Экономический кризис не снизил патриотическую экзальтацию: в стране все сильнее неприятие Запада, прославление славянской идентичности и православной веры, ностальгия по имперской России
Казаки — «степные рыцари», суровые воины, сражающиеся с врагами Москвы, стали олицетворением великой России. Говорят, они участвовали в боях в Приднестровье, Абхазии, Чечне и Грузии, пишет Le Point. С момента прихода Путина к власти их центры подготовки стали открываться по всей России. Как отмечают авторы статьи, Россия преисполнена патриотизмом, пятидневная летняя война с Грузией вновь воспламенила его. «Покончено с болезненными воспоминаниями о распаде СССР, победоносная Россия вернулась. Финансовый кризис? Это проблема богатейших олигархов, власть отрицает его размах», — пишет издание. Утверждение Путина о том, что кризис не застал Россию врасплох, ложно: за пять месяцев состояние 25 богатейших россиян сократилось на 230 млрд долларов, все российские нефтяные компании вместе взятые сейчас стоят столько же, сколько французский Total. «Довольно унизительно для ведущего производителя черного золота в мире», замечает издание.
Однако на следующий день после американских выборов президент Дмитрий Медведев продолжает бахвалиться и грозит разместить в Калининграде ракеты. 82% россиян считают Россию великой державой. Но Лев Рубинштейн считает, что причиной тому не любовь к родине, а ненависть к загранице. 77% россиян считают, что их страна окружена врагами, тогда как в 1988 году, когда еще не была разрушена Берлинская стена, таких было 13%, подчеркивает газета. На телевидении господствует антизападная риторика. Дух холодной войны внес раскол даже в лагерь прозападных либералов, отмечает издание. В прошлом месяце прекратила существование одна из последних оппозиционных партий, СПС, большинство ее руководителей присягнули на верность Кремлю. В стране идет кампания против диссидентов: за статью с критикой грузинской войны был уволен профессор РСГУ Борис Соколов.
Зато образ имперской России вдохновляет радикально настроенных интеллектуалов, долгое время занимавших маргинальные позиции, а теперь все чаще выходящих на первый план. Экстремистские движения воспрянули духом. В период с января по сентябрь 2008 года в России было совершено 75 убийств на почве межнациональной ненависти, в 2 раза больше, чем в 2006 году, отмечает газета. Но это мало беспокоит Кремль, занятый укреплением сети «юношеских бригад», самая удачная из которых — организация «Наши», основанная как противовес любым прозападным выступлениям.
В этом патриотическом «крестовом походе» у власти есть еще один помощник — Православная церковь, переживающая возрождение и находящаяся в отличных отношениях с Владимиром Путиным, пишет издание. Церковь полностью поддерживает официальную линию власти. Война с братским православным грузинским народом, утверждают авторы статьи, не вызывает в Церкви никаких сожалений.
Идиллия в отношениях Патриарха с Путиным объясняется, пишет издание, ссылаясь на слова священника-диссидента Михаила Ардова, их общим прошлым в КГБ. По мнению поэта Льва Рубинштейна, «власть использует Церковь, чтобы заполнить идеологический вакуум, образовавшийся после падения коммунизма».
Вот только в идеологической «каше» Кремля, продолжает издание, появляется нежданный гость — Сталин, явно не сочетающийся с культом царя и православной религии. Путин дал добро на «прощение» кровавого диктатора, которого обеляют даже школьные учебники. В «отредактированных» учебниках истории нет упоминания о «большом терроре» и «40 млн жертв», в них рассказывается о том, что Сталин был «эффективным менеджером», пишет Le Point.
Комментариев нет:
Отправить комментарий