Шуточное ли дело - в одночасье законодательствовать и возглавлять такую «махину» как «Единый центр»?! И это, заметьте, помимо своих главных обязанностей, состоящих в том, чтобы «макать» премьер-министра Украины по поводу и без оного. Но, как часто бывает, чрезмерная суетливость и желание везде поспеть не всегда позитивно сказываются на качестве делаемой работы. Особенно – без привычки к законодательному труду. У нас даже возникло подозрение, что г-н Криль болезненно воспринял недавнюю публикацию «Обкома», в которой его фактически обвинили в том, что он зря зарплату народного депутата получает, ибо ничего в качестве такового не делает (см. Восемь «за» на двоих). И впопыхах решил немного поправить сложившееся о нем впечатление. Но в спешке он только усугубил.
Итак, на днях Игорь Криль решил сказать свое весомое слово в процессе реформирования отечественной избирательной системы. Слово это воплотилось в Проект Закона о внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О выборах народных депутатов Украины» (о внедрении пропорциональной избирательной системы с открытыми списками кандидатов в депутаты), зарегистрированный 24 сентября 2008 года.
Главное новшество законопроекта состоит в так называемом «открытии» списков, суть которого сводится якобы к тому, что именно избиратели, а не партийные лидеры будут определять конфигурацию партийных списков. Игорь Криль предлагает разделить избирательный список партии (блока) на главную и общую части. Главная часть – первая пятерка кандидатов, которая гарантировано попадает в раду, если партия преодолевают избирательный барьер. Общая часть – депутаты, которые закрепляются за 225 избирательными округами. Таким образом, в бюллетене наряду с первой пятеркой из главной части партийного списка будут также отображены ФИО кандидатов в депутаты из общей части партийного списка, закрепленных за этим округом. Законопроектом предполагается, что партия сможет закрепить за одним теризбокругом не больше пяти кандидатов. Если умножить 5 кандидатов на 225 округов, то в результате получим максимально возможное число кандидатов в 1125 человек. Плюс первая пятерка из главной части списка. В сумме – 1130 претендентов на депутатство от одной партии. Такой «размах» Криля вступает в противоречие с частью 1 статьи 57 действующего Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины», которым предполагается следующее: «Кількість кандидатів у депутати, що висуваються партією (блоком), не може перевищувати кількості депутатів, яка становить конституційний склад Верховної Ради України». То есть, 450 человек. Но, судя по всему, для Криля это – не заслуживающий внимания пустяк.
В бюллетене избирателю предлагается ставить отметку напротив названия партии. То есть избиратель, голосуя за партию в целом, одновременно отдает свой голос «за» первую пятерку и тех кандидатов, которых партия закрепила за округом. Если партия преодолевает барьер, то в ВРУ попадает первая пятерка и те кандидаты, которые в своих округах набрали наибольший процент поддержки. Этот процент вычисляется путем деления голосов, отданных избирателями за окружной список партии на избирательную явку в округе. Если с первой пятеркой все более-менее ясно, то с остальными кандидатами Игорь Криль, что называется, начудил. И, признаться, лихо начудил! Цитируем законопроект:
«5. Формування остаточного виборчого списку партії (блоку) відбувається наступними кроками: крок перший – внесення до остаточного виборчого списку партії (блоку) кандидатів у депутати, які включені до головної частини виборчого списку партії (блоку); крок другий – внесення до остаточного виборчого списку партії (блоку) кандидатів у депутати, які включені до загальної частини виборчого списку партії (блоку) під першими номерами у кожному територіальному виборчому окрузі у порядку зменшення (від найбільшого до найменшого) відсотку підтримки партії (блоку) у відповідному територіальному окрузі; кроки третій, четвертий, п’ятий та шостий проводяться аналогічно кроку другому за винятком того, що під час кожного із цих кроків до остаточного виборчого списку партії (блоку) вносяться кандидати у депутати, які включені до загальної частини виборчого списку партії (блоку) відповідно під другими, третіми, четвертими та п’ятими номерами у кожному територіальному виборчому окрузі».
Суть и соль предложенной Крилем схемы состоит в том, что на депутатские мандаты в первую очередь претендуют те кандидаты, которые находятся в общих списках под первыми номерами. Смоделируем ситуацию. Партия А преодолевает избирательный барьер, и, допустим, претендует на 2 депутатских мандата. Общий список партии А из двух кандидатов в 1-ом округе набирает 100 голосов, общий список той же партии также из двух кандидатов во 2-ом округе набирает 1 голос. Казалось бы, два депутатских места должны были бы занять кандидаты партии А из 1-ого округа. А вот и нет! Депутатами становятся два кандидата, размещенные в общих списках двух округов на первых местах. Мотив Криля или тех, кто действительно готовил этот законопроект, очевиден – сделать будущий результат настолько предсказуемым, насколько это возможно. Под предсказуемостью автор предполагает размещение нужных людей в общих частях партийных списков под первыми номерами с тем, чтобы существенно, в разы, увеличить их шансы на прохождение в парламент. Таким образом, то ли НУ, то ли ЕЦ (ну, в общем, что-то пропрезидентское) может вполне серьезно за счет голосов избирателей, скажем, из округов Запада провести в парламент первые номера из окружных списков Центра или Востока даже в том случае, если за них там проголосует значительно меньшее количество избирателей.
О сути законопроекта можно говорить еще долго. Например, отдельного разговора заслуживает вопрос равномерности распределения избирателей по округам, а также адекватность нормы о первой пятерке, которая, по сути, участвует в выборах вне конкурса. Но, на наш взгляд, куда более интересно взглянуть на общий контекст происходящего. Спрашивается: зачем, собственно, Игорю Крилю нужно было регистрировать этот законопроект, зная, что шансы на его прохождение в сегодняшней Раде равны нулю? Очевидно, что Криль – то ли сам, то ли по наущению – решил одним выстрелом «уложить» двух зайцев – ПР и БЮТ. Дело в том, что в проекте Конституции, приписываемом БЮТ, также как и в проекте Конституции, зарегистрированном ПР, предусматриваются открытые партийные списки. А в законопроекте Портнова-Лавриновича, предусматривающем кардинальное изменение избирательной системы, о них нет даже намека, даже полуслова. Председатель ЕЦ негодует по этому поводу: «У Європі немає жодної країни, де виборча система настільки викривляла би волевиявлення виборців, як у запропонованому законопроекті Лавриновича-Портнова… Замість пропонувати суспільству запровадження відкритих списків, які наблизили би депутата до виборця, БЮТ і ПР цікавить лише зосередження влади в своїх руках». И еще: «Тільки відкриті виборчі списки дозволять зламати корумповану модель роботи парламенту і стануть рецептом оздоровлення української політичної системи», - вещает Криль, судя по всему, имея в виду свой законопроект. Но выстрел Криля оказался откровенно холостым.
Дело в том, что предложенная главным ЕЦовцем избмодель не предполагает открытых партийных списков. Как отметил Игорь Криль, его законопроект предусматривает, что избиратели, кроме первых пятерок списков, смогут избирать и конкретных кандидатов, закрепленных за каждым из 225 избирательных округов. Наверное, дражайший Игорь Иванович что-то путает – ничего подобного в его законопроекте нет. То, чем он так гордится является ни чем иным, как закрытыми региональными списками. Ибо открытыми партийные списки считаются тогда, когда избиратель имеет возможность голосовать за конкретного кандидата из списка. То есть, ставить галочку напротив ФИО этого кандидата, а не партии в целом. И здесь не суть – 450 кандидатов в списке или только 10. По схеме Криля избиратель голосует не за кандидата, а за список в целом, пусть даже и состоящий максимум из 10 кандидатов. Иными словами, избиратель не имеет никакого влияния на очередность попадания депутатов из этого списка в ВРУ. Представьте, например, что вы воспылали любовью к ЕЦ потому, что в вашем округе на пятой позиции в общей части партийного списка находится порядочный, пользующийся уважением у граждан округа человек. Может такое быть? Не исключено. Но ваш голос за ЕЦ не означает то, что вы проголосовали именно за этого уважаемого человека – вы отдали свой голос в первую очередь за первую пятерку, во вторую – за кандидата, который в общей части партсписка находится на первой позиции, в третью – за того, кто на второй позиции и т.д.. Так что облюбованному вами кандидату депутатство не то что не светит – даже не отсвечивает. Действительно открытыми списки были бы тогда, когда избирателям предоставили бы возможность голосовать за конкретных кандидатов из списка. Тогда изначальное расположение кандидатов в окружных списках не определяло бы их шансов на победу. Но кому это нужно? Крилю & co.? Сомнительно.
В свете всего вышеизложенного можно порекомендовать председателю ЕЦ поменьше самодеятельности и побольше самопросвещения. А если не охота или некогда читать, то всегда можно обратиться за разъяснениями, скажем, в Комитет избирателей Украины. Или, на худой конец, порасспрашивать коллегу по фракции Юрия Ключковского, президентствуещего в Институте избирательного права. Одним словом, было бы желание.
Есть у этой истории еще одна грань. 15 апреля 2008 года состоялось совещание по вопросам борьбы с коррупцией, на котором Виктор Ющенко попросил подготовить изменения в избирательное законодательство, предусматривающиe переход к открытым партийным спискам. Если законопроект Криля является выполнением распоряжения Президента, то он, Криль, либо сознательный провокатор, подставляющий Виктора Андреевича, либо Виктор Андреевич окончательно утратил способность к пониманию своих же слов. Кроме «акцепта», разумеется.
Назар БОЙКО
Комментариев нет:
Отправить комментарий