Выдержки из романа Василия Аксенова «Остров Крым»
В разгар кризиса вокруг Южной Осетии в центре внимания западных политиков и журналистов неожиданно оказался… Крым. Пресса наводнилась предположениями о том, что «следующим шагом» Москвы после Южной Осетии и Абхазии станет украинский полуостров. «Известия» попытались понять, как могут развиваться события вокруг Крыма.
Мементо мори, или Действие Большого договора истекает
В апреле 2009 года истекает 10-летний срок действия российско-украинского Большого договора о дружбе и сотрудничестве. Именно этот документ гарантирует территориальную целостность Украины. Россия обязалась уважать ее — наравне с письменными гарантиями Киева вести дружественную политику в отношении Москвы. Как известно, ни по одному критерию политику президента Виктора Ющенко нельзя назвать дружественной. Здесь и притеснение русскоязычного населения, и чествование ветеранов-фашистов, и намерение вступить в НАТО. А позиция Киева в отношении югоосетинских событий и вовсе подвела черту под прошлыми надеждами на дружбу и сотрудничество.
По условиям договора, стороны за полгода уведомляют друг друга о намерении продлить или не продлить его. То есть Россия может до 1 октября принять соответствующее решение. В июне Дмитрий Медведев уже напомнил Ющенко, что Украина не выполняет своих обязательств. В июне же Госдума направила президенту и премьер-министру России обращение с рекомендациями пересмотреть условия заключения договора с учетом систематического невыполнения его положений Киевом. По информации «Известий», последнее время Москва усилила дипломатическое давление на Киев — с тем чтобы добиться от него «внятной позиции относительно положений договора».
В сентябре эту тему планируется поднять в парламенте. И не исключено, что вопрос о выходе из договора поставят на голосование. В этом случае территориальная целостность Украины окажется не просто под угрозой (под ней она находится перманентно благодаря политике Ющенко). Ползущее по швам «унитарное» государство Украина может просто развалиться — как непропеченный пирог у нерадивой хозяйки.
«Выход России из Большого договора, даже не выход, а просто непродление, поставит ряд вопросов, на которые команда Ющенко не сможет ответить. Это взбудоражит ситуацию. И на Украине, и в Крыму, и в России найдутся силы, которые с удвоенной энергией будут развивать тезис о необходимости пересмотра границ и решении судьбы Крыма и Севастополя», — говорит «Известиям» первый зампред комитета по делам СНГ Константин Затулин.
«Ратификация Большого договора в 1999 году не способствовала укреплению позиций России, — считает другой собеседник нашей газеты, руководитель Парижского отделения Института демократии и сотрудничества Наталия Нарочницкая. — До ратификации этого договора не было никаких юридических актов, обосновавших сегодняшний статус-кво полуострова. Договор, не взяв с Украины никаких обязательств не вступать во враждебные союзы, как бы снял вопросы о границе. Но есть документы, признающие незаконной передачу Крыма Украине в 1954 году».
Речь идет о постановлении Верховного Совета России от 21 мая 1992 года и об указе президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года о выводе Севастополя из Крымской области. Этим указом город переводился «под республиканское подчинение» РСФСР. "Во время работы комиссии по статусу Севастополя в 1993 году мы запрашивали в архиве Верховного Совета, что происходило с этим указом, когда Крым передавался Украине, — рассказывает Нарочницкая. — И получили буквально следующий ответ: „При передаче Крыма Украине указ 1948 года отменен не был“. Именно поэтому Верховный Совет 9 июля 1993 года принял указ о статусе Севастополя, в котором признается, что город не является частью Крыма. Об этих документах в Москве не вспоминали только по доброте душевной, рассчитывая на союзнические отношения с Украиной. Но теперь, очевидно, молчать уже больше не будут.
Теряя штаны, Ющенко рвет на груди рубаху
Смятение в оранжевом палисаднике не случайно. Только почему-то вместо того, чтобы отказаться от ультранационалистических амбиций и начать наконец укреплять хрупкие стенки своего государства (создать федерацию, наладить отношения с русскоязычными), Ющенко по-прежнему провоцирует Россию. Это все равно что, теряя на бегу слишком широкие штаны, рвать на груди рубаху от злости. В интервью британской „Таймс“ президент Украины пообещал: он сделает все возможное, чтобы не стать „следующей жертвой Кремля“. Для этого президент собирается увеличить военный бюджет, а главное, форсировать вступление Украины в НАТО.
В Крыму он начал пиар-кампанию против обладателей российских паспортов. А группа поддержки в лице западной прессы утверждает, что Россия действует по "проверенному осетинскому сценарию": снабдив значительную часть населения (на самом деле, порядка 100 тысяч из двух миллионов жителей полуострова) российским гражданством, она вмешается, чтобы защитить соотечественников при первом же удобном случае.
В интернете появились спекуляции на тему возможных провокаций, вплоть до терактов против кораблей Черноморского флота в Севастополе. Приводятся зловещие сценарии „захвата Крыма российскими войсками“.
Так или иначе, но все разговоры о возвращении Крыма, в одночасье выплеснувшиеся на страницы газет, свидетельствуют об одном: государственные границы, возникшие в горячке развала СССР, зиждутся на весьма хрупких договоренностях. И на Западе это прекрасно понимают.
Клон Саакашвили
Политика марионеточных правительств на территории постсоветских республик, в задачу которых изначально входило исключительно противодействие Москве, а не забота о собственном населении, сродни бомбе замедленного действия. А Россия после Южной Осетии и Абхазии становится заложником реализованных ею обязательств по защите соотечественников. Но как далеко она готова пойти и будет ли ждать, когда в этих самых соотечественников начнут метать бомбы? И к чему может привести такое восстановление справедливости?
В политическом смысле Ющенко — стопроцентный клон Саакашвили. Его политика по большому счету идентична политике грузинского лидера (именно поэтому ему так и не удалось расположить к себе Восточную Украину и Крым). Только, в отличие от Грузии, на Украине не два, а девять регионов, говорящих по-русски и не доверяющих Киеву.
„Ющенко и „оранжевые“ считают, что НАТО поможет им избежать ответственности перед Россией за территориальные приобретения, которыми они обязаны советской власти“, — поделился с „Известиями“ постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин еще до событий в Южной Осетии.
При этом он высказал интересную мысль, которая тогда осталась незамеченной, а сейчас вполне может объяснить дальнейшую тактику Москвы: „До последнего времени в России никто всерьез не рассматривал возможность начать бодаться с Украиной за Крым и даже за Севастополь. А команда Ющенко изначально имела в виду эту возможность. Своими действиями, в том числе и стремлением в НАТО, они показывают, что сами считают эти территориальные приобретения незаконными. Спрятаться в НАТО они пытаются для того, чтобы законсервировать нечестным образом полученные приобретения. Поняв эту логику, мы сильно заинтересовались: если они так думают про нас, почему бы нам самим об этом не подумать“.
Подумать есть над чем: отказ от базы в Севастополе для России равносилен геополитической капитуляции. А Ющенко не оставляет Севастополь в покое даже сейчас, задолго до 2017 года, когда формально истекает срок аренды порта нашими моряками. Похоже, в мире уже сложилось понимание того, что Россия просто так из Севастополя не уйдет. „В Крыму российский флот с его базой в Севастополе становится гравитационным центром, который теоретически может быть использован в любое время. Люди и порох готовы. Не хватает лишь искры“, — пишет немецкая „Франкфуртер альгемайне“.
Однако сегодня даже те, кто раньше открыто высказывался за поднятие вопроса о статусе Крыма, предпочитают не нагнетать обстановку. Затулин объясняет это так: „Выделяя Крым из перечня других русскоязычных регионов, мы создаем проблему в отношениях с Восточной Украиной. Там есть Донецкая, Луганская, Днепропетровская — всего девять областей с преимущественно русскоязычным населением. Это миллионы человек. Они вправе спросить нас: а как же мы? Необходимо комплексное решение“.
Депутат уверен (и эта точка зрения характерна для части российского истеблишмента), что просто так продлевать договор нельзя. Россия просто обязана потребовать от Украины выполнения обязательств в отношении прав русскоязычных. „Все отношения, в том числе и экономические, и вопросы безопасности, должны рассматриваться сквозь призму положения русскоязычного населения“, — говорит депутат, напоминая, что Севастополь — единственный город на Украине, не имеющий права избирать своего мэра — только потому, что это русский город.
ИНТЕРНЕТ-ОПРОС „ИЗВЕСТИЙ“ И KM.RU
Нужен ли России Крым?
45%: Да, мы за него веками воевали
25%: Россияне и украинцы – братские народы. Когда-нибудь Крым станет общим
16%: Разумеется, это стратегическая база нашего флота
10%: Отдали, так отдали. Теперь это другое государство
4%: Нет, Крым не стоит тех проблем, которые мы от этого получим
В опросе приняли участие 7276 человек
Комментариев нет:
Отправить комментарий