понедельник, 15 сентября 2008 г.

Project Syndicate: На очереди - Украина?

Война в Грузии ясно указала на вакуум безопасности и обнажила множество болевых точек окружающего региона, пишет Эндрю Вильсон в американском издании Project Syndicate.

Поспешное решение России по признанию "независимости" Южной Осетии и Абхазии было воспринято как предупреждение для каждой бывшей Советской республики, и усилило напряжение вокруг вопроса о том, кто может оказаться "следующим" - и как воспрепятствовать России в повторении пресловутого "Косовского прецедента" в других бывших Советских странах.

Для Европейского Союза, взявшего на себя роль основного посредника в этом конфликте, Грузия представляет многие насущные приоритеты. Однако представителям ЕС также следует думать о том, как продемонстрировать более глубокую приверженность безопасности, демократии и процветанию в Европейском "районе". Наиболее эффективным для Европы способом обхождения с по-новому агрессивной Россией будет коллективный отказ принятия двуполюсносной Европы с четко разграниченными сферами влияния России и ЕС.

Начать следует с Украины. К счастью, саммит между Украиной и ЕС, назначенный на 9 сентября в Эвиане, Франции, предоставляет для этого идеальную возможность.

Многие украинцы считают, что факторы, приведшие к войне в Грузии, находят свое подобие и в их стране. Украина имеет свой собственный потенциально сепаратистский регион в Крыму, и русское меньшинство страны составляет около 8.3 миллиона человек (являясь самым большим по численности меньшинством в Европе). Половина населения Украины в той или иной степени является русскоговорящей. Несмотря на то, что украинская конституция запрещает двойное гражданство, правительство было вынуждено начать рассмотрение по делу тайной выдачи русских паспортов в Севастополе. Украинцы замечают, что Россия оправдала вторжение в Грузию тем же образом, каким нацисты оправдывали расчленение Чехословакии, т.е. необходимостью "защитить" меньшинство, которому они только что предоставили гражданство.

Россия начала словесную войну вокруг поставки вооружения из Украины в Грузию. И сам конфликт показал, что российский Черноморский флот, базированный в Севастополе, может безнаказанно действовать по своему усмотрению, нравится это Украине или нет.

Украина имеет свой собственный потенциально сепаратистский регион в Крыму, и русское меньшинство страны составляет около 8.3 миллиона человек (являясь самым большим по численности меньшинством в Европе).

Основываясь на интерпретации украинской Оранжевой революции как поддержанной из-за рубежа НГО революции, Россия также продолжала тихое создание собственной сети дружественных НГО на территории Украины с 2004г. Украинцы также говорят об "откате экономики", в котором российские средства процеживаются через украинскую верхушку.

Политика ЕДП заслуживает одобрения, однако она не обращается к насущным вопросам сохранения и защиты независимости Украины. Многие страны-участники ЕС будут обеспокоены прямым переходом к спорному вопросу об окончательном принятии Украины в Европейский Союз, однако ЕС уже признает теоретическое право Украины на членство, как только страна достигнет соответствия Копенгагенским критериям; и лидеры ЕС могут быть достаточно убедительны для того, чтобы выступить в защиту осуществления этого проекта. Больше всего Украине необходима уверенность в том, что ее права действительно различаются и признаются. Ключевые слова здесь - "объединение" и "сотрудничество".

ЕС имеет больший размах в отношении краткосрочных мер, и ему следует разработать многомерную стратегию солидарности, которая послужит сигналом как Украине, так и России. Так, например, положительным шагом со стороны министров иностранных дел стран ЕС будет пригласить своего украинского коллегу сделать краткий доклад о украинско-российских отношениях при следующей встрече. Украине должна быть предложена дорожная карта для безвизовых путешествий. Новое соглашение между ЕС и Украиной должно включать в себя расширенную статью о солидарности, основанную на Будапештском Меморандуме 1994 года, согласно которой ЕС будет оказывать Украине содействие и консультирование в случае возникновения угрозы ее территориальной целостности и суверенности.

Россия начала словесную войну вокруг поставки вооружения из Украины в Грузию. И сам конфликт показал, что российский Черноморский флот, базированный в Севастополе, может безнаказанно действовать по своему усмотрению, нравится это Украине или нет.

ЕС также должно начать детальное исследование всех аспектов зависимости Европы от российского энергоснабжения, включая транзит, энергетическую безопасность и энергосбережение, диверсификацию источников поставок и эффективность "обходных" каналов энергоснабжения, таких как "Северный поток" (СЕГ) и "Южный поток". ЕС следует рассмотреть возможность открытия планируемого "Белого потока" - газопровода, позволяющего доставлять газ из Азербайджана через Грузию прямо на Украину, обходя Россию, в качестве ответного шага на открытие "Северного потока", который позволит России отрезать подачу газа на Украину и в Польшу, сохраняя поставки в Германию.

ЕС даже мог бы принять участие в поддержании развития подготовки к ЕВРО-2012. Решение назначить Польшу и Украину странами-хозяйками турнира явилось мощным символом европейского единства через нынешние границы ЕС (Польша входит в состав ЕС, в то время как Украина еще нет). УЕФА пока не удовлетворена успехами Украины в построении необходимой инфраструктуры, однако стране следует предоставить время на то, чтобы урегулировать свои внутренние вопросы.

По мере уместности, подобные меры следует распространить и на Молдову, которая теперь называет Украину стратегическим убежищем.

Украина стоит на пороге решающих президентских выборов, которые будут проведены в 2009 или 2010 г. (в Молдове выборы пройдут в марте 2009 г.). Серьезно поплатившись за вмешательство в 2004 г., Россия все же явно склоняется к очередному вмешательству. "Русский фактор" окажет серьезное влияние на предвыборную кампанию. Для того, чтобы "европейский фактор" создал достаточный противовес, вовлеченность Запада должна усилиться.

Комментариев нет: