Водители говорят, что ездить приходится аккуратнее, но «мажоры» не перевелись.
Завтра исполнится неделя жизни страны по новым, повышенным в 10 раз, штрафам. «Сегодня» с помощью официальных и неофициальных данных ГАИ, а также мнений обычных автомобилистов попыталась понять, что изменилось за эти семь дней на дорогах.
1. Как изменилась ситуация на дорогах?
ГАИ: За неделю инспекторы наштрафовали на 10,3 млн грн. "Количество серьезных аварий с пострадавшими уже сейчас снизилось на треть. В первые же сутки действия новых штрафов число погибших впервые за несколько лет не превысило десяти человек", — сообщили в ГАИ Украины. Но на прошедших выходных число погибших в ДТП выросло до 22 человек в сутки. Официально в ГАИ сообщают, что в первые дни новых штрафов стало меньше нарушителей скоростного режима, больше водителей пристегиваются ремнями и реже разговаривают за рулем, прикладывая телефон к уху. В некоторых областях за неделю зафиксировано нарушений ПДД в два раза меньше обычного.
Водители: Водители отмечают, что ездить стали аккуратней. Теперь автолюбители побаиваются грубо нарушать правила, часть из них принялась пристегиваться, потому что риск потерять права и не откупиться возрос в разы. Многие, в основном водители недорогих авто, начали ездить гораздо медленнее, стали смотреть на знаки. Местами из-за вынужденной медлительности образовались пробки. "Но водители дорогих иномарок ездят по-прежнему лихо, нередко — в пьяном виде, выжимают по городу 90-100км\ч" — говорят столичные таксисты.
2. Что сейчас со взятками?
ГАИ: Инспектору запрещено иметь на посту больше 100 грн. В эти дни проводятся рейды, в которых спецотряды ГАИ отлавливают инспекторов-взяточников на дорогах. Результаты автоинспекция обещает обнародовать через несколько дней. Неофициально в ГАИ сообщили, что проверяющие часто ездят в гражданской одежде и при виде патруля специально нарушают правила. Некоторые рядовые инспекторы утверждают, что лучшим методом прятать взятку признано сворачивание денег в «кубик», после чего одна или две купюры кладутся в спичечный коробок и выбрасываются возле какого-нибудь ориентира. После службы инспектор приезжает, забирает выручку и делит с напарником.
Водители: Откупиться стало сложнее на городских дорогах, потому как гаишники знают о проверках «свыше», боятся попасться. На междугородних трассах за превышение скорости теперь редко берут меньше 100 грн (ранее «минималка» была 20 грн). В водительской среде есть мнение, что сложности со взятками — явление временное, волна проверок и опасений пройдет, но размеры взяток однозначно вырастут.
3. Куда уходят «штрафные» гривни нарушителей?
ГАИ: Все «штрафные» суммы поступают в государственный и местные бюджеты (50Х50). Куда именно идут деньги — потом решают власти.
Водители: Суммы за нарушения огромные, поэтому деньги должны направляться целевым образом на ремонт дорог. Ездить по правилам по «убитым» дорогам сложно.
В целом, водители признают, что ездить стали дисциплинированее. «Новые штрафные тарифы только ввели, поэтому все стараются ездить аккуратней, грубых нарушений стало намного меньше — боятся. К сожалению, решить саму большую проблему — побороть пробки, это не помогло. На самом деле, кроме штрафов, следовало бы пересмотреть и предельные скоростные пороги, которые не пересматривали с 60-х гг. прошлого века. Сейчас совершенно другие автомобили, новые дороги. Например, по Одесской трассе в нормальную погоду вполне можно безопасно ехать и быстрее разрешенных 90 км/ч», — говорит организатор автоклуба «Forester-club.com.ua» Сергей Марач.
«Нас предупреждают, что будут контролировать на счет взяток, — рассказал один из работников ГАИ. — Если засекут, обещают применять самые жесткие меры, вплоть до увольнения. В то же время, у нас существует система поощрения за сдачу водителей-взяточников (в среднем 500 гривен или эквивалент предложенной взятки. Правда, найти хоть одного гаишника, который привел взяточника и получил премию, найти нам не удалось). Но, конечно, когда людей упрашивают простить и отпустить, то доброе сердце гаишника не выдерживает. Если нарушение не очень серьезное, то мы уже идем аккуратно на уступки».
«У нас было как? Сам взял — с начальством поделись. Никто терять этого не будет. Просто сейчас надо показать борьбу со взятками, вот мы и попритихли. А через пару месяцев после нескольких показательных разборок со взяткобрателями, все вернется на круги своя. Просто станет дороже», — сказал нам другой постовой. «Поймите — когда можно отпустить, гаишник сам знает. Да и рост взяток, как и штрафов, все равно исправит ситуацию. Все равно народ будет культурнее», — рассуждают в ГАИ о пользе больших поборов.
По словам же первых «взяткодателей», взятки действительно выросли в разы. И если в крупных городах, особенно в столице, гаишники пока опасаются их брать, то в регионах, особенно на трассах — полный беспредел. Штрафуют практически ни за что, а смешные суммы в 20 и 50 грн уже не проходят. «Меня остановили в три часа ночи 20 ноября на трассе Киев — Одесса в Одесской области. Я ехала по свободной трассе в левом ряду. Раньше никогда даже не подозревала, что это нарушение, за которое штрафуют. Инспектор начал показывать мне таблицу с новыми «тарифами», заявил, что за несоблюдение рядности теперь около 400 грн штрафа. Мы «договорились» за 100 грн. За такую мелочь — это больше в 5 раз, чем было раньше!» — пожаловалась нам автовладелица Лариса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий