«Профиль» решил проанализировать, что приобрела, а что потеряла Юлия Тимошенко как политик за год пребывания во власти.
Набрав необходимый минимум голосов, 18 декабря 2007 года Юлия Тимошенко возвратилась на пост премьер-министра. Правда, со второй попытки, да еще и стоя подтверждая свой голос «за». Когда на парламентском табло высветилось 226, стало понятно, что свой голос за Тимошенко не отдал «нашеукраинец» Иван Плющ, несмотря на коалиционное соглашение, подписанное между «Нашей Украиной — Народной самообороной» и БЮТ. Политические наблюдатели предупреждали: новый Кабмин зиждется на весьма шаткой политической конструкции. Но жаждущая власти Юлия Владимировна сияла от счастья и, засучив рукава, взялась за управление страной.
Тимошенко и избиратели
У нее за плечами — несколько политических побед и чуть более трети мест в парламенте. На досрочных выборах 30 сентября 2007 года БЮТ получил самую высокую за свою историю поддержку — голоса 30,71% избирателей. Понимая, насколько важно мнение людей для ее будущей карьеры, все, что ни делала Юлия Тимошенко в течение года — с оглядкой на своих сторонников.
Она всячески пыталась расширить число приверженцев на юге и востоке Украины, где БЮТ имеет наименьший уровень доверия. Возврат вкладов Сбербанка СССР, закон о престижности шахтерского труда, затяжная молчанка в российско-грузинском конфликте и в вопросе вступления Украины в НАТО — составляющие сложной игры по сохранению и приумножению электората.
Несмотря на предпринятые несколько попыток договориться с Партией регионов о совместных действиях в парламенте, Юлия Тимошенко трижды за год «спрыгивала», тем самым подтверждая свои слова: «Наш блок может объединиться с „регионами“ только при условии, если НЛО заберет меня на тарелку, проведет надо мной незаконные исследования и лишит меня памяти и ума».
Умение заигрывать с широкими массами, популярно объясняя непопулярные шаги и ситуативное сотрудничество с «регионалами» в изменениях к Конституции и уменьшении полномочий действующего президента, позволило сохранить уровень поддержки избирателей на максимуме. Хотя власть в Украине не любят, если бы парламентские выборы состоялись в октябре 2008 года, Блок Юлии Тимошенко набрал бы 30,2% голосов (по данным опроса Киевского института социологии, проведенного с 11 по 20 октября). То есть он сохранил бы свое нынешнее влияние в Раде.
Но в позитиве кроются риски. Чтобы сберечь свой рейтинг, Юлия Тимошенко уделяла больше внимания пенсионерам, студентам и бюджетникам, чем предпринимателям, создающим рабочие места, старалась облагодетельствовать вкладчиков Сбербанка СССР, а не инвесторов, развивающих реальный сектор экономики. По данным экономических аналитиков, доходы населения в 2008-м росли четыре раза быстрее, чем продуктивность труда. И, естественно, подпитывали инфляцию.
Популистские шаги правительства не умножили число сторонников Юлии Тимошенко, то есть она и ее сила пребывают на пике популярности. Выше без неординарных решений не подняться. А таковых пока не наблюдается. Значит, в условиях экономического кризиса более вероятен другой процесс — по наклонной вниз.
Тимошенко и президент
Сложные отношения с Виктором Ющенко, который еще в 2007-м рассматривал возможность альтернативной коалиции с Партией регионов, за год накалились до предела. Сотрудничество в коалиционном правительстве началось с конфликта вокруг выдачи сбережений с 1 января 2008 года — команда президента попыталась не допустить непредусмотренной бюджетом раздачи денег населению.
Получив половину портфелей министров, БЮТ установил контроль над налоговой, таможней, Госкомземом и другими денежными ведомствами, а к лету заручился поддержкой министра внутренних дел Юрия Луценко, который был №1 в списке НУ-НС на осенних выборах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий