РОЛЬ США В МИРЕ
Один из выводов, который можно сделать по итогам выборов президента США, — американские избиратели хотят серьезных изменений во внешней политике своей страны.
В общем, направление возможных изменений можно охарактеризовать как переход от обособленности к принципу многосторонних отношений — и отказ от разговоров о том, что Соединенные Штаты — «единственная мировая суердержава».
Американские президенты, — какими бы ни были ожидания накануне их вступления в должность — часто ввязывались или оказывались, втянуты в разнообразные конфликты, так что не стоит ожидать, что правление Обамы станет началом эры мира в американской истории.
Обама встанет у руля страны, которая уже участвует в двух войнах. И что он предпримет в отношение обоих конфликтов — будет определяющим фактором того, каким путем будет развиваться его правление.
ИРАК
Барак Обама заявил, что отдаст приказ командованию в Ираке пересмотреть цели и стратегию миссии таким образом, чтобы «успешно завершить войну». Но подойти к этому, как сказал новый президент, военные должны со всей ответственностью.
Обама считает, что иракскому правительству необходимо время на то, чтобы укрепить свои собственные вооруженные силы. Поэтому новый президент предлагает постепенный вывод американских войск в течение 16 месяцев с момента своей инаугурации. Таким образом, американцы должны полностью покинуть Ирак к концу мая 2010 года.
Теоретически это может быть огромным успехом политики Обамы. Однако все понимают, что какие-то американские подразделения — призванные вести спецоперации против «Аль-Каиды» — в Ираке все равно останутся, поэтому говорить о полном выводе войск невозможно.
АФГАНИСТАН
Афганистан может оказаться самой серьезной проблемой нового президента. Если вооруженное противостояние в Ираке затихает, в этой стране война лишь разгорается.
Сразу после победы на выборах Обама пообещал сосредоточиться на афганской проблеме. Тогда он заявил, что собирается направить в Афганистан дополнительные войска, целью которых, прежде всего, станут лидеры «Аль-Каиды», а главным образом — Осама Бен Ладен. Кроме того, Обама говорил, что войска должны покончить с лидерами «Аль-Каиды» независимо от того, в какой стране они скрываются и будет ли согласен с такими операциями Пакистан.
Улучшение ситуации в Афганистане увязывается с тем, насколько эффективно будет работать афганское правительство, а также насколько успешно США смогут выстроить отношения с Исламабадом (стабильность в самом Пакистане вызывает не менее серьезные опасения), чтобы наконец-то подорвать силы талибов и боевиков «Аль-Каиды», окопавшихся вдоль границы двух стран.
«ВОЙНА С ТЕРРОРОМ»
Администрации Обамы придется уделить немало сил и времени тому, что комиссия по расследованию событий 11 сентября назвала «битвой идей».
Обама уже объявил, что намерен вернуть внешнюю политику США в русло традиционных американских ценностей, и будет сотрудничать с умеренными представителями ислама. Все это по замыслу Обамы должно помочь США противостоять пропаганде «Аль-Каиды».
Но наладить такой диалог будет не так-то просто, особенно принимая во внимание другое заявление Обамы, в котором он ясно дал понять, что готов незамедлительно использовать военную силу «против террористов, которые будут представлять прямую угрозу Америке».
Показательное заявление Обамы о том, что он намерен закрыть тюрьму в Гуантанамо и запретить пытки, также оставляет открытым ряд вопросов, главный из которых — что делать с радикалами, которые остаются среди примерно 250 заключенных легендарной тюрьмы?
Барак Обама предложил передать дела этих заключенных в обычные американские суды, однако показания, полученные спецслужбами при помощи «специальных методов» не будут приняты ни одним нормальным американским судом.
В ноябре юристы из команды Обамы предложили создать некую гибридную систему, при которой дела заключенных Гуантанамо рассматривали бы как гражданские, так и военные суды. Однако окончательного решения до сих пор не принято.
Помимо уже традиционных участков фронта «войны с террором» Обаме предстоит обратить внимание и на ряд новых мест, среди которых Алжир и Сомали.
ИРАН
Потенциально, здесь может разразиться серьезнейший кризис. В большой степени, ситуация зависит от того, что будет делать Тегеран.
Если правительство Ахмадинежада просто продолжит свою программу обогащения урана, новая американская администрация может настаивать на усиление международных санкций против Ирана. Если же станет ясно, что целью ядерной программы Ирана является создание оружия — это может привести к тому, что Израиль нанесет удары по иранским ядерным объектам. Последствия этого могут быть ужасны.
Барак Обама заявил, что собирается говорить с Ираном без каких-либо условий, тем не менее, маловероятно, что такие переговоры будут идти на уровне президентов.
Нынешние власти в Тегеране вряд ли откажутся от ядерной программы, так что любое соглашение будет допускать некое право Ирана на обогащение урана, однако под контролем со стороны международного сообщества.
БЛИЖНИЙ ВОСТОК
Джордж Буш надеялся добиться мирного соглашения между Израилем и палестинцами к концу 2008 года, однако его надежды оказались напрасны.
Обаме предстоит решать, как далеко может пойти Вашингтон в борьбе за мир на Ближнем Востоке. Во многом, это решение будет зависеть от исхода выборов в Израиле 10 февраля. Без готовности сторон к компромиссу сделать что-либо невозможно.
Белому дому так же придется маневрировать — одним из важных факторов стабильности на Ближнем Востоке является Сирия, с которой новой американской администрации предстоит договариваться о поддержке своих действий в Ираке.
РОССИЯ
Августовские события на Кавказе привели к самому серьезному кризису в отношениях Запада и России со времен Холодной войны. Вооруженный конфликт с Грузией окончательно вынес на поверхность все взаимные претензии и недовольства и остро поставил вопрос о том, как новой американской администрации выстраивать политику по отношению к Кремлю.
Вашингтон нуждается в поддержке Москвы сразу в нескольких вопросах. Например, помощь требуется в решении иранской проблемы, а также в ситуации с кризисом в Дарфуре, где необходима поддержка в Совете Безопасности ООН.
Прежде всего, администрации нового президента США придется решить, что делать со стремлением Грузии (и Украины) присоединиться к НАТО. Учитывая, что даже администрация Джорджа Буша признала, что членство Грузии в НАТО — перспектива весьма отдаленная, у Обамы остается простор для улучшения отношений с Москвой.
Другое дело — американский план установки элементов противоракетной обороны в Польше и Чехии, который очень раздражает российские власти. Главный вопрос: стоит ли ожидать пересмотра американских планов?
То, как Обама, будет выстраивать отношения с Россией, будет ясно из его более широкой позиции по вопросам ядерного разоружения. Ключевой момент — будут ли США и Россия вести переговоры о дальнейшем сокращении ядерного оружия.
Год назад Обама поддержал четырех бывших высокопоставленных американских дипломатов (среди которых был Генри Киссинджер), которые призвали США бороться за мир без ядерного оружия. Насколько далеко готов пойти Обама по этому пути?
СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ
Некоторые последние шаги руководства КНДР можно считать хорошим знаком. Например, Пхеньян согласился на предложенные процедуры наблюдения за сворачиванием ядерной программы в обмен на исключение из американского списка стран, поддерживающих терроризм.
В то же время КНДР собирается оставить то ядерное оружие, которое, как говорят в Пхеньяне, у страны уже имеется. Получится ли у США и других стран убедить коммунистическое руководство отказаться от оружия — большой вопрос. А самое непонятное — в свете противоречивых сообщений о здоровье Ким Чен Ира, — с кем в Северной Корее вести переговоры?
КИТАЙ
Отношения с Китаем, чье экономическое влияние в мире продолжает усиливаться, — один из главных вопросов на повестке дня новой администрации в Вашингтоне.
Сам по себе Китай не является проблемой для Белого дома, однако вопросы о статусе Тайваня или ситуации в Тибете потенциально являются очень серьезными раздражителями.
В последние годы Китай занимается развитием своей внутренней экономики, и до тех пор, пока это остается приоритетом Пекина, американо-китайские отношения будут стабильны. Ничто не говорит о том, что Обама хочет от отношений с КНР чего-то большего.
«НОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ»
Финансы, климат и энергетика — это, что в США относят к главным задачам «новой дипломатии».
Нынешний финансовый кризис, из-за которого пришлось направить миллиарды бюджетных средств на спасение банков, требует от нового президента обратить внимание на весьма специфичные проблемы. В частности, Обаме предстоит понять, как быть с ослаблением позиций США в мире, связанных с крахом американских финансовых институтов.
Обама заявил о намерении бороться с проблемой изменения климата и пообещал добиваться снижения выбросов СО2 на 80% к 2050 году. Учитывая роль экологической темы в современном мире, а также то, что действие Киотского протокола заканчивается в 2012 году, а переговоры о новом международном договоре идут довольно сложно, это может стать одной из важнейших тем правления Обамы.
Энергетика — еще одна потенциально серьезная проблема. Обама призывает устранить зависимость США от поставок нефти с Ближнего Востока и из Венесуэлы в течение следующих 10 лет.
Правда, о том, что Америка должна быть более независима от нефтяного импорта, говорит почти каждый президент, начиная с Джимми Картера, который заявил примерно то же самое в 1979 году. При этом ни одна из администраций не смогла найти эффективного решения.
Все эти проблемы складываются в один единственный вопрос, какова будет роль США в мире при Обаме? Отвечать на него новый президент начнет 20 января.
1 комментарий:
Парламент Молдавии распущен, досрочные выборы назначены на 29 июля
РИА Новости сообщает: Президент Молдавии Владимир Воронин в понедельник подписал указ о роспуске парламента и назначении досрочных парламентских выборов на 29 июля, сообщил сотрудник пресс-службы главы государства.
"В минувшую пятницу Конституционный суд Молдавии подтвердил право действующего президента распустить парламент", - уточнил сотрудник пресс-службы.
Молдавский парламент, сформированный по итогам выборов 5 апреля, уже дважды не смог избрать нового президента страны. Коммунистам, получившим большинство в парламенте, оба раза не хватило одного голоса, чтобы избрать главу государства.
Воронин по Конституции не может пойти на третий президентский срок.
http://www.infosignal.ru/us/nv/new12463
Отправить комментарий