пятница, 7 ноября 2008 г.

Демократию отправляют на места, или Смысл политических новаций послания Медведева

В своем послании Дмитрий Медведев впервые сформулировал, как, зачем и почему должны измениться наши политические институты. Обе палаты парламента, политические партии и некоммерческие организации получат больше полномочий.

В своем послании Дмитрий Медведев впервые сформулировал, как, зачем и почему должны измениться наши политические институты. Обе палаты парламента, политические партии и некоммерческие организации получат больше полномочий. В конечном счете все это должно принести демократию из столицы на уровень муниципалитетов.

«Кудрин может праздновать победу. Расходная часть послания президента необременительна для бюджета и сведена к минимуму», — пошутил в среду высокопоставленный источник «Известий» в Кремле. Однако это не значит, что послание не имеет цены. Цена, вернее ценность, документа в том, что президент расставил приоритеты и принципы демократического развития страны. Все просто: несмотря на финансовую турбулентность, государство не станет вмешиваться в политическую жизнь. Конституция останется отправной точкой ценностей, но при этом нужно постепенно наращивать доверие общества к государству. Если у общества не будет доверия к власти, то не будет свободы и справедливости. Собственно, для этих целей и предложена целая серия внутриполитических мер повышения доверия. Дмитрий Медведев сформулировал 10 шагов, которые касаются полномочий парламента (как Госдумы, так и Совфеда), Общественной палаты, муниципалитетов и взаимоотношений этих структур с политическими партиями.

Конечно, главный вопрос — увеличение сроков полномочий президента и Госдумы (соответственно до 6 и 5 лет). В Кремле говорят, что не имеет смысла задавать вопрос: под кого это делается? «Такого рода разговор невозможно даже поддерживать. Настолько он бессмысленный», — заявил источник «Известий». Ясно одно — речь не идет о сроках полномочий действующих президентства и Госдумы.

Сейчас нет однозначного ответа на вопрос о последствиях: хорошо это или плохо. В Кремле говорят, «это вопрос вкуса». В истории Франции был период «семилетнего» президентства. Пятая республика не стала от этого более или менее демократичной. Мировой опыт — тут не показатель. Четырехлетний цикл — это мало. Судя по всему, этот тезис консолидировал нынешнюю политическую верхушку и не был встречен в штыки. «Если бы у Путина не было 8 лет, то мы бы не увидели, к чему все это делается», — пояснил кремлевский чиновник.

Госдума одновременно с пятилетним сроком обретает и право контролировать правительство. Пока в стране существует орган только финансового контроля кабинета министров — Счетная палата. Форма парламентского контроля пока не определена. По информации «Известий», ясно, что это будет как минимум ежегодный отчет председателя правительства. В Кремле говорят, что о сроках этой реформы говорить пока рано, но все эти поправки в Конституцию носят «уточняющий характер» и не потребуют новых выборов.

Еще один из главных тезисов Медведева — Совет федерации должен стать ближе к народу. Почему тот или иной общественно-политический деятель (часто — бизнесмен) становился сенатором, для многих оставалось загадкой. Чтобы «приблизить» сенаторов к регионам, в свое время ввели ценз оседлости. Не сработало. Мотив был благородный, но не отвечал духу Конституции. Теперь пресловутый ценз отменяется, но вводится норма, согласно которой потенциальный сенатор должен пройти через выборы у себя в регионе. Конечно, это не заслон для «кошельков» к сенатскому мандату (богатому человеку несложно будет и избираться). Но появляется конкуренция в отборе претендентов и повышается компетенция их самих. В Кремле говорят, что переходный период продлится год-два — сенаторы должны привыкнуть к новым правилам.

Изменения касаются и представительства малых партий. Действительно, почему 5 миллионов человек, голосовавших за партии, не получившие 7%, не имеют права на одного-двух депутатов? Ведь при одномандатной системе выборов иной депутат представлял округ с населением в 500 тысяч человек. «Естественно, этот человек не будет приравнен к фракции, но в регламенте нужно предусмотреть его участие в работе Госдумы, — говорят в Кремле. — Это необходимо для повышения качества представительной власти. Кажется, что это умозрительная, „тюнинговая“, политологическая категория, но она очень важна».

При этом речь не идет об отказе от 7-процентного барьера, который, по мнению кремлевских чиновников, «доказал свою универсальность». На последних выборах никто не набрал, скажем, 5,5%, но важна сама возможность проникнуть в парламент. Теперь те, кто считает, что барьер высоковат или Кремль «подрезает», могут поучаствовать в борьбе и получить площадку для работы. Пользуйтесь! Заодно партии будут заняты в период между федеральными выборами «окучиванием» регионов, чтобы получить свой победный «бонус» в трети региональных парламентов (формируют фракции в трети региональных парламентов — получают «зеленый свет» на участие в федеральных выборах). Плюс снижение пороговой численности при регистрации — с 50 тысяч до 25-30 тысяч.

Наконец, очень серьезный вопрос — право партий участвовать в назначении губернаторов. Сейчас де-факто это прерогатива партии «Единая Россия». Идея Медведева в том, что можно (нужно?) потеснить этого политического гиганта. Ради этого президент по сути готов отказаться от части своих полномочий. Новая модель — это, конечно, не прямые выборы. Но это и отказ от нынешней ситуации, при которой фигура нового губернатора появляется как результат «политического междусобойчика». Одновременно органы местного самоуправления получают возможность контролировать, а то и отстранять от должности руководителей муниципалитетов — еще одна возможность почистить местную власть от бандитов. Параллельно институты гражданского общества — от некоммерческих организаций до Общественной палаты — должны из прикладных превратиться в обязательные (та же Общественная палата будет не только рассылать свои заключения в Госдуму, но и получит трибуну в парламенте).

Смысл политических новаций послания — демократия должна расти снизу. Сейчас партии превратились либо в институты, обслуживающие политическую верхушку, либо в лоббистские структуры. А должны как минимум формировать кадровый резерв государства. Что нужно? Дмитрий Медведев ответил на этот вопрос. Вернуть политическую активность вниз, на места, в республики, края и области, а то и в райцентры. По сути президент предложил перевернуть модель взаимоотношений партий, власти и общества сверху вниз. Как и должно быть.

Известия

Комментариев нет: