суббота, 16 августа 2008 г.

Россия отплатила Западу

("Christian Science Monitor", США)
НАТО слишком долго проявляла неуважение к России. Теперь альянсу придется проводить перегруппировку

Эндрю Басевич (Andrew J. Bacevich)


Если долго тыкать медведя палкой, он вас наверняка укусит. Кризис из-за Грузии продолжается, и эта фраза лучше всего подходит для описания сегодняшнего характера отношений Запада с Россией.

На фоне противоречивых сообщений о соблюдении Россией соглашения о прекращении огня ясно просматривается одно: Москва на этой неделе одержала сокрушительную геополитическую победу. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что США должны сделать свой выбор между 'виртуальным проектом' в Грузии и реальным партнерством с Россией.

После нескольких дней очевидной растерянности Запад только сейчас начал формулировать свой ответ. Государственный секретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) посетит Грузию с символическим визитом поддержки. Транспортные самолеты ВВС США доставляют небольшие объемы гуманитарной помощи. А министры стран НАТО проведут во вторник встречу для обсуждения кризиса. Когда они приступят к дискуссии, пусть вспомнят, как мы до этого дошли.

После окончания 'холодной войны' около двух десятилетий назад Россия была чрезвычайно ослаблена. Четко придерживаясь железных законов политики, Запад немедленно принялся использовать возникшее преимущество.

Военный альянс НАТО, созданный для сдерживания советской мощи, приступил к реализации агрессивной программы продвижения на восток. В процессе расширения он включил в свой состав бывших советских сателлитов, таких как Венгрия и Польша, а также бывшие советские республики Латвию, Литву и Эстонию. Хотя Кремль громко возражал, Запад эти протесты проигнорировал.

В 90-е годы НАТО также пересмотрела свои цели. Если использовать цитаты того времени, то альянсу надо было либо 'выходить за свои пределы', либо 'выходить из дела'. Выход за пределы означал, что НАТО должна преобразоваться в инструмент интервенции. Это импульсивное стремление нашло свой выход в 1999 году, когда альянс начал войну против Сербии на стороне косовских албанцев. Россия, отведя себе роль защитницы всех славян, запротестовала. Запад Россию проигнорировал.

В нынешнем десятилетии администрация Буша, озабоченная необходимостью защиты Европы от ракетного нападения Ирана, твердо решила разместить современную противоракетную радиолокационную установку в Чехии и ракеты-перехватчики в Польше. Кремль, подозревая, что система ПРО предназначена против России, запротестовал. Запад снова оставил российские протесты без внимания.

Сегодня Россия уже не слабое государство. В эпоху Владимира Путина - а он по-прежнему играет роль главного действующего лица при президенте Дмитрии Медведеве - Россия больше не намерена быть мальчиком для битья. Своим вторжением на территорию Грузии, которая является другом США и страстно стремится стать новым членом НАТО, Кремль подает Западу сигнал: все, хватит. Россия больше не собирается терпеть посягательства Запада на принадлежащую ей по праву сферу влияния.

После долгой череды проигрышей Россия вполне может на сей раз добиться успеха. Западу, особенно Европе, нужна российская нефть и газ, и он не в состоянии вводить жесткие санкции. Более того, даже если бы у НАТО появилось желание броситься на выручку Грузии, она не смогла бы этого сделать. Это парадокс, но по мере территориального расширения и выхода за пределы НАТО начала терять свою военную мощь. Войска альянса уже перегружены работой, ведя войну против боевиков-талибов в далеком Афганистане. Когда-то мощный и грозный альянс истощил свои силы. У него ничего не осталось для отправки на Кавказ. Да и в любое другое место тоже.

Как говорится, не рой другому яму... Жестокая расправа Москвы с Грузией стала ответом на надменное отношение Запада к России, когда та лежала ниц. Слабость реакции Запада говорит о безрассудстве НАТО, потерявшей свою путеводную цель, которая заключается в защите Европы, а не в наведении порядка в Центральной Азии. Между тем, администрация Буша, несмотря на хваленую военную мощь Америки, мало что может сделать, кроме заявлений протеста, увещеваний и предоставления Грузии символической помощи. Все еще пытаясь выбраться из иракской трясины, США имеют более чем достаточно военных обязательств, и дел им хватит надолго.

Неужели все это свидетельствует о возврате в 30-е годы прошлого века, когда тоталитарные диктаторы безнаказанно проглатывали маленькие страны, создавая тем самым условия для гораздо более масштабной катастрофы? Нет, но для этого Западу надо вести себя, по крайней мере, разумно.

Россия нам не друг, но совсем не обязательно, чтобы она была нашим врагом. У Кремля не идеологические, а имперские амбиции. Путин не диктатор, он националист, стремящийся сделать так, чтобы к России относились с уважением, а в пределах границ так называемого 'ближнего зарубежья' даже с почтением. Но за пределами непосредственно прилегающих к России территорий эта возрождающаяся страна не представляет большой опасности. В любом случае, эта опасность не может сравниться с той угрозой, которая исходила когда-то от Советского Союза. А когда речь заходит о демонстрации силы за пределами страны, сегодняшняя российская армия становится похожа на бледную тень вчерашней Красной Армии.

Главный урок грузинского кризиса заключается в следующем. Каникулы после окончания 'холодной войны', когда Европа смотрела на собственную безопасность как на нечто само собой разумеющееся, уже закончились. Марш НАТО на восток в ущерб России достиг своих пределов. Дальнейшее расширение альянса за счет включения в его состав Грузии или даже Украины обойдется слишком дорого, и НАТО такие затраты могут оказаться не по плечу.

Перед Западом, и особенно перед крупными европейскими державами, сегодня стоит приоритетная задача - начать серьезно относиться к восстановлению своих оборонительных порядков. Альянсу, который способен защитить свои рубежи, и который проявляет отчетливую готовность это делать, нечего бояться со стороны путинской России. Ответ Запада Москве, которая показала свои мускулы в Грузии, должен быть однозначным: все, хватит.

Эндрю Басевич - профессор истории и международных отношений Бостонского университета. Недавно была опубликована его новая книга 'The Limits of Power: The End of American Exceptionalism' (Границы власти: Конец американской исключительности)

Комментариев нет: