Пожалуй, трудно будет отыскать в нашей стране людей, сомневающихся в том, что после обнародованного Виктором Ющенко 3 сентября заявления о якобы совершенных в стенах Верховной Рады государственном и конституционном переворотах, у него не осталось хотя бы призрачных шансов на второй президентский срок. Предприняв довольно жалкую попытку свалить вину за разразившийся внутриполитический кризис на своих оппонентов, Юлию Тимошенко и Виктора Януковича, нынешний глава государства сделал все возможное, чтобы лишить себя даже минимальной возможности составить им конкуренцию на будущих президентских выборах. Действительно, станет ли рядовой избиратель внимать речам окончательно обанкротившегося в политическом смысле Гаранта, если суть его заявлений сводится не к поиску конструктивного диалога между конкурирующими политическими силами, а к банальному очернению своих более расторопных визави?
Отчаянная попытка главы государства заставить демократическую коалицию сплясать под свою, прогрузински настроенную дудку, закончилась полным провалом. Применение отнюдь не демократичного метода работы с партнерами по парламентскому большинству натолкнулось на вполне ожидаемый отпор со стороны БЮТ. По сути, Виктор Ющенко сам толкнул Юлию Тимошенко на ситуативный союз с Партией регионов, чтобы затем а) обвинить премьер-министра и ее политическую силу в предательстве государственных интересов и попрании Основного Закона; б) заиметь удобный повод засветиться на фоне «предателей» эдаким спасителем демократических ценностей; в) попытаться внушить народу Украины, что именно он достоин на протяжении еще пяти лет занимать высокий пост гаранта Конституции. Задумка была весьма недурна, а вот исполнение, как всегда, подкачало.
Прежде всего, Президент неудачно избрал стиль обращения к нации. В его заявлении везде фигурировала привязка к народу. Подразумевалось, что глава государства якобы доверительно общается с украинцами, растолковывая им, что БЮТ и ПР «кинули» не лично Виктора Андреевича Ющенко, а всех «нас». Похоже, гарант забыл, или по наигранной наивности своей, не осознает, что на дворе – не 2004 год, и что население Украины уже давно не считает его национальным лидером. А потому такие панибратские обращения воспринимает, мягко говоря, с удивлением и даже с отвращением.
Нескладно вышло у Ющенко и с содержанием. В тексте президентского заявления несколько раз по отношению к БЮТ и Партии регионов и плодам их совместной законотворческой деятельности последних дней фигурировали определения «антиукраинские», антигосударственные». А сам ситуативный союз крупнейших парламентских фракции Президент назвал «неестественным».
Давайте посмотрим, какие действия этих политических сил глава государства считает неприемлемыми с точки зрения государственных интересов. Изменения в закон «О Кабмине». Здесь, следуя логике гаранта, БЮТ и ПР «установили диктатуру премьер-министра». В пояснительной записке к данным изменениям сказано: из закона «О Кабмине» исключаются «неконституционные нормы» об обязанностях правительства согласовывать с Президентом инициативу об увольнении отдельных министров; об обязанностях правительства обеспечивать выполнение указов Президента Украины (а не руководствоваться ними, как предполагает Конституция); об осуществлении права законодательной инициативы по поручению Президента. Кроме того, изменения исключили из закона «О Кабмине» норму об обеспечении правительством выполнения решений СНБО; о вступлении в отношения с правительствами иностранных государств на основании актов Президента, о праве Президента не вносить кандидатуру на пост премьер-министра на рассмотрение парламента. Где тут диктатура премьера? Похоже, гарант забыл, что в 2004 году сам пошел на голосование по политреформе, которая предполагала усиление парламентско-правительственной вертикали власти, и ослабление – президентской. Конечно, как только Виктор Ющенко вступил в должность Президента, эти изменения стали для него неудобными. И потому все последующие годы он потратил на то, чтобы отыграть назад конституционные изменения, вступившие в силу в 2006 году. И инициатива главы государства о разработке и утверждении новой Конституции, в которой бы президентская власть была доминирующей – из той же оперы. А потому называть изменения в закон «О Кабмине» антиконституционными для Виктора Андреевича, как минимум, аморально. Изменения в закон о полномочиях Конституционного суда Украины. Принятые поправки, по словам гаранта, сделали невозможными обжалование неконституционных решений правительства. Здесь следует уточнить – какие именно решения Кабмина гарант счел не соответствующими Основному Закону? Может быть, касающиеся назначения льгот, выплат компенсаций вкладчика Сбербанка, которые, кстати, Ющенко назвал абсолютно популистскими? Неплохо бы напомнить Виктору Андреевичу, что он сам многократно и безо всяких веских причин использовал свое абсолютное право обжаловать каждое решение правительства, идущее в разрез с личными предпочтениями гаранта и его окружения, в Конституционном суде. Так что же такого антигосударственного в том, что Президента ограничили в праве блокировать неугодное ему решение Кабмина?
Изменения в закон о деятельности СБУ. Претензия, выдвинутая главой государства к принятым поправкам, заключалась в том, что, по его мнению, депутаты подчинили себе и правительству Службу безопасности Украины. В чем опасность такого переподчинения силового ведомства, которое доселе находилось под полным влиянием Президента, Виктор Ющенко не уточнил. По сути же, Верховная Рада отобрала у главы государства право использовать СБУ в своих шкурных целях. И в этом есть свой резон. Ведь за последние месяцы Служба безопасности превратилась в карательный орган для политических оппонентов Виктора Ющенко. Риторический вопрос – есть ли в таком переподчинении антигосударственное зерно? Ну, конечно, если только Виктор Андреевич не считает, что «Государство – это он».
Что же до «неестественности» ситуативного союза Блока Юлии Тимошенко и Партии регионов, то тут гарант снова попал впросак. Противоестественным, скорее, было объединение НУ-НС и БЮТ. А вот союз, пусть и тактический, политических сил, которым симпатизирует большинство населения страны, вполне резонно назвать естественным. Вот только Ющенко эта спайка, которая, к слову, уже доказала свою эффективность, его главных политических оппонентов «глаза режет». Потому как наглядно доказывает бесплодность деятельности самого гаранта и его политической силы.
Но такое положение вещей Президента откровенно не устраивает. И потому он видит единственный выход из созданного им самим же внутриполитического кризиса в очередном внеочередном волеизъявлении. Основанием для этого, по мнению главы государства, послужит провал с созданием новой коалиции в парламенте. Не дождавшись вступления в силу решения о расформировании демократического большинства, которое, по регламенту коалиции, должно состояться по истечении 10 дней с момента выхода 37 депутатов из одной из фракций, составляющих большинства, Виктор Андреевич уже заявил, что считает голосования от 2 сентября формальным началом создания нового парламентского союза. В то же время, только вчера спикер парламента Арсений Яценюк огласил заявление депутатов фракции НУ-НС о выходе из демкоалиции. И начать формировать новое большинство парламентарии получат с 14 сентября, но никак не ранее, как на том настаивает Ющенко. Впрочем, странным выглядит желание Президента как можно быстрее устроить досрочные выборы в парламент. Ведь последние данные соцопросов, проведенные, в частности, институтом социологии при НАН Украины, говорят: ни у «Нашей Украины», ни у, тем более, зачатого в пробирке Секретариата Президента «Единого центра» нет ни малейшего шанса составить реальную конкуренцию БЮТ и Партии регионов на таких выборах. Стало быть, внеочередное волеизъявление переведет пропрезидентскую силу в парламенте в статус маргинала. Если, конечно, она еще туда попадет. Куда более опрометчивым кажется заявление Президента о том, что он пойдет на выборы 2010 года и победит, озвученное им, если верить депутатам Олесю Донию и Роману Зваричу, на совещании с фракцией НУ-НС в понедельник, 1 сентября. Наверняка это была бравада, целью которой было поднять дух ну-нсовцев, которых гарант склонил к выходу из коалиции. Но поверить этой браваде и пойти на поводу у зарвавшегося Ющенко для большинства депутатов НУ-НС равносильно политическому самоубийству. И все же такие камикадзе нашлись. И чего добились? Словом, Виктор Ющенко, отставив в сторону управление государством и сосредоточившись на плетении хитроумных интриг, загнал себя, в конце концов, в политический тупик. Выйти из которого ему будет практически невозможно. Так же, как и победить на будущих президентских выборах.
| |
|
вторник, 9 сентября 2008 г.
Политическое самоубийство Президента
АНАЛИТИКА
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
1 комментарий:
Сжигание ведьм, как европейский выбор
Покайся грешница, любовника в Москве завела? - голос пастора начинал звенеть в тишине храма, слова с визгом поднимались к островерхому куполу собора, и разбиваясь о него лепешками падали вниз.
Пани Юля молчала…
Стража, тихо сказал прокурор, уведите задержанную.
В сырой темной комнате горел огонь, крупный человек в кожаном фартуке мясника раскладывал возле камина свои странные инструменты. Неподалеку от него на дыбе была распластана женщина, и сложно было узнать в ней ту гордую паночку, что еще недавно переступила порог храма. Русая коса, на поверку оказавшаяся накладной, лежала в стороне, это усугубляла её вину…
Инквизитор закрыл молитвослов и встал. Его лицо было сурово, в стране недавно случилось наводнение, искали виновного.
На майдане волнами колыхалось людское поле. В середине него, справа от трибуны, возвышался сложенный костер со столбом по середине.
Скоро начнется…
Кто? – вначале шепотом, а потом все громче прокатилось по толпе, кто виноват? – вторили ближние и дальние…
Со скрипом открылись двери тюрьмы, море людей всколыхнулось и увидело её. Легкий вздох прокатился по толпе и уже тысячи людей кричали, давили, напирали на стражу, пытаясь достать до неё. Проклятья раздавались со всех сторон, но стража рассекая людское море, неумолимо приближалась к костру…
...Вот так политическая борьба, разворачиваемая на Украине, стала относиться уже не к политологии, а скорее к фольклору.
Подробнее на:
http://www.ruspro.org/index.php?mod=state_n&fld=state/politic&num=418&mrt=showcoment
Отправить комментарий