четверг, 13 ноября 2008 г.

Коалиция момента

Андрей Косовский

В Раде де-факто появилась новая коалиция. И так будет продолжаться до тех пор, пока эти псевдо-коалиции не станут легальными

Балога сделал то же, что и Тимошенко два месяца тому назад. Именно его стараниями была создана новая неформальная коалиция – БЛ-КПУ-ПР-ЕЦ, которая уволила Арсения Яценюка. Без десятка голосов «закарпатской команды» ничего бы не вышло.

Удивляться новому альянсу не приходится. По сравнению с некоторыми «противоестественными» скрещиваниями в украинской политике такая неформальная парламентская коалиция выглядит логично и предсказуемо. В принципе, понятно все и с мотивировкой участников «антитимошенковского» союза. Более-менее, просчитываются и дальнейшие действия участников.

Заявления политиков вызывают стойкое ощущение déjà vu. Пострадавшие обвиняют победивших в предательстве и перевороте, победившие злорадствуют, а «крайние» за неимением лучшего - демонстрируют политические амбиции. При этом каждый рассчитывает «многоходовки», которые через несколько дней превратятся в пыль, из-за непродуманных тактических действий скопища «политической элиты».

Со времен незабвенного Сан Саныча Мороза ничего не изменилось. Украинский политикум продолжает работать по заезженному алгоритму, используя те же самые методы. Существенной разницы в том, кого использовали для создания «коалиции на час» нет. Кинах, Бут, «Единый центр» или социалисты – лишь пушечное мясо, которое пускают в расход на задворках творящегося бедлама, который через несколько лет станет историей Украины.

Без «предателей» и «предательства» представить нынешние расклады невозможно. Это обязательные участники, действия которых в зависимости от обстановки выгодны абсолютно всем: БЮТу, Ющенко, Балоге, Регионам и прочим товарищам поменьше. Ведь в условиях постоянно изменяющегося баланса сил, формирование неформальной коалиции в свою пользу практически единственный доступный метод борьбы за власть и финансовые потоки.

Конституционные нормы мертвы. Их дух является лишь поводом для очередной попытки рейдерского захвата части власти одной из группировок. Ситуацию можно изменить лишь с установлением новой четкой системы.

Партийно-фракционную структуру парламента необходимо либо вообще либерализировать, вернувшись к образцу Рады позднего Кучмы, где каждый региональный сверчок имел личный абсолютно легальный фракционный шесток, либо – ужесточить в плане формализации реальной коалиции.

Ужесточение можно проводить без установления реальных норм императивного мандата, которые сегодня не действуют и вряд ли будут действовать хоть когда-то в этой стране. Ведь депутаты никогда не проголосуют за такой вариант изменения системы. Более того, все обвинения сторонников этой идеи в попытке установления внутрифракционной диктатуры и угрозе парламентаризму и демократии, в значительной степени справедливы. В украинских реалиях императивный мандат - это очень опасный инструмент влияния лидера на политические элиты.

Существует более простой способ привести Раду в порядок. А именно: легитимизировать тактическое большинство.

Сегодня для создания большинства необходимо провести кучу процедур. Формально оно является стабильным, а его представители занимают посты в исполнительной и законодательной власти. На практике – большинство разваливается через несколько недель и на его базе каждый месяц формируются новые союзы.

Существование большинства позволяет спекулировать на нем в информационном пространстве. Дескать, оно есть и это наш курс, а те голосования, которые мы проводим совместно с политическими оппонентами – это тактическая необходимость во благо государства. В результате, все без исключения политики работают по принципу: «Мопед не мой! Я просто дал обьяву!». Вся политическая система искривляется до нельзя, а объективная реальность подменяется пиар-моделью. В выигрыше все.

Легитимизация большинства в нынешних политических условиях должна проходить в четкой привязке к волеизъявлению депутатов. Коалиция должна формироваться автоматически по результатам важных голосований. А именно: бюджета; вопросов отставкиназначения руководства ВРУ, КМУ, других органов власти; законов, которые изменяют Конституцию Украины; других законов, которые имеют повышенное социально-экономическое значение. При этом изменение формата коалиции должно автоматически вести за собой формирование нового личного состава исполнительной власти.

Да, изначально, при таком раскладе, перевороты будут проходить часто. Но ведь и сегодня их количество просто зашкаливает.

Через некоторое время политикам станет не выгодно постоянно изменять форматы коалиции. Финансы любят тишину – элитам будет легче договориться, чем встревать в конфликт.

Более того, формализация коалиций положит конец политическим спекуляциям. А это одна из самых важных задач в рамках развития отечественной политической системы. После введения таких норм, никто из политиков не сможет выйти и сказать, что нынешнее голосование по изменению Конституции или снятию спикера, ничего не значит, и что все остаются на своих идеологических местах. То есть, господа из элиты, наконец, вспомнят, что такое отвечать за свои слова и действия.

Естественно, в подобных условиях придется разрешить вхождение в коалицию отдельных депутатов и политических групп в рамках фракций. Однако, то же самое де-факто происходит и сегодня во время голосований. Только сейчас все прикрываются фиговым листком официальных договоренностей, делая вид, что ничего не произошло.

Украине необходимо что-то решать с модернизацией политической системы. В нынешнем виде она является абсолютно неэффективной. Более того, проблему не решат выборы в 2010 году и возможная смена Президента. Лица просто поменяются местами и кардинальных изменений не произойдет. Необходимо менять сам подход, экспериментируя с нормами, для того чтобы выйти на оптимальную модель. В противном случае бардак будет продолжаться вечно.

Комментариев нет: