразу после победы в парламенте лидер социал-демократов Иржи Пароубек выдвинул ряд условий, при исполнении которых его партия готова оказать поддержку правительству на время председательства Чехии в Евросовете. Главным условием являются досрочные выборы, которые, согласно выступлению Пароубека, должны пройти осенью 2009 года.
Позиция социал-демократов сильна, так как правящая коалиция консерваторов, христианских демократов и «зеленых» не обладает в парламенте уверенным большинством. Тем не менее, премьер Тополанек отказывается идти на мировую с оппозицией даже на время председательства Чехии в Евросоюзе.
«Я принимаю на себя обязанности председателя Евросовета не для выгоды своей партии или даже всей правящей коалиции, а от имени всего государства. Поэтому я не могу себе представить, чтобы оппозиционные партии блокировали чешское председательство исключительно ради собственных партийных интересов», – заявил он в интервью. Впрочем, в том, что касается пребывания 400 чешских солдат в Афганистане в рамках международной миротворческой миссии ISAF, премьер-министр готов пойти на некоторые уступки. Их мандат истекает всего лишь через неделю, однако кабинет министров воспользовался своим правом и продлил его еще на 60 дней. Чтобы добиться годичного продления, правительству придется договариваться с оппозицией.
Росбалт
Комментариев нет:
Отправить комментарий