Руководство Киргизии уже несколько лет по-восточному тонко лавирует между Россией и США в вопросе о судьбе американской военной базы, размещенной в городе Манас еще в 2001 году в связи с началом антиталибской операции в Афганистане под громким названием «Несокрушимая свобода». Еще в бытность президентом Киргизии Аскар Акаев ставил на повестку дня вопрос о ликвидации базы.
Естественно, США приветствовали смену власти в стране, случившуюся в 2005 году, когда в результате «революции тюльпанов» к власти пришла оппозиция во главе с Курманбеком Бакиевым. Однако ожиданиям США по поводу лояльности новой власти не суждено было сбыться: новый лидер повел прежнюю политику. Лейтмотивом ее, как и лейтмотивом политики всех азиатских республик, оставалась направленность на достижение выгодных в данный конкретный момент целей. Постоянных противников и союзников здесь быть не может, а возможны лишь тактические сближения.
Киргизские власти в рамках этой политики решили (чтобы сделать США посговорчивее) улучшить отношения с Россией, предоставив ей в 2006 году право на расширение авиабазы в Канте. Российская база там была открыта еще в 2003 году при Акаеве. На ней размещены силы центрально-азиатской авиационной группировки Коллективных сил быстрого реагирования, созданных участниками Организации договора о коллективной безопасности в 2000 году.
Группировка должна вступить в действие при агрессии международных террористов против одной из стран-участниц ОДКБ, а удачное расположение позволяет самолетам достигать целей без промежуточных посадок. Соглашение действительно до 2018 года, и может быть продлено при согласии обеих сторон.
В том же 2006 году президент Бакиев заявил, что условия аренды американцами базы в Манасе должны быть пересмотрены, и запросил цену, в разы большую. Он знал, что делал: Киргизия уже тогда была причислена к беднейшим государствам, попавшим под программу Всемирного банка и МВФ по списанию долгов. И если США соглашаются на пересмотр арендной платы (а база в Манасе им была жизненно необходима для продолжения операции в Афганистане), то Киргизия получает огромные дополнительные доходы. Если США отказываются – есть шанс рассчитывать на помощь России. В обоих случаях Бакиев остается в выигрыше.
В середине 2006 года для решения спорных вопросов в Бишкек прибыла американская делегация во главе с советником Государственного департамента США Робертом Лофтесом. Соглашения, однако, достичь не удалось – спустя год комитет по обороне и безопасности киргизского парламента поставил вопрос о ликвидации базы США в Манасе, а по поручению Бакиева была создана комиссия по пересмотру некоторых пунктов киргизско-американского соглашения «с учетом национальных интересов» Киргизии.государства».
После этого США забеспокоились сильнее, и в Бишкек прилетел уже министр обороны США Роберт Гейтс. Эта миссия оказалась куда более успешной: по итогам переговоров Бакиев заявил, что Киргизия и дальше будет выполнять все условия соглашения о размещении американской авиабазы на территории международного аэропорта «Манас». Еще бы: Бишкек добился повышения арендной платы с 2 до 17,5 млн. долларов в год. А в самом конце года Бишкекский межрайонный суд отказал в удовлетворении иска о расторжении договора по поводу базы, поданного главой Фонда имени Сергия Радонежского и Манаса Великодушного Игорем Трофимовым.
Однако теперь проявила активность уже российская сторона, заявив в начале 2008 года о готовности инвестировать в экономику Киргизии до 2 млрд. долларов в рамках проектов по развитию алюминиевой отрасли, ферросплавных заводов, гидроэнергетики (имелось в виду строительство ГЭС «Камбараты-1»). Бакиев правильно оценил ситуацию, и уже в феврале завел речь о том, что присутствие базы – это временный фактор, и ситуация в 2008 году уже не та, что в 2001. Затем уже прямым текстом встал вопрос о выводе базы – теперь Бакиев ссылался уже на мнение большинства населения (проигнорировав его, кстати, во время визита Гейтса).
В Бишкек тут же прилетела очередная американская делегация. Возглавила помощник госсекретаря США по вопросам Центральной Азии Памела Спратлен. Официальным поводом для визита стало новое соглашение между Киргизией и США: в марте Киргизия вступила в программу «Вызовы Тысячелетия», по которой получила от США 15,9 млн. долларов. Эти деньги в течение двух лет должны были быть направлены на реформы в судопроизводстве и правоохранительных органах, а также борьбу с коррупцией. Г-жа Спратлен заверила власти республики, что Киргизия всегда может рассчитывать на поддержку США при проведении реформ.
После этого поползли слухи о расширении базы в аэропорту Манас: в ряде СМИ утверждалось, что для этого уже выделены дополнительные участки земли. В июне для согласования деталей в Бишкек прилетел заместитель госсекретаря США по вопросам Центральной Азии Джордж Крол. При этом Штаты дали понять, что торг теперь неуместен — в программу визита Крола входили встречи с оппозиционными политиками (намек ясен: прошлая «революция тюльпанов» и смена лидера в Киргизии прошла при активной поддержке США).
Однако на Бакиева, по-видимому, оперативно надавили из России, после чего пресс-служба правительства Киргизии все эти слухи поспешило опровергнуть официально. При этом власти даже подсчитали экологический ущерб от деятельности базы с 2001 года, оценив его в полмиллиона долларов США. Почувствовав, что США перешли от уступок к давлению, Бакиев снова сделал беспроигрышный выбор. По сведениям ряда информагенств, в январе накануне визита в Москву президент Киргизии подпишет указ о расторжении соглашения с американской стороной о размещении базы в Манасе. Срок на демонтаж и вывод базы предположительно оценивается в 6 месяцев.
Москве это стоило недешево: Киргизии будет предоставлен кредит в 300 млн. рублей и инвестиции общим объемом до 1,7 млрд. долларов. О готовности оказать эту помощь заявлял в конце 2008 года премьер-министр РФ Владимир Путин на встрече со своим киргизским коллегой Игорем Чудиновым. Кредит позволит стабилизировать экономическое положение Киргизии, ухудшившееся в связи с повышением цены на узбекский газ со 145 до 240 долларов за тысячу кубометров, а кроме того – киргизские долги (это примерно 180 млн. долларов) будут реструктуризированы.
Курманбеку Бакиеву можно только поаплодировать: столь умело «доить» и Россию и США в течение трех лет смог бы не каждый. Но если база все-таки будет выведена – можно будет поаплодировать и российским властям, нейтрализовавшим присутствие США с своем азиатском «подбрюшье». Теперь мяч на стороне США – посмотрим, не прилетит ли в Бишкек на днях очередная делегация Госдепа, и не выкинет ли Киргизия затем очередной кульбит с пролонгацией соглашения с США.
Комментариев нет:
Отправить комментарий