пятница, 29 августа 2008 г.

Коломойского очищают от серы

С 1 сентября дизель группы «Приват» станет запрещенным. Для того, чтобы та стала сговорчивее.

Противостояние правительства и группы «Приват» в энергетическом секторе продолжаются. После того, как руководство Кабмина категорически выступило против схемы днепропетровских бизнесменов и Секретариата Президента по использованию нефтепровода «Одесса-Броды», правительство приготовило новый «сюрприз». Госпотребстандарт отказался продлить нефтеперерабатывающим заводам ФПГ разрешение на производства низкосернистого топлива.

С первого сентября украинским нефтеперерабатывающим заводам запрещается производить дизтопливо и бензина с повышенным содержанием серы.

Согласно приказу Госпотребстандарта, теперь ее содержание в дизтопливе должно сократиться с 0,5% до 0,2%. А в бензине – с 0,1% до 0.015%.

Таким образом, Комитет повысил минимальные требования к производству топлива, что безуспешно пытался сделать последние несколько лет. Напомним, что в январе этого года в Украине появился новый стандарт, который соответствует общепризнанным Евро-4 и Евро-5. Но поскольку такую продукцию могут обеспечить лишь Одесский и Лисичанский заводы, а также импортеры, то для «отечественного производителя», который практически весь собрался под крылом группы «Приват», оставили и «старую рецептуру».

Теперь же государство решило вплотную заняться и «украинским стандартом», доведя его приблизительно к Евро-3.

«Такое решение было запланировано давно. И на этот раз комитет не будет продлевать разрешение на производство низкосернистого топлива НПЗ, как это было раньше» - пообещали «proUA» в Госпотребстандарте.

Следует отметить, что еще в 1999 году ведомство разрешило украинским НПЗ производить до января 2005 года дизтопливо с содержанием серы более 0,2%. За это время заводы должны были установить оборудование гидроочистки дизтоплива и изомеризации бензина. Однако, сделали это не все.

По просьбе НПК «Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатье» Госпотребстандарт несколько раз приостанавливал введение действие своего приказа. Также оказалось, что перейти на новые стандарты в производстве бензинов сегодня не в состоянии и «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ). Хотя еще год назад прежний, неприватовский, менеджмент завода уверял СМИ, что успеют «в срок».

Теперь же «Укртатнафта» даже обратилась с письмом к Виктору Ющенко и Юлии Тимошенко, в котором просили повлиять на Госпотребстандарт. В противном случае, предприятие вынуждено будет остановиться под грузом штрафных санкций. Правда, с приближением «времени Ч» тональность заявления предприятия несколько смягчилась.

«Посмотрим, что будет 1 сентября. Ситуация критическая, но как она будет развиваться – в этом вопрос. Думаю, точки понимания будут найдены. У нас разработан первый этап повышения качества нашей продукции. Но для этого нужно время», - сказал proUA представитель компании.

То, что переговоры продолжаются, подтверждают и другие участники нефтяного рынка. Среди компромиссных решений обсуждается разрешение заводам производить высокосернистое горючее. Но с ограничением продажи.

«Мы дали свое согласие Госпотребстандарту, при условии, что это топливо не будет применяться для автомобилей и реализовываться в сети АЗС. То есть, у нас есть сельское хозяйство, у нас есть спецтехника, есть стационарные двигатели и тепловозы, которым Евро-3 не надо. Мы согласовали такой подход. Потому, что на АЗС это допускать нельзя», - рассказал proUA о компромиссе завлаборатории исследований использования топлив и экологии ГП «ГосавтотрансНИИпроект» Виктор Устименко

«Вопрос с компромиссным вариантом пока не решен. Сейчас идет над ним работа. Ведь получится, что треть украинского дизтоплива теперь не будет соответствовать стандарту. Тем более, что в сентябре планировал начать производство Херсонский НПЗ, топливо которого тоже не отвечает этим стандартам. Все это не может не сказаться на рынке. И на социальной ситуации в регионах», - сообщил proUA Богдан Качирко, заведующий лабораторией процессов нефтепереработки и альтернативных видов топлива украинского НИИ нефтеперерабатывающей промышленности ­“Масма”.

Правда, некоторые эксперты считают, что нефтяники в очередной раз «договорятся» с властью

«Заводы как работали, так и работают. Они могут накапливать ресурсы. У них уже есть ресурс, который выпущен. Как только вопрос будет решен, заводы начнут сертифицировать это топливо и поставлять на рынок. Здесь нет такого критического привязки к дате 1 сентября. Останавливать производство никто не будет»», - поделился своими мыслями с proUA директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин.

В тоже время, представитель правительства сообщили «proUA», что события вокруг ужесточения стандартов не в последнюю очередь связаны с активностью группы «Приват» и Секретариата Президента вокруг аверсного использования нефтепровода «Одесса-Броды».

«Сегодня «Приват» на Кременчугском НПЗ работает через «пятое-десятое». Два их НПЗ на Западной Украине тоже, мягко говоря, не отличаются стабильной работой. Так что существенного влияния на насыщенность рынка это не окажет. Да и останавливать заводы никто не будет. Пусть договариваются», - сказал источник.

Наверное, для большей «сговорчивости», сегодня Антимонопольный комитет сообщил СМИ, что оштрафовал «Укртатнафту» на 300 тысяч гривен за завышенные цены, по которым компания продавала бензин в 2007 году. Интересно, на «Укртатнафта» с готовностью согласилась заплатить штраф.

Комментариев нет: