Во–вторых, это надежда на создание нового большинства, пусть ситуативного и нелегитимного (поскольку коалицию, по существующему законодательству, могут создавать только фракции в целом, а не отдельные депутаты), которое будет зависеть только от договоренностей Виктора Ющенко с руководством Партии регионов (хотя не только с ПР придется договариваться, но еще и с БЛ и КПУ, что будет для Секретариата немного более трудной задачей). Но, судя по всему, выразить недоверие правительству Тимошенко уже возможно — голоса для этого, судя по удавшейся отставке Яценюка, уже есть. События продемонстрировали, что новое ситуативное большинство для отставки правительства создать можно и что Ющенко (или все же Балога?) согласны пожертвовать даже такой кандидатурой, как спикер.
Каковы же перспективы Арсения Петровича как потенциального лидера нового политического проекта? И каковы шансы некой «третьей силы», которую он планирует возглавить?
Первое, что бросается в глаза – в стране, где партии являются лоббистскими структурами и раскручиваются по двум основным принципам (имидж лидера и региональные различия электората), «третья сила» как альтернативный политический проект вряд ли будет набирать больше, чем нужно для преодоления проходного барьера. При существующих тенденциях тяготения Украины к двупартийности (а если примут изменения в избирательное законодательство, касающиеся повышения проходного барьера, то двупартийность в ее «кланизированном» виде станет вполне реальной) результат «похода во власть» с большой вероятностью будет проигрышем (под двумя основными партиями имеются в виду БЮТ и ПР). Стоит ли такая игра свеч? Особенно в случае Арсения Яценюка?
Можно сказать, что и да, и нет. На этих досрочных выборах, которые пройдут только в следующем году (если вообще пройдут), экс–спикер пойдет в избирательном списке «Нашей Украины», которую попытаются вытащить за счет «административного ресурса», если агрессивная тактика избирательной кампании провалится. Так что время у него, как и у Анатолия Гриценко (который является вторым претендентом на основание «третьей силы») вполне есть. Спонсора тоже найти, в принципе, реально — крупнейшие предприниматели вроде Рината Ахметова и Игоря Коломойского, как правило, предпочитают вкладывать в разные политически силы, а не делать ставку на одного игрока, пусть даже потенциально самого сильного и привлекательного для избирателя. Но это, опять–таки, зависит от того, успеют ли поднять проходной барьер до следующих парламентских выборов, и сохранится ли система закрытых списков — при слишком высоком барьере даже исчисляемые десятками миллионов долларов инвестиции не гарантируют успех. Мало того, еще не понятно, в каком состоянии выйдут потенциальные спонсоры из экономического кризиса — ведь может быть и такое, что убытки их будут такими высокими, что вопрос о спонсировании политических проектов и не встанет ни в 2009, ни позже. Тогда даже двум основным политическим игрокам на партийном поле, ПР и БЮТ, придется туго, не говоря уже об остальных, в том числе альтернативных политических проектах.
Но даже если все будет удачно в плане финансирования выборов, то даже тогда у Яценюка будет немало проблем. Первая проблема — политическое позиционирование себя и своей политической силы (если она еще будет создана). Ведь даже, несмотря на то, что многие говорят о том, что «избиратели устали от популизма», далеко не факт, что даже весьма «уставшего» избирателя можно спровоцировать на голосование за какую–то политическую силу из «старой обоймы». Можно, например, опять поднять, как знамя, вопрос о русском языке как втором государственном или пообещать колоссальные прибавки к зарплатам и пенсиям за счет «наведения порядка» в экономике (читай — перераспределения собственности) и эта уловка может опять сработать. Да и данные соцопросов показывают лидерство в гипотетических избирательных гонках двух политических сил — ПР и БЮТ (и это несмотря на возрастающий от опроса к опросу процент тех, кто будет голосовать против всех или же вообще не собирается голосовать). Стало быть, «запас популизма» в Украине далеко не исчерпан и «мейнстримные» партии вроде Партии регионов, БЮТ и «Нашей Украины» (не говоря уже о КПУ), будут использовать популистские лозунги. Следовательно, новые партийные проекты вроде будущего партийного проекта Арсения Яценюка должны быть либо настолько оригинальными, чтоб превзойти «популистские» партии, либо раздавать еще более заманчивые и нереальные обещания и щеголять еще большим «гламуром» (либо быть еще «ближе к народу»). Пока что не известно, какую идеологию, партийную программу и конкретные идеи предложит своим избирателям гипотетическая партия Яценюка, но исходя из его личных качеств, можно хотя бы частично спрогнозировать, с чем он пойдет на выборы (это будет через один избирательный цикл, поскольку на этих досрочных выборах экс–спикер будет в списке «Нашей Украины»).
Первое, на чем может сыграть Арсений Петрович — это его относительная молодость, принадлежность к политикам «новой генерации». Также выигрышем может быть относительная «чистота имиджа» — в крупных политических и коммерческих скандалах Яценюк пока что не «засветился». Конечно же, можно еще к плюсам причислить менеджерские качества Яценюка (работа в НБУ, в Секретариате Президента) — но о них еще надо рассказать, поскольку в отличие от парламентской деятельности, эта работа была не особенно публичной. К явно неоднозначным чертам в имидже Арсения Петровича относится его гибкость и политическая «аморфность» (даже не взирая на то, что он будет идти в первой пятерке списка «Нашей Украины», экс–спикера никак не назовешь ярым сторонником «оранжевых») — ведь эту же гибкость можно истолковать как отсутствие приверженности каким либо принципам. Да и излишняя «заумь», проскальзывающая в публичных выступлениях, тоже может сыграть как в пользу Яценюка, так и против него. С одной стороны, это может восприниматься как атрибут политика «новой генерации», интеллектуала и прагматика, а с другой стороны, среднестатистический обыватель, как правило, любит политиков, которые похожи на него самого (это, в частности, является одной из причин успехов Партии регионов на Востоке — «пролетарский» Донбасс стабильно голосует за «пролетария» Януковича), либо отображает «гламурные» мечты избирателя (один из главных «столпов» стабильно высокого результата Тимошенко, кстати). В политике имиджу Яценюка наиболее соответствует архетип «трикстера» (по К. Юнгу) — этакий весьма неоднозначный и даже двуличный персонаж, выигрывающий за счет своего ума и хитрости (вроде бога огня Локи в скандинавской мифологии).
При определенных обстоятельствах, особенно в условиях кризиса, именно лидеры–трикстеры способны наиболее эффективно справляться с теми вызовами, которые перед ними ставит кризис. И в Украине, которая переживает сразу несколько кризисов, у Арсения Яценюка, как прагматичного и интеллектуального политика, есть определенные шансы. Хотя не факт, что общество не пойдет за популистом–харизматиком, недооценив те возможности, которые может использовать интеллектуал–трикстер. Так что особых авансов Арсению Петровичу давать не будем — время покажет, насколько жизнеспособным будет такой тип лидера в украинском политикуме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий