Брюссельского саммита министров иностранных дел стран НАТО Украина и Грузия ждали полгода. В апреле 2008 года на встрече в Бухаресте им пообещали вернуться к вопросу о предоставлении Плана действий по членству (ПДЧ) в Альянсе в декабре 2008-го. Но за восемь месяцев произошли изменения, разрушившие надежды на положительный результат, пишет сегодня Владимир Кацман в немецком издании «Европа-Экспресс».
Еще за несколько дней до брюссельского саммита ситуация вокруг предоставления Грузии и Украине ПДЧ начала накаляться. США, как всегда, настаивали на положительном решении, ссылаясь на то, что влияние России в регионе стало слишком сильным. Госсекретарь США Кондолиза Райс заявила в день открытия саммита: среди членов Альянса есть тактические разногласия, но она уверена, что никто из них не хочет видеть Украину и Грузию за бортом евроатлантической интеграции. В ответ президент Франции Николя Саркози выразил сомнение по поводу готовности этих стран к ПДЧ. По словам Саркози, Грузия все еще слишком нестабильна в военном плане, а Украина не может побороть политический кризис. По сути, в НАТО по вопросу ПДЧ наметилось разделение на два лагеря. Так же было и в апреле 2008 года на саммите в Бухаресте. Но теперь позиции Киева и Тбилиси намного слабее, чем тогда: свое влияние в Восточной Европе начала возобновлять Россия. Кроме того, экономический кризис серьезно изменил взгляды стран — членов НАТО. Полгода дипломатических, военных и внутренних политических ошибок привели к тому, что Украина и Грузия оказались вне процесса интеграции в НАТО.
4 апреля 2008 года на закрытии саммита в Бухаресте генеральный секретарь Альянса Яап де Хооп Схеффер заявил, что Украина и Грузия станут членами НАТО… когда-нибудь. Это случится обязательно, но неизвестно когда.
Партнеры
В Киеве сразу восприняли это заявление как обещание предоставить ПДЧ в декабре. Хотя глава Альянса обещал только вернуться к этому вопросу, если ситуация в регионе не изменится. Однако именно это и произошло. Перед саммитом министров обороны в Будапеште
Тогда в игру вступила и Россия. Кремль никогда не скрывал, что будет препятствовать вступлению Украины в НАТО. Именно его активная позиция повлияла на решение в Бухаресте. Теперь же Москва нашла совершенно другой подход к вопросу давления на страны Альянса. Почти перед самым саммитом в Брюсселе Россия заявила о том, что Украина не заплатила за поставленный в октябре и ноябре газ. Кроме того, «Газпром», как государственный монополист, пригрозил Киеву обратиться в суд, возможно, даже международный.
Теперь в глазах всей Европы Украина стала еще и ненадежным партнером. И если завтра она не оплатит долги, то Россия может отключить ей газ. А это означает и отключение газа в Европе.
В то же время украинские политики не предприняли шагов к прекращению политического противостояния, и потому во многом еще до открытия брюссельского саммита НАТО вопрос ПДЧ был решен не в пользу Украины.
Перед тем как отбыть в Брюссель, министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко заявил, что решение по поводу предоставления ПДЧ не изменит направления внешней политики Украины. Эти слова явно свидетельствуют о том, что дипломат уже и не надеялся на положительный ответ НАТО. После завершения переговоров в Брюсселе министр также был настроен позитивно и благодарил НАТО за предоставление Индивидуального плана действий, но при этом в его заявлении членство в Альянсе отошло на второй план. Примечательно, что за три дня до начала саммита парламент Великобритании обязал своего министра иностранных дел разработать новые предложения для Киева и Тбилиси, если ПДЧ не будет им предоставлен.
Так и случилось: 3 декабря в итоговом обращении после заседания комиссии Украина — НАТО генеральный секретарь Альянса заявил, что теперь для Украины будет разработан новый ежегодный национальный план по внедрению реформ. Как и Грузия, Киев получит индивидуальный план действий для партнерства с НАТО. Также будет усилено военное сотрудничество между Киевом и Альянсом. Глава НАТО лишь раз упомянул в своем выступлении ПДЧ, да и то для того, чтобы заявить, что новый национальный вариант сотрудничества будет соответствовать стандартам плана действий, вот только даты, когда Украина вступит в НАТО, там не будет. Кроме того, конкретный текст документа будет разработан позднее. Яап де Хооп Схефер больше внимания в завершающем выступлении уделил истории сотрудничества между Украиной и НАТО, чем его перспективам.
Германия и Франция вообще заявили в ходе заседания, что политически Украина и Грузия не готовы к вступлению в Альянс. Вопрос предоставления ПДЧ надо отложить теперь уже на неопределенный срок. После этого европейские участники НАТО наложили вето на вопрос о расширении НАТО на восток в обозримом будущем.
Когда результат саммита стал известен, представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин заявил, что это решение — большая победа российской внешней политики и теперь отношения между Москвой и Альянсом серьезно улучшатся.
Документ, который предложили Украине на саммите, является приемлемым для всех сторон, кроме Украины. Теперь Киеву придется дожидаться, пока в Брюсселе разработают новую процедуру для индивидуального плана действий. Ведь пока это один из немногих прецедентов, когда стране предоставляют такой нестандартный вариант сотрудничества. Похоже, даже в НАТО пока не знают, как поступить с Украиной. Некоторые аналитики из США уже назвали этот план действий способом потянуть время перед тем, как дать ответ Украине и Грузии. Тем более что этот документ будет принят не ранее весны 2009 года и будет выполняться как минимум год. Кроме того, его выполнение не гарантирует членства в НАТО. Таким образом, Альянсу удалось отложить вопрос о членстве Украины более чем на год или даже дольше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий