Леонид Кучма, возглавив в начале 1990-х правительство, спрашивал у парламента: какую страну ему надо построить? В ответ услышал взаимоисключающие определения политического, социального и экономического строя. Традиционная украинская анархия не помешала ему взять власть в свои руки и построить по своему разумению авторитарный режим с жесткой вертикалью власти.
Леонид Данилович не обладал обаянием и убедительной харизмой, не был обременен и критической массой внутренней культуры, необходимой для лидера столь высокого ранга. Он попросту дал растащить страну нескольким приближенным к себе людям, не забыв и интересы собственной семьи. Мотивация была проста: предприятиям нужен эффективный собственник. Украина превратилась в акционерное общество закрытого типа, которым управляли несколько кланов.
Украинцам это не понравилось. Они немедленно засомневались в честности процесса, предложенного президентом Кучмой. Но было уже поздно. Мартены - а это был главный экономический ресурс страны - вовсю кочегарили, подпитываемые громадными рудными сырьевыми запасами Кривого Рога.
В государстве очень быстро появились олигархи с миллиардным состоянием, которые по дешевке скупили все, что плохо лежит.
Украинцам это еще больше не понравилось. И они совершили оранжевую революцию, избрав себе нового лидера и назначив его мессией. Он долго не соглашался, но полстраны убеждало, что он светоч свободы и демократии. Наконец он сам понял, что Украине нужен герой и у него безвыходное положение. И поверил, что он герой и мессия.
Лидер страны не имеет право быть добрым. Он обязан быть справедливым. Установив либеральный режим и поставив всех в равные условия, которые в это время уже по определению не могли быть равными в силу диаметрально противоположного состояния собственности и собственников, он все невероятно запутал и сам запутался
Придя к власти, Виктор Ющенко, как истинный демократ и христианин, не стал никого обижать и всем все простил. Он еще не знал, что лидер страны не имеет право быть добрым. Он обязан быть справедливым. Установив либеральный режим и поставив всех в равные условия, которые в это время уже по определению не могли быть равными в силу диаметрально противоположного состояния собственности и собственников, он все невероятно запутал и сам запутался. И не смог контролировать ситуацию. Он пришел дать им свободу, а они требовали от него еще и справедливости. Они требовали закончить революцию, которая только тогда революция, когда перераспределяет власть и собственность.
Виктор Андреевич ограничился собственной властью. Ничью, даже незаконно приватизированную собственность он не тронул. И эта была его фундаментальная ошибка, поскольку мировой опыт уже имел на то время примеры легитимации первичной приватизации (самый свежий – английский во время премьерства Тони Блэра), что радикально изменило бы моральную ситуацию в стране. Кроме этого, по подсчетам экономистов, государство дополучило бы в казну около $ 25 млрд. А это дало бы возможность провести модернизацию многих отраслей. Собственно, сам того не ведая, Ющенко узаконил режим олигархической республики, который, как известно, никогда ничем хорошим не кончается.
Сам того не ведая, Ющенко узаконил режим олигархической республики, который, как известно, никогда ничем хорошим не кончается
К счастью, мировой экономический кризис опередил социальный взрыв, которым, как правило, завершаются олигархаты. И нет худа без добра. Страна получила шанс избавиться от тяжелого бремени олигархии, вернув себе, уже как вынужденную меру, львиную часть бездарно потерянной собственности.
Ныне на 50% упал спрос на металлургию. Еще почти на 50% упала цена на металл. Украинские олигархи, которые построили свой бизнес на нещадной эксплуатации сырьевых ресурсов и колоссальной недоплате своим рабочим, сегодня в ужасе. Что делать дальше?
А выхода собственно два. Первый: вложить оставшиеся от покупок сверхдорогих безделушек деньги в перевооружение комбинатов и таким образом вдохнуть в них вторую жизнь. И второй: добровольно вернуть эти предприятия назад под государственный контроль, а самим уйти на заслуженный отдых, проматывая немалые "подкожные запасы".
Да, государству будет нелегко справиться с кучей антикварного металлолома, полученного от неудавшихся примитивных собственников. Но специалисты утверждают, что в Украине, к счастью, настолько удачная логистика расположения главных производственных мощностей, что найти действительно эффективных собственников и под условия перевооружения, и под социальные гарантии рабочим не составит особого труда. Даже учитывая, что Китай в последнее время запустил несколько современных металлургических комбинатов. Как известно, за морем телушка - полушка, да рубль - перевоз. А немалые деньги, полученные таким образом от продажи монстров индустрии, пустить на льготное кредитование среднего класса, возрождение фермерства, малых перерабатывающих предприятий.
Почему Президент боится национализации? Во время кризиса полмира используют этот рычаг стабилизации национальной экономики. И, кстати, делают это государства с совершенно другим уровнем экономики, священным правом собственности и современным демократическим законодательством. Неужели Ющенко боится обидеть главных спонсоров своих культурологических проектов - Ахметова, Пинчука, Фирташа, Коломойского? А страну, которая кормится крохами с барского стола олигархов, не жалко? Разве Виктору Андреевичу не обидно, что таким образом унижают "его народ"?
Украина - одно из последних государств олигархического капитализма
Украина - одно из последних государств олигархического капитализма. Не преодолев разумными действиями этого монстра, не устранив колоссальные ножницы ничем не оправданного имущественного неравенства, заложенного первой приватизацией, не проведя легитимацию этой приватизации, страна еще долго будет корчиться на окраине цивилизационного процесса. А ею будут управлять не президент и премьер, а несколько случайных и крайне безответственных олигархов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий