пятница, 26 декабря 2008 г.

Мертвый сезон политических слияний и поглощений

Олег Полищук, Комментарии

2008 год не принес ни одного громкого процесса партийных объединений. Активность проявляли лишь мелкие игроки политического рынка

В отличие от предыдущего, 2007 года, когда наблюдался всплеск интереса политических тяжеловесов к слиянию

и поглощению меньших партий «оптом и в розницу», в уходящем году эти процессы откровенно заморозились. Впрочем, этому есть логичное объяснение — 2008-й так и не стал годом выборов, следовательно, крупнейшим политическим игрокам не было особого смысла официально обнародовать свои планы по укреплению рядов (которые, несомненно, были, есть и будут). В этой связи предвыборный 2009 год обещает стать более интересным и насыщенным.

Фиаско «мегаслияния» под Ющенко

Главным разочарованием года на рынке политических M&A-сделок стал провал создания единой партии на базе пропрезидентского блока «Наша Украина — Народная самооборона». По сути, это была третья неудавшаяся попытка создать из разношерстных сторонников Виктора Ющенко единую партийную организацию (первая была сделана еще до президентских выборов-2004, а вторая сразу после избрания Ющенко главой государства). В состав новой мегапартии, призванной укрепить влияние Виктора Андреевича и стать базой для его переизбрания на второй президентский срок, планировалось привлечь все девять блокообразующих партий НУ — НС, а также ряд внепарламентских объединений. В начале года задача стояла более чем конкретная — объединительный съезд должен был состояться в апреле, максимум в мае. Но ни зимой, ни весной реальная интеграция так и не стартовала, а с лета речь уже шла исключительно об обратных дезинтеграционных процессах в президентском блоке. Основными причинами провала мегапроекта в НУ — НС продолжают называть внешние факторы (одни говорят о деструктивном влиянии Виктора Балоги, другие — о происках Юлии Тимошенко), хотя в реальности решающим фактором стала внутренняя неготовность партий президентского блока ни к слиянию, ни к поглощению. Всех без исключения устраивало существование НУ — НС как аморфного «клуба поклонников Ющенко», из которого можно в любой момент выйти в одностороннем порядке. В то время как создание единой партии привнесло бы для всех новые обязательства и сократило бы до минимума пространство для политического маневра.

Хотя «фактор Балоги» и «фактор Тимошенко» также имели место. Безусловно, премьер не уставала активно обрабатывать многих видных членов президентской фракции, однако делала это мягко и незаметно. Зато глава Секретариата Президента вел в лагере президентских сторонников откровенную раскольническую деятельность. Не сумев оседлать главную партию блока — НСНУ, он не только вышел из нее, но всеми силами старался дискредитировать НСНУ и его лидеров в глазах Ющенко и даже попытался использовать организационный ресурс «нашеукраинцев» для строительства своей партии «Единый центр». Параллельно Балога сделал все от него зависящее, чтобы изолировать от Президента младших партнеров НСНУ «самооборонцев» Юрия Луценко и «руховцев» Бориса Тарасюка. Более того, под влиянием главы СП оба стали восприниматься Виктором Андреевичем, в лучшем случае, в качестве «блудных детей», в худшем — как откровенные враги.

И Луценко, и Тарасюк отвечали Балоге взаимностью — они неоднократно требовали от Ющенко отправить главу его канцелярии в отставку, однако тот ответил им: «Балога — это я». Таким образом, Банковая сама толкнула НС и НРУ в объятия Тимошенко, теперь у них практически не осталось альтернативы слиянию с БЮТ, которое, по всей видимости, состоится уже в будущем году.

Балога поглотил «залежалый товар»

Многообещающий проект «Единый центр» имел все шансы стать новой партией власти. Но соратники Балоги, «прикупив» в начале года никому не известную Партию частной собственности, изначально встали на те же грабли, на которые при Леониде Кучме поочередно наступали НДП и СДПУ(о), то есть стали строить организацию в сугубо административном ключе, навязывая себя сверху вниз по президентской вертикали. Интрига развеялась за считанные месяцы — уже в июле на первом съезде ЕЦ стало понятно, что серьезных перспектив партия иметь не будет. Вытеснить «нашеукраинцев» из ниши любимцев Президента «единоцентристам» не удалось (под конец года Ющенко поставил в этом вопросе жирную точку, самолично возглавив НСНУ), так же как и заручиться поддержкой мало-мальски узнаваемых политиков (от лидерства в ЕЦ отказались Арсений Яценюк и Раиса Богатырева, после чего формализовать свое руководство в партии отказался даже сам Балога, оставив в «лидерской» роли своего земляка из Закарпатья нардепа Игоря Криля). В результате рейтинг ЕЦ как был ближе к нулевой отметке в начале партстроительства, так и остался таковым к концу года.

Примечательно, что «партии Балоги» не удалось сделать главным своим донором оргструктуры НСНУ — за редким исключением Закарпатья и Херсонщины, «нашеукраинские» ячейки остались верны своему партийному руководству. Первички ЕЦ пришлось создавать из людей разных и, преимущественно, «бывших» — партия стала пристанищем для перебежчиков из БЮТ и ПР, скучающих по серьезной политической работе экс-членов НДП и ПППУ, а также откровенных «сбитых летчиков». Наконец, не оправдались ожидания, что в ЕЦ выстроится очередь из представителей местной власти — получить «единоцентристский» партбилет решили считанные губернаторы и мэры городов. Так что «партия Балоги» не смогла даже обзавестись полноценным админресурсом. Что же касается обещанного «единоцентристами» формирования «широкого фронта центристских партий», то слиться с ЕЦ никто так и не пожелал. Близка к этому была только НДП, начавшая процесс объединения с «балоговцами», но после того как лидер «дважды народных» Людмила Супрун пролетела мимо кресла запорожского губернатора, НДП сразу же свернула эту работу, а вступить в ЕЦ ряд партийцев согласились сугубо на индивидуальной основе.

Розничные «покупки» маргиналов провинциалами

Одно время считалось, что ряды «Единого центра» будут укреплены командой киевского мэра Леонида Черновецкого, но тот, успешно переизбравшись столичным градоначальником на перевыборах, поверил в свою звезду и решил Балоге (который действительно неформально помогал Черновецкому победить в Киеве) отказать. Осенью, когда актуализировались парламентские перевыборы, Леонид Михайлович озаботился созданием так называемого христианского блока, и работа по его созданию ведется по сей день. Пока основу блока Черновецкого составляют две партии — Христианско-либеральная, которую возглавляет сам мэр, и Христианско-демократическая, лидером которой долгое время был нынешний заммэра Виталий Журавский (нынче ХДПУ возглавляет бывший нардеп, член фракции ПР в ВР в 2003–2005 годах Кирилл Полищук).

Впрочем, пока объединенные «христиане» имеют мизерную поддержку по стране и никого серьезного в свою компанию не привлекли (самой известной личностью, «подружившейся» с Черновецким, стала бывшая глава Житомирского облсовета Ирина Синявская, изгнанная с этой должности в начале года). Но Черновецкий уже заявил о своей сверхзадаче — получить 10% голосов на парламентских выборах и, как следствие, премьерское кресло.

Не дремал на политическом рынке и оппонент мэра, депутат Киевсовета от Блока Кличко Дмитрий Андриевский — во время летних каникул он неожиданно возглавил Селянскую демократическую партию, в 2006-м поддерживающую Владимира Литвина, а в 2007-м — «антилитвиновский» технический блок «Аграрная Украина». Пока образ успешного столичного бизнесмена слабо вяжется с селянской демократией, но Андриевский уже пообещал однопартийцам вывести их из глухих деревень в люди. Помочь им в этом должна популярность Виталия Кличко, в именной блок которого теоретически могут влиться селянские демократы Андриевского. Правда, если сам Кличко не вольется в какой-то более раскрученный политпроект.

А вот одесскому бизнесмену Игорю Маркову стало также тесно в родном городе — с недавних пор он возглавляет партию «Родина», которая стала правопреемницей некогда известной «Новой генерации» теперешнего депутата от ПР Юрия Мирошниченко (между «Новой генерацией» и «Родиной» партия носила гордое имя Прогрессивно-демократической). Еще не высохли печати в партийных документах после последнего съезда, а «родинцы» уже стали активными участниками общенациональных процессов — в последние месяцы активисты партии Маркова успели поучаствовать в сепаратистских акциях русинов в Мукачеве и «Донецкой республики» в шахтерской столице.

Упавшие в цене амбициозные «малыши»

Тем временем некоторые из тех, кто еще год назад успешно себя «продавал», стремительно «обесцениваются». И виной тому отнюдь не мировой финансовый кризис. Так, Европейская партия Николая Катеринчука пережила в 2008 году как небывалый пик популярности, так и глубочайшее падение. Николаю Владимировичу со товарищи удалось убедить в своей «стыдливости» многих киевлян, благодаря чему блок Катеринчука попал в Киевсовет. Но уже на первом заседании новоизбранного горсовета трое соратников «предали» своего лидера, переметнувшись к Черновецкому (о чем, впрочем, СМИ предупреждали Катеринчука еще задолго до этого инцидента). Чтобы отмыть это пятно позора, «европейцам» придется еще долго «стыдиться», по крайней мере, ни в одну приличную политическую компанию никто Катеринчука брать пока не хочет.

Потерялся в этом году и смысл брать в дальнейшем в младшие партнеры «Пору» Владислава Каськива — от некогда раскрученного бренда осталась разве что львовская организация, которая пока еще играет на региональном уровне какую-либо заметную роль, да, собственно, личный офис нардепа Каськива. Киевские «пористы» во главе с Сергеем Рудыком подались в ЕЦ, а черновицкая «Пора» экс-губернатора Буковины Михаила Романива ушла к Литвину. Других ресурсов у бывших «революционных барабанщиков» попросту нет.

Наконец, после трагической смерти лидера Трудовой партии (соучредитель Блока Литвина) Михаила Сироты перспективы этой политической силы оказались более чем туманными. Особенно это стало понятно, когда нардеп Сергей Павленко (давний соратник по бизнесу главного партийного спонсора «регионала» Василия Хмельницкого) передал бразды правления партией сыну Сироты Дмитрию, а Литвин заявил, что не собирается блокироваться впредь с «трудовиками», так как «там есть дети Сироты, которые имеют собственные амбиции».

Перспективные «коты в мешке»

Будущий год обещает быть более активным в плане политических M&A-сделок. Во-первых, все с нетерпением ждут, какие же проекты возглавят довольно рейтинговые Арсений Яценюк и Анатолий Гриценко. И экс-спикер, и бывший министр обороны имеют высокий рейтинг доверия, однако совершенно не имеют собственных команд и каких-либо ресурсов. Впрочем, Гриценко создал не партийную, а общественную организацию с соответствующим названием — «Гражданская позиция». При этом он заинтриговал общественность своим намерением баллотироваться в Президенты. Яценюк после отставки с кресла спикера действительно стал активно вояжировать по стране, приглядываясь к будущим возможным соратникам, и занялся строительством структуры под названием «Фронт перемен». Но пока эта деятельность Арсения Петровича мало чем запомнилась, разве что организованным фондом Яценюка приездом в Украину Санта-Клауса из Лапландии.

Во-вторых, влиять на процессы политических слияний и поглощений будет приближение президентских выборов — в этот период всегда вырисовываются интересные союзы. В 1999-м таковыми были знаменитая «каневская четверка» и «Злагода» Кучмы, в 2004-м — «Сила народа» Ющенко и Тимошенко и широкий альянс провластных партий в поддержку кандидата Януковича. Не снята окончательно и угроза проведения досрочных парламентских выборов, что также будет подталкивать все политические силы к активизации межпартийных M&A-сделок.

Комментарий:

Игорь Попов, глава Комитета избирателей Украины

Главный фактор торговли партийными свидетельствами - это партийное законодательство. С одной стороны, запрещено участие в выборах партий, которым менее года, а, с другой – в последнее время Минюст неформально ужесточил требования к регистрации новых политических сил, поэтому регистрируется довольно мало новых партий. И третье – у нас часто возникает угроза досрочных выборов, и люди не могут планировать регистрацию партии. Получается избирательный «форс-мажор», и срочно нужно покупать партии. А довольно часто одной партии не хватает, так как создаются именные блоки под политиков и тут необходимо минимум две партии. Если досрочные выборы состоятся в ближайшее время, то возникает вопрос, какие новые блоки появятся. В первую очередь, называют фамилии трех политиков, у которых пока еще не созданы блоки на всеукраинском уровне – это Арсений Яценюк, Анатолий Гриценко и Леонид Черновецкий. И тут необходимо каждому по две всеукраинские партии. В 2008 году средняя цена нескольких сделок по приобретению партии составляли порядка $300 тысяч. Называются и большие суммы, но здесь, как и на рынке недвижимости, можно просить большую сумму, но анализ показывает, что реальная цена такова. Как и на рынке недвижимости иногда партии покупаются с «прописанными жильцами», хотя гораздо безопаснее купить новую партию «под ключ». То есть с условием полной «зачистки» на всех руководящих постах в центре и в регионах. И с условием переименования партии. То есть покупается просто свидетельство. Однако часто бывает так, что собственник партии готов сбросить цену, чтобы получить хотя бы одно место в списке. Однако тут часто возникает другая проблема – лидер партии получает деньги или мандат, но не доносит сути договоренностей до региональных организаций. И начинается возмущение областных организаций, с которыми не поделились гонораром за продажу партии. Они начинают требовать либо отступных, либо места в штабах, и начинаются всевозможные проблемы. Есть и другие способы заполучить партию – это политическое рейдерство. Такое практикуется и сейчас, а в следующем году такие действия могут участиться.

Комментариев нет: