Судный день?
Америка – страна, которую мы знали, любили или ненавидели, в которой живут родственники многих из нас, которая была всегда частью нашего сознания через фильмы, книги, масс-культуру, через пропаганаду и контр-пропаганду, Америка, рожденная четвертого июля 1776 года, прекратила свое существование. Реальностью стали голливудские блокбастеры о 24-м веке, в которых в Белом доме заседает чернокожий президент. Будущее наступило досрочно. Основываясь на американским же фильмах, остается ждать чего-то похожего на «Армагеддон» или хотя бы «Пятый элемент»: в 24-м веке при афроамериканских президентах Америку обычно ожидали крупные неприятности…
Политкорректность вернулась на свою родину в самом роскошном виде, в каком только можно было представить. «Никогда президентом США не станут католик, негр и женщина» — возглашал сто лет назад один консервативный сенатор. Католик стал президентом еще в 1961-м, и звали его Джон Фитцджеральд Кеннеди. Печальная судьба харизматичного ирландца будет постоянно напоминать Обаме о том, каково быть там, на вершине мирового трона – быть непохожим, первым, одиноким, хотя и очень многими любимым.
Соединенные Штаты дождутся и того недалекого уже часа, когда женщина в Овальном кабинете будет уже не героиней скандалов, а рядовым персонажем официальной президентской хроники. Хиллари Клинтон почти прошла в президенты. Время белой, маскулинной, англо-саксонской и протестантской Америки заканчивается. Ныне на «престоле» главной мировой демократии – афроамериканец. Апокалипсис настает сегодня?
Для кого как. Для миллионов белых американцев, по их ощущениям, настал «судный день». Теперь не «их парень» правит Америкой. Это правление почти наверняка может обернуться местью за рабство и последующее квази-рабство, которым в течение практически всей истории подвергались чернокожие жители США. От первых невольничьих кораблей до недавних стычек на расовой почве в Калифорнии – все это теперь станет частью нового национального мифа Америки. Мифа о триумфе униженных и оскорбленных. Мифа, сродни которому мог быть только миф о кухарке, управляющей государством. Потому пришествие Обамы не менее революционно, чем балтийский матрос на императорском троне в Зимнем дворце. Ныне потомок других угнетенных вполне цивилизованно взял власть в другой империи. Но революционности от этой цивилизованности в случившемся не меньше.
Последняя империя слишком долго скрывала проблему того, что расовый симбиоз на ее землях, несмотря на все возможные поправки к конституции и культ политкорректности, отсутствует. Афроамериканцы упорно не хотят становиться частью «плавильного котла». Они хотят перестроить американский социум под себя. А для этого им нужно тем или иным способом расшатать мир белых. Что бы не говорил и не делал Обама, каким бы он ни был умеренным и либеральным, последняя империя стоит на пороге новых потрясений. И мир, в котором США играет все еще одну из первых скрипок, тоже.
Африканские ритмы для Украины
Что же для нас, обитателей странноватого мирка между российским просторами и карпатским аулами, означает победа улыбчивого выходца из солнечной Кении? Обама и Маккейн – первые кандидаты в президенты за всю историю Штатов, которые узнали о существовании государства «Украина» еще не этапе предвыборной кампании. Мало того, украинский вопрос в каденции Обамы обречен занимать довольно значимое место. Гораздо более значимое, чем в эпохи Клинтона и Буша.
Космополитическая кровь Обамы и его внутренняя самоидентификация с угнетенными расами и народами придает, подчас помимо его воли, первому афроамериканскому президенту особую, несколько «мессианскую» черту. Возможно, такая ассоциация чуть ли не генетически обуславливает внимание ко всем, кого можно считать жертвами империй и жаждущими свободы. Обама, конечно же, тоже американский прагматик, но лишенный англосаксонского цинизма, с очевидным уклоном в негритюд. А такое мировоззрение требует активизации политики США в странах третьего и четвертого мира не только путем авиаударов и кредитов.
В ходе предвыборной кампании за Барака Обаму написали книгу под названием «Дерзость надежды». Хотя, в отличие от лучшего друга «яйцеголовых» Джорджа Буша, Обама хотя бы знает, о чем написано в книге за его авторством. В этой книге уделяется внимание и Украине. Обама изрекает очевидные вещи, но в этой очевидности – нормальный американский прагматизм. Америка – в смысле ее рядовых, и, в первую очередь, «цветных», граждан – теперь точно знает, что в мире есть такая страна – Украина, которая находится под боком у русского медведя, душащего ее в газовых объятиях. Теперь даже пресловутый «негр преклонных годов» из глубинки Алабамы знает: Украина – это такое государство, которое очень хочет свободы и демократии, а русские ее шантажируют, потому что у этой страны нет нефти и газа. Там живут хорошие парни, которые вырвались из лап коммунизма, и недавно у них даже была – как ее там – короче, какая-то «овощная» революция. Их нужно поддержать, а это значит, что Америка должна прийти им на помощь.
Эпоха, в которую Украина выпадала из сферы американских интересов по сути, а не по факту (ибо «буфер» между Европой и Россией всегда пользовался повышенным вниманием США), теперь закончилась. Украина будет восприниматься новой командой в Вашингтоне уже в новом контексте – не только как сугубо российская зона влияния, за которую нужно торговаться с Москвой. Новый президент США будет иметь дело с новой Украиной. Кто бы ни был в ней президентом, и какой бы формы строй там не установился.
Вот что пишет (вернее, вот под чем подписался) Обама в своей книге. «Страна, которая не может контролировать свою энергетику, не властна над своим будущим. У Украины в этом отношении выбор невелик, но у более богатых и более могущественных государств, он, безусловно, есть».
В этой связи еще более важным видится его послание к 20-му съезду Украинского конгрессового комитета в Америке. В этом обращении он подчеркнул, что будет убеждать союзников США в НАТО дать возможность Украине сделать этот очередной шаг к полноценному членству в евроатлантическом сообществе. «Друзья Украины на Западе должны и дальше играть ключевую роль в построении безопасного и благополучного будущего для украинских граждан», — заявил он. Это значит, что ПДЧ для нас все-таки вполне реально.
Еще месяц назад Обама виделся как традиционный американский политик, не менее Буша «умудренный» в географии. Сейчас ситуация поменялась, однако предположить, каковы будут действия Обамы на президентском посту в отношении Украины, трудно. Потому что у президента с черной кожей в США может оказаться множество своих забот, и отнюдь не Украина будет привлекать его внимание. Разве что в нее войдут российские танки.
И все таки «узнавание» Обамой Украины доказывает: США не списывают нас со счетов. В конце концов, королей играет свита. В окружении Обамы вряд ли окажутся выходцы из Украины или Польши. Однако сам факт того, что афроамериканец выучил слова «Голодомор», «Ющенко» и «оранжевая революция», говорят – он тоже знает, что в мире есть такая страна. И она ему интересна. Хорошо, что он узнал о ней заранее, а не на энном месяце пребывания в Белом Доме и при каких-нибудь чрезвычайных для нас обстоятельствах.
В этой связи существенно, что одним из руководителей избирательной кампании Обамы наш соотечественник Збигнев Бжезинский, которого можно считать самым крупным из аналитиков «старой закалки», лоббирующим тем или иным способом интересы Украины. В расписанной им для Обамы стратегии нет никаких уступок России – только максимальное укрепление проекта «Украина» путем, в первую очередь, экономических вливаний.
Потому считать возможное замедление с предоставлением ПДЧ победой России и демонстрацией «тупизма» непонимающего наших стремлений «паренька с плантации» — неразумно и недальновидно. Наоборот, в среднесрочной перспективе, можно ожидать улучшения в сфере финансовых, банковских и инвестиционных отношений с Вашингтоном. Мало того, возможно, впервые за весь период нашей независимости в Белый дом придет администрация, понимающая, что без реальных инвестиций в украинскую экономику США авторитета здесь не заработают. Даже с поправкой на осторожность, в связи с извечным для третьего мира понятием «воруют».
Впрочем, если Обама, став президентом, забудет про Украину – не беда. Такая ситуация только позволит нам перестать хвататься за вашингтонскую соломинку при каждом надувании московских щек. Которые одинаково агрессивно надувались бы как при республиканце, так и при демократе.
В этом плане «черное солнце» Обамы, взошедшее над миром, может изменить нашу страну так же, как уже готово изменить климат на остальной планете.
Комментариев нет:
Отправить комментарий