В прошлую пятницу произошло событие, которое, возможно, и не привлекло к себе особого внимания, но в случае развития может иметь далеко идущие последствия.
В последнее время действительно наблюдается определенное потепление в отношениях Европейского Союза и Республики Беларусь. Делаются шаги навстречу после длительной паузы в двусторонних контактах. В частности, в сентябре прошло заседание глав МИД стран - участниц ЕС в Брюсселе, на котором рассматривались вопросы по Беларуси, а в Минске состоялась церемония вручения верительных грамот, на которой шесть из десяти послов представляли Евросоюз.
Церемония вручения верительных грамот прошла как очень важное событие в Беларуси. Александр Лукашенко лично уделил внимание каждому дипломату и призвал Европу к сближению, напомнив о соседстве, общей истории и культуре, партнерстве и взаимной пользе для сторон. А вскоре, 13 октября, Совет министров по общим делам и внешним связям Европейского Союза на полгода приостановил запрет на выдачу виз некоторым белорусским должностным лицам, в том числе и Президенту Лукашенко (впрочем, новые условия не распространяются на председателя Центральной избирательной комиссии Лидию Ермошину и тех правительственных чиновников, которых подозревают в причастности к исчезновению людей в 1999-2000 гг.). Запретные санкции были введены в 2006 г., после проведения недемократических президентских выборов.
Намерения о смягчении отношений прозвучали еще в канун парламентских выборов в Беларуси 15 сентября на заседании глав МИД стран - участниц ЕС в Брюсселе. Однако улучшить отношения с Беларусью ЕС был готов при условии, что ОБСЕ признает результаты парламентских выборов от 28 сентября 2008 г. Интересно, что ОБСЕ выборы прозрачными не признал, а санкции еврочиновники все же частично отменили. Кроме того, проведение выборов демократическим путем является первым пунктом плана из 12 пунктов условий-рекомендаций ЕС, при условии выполнения которых Брюссель был готов возобновить диалог с Минском. На сегодняшний день выполнен только один пункт – в канун выборов освобождены три последних политзаключенных...
В истории отношений независимой Беларуси и ЕС можно выделить немного этапов. Дипломатические отношения Республики Беларусь с Европейским Сообществом были установлены в августе 1992 г. В ноябре того же года Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейским экономическим сообществом, Европейским объединением по углю и стали и Европейским сообществом по атомной энергетике от 18 декабря 1989 г. было заменено Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Европейским Сообществом, подписанным 6 марта 1995 г., а в марте следующего года было подписано Временное Соглашение о торговле, на основе которого должны были регулироваться торгово-экономические отношения.
Но в результате Заключительного акта Совета ЕС об отношениях Европейского Союза с Республикой Беларусь от 15 сентября 1997 г. процедура ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве была приостановлена, а Временное Соглашение о торговле не успело вступить в силу.
Однако это не означает полного отсутствия контактов европейских стран с Беларусью. Во-первых, ЕС занимает первое место среди импортеров белорусской продукции, а торгово-экономические отношения в целом находятся на достаточно высоком уровне. Во-вторых, ЕС выступает основным донором технической помощи официальному Минску: благодаря программе ТАСІS реализовано свыше 320 проектов. В-третьих, с 1993 г. Беларусь является участником всех этапов программы ТЕМПУС (в том числе и в настоящий момент – ТЕМПУС IV 2007 – 2013 гг.). До 2006 г. ЕС выделил свыше 12 млн евро, и таким образом Беларусь заняла третье место по уровню финансирования среди стран - участниц программы на постсоветском пространстве.
Важно и то, что заинтересованность ЕС в отношениях с Беларусью может постепенно возрастать, и на это есть ряд обстоятельств и объяснений. Хотя Минск связывают с общей политикой Кремля, закрепленной Союзным Соглашением между двумя странами, летние события на Кавказе и некоторые газовые недоразумения накануне могли несколько повлиять на позиции и приоритеты Лукашенко, который в последнее время имеет собственное видение решения целого пакета вопросов. Обращает на себя внимание и то, что белорусский лидер перевел на новый парламент решение вопроса о признании Абхазии и Северной Осетии, а тот, в свою очередь, не спешит ставить этот вопрос на обсуждение. С одной стороны, на фоне таких событий (и в Евросоюзе это понимают) появилась возможность начать новый этап отношений с Минском, в котором позиция России может несколько ослабнуть, но с другой – не следует забывать, что проевропейская риторика Лукашенко в прошлом служила преимущественно средством получения преференций от Москвы.
Понятно, что европейские лидеры не в восторге от режима Лукашенко, однако в последнее время у них возникает интерес к экономической сфере сотрудничества с Минском. В частности, важен тот факт, что в Беларуси наблюдается процесс активного экономического роста – 10-11% ВВП в год, рост заработной платы на уровне 15%, упрощение налоговой системы. Хотя в данном случае речь идет о показателях до начала мирового экономического и финансового кризиса, но все равно таких темпов экономического роста ни в одной стране Евросоюза не наблюдалось. Основная часть предприятий еще не приватизирована, вскоре должен пройти ряд реформ (выгодных для ЕС), на белорусском рынке почти отсутствуют международные игроки, если не учитывать Россию. Эти все факторы, бесспорно, интересны европейским инвесторам и ЕС в целом.
Играет на руку Европе и американский фактор. Беларусь имела контакты с правительством США и получала от него финансовую поддержку, однако после нынешнего дипломатического конфликта между Вашингтоном и Минском позиции США ослабились, и это дает возможность ЕС сыграть на опережение и стать приоритетным направлением внешней политики Беларуси. Кроме того, граждане Беларуси не имеют возможности получить американские визы на территории своей страны, в то время как, например, Польша с 1 ноября нынешнего года снизила стоимость визы до 20 евро. Не следует забывать и «Акт о демократии в Беларуси», которым введены экономические санкции, а также проводилось финансирование оппозиционного движения (в частности, за два последних года было выделено свыше $50 млн). Настоящий документ был принят в 2004 г. Вашингтоном, в 2006 г. с поправками его продлили на два года, а теперь законопроект этого Акта находится в Палате представителей Конгресса США для последующей пролонгации. Кстати, одним из авторов Акта выступал Джон Маккейн, которого в 2004 году не пустили в Беларусь...
Геополитическое положение Беларуси дает возможность развивать транзитную отрасль, причем как транспортную (автомобильные и железнодорожные пути), так и трубопроводную (газ, нефть). И самое главное, что Европейский Союз очень заинтересован (а в некоторых случаях и зависим) в транзитных возможностях Минска, что позволяет белорусскому правительству лоббировать и защищать свои интересы. Кроме российских ресурсов через Беларусь в ЕС поступает украинская электроэнергия, и этот вопрос рассматривается европейской стороной с особым вниманием. Франция инициирует возможность построения на территории республики новой АЭС и говорит о возможности включения Беларуси в общую европейскую систему энергообеспечения.
Другой важный для Минска проект в рамках Европейского Союза, созданный по инициативе Польши и Швеции, – «Восточное партнерство». Он предусматривает поэтапные интеграционные процессы, а в перспективе – это и зона свободной торговли, и безвизовый режим. Также планируется усилить региональное сотрудничество между странами - участницами проекта и ЕС на основе европейских стандартов, при этом целью ставится проведение ряда «проевропейских» реформ. И это очень важные факторы для Беларуси, поскольку хоть темпы развития страны и остаются динамичными, стране необходимы иностранные инвестиции и технологии, сотрудничество в сфере инфраструктурных проектов, увеличение торговых оборотов и вообще выход страны на новый уровень сотрудничества с западными соседями. На данном этапе предусматривается участие Беларуси в проекте только на техническом уровне, однако в перспективе Минск имеет определенные шансы стать его полноценным участником.
Можно отметить и позитивные сигналы, поступающие из Минска в сугубо дипломатическом поле. Так, после длительного дипломатического конфликта и взаимных высылок дипломатов Беларусь наладила отношения с Польшей, начало свою работу шведское посольство в Беларуси.
С 3 по 5 ноября в Минске с рабочим визитом находилась делегация Еврокомиссии во главе с заместителем генерального директора по внешним связям Хьюго Мингарелли. Визит был направлен на развитие договоренностей, достигнутых 13 октября в Люксембурге во время встречи министра иностранных дел Беларуси Сергея Мартынова с Верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности Хавьером Соланой. В рамках визита состоялись переговоры с представителями Администрации президента, Правительства, МИД и с лидерами Объединенных демократических сил. В результате этих встреч Еврокомиссия инициировала начало сотрудничества по трем новым направлениям: по регуляции качества продукции и стандартизации, по взаимодействию финансовых служб, по сельскохозяйственной и продовольственной безопасности. В то же время стоит отметить, что заседание Высшего Государственного Совета Союзного Государства России и Беларуси, запланированное на 3 ноября, перенесено на более поздний срок. Официальная причина этого переноса так и не была озвучена.
В качестве попытки укрепления европейского вектора внешней политики Беларуси следует рассматривать и приход в команду Лукашенко британского PR-менеджера лорда Тимоти Белла.
Следовательно, можно констатировать: Европейский Союз и Республика Беларусь идут навстречу друг другу, и этот процесс в последнее время продвигается достаточно интенсивно. Впрочем, только последующие шаги обеих сторон покажут, превратится ли эта оттепель в стабильное развитие контактов Брюсселя с Минском.
Комментариев нет:
Отправить комментарий