В 2009-м году в Украине в моду войдут квартальные госбюджеты, которые будут иметь мало общего с бурно обсуждаемым сейчас в Раде проектом.
А в этот раз у них и вовсе может случиться «хвост» до следующей сессии в виде неутвержденного «бюджета минимального выживания», как величают нынче в экспертных кругах правительственный законопроект. К такому развитию событий уже готовы все: и оппозиция, клянущая бюджет и в хвост и в гриву, и нашеукраинцы, предлагающие перенести рассмотрение вопроса на январь, и бютовские министры в Кабмине, подготовившие план действий на случай, если парламент не даст их инициативе «зеленый свет».
При отсутствии утвержденного госбюджета, с 1 января вступает в силу так называемая временная роспись от Минфина. Сей документ строится на весьма нехитрой арифметике: ежемесячные поступления должны составлять 1/12 от госбюджета-2008. То есть Кабмин предлагает этакую машину времени – новый бюджетный год по законам старого. А если вдруг какие доходы от приватизации поступят, то оприходовать их позволит уже принятые Радой так называемые «антикризисные законы».
С каким бы бюджетом или росписью не проснулась Украина 1-го января, ее будет мучить один больной похмельный вопрос, а кто наполнит казну? И тут прогнозируемая многими, в том числе международными, экспертами макроэкономическая реальность покажет свои клыки: инфляция 14% вместо обещанных Кабмином 9,5%, падение ВВП на 4-7% вместо роста на уровне 0,4%., доллар 8 гривен и более и при кабминовских расчетах на 7,5 грн. Добавьте сюда прогноз о 10% падения промышленного производства в январе-марте, новые цены от Газпрома (да и долги по старым тарифам тоже, вероятно перекочуют в 2009-й), рост безработицы и застывшие на уровне 2008-го социальные выплаты. При всем этом «великолепии» даже сегодняшний проект бюджета с дефицитной «дырой» в 31 млрд грн может показаться верхом оптимизма.
Если правдивы прогнозы о том, что Украина увидит дно кризиса в первом квартале 2009-го, то логично было бы предположить, что этот период должен стать нолем, точкой отсчета для дальнейших бюджетных калькуляций (кстати, такую методику уже приняли во внимание некоторые крупные частные компании). Ведь так случалось и в прежние более стабильные годы: бюджет принимался «под ёлку», потом радикально пересматривался и урезался в марте-апреле, после перекраивался в июне и сентябре с учетом урожая, прыжков цен на топливо и других влияющих факторов. Потому есть основания полагать, что и грядущий год пройдет в том же виде: первый квартал будь он по бюджету или по росписи покажет отрицательный результат – во-первых, неутешительные прогнозы по всем параметрам, во-вторых, шлейф экономических «болезней» 2008-го года, в-третьих, первые две недели января всегда были мертвым штилем в деловой активности, в-четвертых, наивно надеяться на поступления от приватизации – в такую пору если и нагрянет какой инвестор, то с намерением по дешевке купить, что плохо лежит, да и вокруг кресла главы ФДМУ – очередная канитель.
Стало быть, усыпка, усушка и утруска финансовых документов в марте-апреле неизбежна, но и она будет неокончательной и не сбалансирует все показатели на последующие девять месяцев.
Даже если допустить, что грядущий 2009-й пройдет в Украине без традиционных внеочередных парламентских выборов, то следующий за ним 2010-ый – год избирательный на все 100%. Посему кто бы ни был во главе Кабмина в июне 2009-го, ему будет в пору задуматься о предвыборном задабривании народа, который к тому времени поиздержится и проголодается на пайке соцвыплат образца 2008-го года. Следовательно, бюджет ожидают очередные метаморфозы. Итак, как минимум три бюджета на следующий год гарантировано.
Но сколько раз не отмеряли бы на Грушевского, резать, то есть наполнять бюджет, все равно придется. В приватизационные поступления в силу уже упомянутых причин верится с трудом – да и кто, памятуя пример «Криворожстали», рискнет вкладывать в Украину серьезные деньги за год до президентских выборов? К гособлигациям, коих планируется выпустить аж на 70 млрд грн, тоже едва ли будет доверие в бизнес-среде – все еще слишком хорошо помнят урок 1998-го. Стабфонд по состоянию на сегодня, как говорят злые языки Партии регионов, наполнен реальными деньгами лишь на 10%. Повышенные акцизы всегда востребованные на алкоголь, табак и топливо, вероятно, приведут к значительной тенизации этих отраслей, следовательно, на солидные налоговые поступления от них тоже рассчитывать не приходится. В такой ситуации у государства всегда остается одна надежная монополия – монополия на насилие. В экономике она выражается в штрафах и тому подобных инструментах «принуждения к миру». Поводов для них хоть пруд пруди – от просроченных платежей до загрязнения окружающей среды. Поэтому год 2009-й обещает быть жарким на фронте проверок и ревизий.
Есть еще одно проверенное украинское средство поддержания бюджета на плаву, сформулированное в поговорке, приписываемой Павлу Лазаренко: «Долги платят трусы». Едва ли государство проявит рвение в возмещении НДС экспортерам, своевременных социальных выплатах, расчетах за газ и других обязательствах. Ну, кроме разве перед МВФ и Всемирным банком, к которым оно в следующем году, вероятно, еще не раз пойдет на поклон.
Комментариев нет:
Отправить комментарий