вторник, 25 ноября 2008 г.

РУХ к расколу

Виталий Червоненко, «Главред»

Как бы смешно это ни звучало, но руховцы снова рассорились и идут на раскол.

Народный Рух Украины – истинно украинская партия, которая неуклонно следует утверждению о трех гетманах на двух украинцев и переживает внутренний раскол с завидной регулярностью.

Вдобавок к этому, с присущей Руху демократичностью, партийцы без каких-либо угрызений совести выплескивают все внутренние распри наружу и начинают открытую борьбу за бренд «Рух». Правда, политики мало задумываются над тем, что после очередного раскола и битвы за бренд ценность последнего и авторитет самого Руха приближаются к нулю.

Последние события вокруг Руха показывают, что как раз к этому дело и идет. Когда осенью парламент оказался в шаге от проведения досрочных выборов, НРУ начал определяться, с кем ему впрягаться в избирательную повозку. Руководство партии во главе с Борисом Тарасюком радикально выступило за союз с БЮТ. Многие низовые организации и половина руховских депутатов в парламенте так же радикально выступили против бютовской перспективы. Силы разделились почти поровну, и партия оказалась на грани раскола.

Давайте вместе проследим историю руховских расколов на фоне сложившейся в партии ситуации.

Раскол первый

Народный Рух Украины был одним из локомотивов политического преобразования в Украине в конце 80-х годов ХХ века. Мощное украинское демократическое движение в сентябре 1989 года оформилось в общественную организацию «Народный Рух за Перестройку». На тот момент это была сила, в которую вошли почти все демократично настроенные общественные деятели Украины и с которой было трудно не считаться. Уже в феврале 1990 года власти официально регистрируют Рух как общественно-политическую организацию. Общепризнанным политическим авторитетом и лидером движения становится Вячеслав Чорновил.

Понятно, что такому большому конгломерату политических взглядов, направлений и течений трудно было ужиться под одной крышей, ведь лидеров там собралось много, а руководящих постов, как это часто бывает, оказалось мало. Еще до оформления Руха в политическую партию от него откололись многие политики. В результате уже в 1990-м и 1991 годах были созданы такие политические проекты, как Украинская республиканская партия во главе с известным диссидентом Левком Лукьяненко и Демократическая партия Украины во главе с Юрием Бадзьо и Владимиром Яворивским.

К провозглашению независимости Украины и президентским выборам 1991 года Рух оставался общественно-политической организацией, официально не становясь партией. Хотя под знаменами Руха на президентских выборах баллотировался Вячеслав Чорновил, большое количество вчерашних коллег по движению составили ему конкуренцию, а некоторые даже поддерживали Леонида Кравчука. С тех пор непримиримая конкуренция и травля бывших единомышленников стала характерной чертой выходцев из Народного Руха.

В феврале 1993 года руховцы, имея свою фракцию в парламенте, наконец-то создают партию. С этого момента Вячеслав Чорновил становится лидером полноценной политической силы.

Раскол второй

Президентские и парламентские выборы 1994 года стали не слишком успешными для Руха. В президентской гонке лидер партии вообще не участвовал, правда, в парламенте удалось сформировать влиятельную фракцию, некоторые руховцы заняли посты в правительстве.

Развитие Руха в период с 1994-го до парламентских выборов 1998 года было непростым. В партию все чаще приходил большой бизнес, который вместе со своими деньгами привносил и свое видение развития, не очень схожее с видением лидера Руха.

Как бы там ни было, наличие финансовых ресурсов и ярких личностей позволило Руху успешно провести избирательную кампанию 1998 года. В результате НРУ получил почти 10% голосов избирателей и 32 места в парламенте по партийным спискам. Еще 16 руховцев прошли в парламент по мажоритарке. Такой результат стал самым значительным успехом для Руха за всю его парламентскую историю. Однако это не спасло партию от внутренних распрей. Молодые и амбициозные политики стремились к переменам и модернизации НРУ. Прагматические интересы части Руха требовали отказа от многих старых постулатов и романтики, а может, и от старых лидеров.

Эскалация конфликта в партии в преддверие президентских выборов 1999 года поставила Рух на грань раскола. Вячеслав Чорновил отказался баллотироваться на пост президента, позволив испытать свои силы другим видным руховцам, среди которых особо выделялись Геннадий Удовенко и Юрий Костенко. Правда, это делу не помогло. В начале марта 1999 года заместитель лидера Руха Юрий Костенко созвал своих сторонников на альтернативный съезд партии. На нем его избрали главой НРУ вместо Чорновила. С этого момента Украина получила два Руха и двух его лидеров.

Черным знамением развала партии стала гибель ее лидера Вячеслава Чорновила в автомобильной катастрофе 25 марта 1999 года. Многие руховцы тогда обвинили в расправе над оппозиционером президента Леонида Кучму. Его же, равно как и Евгения Марчука и некоторых других влиятельных политиков, руховцы обвиняли в организации партийного раскола.

Когда-то единая и мощная партия распалась. Скандалы и грязь, которую бывшие коллеги по партии вылили друг на друга во время избирательной кампании, не прошла даром. По отдельности Костенко и Удовенко на президентских выборах собрали скудные крохи электорального урожая, тем самым показав, что Рух перестал существовать как влиятельная всеукраинская партия.

Часть партийцев, которые пошли за Юрием Костенко, Иваном Зайцем и компанией, сначала назвали свое образование Украинский народный Рух. Но после длительного периода борьбы за бренд «Рух» Костенко сдался и взял для своего детища название Украинская народная партия. В таком виде она существует и сегодня.

Как известно, самыми заклятыми врагами становятся бывшие друзья. Так получилось и с бывшими однопартийцами по Руху. Все они прекрасно понимали, что в одиночку у них мало шансов продлить свою политическую жизнь, и две фракции в парламенте бывшего единого Руха после новых парламентских выборов станут сладким воспоминанием.

Попытки переиграть ситуацию предпринимались. Неоднократно выдвигались инициативы объединить Рух, чтобы возобновить его силу, но все они оказывались безрезультатными. Люди собирались, договаривались мириться, подписывали какие-то декларации о намерениях, но потом выливали грязь друг на друга с новой силой.

На выборы 2002 года Народный Рух пошел в блоке Виктора Ющенко «Наша Украина». В том же блоке пошли и руховцы Костенко. Но даже общая победа на парламентских выборах под знаменами Ющенко не помогла Руху объединиться. Да что там общая победа, даже семейные связи не помогли. В 2003 году руководители блока «Наша Украина» провели омоложение руководства НРУ. Вместо опытного, но уже пожилого Геннадия Удовенко на пост главы партии из ПРП Виктора Пинзеника в обязательном порядке «одолжили» Бориса Тарасюка. Соответствующее решение съезд Руха без проблем одобрил. Партия не особо противилась такой рокировке, ведь тогда серьезно обсуждался план объединения ПРП и Руха в единую партию…

Пикантности ситуации придает то, что сын Юрия Костенко Ростислав и дочь Бориса Тарасюка Богдана находятся в браке, и уже успели подарить руховским лидерам внука. Правда, и это делу объединения не помогло. Как говорят знающие люди, семейное родство не повлияло на потепление отношений между лидерами Рухов, и они общаются только в рамках «общего внука», а не в рамках общей партийной перспективы.

Оставим в покое отношения НРУ с отколовшейся УНП Костенко и вспомним, как руховцы потеряли большинство своих партийных штыков после победоносной Оранжевой революции и вступления в должность Президента Виктора Ющенко.

Кадровая миграция

На волне эйфории в связи с победой демократии и преодолением кучмизма Виктор Ющенко и его окружение приступили к формированию новой пропрезидентской партии. Партию создали, Виктор Ющенко стал ее почетным главой. Правда, формат создания нового проекта предполагал, что все желающие вступить туда партии должны были просто самораспуститься.

Маленькие, но гордые партии из состава блока «Наша Украина» не увидели для себя радужной перспективы в новой партии Ющенко. Как говорится, лучше быть первым на селе, то есть в маленькой партии, чем последним в городе, то есть в партии Президента.

Следуя такой логике, Рух в созданную партию НСНУ не пошел. Но пошли многие его известные члены, такие как Юрий Ключковский, Роман Зварыч, Лилия Григорович и другие. Потеря части партийцев была ощутима, но не смертельна, и Рух как партия продолжил существование. Более того, Борис Тарасюк получил пост министра иностранных дел и сохранял его в правительствах Юлии Тимошенко и Юрия Еханурова.

На парламентские выборы 2006 года НРУ снова пошел в блоке «Наша Украина» и заимел свою группу во фракции. После того как коалиционные переговоры по созданию «оранжевой» коалиции провалились и в парламенте появилась коалиция антикризисная, у Народного Руха, а в большей степени у его главы, начались проблемы. Новая коалиция с каждым днем все меньше могла терпеть Бориса Тарасюка на посту главы МИДа. Внешнеполитические скандалы и истории с саботажем МИДом визитов премьера Виктора Януковича за рубеж предрешили судьбу министра Тарасюка.

После нескольких месяцев войны за министра иностранных дел между Президентом и парламентом Виктор Ющенко таки сдал Бориса Ивановича. Компромиссной фигурой на посту главы МИД стал Арсений Яценюк.

Новым этапом в судьбе НРУ стали досрочные парламентские выборы 2007 года. Готовясь к избирательной гонке, правые партии в составе НРУ, УНП и «Собора» создали блок «Українська правиця». Это образование, в свою очередь, влилось в избирательный блок «Наша Украина – Народная самооборона». Правда, взяв на себя обязательство, что на базе НУНС в скором времени создадут единую пропрезидентскую партию.

В результате руховцы получили 6 депутатских мест в парламенте и пост министра регионального развития для своего коллеги Василия Куйбиды в коалиционном правительстве Юлии Тимошенко.

Несмотря на обязательство влиться в единую партию, Рух этой участи легко избежал. Единство блока НУНС, как и идея о создании единой партии на его основе, испарилось буквально за несколько месяцев существования демократической коалиции в парламенте.

Раскол третий, завершающий?

Демократическая коалиция долго не продержалась, и уже осенью 2008 года в политической повестке дня снова встал вопрос досрочных парламентских выборов. На трех предыдущих избирательных кампаниях Рух традиционно для себя шел в пропрезидентском блоке. Но в этот раз все сложилось совсем иначе…

Борис Тарасюк, заручившись поддержкой центрального провода Руха и половины руховских депутатов во фракции НУНС, объявил о намерениях партии на возможных внеочередных парламентских выборах штурмовать парламент в рядах БЮТ.

Сложно сказать, что именно побудило Тарасюка к такому шагу, но можно выдвинуть несколько предположений.

Самое очевидное – БЮТ предложил Борису Тарасюку более привлекательные перспективы, нежели он имел бы в блоке Ющенко. Рейтинг президентской политической силы на сегодняшний день находится на уровне 4%. При таком раскладе Руху в блоке Президента мало что светит. В БЮТ же могли пообещать продвинуть нескольких хороших товарищей в гарантировано проходную часть списка, а взамен получить себе старый добрый бренд Руха.

На фоне постоянных обвинений Банковой в адрес Тимошенко о предательстве в пользу Москвы иметь в своем составе правый консервативный Рух не помешает. Сколько же рекламных роликов по этому поводу можно придумать и крутить по ТВ.

Центральное руководство Руха просто тонко ощущает, куда дует политический ветер. А он явно дует в сторону БЮТ, а не президентской политической силы. Может, Тарасюк и компания просто решили ставить на более перспективного игрока, который не принуждает вступать в единую пропрезидентскую партию. Кстати, именно симпатии «оранжевого» избирателя к Тимошенко называются пробютовскими представителями Руха главной причиной такого политического маневра.

Кроме этого, за последний год Борис Тарасюк успел изрядно испортить отношения с Президентом. Самый яркий пример – Борис Тарасюк небезосновательно надеялся занять пост главы МИД во втором правительстве Тимошенко, а Президент взял и внес кандидатуру бывшего зама Бориса Ивановича по ведомству Владимира Огрызко. О серьезности ссоры свидетельствует хотя бы тот факт, что требование к Президенту уволить главу своего Секретариата Тарасюк выдвинул уже 29 ноября 2007 года, когда назначения правительства еще не было, но уже было видно, что Банковая «прокатывает» лидера Руха.

Может, Бориса Тарасюка переполнила ностальгия по бывшим коллегам по ПРП, которые сейчас находятся именно в БЮТ. В 2003 году ПРП одолжили Руху Тарасюка, а сейчас требуют его назад, вместе со всей партией. Конечно, это звучит смешно, но все же…

Но для судьбы Руха как партии сейчас не столь важно, что ее руководство стремится сменить союзника по блоку. Главное в этой ситуации то, что значительная часть партийцев блокироваться с БЮТ категорически не согласны. Депутаты Борис Тарасюк, Вячеслав Коваль и Александр Чорноволенко лоббируют союз с БЮТ. Еще три нардепа – Ярослав Кендзер, Роман Ткач и Иван Стойко – против. Но это не просто три депутата, это главы самых многочисленных - Тернопольской, Львовской и Ивано-Франковской - областных организаций Руха, в которых числится в общей сложности около 40% членов партии.

Более того, позицию своих коллег по Руху из Западной Украины полностью поддерживают в Полтавской, Харьковской и Сумской областной организации партии. В общей сложности противников союза с БЮТ в партии около 30 тысяч, а это уже половина партии. К сторонникам этой позиции стоит причислить и одного из самых авторитетных членов Руха Леся Танюка.

В то же время о своей верности Борису Тарасюку уже успели заявить 20 глав областных организаций, и если противостояние в НРУ не удастся преодолеть, мы снова можем стать свидетелями очередного раскола. И, похоже, уже становимся…

«Антибютовская» часть Руха настроена более чем серьезно. В октябре в трех западных областях прошли партийные конференции, на которых подавляющим большинством голосов было принято решение ни при каких условиях не идти на союз с БЮТ. Более того, аналогичное решение приняла областная конференция в Полтаве. В Харькове и Сумах с небольшим перевесом также побеждают антибютовцы.

В такой ситуации Народный Рух Украины 16 ноября провел в Киеве внеочередной всеукраинский съезд, на котором скрытое противостояние в партии стало явным. Сторонники блокирования с БЮТ планировали провести на съезде несколько вопросов, в том числе о формате похода партии на выборы и отставке четырех опальных глав областных организаций. Противники союза с БЮТ заняли достаточно жесткую позицию – они просто заблокировали работу съезда и не дали поставить все спорные вопросы на голосование. Во время блокирования антибютовскими делегатами трибуны съезда дело дошло до рукоприкладства.

Как результат, на съезде не приняли ни одного принципиального решения, и все остались при своем мнении. Представитель пробютовской части Руха Вячеслав Коваль откровенно заявил «Главреду»( http://glavred.info/archive/2008/11/17/180928-0.html), что большинство членов партии поддерживают союз с БЮТ, а оформление соответствующего решения съезда – только дело времени. Более того, глав областных организаций, которые будут противиться такому решению, освободят с занимаемых постов. А если некоторые областные организации не подчинятся, то и их распустят.

Один из главных противников союза с БЮТ в НРУ Роман Ткач рассказал «Главреду» (http://glavred.info/archive/2008/11/18/184146-9.html), что противостоять блокированию с БЮТ они будут до последнего, и своих лидеров в этом будут поддерживать рядовые партийцы. Ну, а если дело дойдет до упразднения неугодных областных организаций, то в ответ будут приниматься адекватные меры. В любом случае, отдавать бренд Руха БЮТ они не собираются.

Казалось бы, сложно понять противников союза с БЮТ. Ведь перспектива идти на выборы с президентской командой достаточно туманна. Вряд ли всем нынешним депутатам дадут места в проходной части будущего блока, да и кто точно скажет, какие места там будут проходными. Хотя в виде исключения трем нынешним депутатам места в списке, может, и пообещали…

Может, все дело в том, что на Западе Украины около тысячи чиновников областного и районного уровня, которые являются членами Руха и могут быть уволены простым указом Президента уже на следующий день после перехода Руха на сторону БЮТ? А может, многие руховцы просто настолько идейны, что менять партнера по блоку им как-то не с руки, к тому же и идеологии у БЮТ и Руха кардинально разные?

Как бы там ни было, сторонники Бориса Тарасюка в партии не перестают утверждать, что всеми действиями оппонентов руководит Банковая, пытаясь не дать усилить БЮТ.

Судя по всему, главные бои в НРУ еще впереди, и основные баталии ждут нас с приближением парламентской избирательной кампании. Если противостояние главных игроков в пост-оранжевом лагере вокруг Руха продолжится, то развал неизбежен, ведь силы сторон в партии поделились почти 50 на 50 – идеальная ситуация для раскола.

И тут возникает главный вопрос – а останется ли от Руха хоть что-то после раскола, и будет ли бренд «Рух» после этого иметь ценность?

Комментариев нет: