Российско-грузинская война очень остро поставила вопрос о способности нашего государства защититься от внешней агрессии, прежде всего со стороны северного соседа, которого уже смело называют потенциальным противником? Эта тема поднята рядом специалистов, политологов в изданиях патриотической направленности.
В частности, через день после поражения Грузии на сайте «Украинская Правда» была помещена очень интересная статья «Украина — следующая» Александра Сушко, научного директора Института евроатлантического сотрудничества. Автор указывает: «Если Запад проглотит пилюлю и простит России грузинскую войну, вторжение „миротворческих танков“ в Украину станет лишь вопросом времени». Анализируя, что необходимо сделать для укрепления обороноспособности Украины, Сушко обращает внимание, что: «Существует и другой, „ментальный“ аспект отечественной обороноспособности. „Три украинца — это партизанский отряд с предателем“. Для сравнения: самый заядлый грузинский оппозиционер, бывший министр обороны, личный враг президента, будучи вынужденным покинуть границы Грузии, получив политическое убежище в благополучной Франции, заявляет о полной поддержке своей страны перед лицом агрессии и просит разрешения вернуться в Грузию в качестве простого солдата.
Вы представляете себе украинских оппозиционеров в этой роли? Многие из них будут с цветами встречать оккупантов. По крайней мере, следовало бы предметно заняться анализом потенциала дезертирства из украинской армии в случае вооруженного конфликта с Россией. Начать с офицеров высшего и среднего звена… ».
С вышесказанным нельзя не согласиться, и поскольку время не ждет, хотелось бы высказать свои соображения о «потенциале дезертирства», а также о том, как этот потенциал нейтрализовать.
Регулярные войска — ненадежны
В самом деле — как поведут себя наши офицеры «высшего и среднего звена», если накануне российской атаки получат SMS-ки от своих однокашников из ВС РФ о том, что указом президента России всем украинским офицерам, части и соединения которых не окажут сопротивления, будут сохранены звания, должности и обеспечены военные пенсии российского уровня?
Как поступят младшие офицеры Вооруженных сил Украины, узнав, что в российской армии их ждет квартира максимум через три года?! Конечно, можно срочно увеличить денежное содержание наших военнослужащих, но финансовый «турнир» с северным соседом Украине явно не выиграть! Сейчас же следует отметить, что на решение украинского офицера в данной ситуации наверняка окажет влияние и его уверенность (или неуверенность) во вверенных ему войсках.
А что он может ждать от своих солдат? 70% из них последовательно лишают права на пользование своим родным языком (это, безусловно, правильная политика, но времени дождаться ее результатов, похоже, уже нет); 80% украинских военнослужащих имеют в соседней державе-агрессоре близких родственников, и, возможно, кто-то из них служит в противостоящем подразделении противника. И, наконец, как они поступят, зная, что уровень доходов и зарплат в России уже в два раза выше, чем в Украине, что там успешно реализуются крупномасштабные социальные программы (национальные проекты) и что в случае аннексии это же (рост доходов и реальные социальные проекты) неизбежно ждет и Украину?! Также они знают, что россиянам нет нужды, дабы прокормить свои семьи, мыть сортиры на чужбине — наоборот, миллионы украинцев работают в России, и это отцы, матери, братья и сестры украинских солдат.
Конечно, нынешние украинские солдаты и младшие офицеры выросли уже в независимой Украине, учились в современной украинской школе, но их родители, и даже бабушки и дедушки, к сожалению, для всех истинных патриотов, в большинстве своем еще живы. И что нашепчут они своим чадам перед отправкой на передовую — «Сдайся в плен при первой возможности, а лучше — поверни оружие на 180 градусов?!»
Как видим, даже первичный анализ «потенциала дезертирства» дает крайне неутешительный результат! Единственное, что может обрадовать, — процент дезертиров в украинской армии в любом случае будет не больше, чем в грузинской, где он составил все 100%. Между тем, как показывает мировой военный опыт, и
Полезный опыт Саддама
Следовательно, необходимо срочное формирование, пусть даже небольших по численности, частей и подразделений, в надежности и готовности которых умереть за Украину 100% их личного состава можно было бы быть уверенным!
Поскольку создание сплошного фронта против России нереально, такие части могли бы оборонять ключевые опорные пункты на пути российских войск, особенно мосты через Днепр и другие крупные водные преграды, а также защищать Киев. Самая правдивая в мире история нашего государства показывает, как в свое время триста студентов под Крутами смогли на трое суток задержать северного агрессора!
Большие потенциальные возможности такой тактики продемонстрировал в 2003 г. Саддам Хусейн. Понимая, что регулярная армия, тем более — резервисты, ненадежны, он не стал проводить мобилизацию, армейские части отвел с фронта, чтобы не дать американцам шанса показывать толпы с радостью сдающихся в плен иракских военных, а для обороны ключевых пунктов оставил военизированные отряды своих сторонников (главным образом — детей чиновников и активистов партии БААС). Именно действия этих отрядов позволили не симпатизировавшим тогда Америке СМИ в течение трех недель (пока американцы не заняли Багдад) говорить о героическом сопротивлении всего иракского народа, провале американского плана кампании и т. п.
Саддаму это в конечном итоге не помогло. Но мы в случае конфликта с Россией будем в гораздо более выгодном положении — нас будет поддерживать абсолютно вся западная пресса! Насколько сможем рассчитывать на поддержку Запада — сегодня предмет большой дискуссии среди украинских политиков и специалистов. Но совершенно очевидно: степень этой поддержки будет напрямую зависеть от масштабов оказываемого противнику вооруженного сопротивления, вернее — от того, как это сопротивление будут освещать западные СМИ.
Если они (СМИ) вынуждены будут показывать только встречающие цветами оккупантов города юго-востока Украины, переходящие на сторону противника части регулярной украинской армии, очевидно, рассчитывать на существенную помощь (не только военную, но и дипломатическую) мы не сможем. Совсем другая ситуация будет при наличии информационного повода говорить об упорных боях, героической защите украинским народом своей свободы, даже если реальный масштаб боев будет небольшим — что-что, а сделать из мухи слона (и наоборот) профессионалы массмедиа могут! Повторюсь, главное — дать в их распоряжение хотя бы «муху».
На кого надежда?
Поэтому вопрос, как (верней — из кого) создавать такие высоконадежные формирования становится важнейшим приоритетом в политике национальной безопасности. И ответ на него далеко не так прост, как кажется. Формирование спецчастей из уроженцев Галиции и добровольцев отнюдь не гарантирует их стойкость в бою. В плане русофобии вся Грузия ничуть не уступает Галиции, однако даже профессиональные части грузинской армии обратились в повальное бегство на третий день боев, едва русским удалось обеспечить приблизительный паритет сил.
Думаю, принцип отбора должен быть другим: в части «первой линии» следует набирать представителей тех профессий и социальных групп, для которых потеря суверенитета Украины чревата как большими материальными потерями, так и утратой существующего социального статуса. Вот они-то и будут как следует защищать Украину!
Перечень таких групп и профессий начнем, естественно, с себя, т. е. — с журналистов. Политическая катавасия, продолжающаяся уже который год в нашей державе, не дает пропасть с голоду многим сотням, если не тысячам представителей пишущей братии, включая и автора этих строк. Что мы будем делать, если Киев станет российской провинцией?! В недемократичной Москве и политическая жизнь не такая «веселая» (писать не о чем — премьер с президентом борьбу не ведут), и главное — своих журналистов хватает!
Отрадно, что понимание необходимости лично защищать и страну, и свои интересы среди коллег уже присутствует. Вот журналист отнюдь не помаранчевой «Сегодня» Евгений Ихельзон пообещал защищать Родину от северного соседа с автоматом в руках. Правда, сейчас пассаж про автомат исчез из текста, помещенного на сайте (http: //www.segodnya.ua/blogs/ihelzonen/12053887.html#comments), остались лишь (пока) посвященные ему комментарии читателей. И не подумаешь, что такая любовь к Родине воспитана у Евгения, скажем, рассказами дедушки о подвигах Петлюры и Шухевича! Подозреваю, что дедушка Евгения Ихельзона (по его же словам, прошедший от Кавказа до Кенигсберга) юному Жене совсем о других героях рассказывал! Но — «бытие определяет сознание».
Не должны отстать от журналистов и многочисленные политологи, эксперты, политтехнологи и прочая околополитическая тусовка. И им есть что терять и что защищать! Тот же Александр Сушко, со статьи которого мы начали рассмотрение этой темы, наверняка с автоматом и РПГ в руках решительно заменит на передовой тех дезертиров, которых он призывает заранее подсчитать.
Ну и конечно, сами политики, прежде всего депутаты Верховной Рады, не должны остаться в тылу! О ком, как не о них, можно сказать, что им есть за что сражаться! Суверенитет суверенитетом, а депутатские кресла, которые будут потеряны вместе с незалежностью, — «За це варто боротися!» К депутатам следует добавить их помощников и функционеров их партий.
Депутатские полки (а может, и дивизии) следует формировать по партийному признаку. Такие полки наверняка удивят весь мир своим героизмом! В самом деле, ну не может же часть, на знамени которой будет алое сердечко, позволить себе воевать хуже, чем часть с подковой на стяге, и наоборот! А какой ужас на врага будет наводить «кулачный» отряд во главе с несокрушимым Терминатором!
Из чиновников же, представляющих исполнительную власть, наиболее перспективны в военном отношении сотрудники МИДа. Сколько их в здании на Михайловской площади и в дипломатических учреждениях Украины по всему миру? И всем, в известном случае, придется переквалифицироваться в управдомы!
Не сможет не оправдать себя и отправка на фронт творческой украинской, с позволенья сказать, интеллигенции. За право оставаться «элитой» и «совестью» нации наши инженеры человеческих душ, безусловно, будут героически сражаться. Конечно, обычно представителей творческой элиты нации стараются держать подальше от передовой, даже товарищ Сталин дал в свое время указание беречь от фронта перспективных молодых людей, но у нас особый случай. Подавляющее большинство представителей нашей «свiдомоi» культурной элиты стали таковыми не благодаря своим талантам, а по принципу: «На безрыбье и рак — рыба». Поэтому неизбежные боевые потери можно смело отнести к разряду допустимых…
А передовые создатели «сучасноi украiнскоi мови»! С каким героизмом они должны защищать свое детище, ведь и для них российская оккупация будет означать необходимость переквалификации в управдомы. Уверен, когда российские вояки услышат по радиоперехвату современную украинскую речь с «автiвками» и «летовищами», они впадут в такую же панику, как грузинские части, услышавшие радиопереговоры на чеченском языке.
Как видим, есть из кого в Украине формировать надежные, не склонные к дезертирству и переходу на сторону противника части (кажется, я никого не забыл). И начинать эту работу нужно срочно, поскольку из существующих силовых структур только таможенная и пограничная службы не внушают опасений. Для их сотрудников исчезновение российско-украинской границы, которую они «охраняют», будет страшной финансовой катастрофой. Поэтому эти службы необходимо срочно оснастить самыми мощными и современными средствами вооруженной борьбы. В то же время следует крайне осторожно подходить к увеличению их штатной численности. Чрезмерный рост числа таможенников и пограничников может привести к снижению их персональных доходов и соответственно к потере мотивации защищать суверенитет Украины.
В заключение отмечу, что парадоксальным образом обороноспособность Украины резко усилится, если вместе с Россией нас атакует и Белоруссия. Угроза белорусской оккупации позволила бы сформировать из наших коррумпированных и нерадивых чиновников всех уровней и их детей как минимум две-три полноценных армейских группировки!
Комментариев нет:
Отправить комментарий