Александр Латышев Известия
Премьер-министр Владимир Путин и его украинская коллега Юлия Тимошенко поставили в понедельник свои подписи под соглашением, открывающим дорогу российскому газу в Европу и определяющим новые, европейские правила расчетов цены нашего газа для самой Украины. Долгосрочные контракты на
Сами по себе договоренности Путина и Тимошенко появились в воскресенье утром после многочасовых утомительных переговоров в Белом Доме. Между тем, зная украинские власти, было понятно, что договориться о договоренностях — этого еще все-таки мало. Во-первых, надо их подписать (хотя, как известно, даже наличие действующих контрактов не спасло «Газпром» от воровства транзитного газа и прекращения транзита как такового). А во-вторых, существовали серьезные опасения, что что-нибудь да выкинет президент Украины Виктор Ющенко, которому переговорный успех Тимошенко — как кость в горле.
Но так или иначе, в понедельник ближе к полудню стало ясно, что Юлия все-таки вновь собралась в Москву. Подписание договоренностей в том виде, в каком они были рождены двумя премьерами той воскресной ночью, стало казаться уже, вроде бы, неотвратимым. Как вдруг — в тот момент, когда Тимошенко уже была в самолете — на лентах информагентств появилось страшное сообщение из Киева. Уполномоченный Ющенко по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский заявил, что «учитывая уникальные функции украинской газотранспортной системы в энергообеспечении Европы», украинцы считали справедливым поднять базовые ставки транзита газа до европейского уровня. Это, конечно, противоречило тому, о чем ранее договорились Путин и Тимошенко, пообещавшая, что за предоставленную Украине 20-процентную скидку на сам газ транзит будет осуществляться по ценам 2008 года ($1,7 за тысячу кубометров на сто километров пути, в Европе эта ставка сейчас примерно в два раза выше). В общем, с появлением этой новости от Соколовского уверенность в том, что подписание пройдет быстро и гладко, стала исчезать.
Еще больше эта уверенность подтаяла и от того, что подписание, намеченное примерно на 16 часов, сместилось на два с половиной часа, которые, по слухам, опять были потрачены Путиным и Тимошенко на переговоры. Ближе к семи вечера они, наконец, появились перед журналистами в сопровождении главы «Газпрома» Алексея Миллера и главы «Нафтогаза» Олега Дубины, которые и подписали соглашение.
-В результате напряженных и длительных переговоров достигнуты договоренности по всему комплексу вопросов, связанных с поставками природного газа в Украину и транзитом российского природного газа в Европу, — сообщил Путин, убедившись, что подписи действительно поставлены, и сообщив, что «Газпром» получил указание возобновить транзит по всем направлением. — Я хочу отметить, что это долгосрочный контракт, рассчитанный на 10 лет, так же, как и второй контракт на транзит российского природного газа европейским потребителям — тоже исчисляемый по европейской формуле и тоже рассчитанный на 10 лет.
То есть если вдруг все пойдет нормально, соглашение будет действовать до 2019 года — и при нынешних раскладах переживет еще российский флот в Севастополе.
— Выделю главное, — продолжил Путин. - В торговле природным газом Россия и Украина переходят на рыночную европейскую форму исчисления цены уже с 1 января 2009 года, кроме того, из схемы расчетов за поставленный газ полностью исключаются посреднические структуры. Сейчас вся цепочка газовых взаимоотношений должна стать абсолютно прозрачной и предсказуемой, — заключил премьер.
Настолько прозрачной и предсказуемой, что назвать все-таки цену газа для Украины на первый квартал этого года Путин нужным не посчитал. Догадки прессы о том, что речь идет о $360 за тысячу кубов даже после подписания документов оставались догадками.
-Я очень признательна Владимиру Владимировичу и его команде за то, что они нашли возможность для Украины в 2009 году сделать особые условия, 20-процентные скидки на газ по сравнению с мировыми ценами, — залепетала, в свою очередь, Тимошенко, на этот раз надевшая ядовито-розовое платье с брошью, отчетливо напоминающей газовый вентиль. - Та цена на транзит, которая сохраняется, является рентабельной, нормальной для Украины, потому что цена на газ ниже мировой.
Последняя фраза, таким образом, означала, что переговоры в понедельник все-таки не изменили воскресных решений, и, таким образом, мечты Ющенко о европейской цене за транзит уже в этом году остались мечтами.
-Мне кажется, это действительно исторический подход — 10 лет спокойствия и прогнозированного поведения в системе обеспечения газа Европы и Украины, — резюмировала Тимошенко.
Подход этот, тем не менее, казался даже не столько историческим, сколько фантастическим.
-Со своей стороны мы, конечно, будем делать все, чтобы Украину поддержать, — Путин в этот момент посмотрел на Тимошенко так, что стало ясно, что поддерживать будут не только Украину, но и саму Тимошенко.
Краткое выступление Путина и Тимошенко окончилось, но вопросов после него осталось немало. Во-первых не только Путин, но и Тимошенко не стала называть конкретную цену на газ для Украины. Кстати, выйдя после подписания документов к украинским журналистам, Юля сообщила, что цена на газ для Украины будет находиться примерно в пределах
Когда будут получены действительно прозрачные ответы на все эти вопросы и, конечно, когда, российский газ действительно пойдет в Европу — только тогда можно будет сказать, действительно ли эта игра стоила свеч.
Чем может помешать Ющенко?
Янина Соколовская (Киев)
У Виктора Ющенко практически не осталось шансов отменить договоренности, достигнутые Юлией Тимошенко. Президент не обязан визировать договор хозяйствующих субъектов о поставке газа. Чисто теоретически, чтобы аннулировать московские соглашения, он должен созвать Совет национальной безопасности и обороны и объявить поставки российского газа угрозой той самой безопасности. Но этот вариант — крайне маловероятный.
Второй шанс для Ющенко — объявить правительство Тимошенко нелегитимным. Для этого он должен распустить Верховную раду, ранее реанимированную им на неопределенный срок для принятия пакета антикризисных законов. Никаким другим путем Ющенко не сможет уволить Юлию: программа действий ее правительства на ближайший год одобрена парламентом. А это означает, что в течение года Тимошенко и ее кабинет увольнению не подлежат.
Как и предполагали «Известия», газовый вопрос позволил «оранжевой принцессе» еще больше подорвать позиции президента, обрушив его и без того не слишком высокий рейтинг. Как только глава государства заговорит об отставке правительства, Тимошенко ему напомнит, что буквально на днях Верховная рада приняла закон «О депутатских специальных следственных комиссиях». Он необходим для создания комиссии, которая официально зафиксирует все преступления Ющенко и поставит на голосование вопрос о его досрочной отставке.
А прегрешений у украинского президента предостаточно. Для отставки хватит одного оружейного скандала с Грузией. А тут еще вопрос отравления Ющенко в 2004 году может стать ребром. Ближайшее окружение президента уже заявило «Известиям», что он не был отравлен. А значит, выбор украинцев в 2004 году отчасти был сфальсифицирован.
Политтехнологи разрабатывают и еще один вариант отставки Ющенко, который может устроить и Блок Тимошенко, и оппозиционную Партию регионов. В порыве 2004 года, когда были аннулированы результаты второго тура выборов, забыли отменить протоколы местных избирательных комиссий, согласно которым первое место занял не Ющенко, а лидер Партии регионов Виктор Янукович. Если эти протоколы признают действительными, Ющенко объявят самозванцем, незаконно удерживающим власть уже четыре года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий