воскресенье, 24 августа 2008 г.

Еще один Карибский ракетный кризис?

("Russia Profile", Россия)
Эксперты советуют России занять трезвую позицию по вопросу о противоракетной обороне
Елена Биберман (Yelena Biberman), 22 августа 2008

Russia Profile

Соединенные Штаты заявляют, что создаваемая ими противоракетная система в Центральной и Восточной Европе защитит 'друзей и союзников' Америки от государств-изгоев. Одновременно американцы уверяют, что повторения Карибского кризиса не будет. Однако Россия не верит тому, что говорят американцы. По мнению экспертов и аналитиков, Россия может адекватно ответить на эти шаги США и принять соответствующие меры.

Бывший российский президент Владимир Путин заявил в октябре прошлого года, что решение США относительно создания противоракетного щита в Восточной и Центральной Европе создаст ситуацию, похожую на кубинский ракетный кризис. Представитель госдепартамента США Шон Маккормак (Sean McCormack) сразу же критически отозвался об этом сравнении, подчеркнув, что существуют 'отчетливые исторические различия между нашими планами развернуть систему противоракетной обороны, создаваемой для того, чтобы обеспечить защиту от ракетных пусков со стороны государств-изгоев, таких как Иран, и наступательным ядерным потенциалом тех ракет, которые размещались на Кубе в 1960-х годах'.

Такого рода заявления не могут удовлетворить российских критиков. Страх и противодействие были главными темами на пресс-конференции, состоявшейся 23 июля в агентстве 'РИА Новости', в ходе которой ведущие российские эксперты пытались найти ответ на вопрос - каким должна быть реакция российской стороны на планы создания американской оборонительной противоракетной системы?

Игра заявлений

Администрация президента Буша заявляет, что ей нужно разместить свою базу и радар в Чешской Республике, а также десять ракет-перехватчиков в Польше, как часть более широкого противоракетного щита, включающего существующие установки в Калифорнии и на Аляске, цель которого - защита от любого нападения с применением ракет большой дальности со стороны таких стран, как Иран или Северная Корея. В начале июля США заключили предварительное соглашение как с Польшей, так и с Чешской Республикой.

'В лице Ирана мы, а также наши союзники и друзья, видим растущую ракетную угрозу, и эти ракеты способны покрывать все большее расстояние и проникать все глубже, а иранские аппетиты относительно ядерных технологий до сих пор не взяты под контроль', - предупреждала американский госсекретарь Кондолиза Райс после подписания с Прагой предварительного соглашения о системе противоракетной обороны.

На вчерашней пресс-конференции главный военный аналитик Института мировой экономики и международных отношений Российской Академии наук Александр Пикаев отметил, что американские планы создания противоракетной обороны делают ситуацию не менее опасной, чем это было во время Карибского кризиса. 'В действительности, ситуация может быть даже более опасной, поскольку американцы тогда боялись Советского Союза значительно больше, чем они боятся Россию теперь, и поэтому они готовы делать такие вещи, на которые они никогда бы не решились во время 'холодной войны'', - добавил он.

Российский ответ

Главный редактор издаваемого в Москве журнала 'Россия в глобальной политике' Федор Лукьянов подчеркнул, что вопрос о противоракетном щите - это вопрос в контексте отношений между Россией и Соединенными Штатами, и поэтому любое государство, принимающее соответствующее решение, оказывается в результате в центре этого конфликта, и подвергает таким образом себя опасности. 'Когда речь заходит о стратегической сфере, сфере ядерного оружия, то мы имеем дело с отношениями между Россией и Соединенными Штатами, - добавил он. - И те страны, которые сами будут элементами американского стратегического планирования, неизбежно станут составной частью этих отношений - не активной, а пассивной частью, со всеми вытекающими из этого последствиями'.

'Россия имеет полное право на ответ', - предостерег Пикаев и добавил, что, вероятнее всего, вследствие этого ответа мир может оказаться даже ближе к ядерной конфронтации, чем это было во время Карибского кризиса, поскольку 'Россия в настоящее время - это более слабое государство, а более уязвимые страны обычно отвечают резче, если им угрожают'.

Бывший главнокомандующий военно-воздушными силами России генерал армии Петр Дейнекин предложил свою версию того, каким должен быть ответ России. 'Как военный человек и как бывший главнокомандующий я просто должен сказать, что было бы преступно для вооруженных сил любой страны не принять адекватных мер в складывающейся ситуации', - отметил он.

Эксперт по вооружениям и глава информационно-аналитического сектора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин очень подробно описал возможный ответ со стороны России. 'Естественно, что любой новый объект станет мишенью для удара со стороны России. Этот удар будет осуществлен либо нашими межконтинентальными баллистическими ракетами, поскольку, к сожалению, у нас больше нет ракет средней дальности, которые в этой ситуации подошли бы лучше всего, или, что лучше, крылатыми ракетами, которые могут быть выпущены с бомбардировщика на российской территории'.

Пикаев согласился с Храмчихиным в том, что в случае появления новых объектов, которые, вероятно, будут представлять угрозу для России, все они автоматически станут мишенями. 'Если кто-то принимает решение о шагах, представляющих опасность для России, то он должен знать, что он автоматически становится объектом для нанесения удара со стороны российских обычных или ядерных вооруженных сил', - подчеркнул Пикаев.

Однако он также предложил такой вариант, при котором вообще удалось бы избежать такого рода ситуации. 'Пока еще нет необходимости прибегать к оружию, - отметил он. - Российским гражданам надо сделать совсем немного, к примеру, нужно просто отказаться пить чешское пиво. И этого будет вполне достаточно'.



Комментариев нет: